Пока Ольга Ускова не сделала все автомобили мира беспилотными :-), нам приходится в такси пользоваться системами «человек – машина». Расскажу несколько историй, когда интерфейс системы спроектирован, по моему мнению, как-то не так.
История первая. Указываешь адрес, куда подать машину, а она приезжает не туда. Оказывается, точка стояла где-то и осталась стоять там несмотря на то, что клиент ввел адрес, куда хочет, чтобы машина приехала. Естественно, что водитель подает машину на «точку». Меня учили, что в человеко-машинных системах при противоречии между данными, выдаваемыми машиной и вводимыми человеком, приоритет надо отдавать человеку, но может быть «новые времена – новые нравы?».
Вторая история. Вводишь адрес, куда подать такси, а оно приезжает не туда, а два дома правее. Я этот эксперимент проделывал несколько раз и всегда проигрывал машине. Оказывается адрес, который указывал я, отсутствовал на карте, а отдать при противоречии приоритет данным человека машина, как и в прошлой истории, не была обучена. В этом случае проблема была решена совершенно неожиданно. В университете проходила школьная олимпиада по программированию, и ее участникам читались лекции представителями спонсоров. Была там и лекция по машинному обучению от создателей человеко-машинной системы. После нее можно было задавать вопросы, и я задал, как мне сказали в дальнейшем, старческий вопрос о том, что машины по адресу, который я указываю, не приезжает. Неожиданно меня услышали, и через несколько дней на карте появился интересующий меня адрес. А как быть с подачей машин на другие адреса, не указанные на карте, о которых я не сообщил разработчикам :-)? Почему при возникшем противоречии они сами не проверяют полноту карты и не вносят при необходимости в нее изменения?
Третья история. Если человек, да еще не молодой, использует мобильное приложение по вызову машины в первый раз, то, как ему догадаться, чтобы отменить вызов? Конечно, с точки зрения бизнеса, размещать кнопку отказа рядом с кнопкой, соединяющей по телефону с водителем, не самое лучшее решение, но пользователям-то будет значительно удобнее…
И последняя история. Ты знаешь, что путь, прокладываемый навигатором в каком-то месте маршрута неправильный, так как если поехать несколько другим путем, то он будет на десяток метров длиннее, но машину не надо будет убивать на кочках. Кому и как об этом сообщить? Мне это удалось – рассказал студенту, который там работает, а я у него руководитель диплома. А что делать другим, кто знает, как ехать правильно, но не руководит дипломниками оттуда?
На этом мои истории, к счастью, заканчиваются. Может быть, на пользу общего дела, Вы их продолжите?
25.02.2020