УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Кому отдать приоритет? (версия для печати)


Кому отдать приоритет?



А.А. Шалыто

Пока Ольга Ускова не сделала все автомобили мира беспилотными :-), нам приходится в такси пользоваться системами «человек – машина». Расскажу несколько историй, когда интерфейс системы спроектирован, по моему мнению, как-то не так.

История первая. Указываешь адрес, куда подать машину, а она приезжает не туда. Оказывается, точка стояла где-то и осталась стоять там несмотря на то, что клиент ввел адрес, куда хочет, чтобы машина приехала. Естественно, что водитель подает машину на «точку». Меня учили, что в человеко-машинных системах при противоречии между данными, выдаваемыми машиной и вводимыми человеком, приоритет надо отдавать человеку, но может быть «новые времена – новые нравы?».

Вторая история. Вводишь адрес, куда подать такси, а оно приезжает не туда, а два дома правее. Я этот эксперимент проделывал несколько раз и всегда проигрывал машине. Оказывается адрес, который указывал я, отсутствовал на карте, а отдать при противоречии приоритет данным человека машина, как и в прошлой истории, не была обучена. В этом случае проблема была решена совершенно неожиданно. В университете проходила школьная олимпиада по программированию, и ее участникам читались лекции представителями спонсоров. Была там и лекция по машинному обучению от создателей человеко-машинной системы. После нее можно было задавать вопросы, и я задал, как мне сказали в дальнейшем, старческий вопрос о том, что машины по адресу, который я указываю, не приезжает. Неожиданно меня услышали, и через несколько дней на карте появился интересующий меня адрес. А как быть с подачей машин на другие адреса, не указанные на карте, о которых я не сообщил разработчикам :-)? Почему при возникшем противоречии они сами не проверяют полноту карты и не вносят при необходимости в нее изменения?

Третья история. Если человек, да еще не молодой, использует мобильное приложение по вызову машины в первый раз, то, как ему догадаться, чтобы отменить вызов? Конечно, с точки зрения бизнеса, размещать кнопку отказа рядом с кнопкой, соединяющей по телефону с водителем, не самое лучшее решение, но пользователям-то будет значительно удобнее…

И последняя история. Ты знаешь, что путь, прокладываемый навигатором в каком-то месте маршрута неправильный, так как если поехать несколько другим путем, то он будет на десяток метров длиннее, но машину не надо будет убивать на кочках. Кому и как об этом сообщить? Мне это удалось – рассказал студенту, который там работает, а я у него руководитель диплома. А что делать другим, кто знает, как ехать правильно, но не руководит дипломниками оттуда?

На этом мои истории, к счастью, заканчиваются. Может быть, на пользу общего дела, Вы их продолжите?

25.02.2020




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com