УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Мысли / О студентах и аспирантах. Отношения (версия для печати)


О студентах и аспирантах. Отношения



Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете.

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Артур Уорд

Невозможное — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить.

Невозможно — это не факт. Это только мнение. Невозможно — это не приговор. Это вызов. Невозможно — это шанс проверить себя. Невозможно — это не навсегда. Невозможное возможно.
Из рекламной кампании фирмы «Adidas»

Незаконченная научная работа вызывает страх, что я вообще сумею ее закончить и несколько лет тяжелого труда пропадут даром. Законченная научная работа вызывает страх тем, что в ней может обнаружиться ошибка. Все эти страхи перед возможной неудачей составляют тяжелую эмоциональную сторону научной деятельности. Но в то же время они являются едва ли не главным стимулом к преодолению трудностей и к тщательному выполнению работы.

Только хорошо выполненная работа дает радость! Выполненная небрежно, она вызывает отвращение и постепенно вырабатывает в человеке аморальное отношение к труду.
Академик Лев Понтрягин (1908-1988)

Один фермер спрашивает другого:
— Как тебе удается получать от такой плохенькой коровы столько молока?
— А я ее каждое утро спрашиваю: «ну, что давать будешь: мясо или молоко?»
Анекдот от Алисы Фрейндлих, «Российская газета».

Везет тому, кто везет.

Сын мой, твоя жизнь будет такой, как то, что ты сейчас делаешь, а не такой, как ты о ней сейчас думаешь.
С. Мрожек

Не верь, не бойся, не проси.

У Пуха нет настоящих Мозгов, но он делает все, как надо. Он поступает неразумно, а оказывается, что это было правильно.
Пятачок


— Кролик — он умный! — сказал Пух в раздумье.
— Да, — сказал Пяточок, — Кролик — он хитрый.
— У него настоящие Мозги.
— Да, сказал Пяточок. — У Кролика настоящие Мозги.
Наступило долгое молчание.
— Наверное, поэтому, сказал наконец Пух, — наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Блез Паскаль

Все действительно ценное в жизни завоевывается трудом и болением сердца. Широкий, гладкий путь и открытые ворота ведут к падению и смерти всего того, что есть лучшего в человечестве.
Академик  А. Ухтомский

Чем дольше идешь к успеху, тем дольше тебе он сопутствует.
Е. Дементьева, теннисистка

Настоящий лидер всегда позади. Это вам скажет любой пастух.
А. Кнышев

Беречь себя — неразумно. Поберечься можно тогда, когда ты более-менее равнодушен к предмету своих занятий. А как уберечься от реализации самого себя? Да и зачем?
О. Табаков

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.
Ф. Шиллер

Великие умы ставят перед собой цели, остальные люди следуют своим желаниям.
У. Ирвинг

Где те юноши и девушки, что должны встраиваться мне вслед?
Тимур Кибиров

  1. - Надо бы встретиться - сказал аспирант.

    - Это в рекламе пива говорят: "Надо чаще встречаться!".

    Я не пиво, а наука - не отдых и не развлечение в свободное от "настоящей" работы время.

    Наука требует не "встреч", а постоянного и напряженного труда, за который практически ничего не платят.

    Наука, как и любое Творчество, весьма рискованное мероприятие - усилий должно быть приложено много, а результат может быть нулевым.

    PS. Через четыре месяца после прекращения общения (без объяснения причин с его стороны) я вновь получил от аспиранта письменное предложение встретиться, так как он с в о и дела привел в порядок.

    Хорошо, что сравнительно быстро! А если бы он закончил их через четыре года? Или через 33 года, как Илья Муромец?

    А, что должен был делать я все это время?

    Он, видимо, считает, что это мои проблемы!

    Что-то здесь не так, что-то здесь не так, - как поет Розенбаум.
  2. Наконец, аспирант позвонил:
    - Даже не знаю, что и сказать... Мы будем дальше работать или Вы на меня так обиделись, что на этом все?

    Что можно ответить? Молодец, что хватило ума не начать рассказывать об "уважительных" причинах, так как, во-первых, в таких случаях иных причин (кроме уважительных) не бывает, а, во-вторых, меня всегда, а в последнее время особенно, очень раздражает, когда человек зная, что он неправ, не "сдается", а начинает защищаться. При этом, почему-то, я каждый раз вспоминаю Максима Горького, который говорил: "Когда враг не сдается его уничтожают". А, действительно, в этой ситуации, что с ним еще делать?

    Ему повезло, что он позвонил с работы, и поэтому вместо того, чтобы выслушать, изложенное в п.1 настоящего раздела, с соответствующей "приправой", он, по моей просьбе, прочел его в Интернете и спросил:
    - Это, что про меня?
    - А, что не похоже? - в свою очередь, спросил я.
    - Да, нет похоже - ответил аспирант.

    Итак, попробуем начать работать еще раз.
  3. С чем связана массовая необязательность людей, особенно молодых, даже в таких, казалось бы, простых вещах, как, например, "держать" слово?

    Я человек старомодный, и когда мне говорят, что позвонят завтра, я и самом деле жду звонок завтра. Однако во многих случаях слово не значит ничего - скорее всего оно применяется для связки других слов, а также для того, чтобы слушателю в э т о т момент было приятно!
  4. Студент обещал позвонить и не позвонил. Видимо, это нормально - он хозяин своего слова: слово дал, слово взял.
  5. Мне кажется, что "странное" поведение многих людей определяется обычаем "грешить, каяться, снова грешить и снова каяться". И так, без конца. Не проще ли жить так, чтобы не было необходимости каяться.

    Нельзя, наступив на мину, сказать ей извините. Так и в жизни не за все можно покаяться.
  6. Один студент четвертого курса, окончивший Аничков лицей, не знал, где находится Русский музей. На самом деле, студент сказал тоньше: может быть я и знаю, но не уверен, что это он.

    Узнав об этом, другой студент пошутил, что это естественно, так как он точно знает, что из окон Аничкова лицея Русский музей не виден.

    PS. Интересное совпадение - через несколько дней после "сенсационного" заявления студент был отчислен, так как он не знал не только местонахождения музея.
  7. В документации на программу "Синхронизация цепи стрелков" студент Максим Гуисов использовал термин "класс, моделирующий образ офицера".

    Сразу родилась тема сочинения для экзамена по русскому языку для школьников, поступающих в высшие учебные заведения на программистские специальности: "Образ офицера в программе М. Гуисова "Синхронизация цепи стрелков".

    PS. Подобная тема не является единственной, так как в этой программе моделировались также и образы солдат, которые, кстати, в одном из состояний, как и офицер, засыпали.
  8. Через несколько месяцев после защиты магистерской диссертации, в которой применялись регулярные выражения и конечные автоматы при разработке компонент для создания web приложений, я высказал автору сомнение в ее качестве, но вместо застенчивой улыбки, намекающей на то, что магистратуру мы уже "проехали", получил "отповедь".

    Я, видимо, был неправ, так как имел дело с новым Леонардо, ведь в аспирантуру он поступил не по указанной теме, а по интерференции, не имеющей никакого отношения ни к указанной выше теме, ни к "настоящей" работе, за выполнение которой он получает "настоящие" деньги.

    Кстати, Линус Торвальдс (Торвальдс Л., Даймонд Д. Ради удовольствия. М.: Эксмо-Пресс, 2002) такой роскоши с "разнотемьем" себе позволить не мог, и уже создав "Линукс", он волновался о защите магистерской диссертации на э т у тему, и ни в МТИ или Стенфорде, а всего лишь в Хельсинском университете.
  9. Последнее время все чаще сталкиваюсь с авторами кандидатских диссертаций, которым, похоже, в голову не приходит:
    - понять в чем смысл н а у ч н о й работы;
    - что такое н а у ч н ы е результаты;
    - что ни каждый полезный результат является научным;
    - опубликовать статьи в "нормальных" журналах, а не "неизвестно" где;
    - посмотреть, что такое диссертация и как она оформляется;
    - чем презентация на защите диссертации отличается от презентации на выставке;
    - считать диссертацию трудом, достойным больших затрат своего драгоценного времени, если этот труд практически не оплачивается;
    - добровольно пойти в армию, если все перечисленное выше не интересно или очень трудно.
  10. Из тридцати студентов третьего курса ни один не слышал фамилию Козинцев.

    Два студента разных вузов, которые ездили в составе небольшой группы защищать честь России на соревнования по программированию, не знали фамилии друг друга.

    Аспирант, закончивший один из лучших технических университетов страны, не знал, что Бауманское училище, является не производственно-техническим и не ремесленным училищем, а не менее престижным высшим учебным заведением, чем то, что закончил он.

    Я думаю, что им это все, видимо, совершенно не интересно!

    В отличие от того, чтобы поехать в плохую погоду на закрытие фонтанов в Петродворец (дело, и в правду, нужное, так как если их не закрыть вовремя, то много воды утечет, а зимой и трубы разорвет) или собрать пазл (головоломку) из 4000 (!) частей (тоже нужное дело, так как в противном случае пазл может остаться несобранным).

    Зато я думаю, что многие из них знают как эффективно работать на персональном компьютере.

    А вот за то, ли это?
  11. Продолжение темы. Изложенное в предыдущем разделе, видимо, как и всеобщее потепление, характерно, для мира в целом.

    Девочка из нормальной и обеспеченной семьи, заканчивающая школу в Швеции, задает вопрос:
    - Вашего короля зовут Пушкин?
    и делает следующее умозаключение, с удивлением узнав, что в Санкт-Петербурге проживает более четырех с половиной миллионов человек:
    - Оказывается ваша страна такая же большая, как Китай!

    А вот реальный разговор русской мамы с учителем в Испании (Российская газета. 17.01.2004):
    - Знаете, Ваш мальчик на переменах почему-то стоит с книгами, это нас беспокоит!
    - А что он с ними делает?
    - Читает.
    - Что же Вас беспокоит?
    - Так они, ведь, очень толстые.

    И еще. Часто вспоминаю учительницу биологии, которая на родительском собрании однажды сказала: "На уроках они чем-то своим очень заняты. Я чувствую, что им мешаю и ощущаю себя стоящей на середине платформы и рассказывающей биологию пассажирам скоро уходящего и только что прибывшего поездов".

    PS. Весь этот разговор идет о хороших ребятах, а что тогда говорить о "нехороших"?
  12. Продолжение темы. Конечно, общение с многими молодыми людьми на гуманитарные темы напоминает хождение по болоту - в любой момент они могут "провалиться", но в отдельных случаях полное незнание "очевидных" вещей может привести к непредсказуемым последствиям.

    "Хизер наповал сразила меня тем, что ничего не знала о "Битлз". Как-то мы ехали в такси, по радио играли "Битлз", и Хизер спросила меня, имею ли я какое-либо отношение к этой группе? Я, естественно, ответил "да" и добавил, что все об этом знают. Представьте, она удивилась" (Пол Маккартни о своей жене Хизер. Огонек. 2002. N41). Я думаю, что сэр Пол удивился не меньше.

    Кстати, меня будущая жена тоже сразила наповал, тем, что не знала кто такой Борис Андреевич Бабочкин, который, в частности, играл легендарного (в течение практически всех лет Советской власти) Чапаева. Мне и по сей день не удалось решить "проблему Бабочкина", и, кажется, что я эту проблему уже никогда не решу. Впрочем, я ее давно уже и не решаю.
  13. В Финляндии вне зависимости от получения высшего образования необходимо отслужить восемь месяцев в армии или год на общественных работах.

    У нас иначе. От армии можно "спрятаться" многими способами. Среди законных отметим два: поступление на работу в оборонное предприятие сразу после окончания высшего учебного заведения и поступление в очную аспирантуру.

    При этом хочется обратить внимание молодежи, что, мягко говоря, не очень нравственно рассматривать оборонные предприятия, в которых по определению платят весьма умеренно, в качестве "отстойников" от армии, из которых можно соскочить при первом безопасном и удобном случае.

    Очень не рекомендую рассматривать и аспирантуру в том же качестве лишь потому, что в очной аспирантуре стипендия близка к нулю. Просто пока вы молоды можно вкалывать по крайней мере в две смены: в первую на работе - за деньги, а во вторую в науке - за идею, состоящую не только в получении ученой степени, но и новых, красивых результатов.

    Про своих аспирантов могу сказать просто - не хотите серьезно заниматься автоматами в теории, идите заниматься ими на практике.
  14. Может ли преподаватель не принимать у студента экзамен столько раз сколько студент не был на его лекциях?

    Если да, то понравится ли это студенту?

    Если нет, то как быть с библейским принципом: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой?
  15. Не христиане, как впрочем и многие из христиан, не любят, получив по одной "щеке", подставлять другую.

    Это, почему-то, часто удивляет студентов при общении с преподавателями.
  16. Один из студентов предложил повысить продуктивность творческой работы, чтобы на доходы от нее можно было жить.

    Жалко, что этого совета не слышал Ф.Тютчев, который за всю свою жизнь написал о д и н небольшой сборник стихов, но признан одним из крупнейших лирических поэтов России.

    И еще об этом не слышал Линус. "Все знали, что на Linux я ничего не зарабатываю. Все просто сказали: "А давайте скинемся Линусу на компьютер". Это было классно. У меня совершенно не было денег".
  17. После многолетних препирательств о том, что необходимо больше работать, один из моих аспирантов, наконец, спросил: "А, правда, что из всех разгильдяев, я наименьший раздолбай?". С этим нельзя было не согласиться, и наши отношения улучшились.
    PS. Много ли надо для счастья?
  18. Почему самые сложные отношения с самыми толковыми учениками?

    Потому, что кому много дано, с того много и спрашивается!
  19. Молодежь хочет заниматься интересной работой. Однако интересного в мире много, и как постигать это интересное зависит от цели познания.

    Если цель познавать все новые и новые факты и технологии, и она достигается, то как специалист широкого профиля вы растете и ваша рыночная стоимость повышается.

    Если цель получить хотя бы один, но с в о й результат или разработать хотя бы одну, но с в о ю технологию, и она достигается, то как узкий специалист (ученый) вы растете, деградируя в других даже весьма близких областях, а в материальном плане, по крупному, вся надежда только на большую удачу.

    Во втором случае определяющей становится роль научного руководителя, который, например, должен подсказать, какие из тысяч работ по "интересной" тематике, если она устоялась, стоит читать, чтобы найти ту область, в которой можно получить н о в ы й результат.

    Исходя из изложенного, в качестве основного критерия для выбора темы научной работы должны выступать не модность или полезность, а ваша вера в возможность получения нового и желательно красивого научного результата, а также страсть к его получению при наличии научного руководителя, которому вы доверяете.

    PS. Так как вы не можете сделать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать.
    Теренций
  20. Одному из аспирантов, который работал "не шибко, не валко", я как-то сказал, что он ничего в жизни не добьется.

    Он обиделся и сказал, что добьется всего чего захочет!

    Я сильно сомневаюсь в этом, так как для того, чтобы в жизни чего-то добиться необходимо хотя бы один раз очень сильно напрячься. Но для того, чтобы при этом все кончилось благополучно, следует регулярно тренироваться.

    Мне рассказывал один 65-тилетний марафонец, что для того, чтобы просто пробежать всю дистанцию (42 км 195 м) и не сойти с нее или не умереть от напряжения, необходимо два-три раза в неделю вне зависимости от обстоятельств пробегать по 10-15 км, а за несколько дней до старта следует пробежать полумарафон!

    При этом обратим внимание, что вопрос о спортивном результате даже не ставится, так как при беге на высокий результат все еще значительно сложнее.

    PS. Жизнь - это ожидание того часа, когда дальнейшее зависит лишь от твоих решительных действий.
    Паоло Коэльо, писатель
    Каждый день заставляй себя делать то, что ты не любишь, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох.
    У. Джеймс
  21. Получил в подарок две книги: Окулов С.М., Пестов А.А., Пестов О.А. Информатика в задачах. Киров: Вятский гос. педагогический университет. Физико- математ. лицей. 1998. С.343.

    Окулов С.М., Пестов А.А. 100 задач по информатике. Киров: Вятский гос. педагогический университет. Физико-математ. лицей. 2000. С.271.

    Если учесть, что сейчас, в 2002 году, Андрей Пестов учится на кафедре "Компьютерных технологий" СПбГИТМО (ТУ) только на третьем курсе, а Олег Пестов - на пятом, то это класс!

    Еще больший класс, что есть такие педагоги, как Станислав Михайлович Окулов, так как аналогичных книг по широте охвата задач я на русском языке не видел!
  22. По большому счету разговоры молодых людей, пытающихся заниматься наукой, о том, что "молодость проходит, а когда же жить", звучат малоубедительно.

    По-моему, "жить" надо начинать тогда, когда на научную работу сил не остается, а, по крайней мере, до этого времени следует не жить, а работать!

    И еще. Сможете ли вы определить в каком возрасте (в 17 (!), 27, 37 и т.д. лет) Микеланджело создал увиденную вами скульптуру? И когда же он только жил? И жил ли он вовсе?
  23. Я знаю талантливых аспирантов, имеющих авторитетные, достаточно оплачиваемые международные гранты, которые кроме этого еще работают программистами (!?).

    Это, во-первых, напоминает анекдот, в котором королю было мало быть королем, а для повышения своего благосостояния он немного шил, а, во-вторых, я думаю, что по указанной причине в Науке эти ребята так и останутся принцами.
  24. Некоторые студенты предполагают, что придумав неплохую идею, они вместо доведения ее "до ума", включающего "внятное" описание, могут перейти к более полезным делам.

    При этом их не очень волнует, что делать c этим "полуфабрикатом".

    Они, как будто бы, не понимают, что нефть вещь полезная, но автомобиль на ней не поедет.

    Конечно, не все добытчики нефти занимаются получением бензина, но как хочется, чтобы производственный цикл был замкнутым.
  25. Многие молодые люди, кто хочет заняться не очень честным бизнесом, например хакерством, думают, что, во-первых, все начинали недостаточно честно, а, во-вторых, "пронесет".

    Первое обсуждать не буду, а о том, что "пронесет" думало большинство людей, находящихся в тюрьмах всего мира. В любых тюрьмах сидеть плохо, а в наших - особенно.

    Неужели в жизни нет других достойных занятий кроме бизнеса? Или они приносят меньше денег?

    PS. На днях один студент третьего курса сказал мне, что я и Егор Летов (группа "Гражданская оборона") повлияли на него в том смысле, что он до окончания института (пока не найдет свой путь в жизни) не пойдет за "лавэ". Похоже не зря проповедую, правда, в странной компании.
  26. Я спросил своего знакомого, почему он в своей статье не сослался на мою работу по той же тематике, о которой он знал.

    Вместо того, чтобы сразу признать, что он был неправ, и улыбнуться, он говорил мне все, что угодно, кроме ответа на поставленный вопрос: "Я ему про Фому, а он мне про Ерему".

    Минут через сорок он признался, что был неправ, и улыбнулся.
  27. Почему люди обижаются, когда "наезжаешь" на них даже не после первого их проступка, а выждав два-три его повторения?

    При этом проступок ими забывается, а обида за "наезд" остается.

    Это, видимо, связано с болезненной любовью к себе.
  28. Очень хочется, чтобы "птенцы гнезда Петрова" не превратились в козлов.
  29. Работая со студентами и аспирантами, в их текстах (курсовых и бакалаврских работах, диссертациях) приходится править практически каждое слово, так как в технических Вузах учат иностранным и алгоритмическим языкам, но не учат русскому языку.

    Однажды я задумался над тем, как называется то, чем я занимаюсь с ними.

    По-научному "редактирование", а по сути - перевод с одного диалекта русского языка на другой его диалект, такой что написанный на нем текст можно читать, а не догадываться или разбираться в его содержании: для этой цели существует другая литература: ребусы или кроссворды (например, японские).

    Отметим, что такой перевод не поддается автоматизации.

    Текст должен быть понятен неопределенному кругу лиц, а не только автору и его окружению, причем без дополнительных пояснений. Если автор с этим не согласны, то пусть пишет сам для себя, а не заставляют мучиться других, ни в чем не повинных людей.

    Необходимость "внятного" написания относится, в том числе, и к математическим текстам, в которых в большинстве случаях "все сложности" можно вынести в приложение.

    Внятно написать текст - это большая и трудная работа, которая не считается важной и мало кому нравится, тем более, что этому в технических вузах практически нигде не учат.

    PS. Журналист Анатолий Аграновский писал: "Кто плохо пишет, не плохо пишет, а плохо думает". И это, к сожалению, так.
  30. Аспирант позвонил и сказал, что, если мне надо, то он приедет сегодня на работу.

    При встрече я ему сказал, что приходить ежедневно и вовремя на работу надо не мне, а ему, так при этом можно успеть в больше сделать в жизни.

    Он согласился. Но, по сути, ничего не изменилось и, видимо, уже не изменится, так как у нас разные представления о том, что значит "сделать больше в жизни".
  31. Жизнь многообразна и трудна, и в нее очень трудно "вписать" занятия наукой.

    У одного очень способного аспиранта возникло столь много жилищно-коммунальных проблем, что я посоветовал ему поменять научного руководителя и тему диссертации, выбрав одну из этих проблем в качестве темы диссертации.

    Это, видимо, его "достало", так как через день он позвонил мне и сказал, что провел самую плохую субботу в жизни, а затем стал присылать мне по две страницы научного текста в день! Правда, недолго...
  32. Тандем - я догадываюсь, но не знаю, а студент знает, но не догадывается.
  33. Наконец, один из студентов сказал, что хочет писать диссертацию, а не поступать в аспирантуру, как это говорят обычно. Чувствуете разницу?

    Теперь осталось ждать, что кто-то скажет: "Хочу заниматься наукой", а когда-нибудь:" Хочу заниматься наукой в России и всю жизнь".
  34. Один мой аспирант в течение нескольких лет каждый раз предлагал мне с ним п о р а б о т а т ь, вместо того, чтобы предложить работать. Отличие небольшое - всего в две буквы, но разница огромная.
  35. Одна из студенток (Настя Чеботарева) заметила, что к моему предмету фраза "зачет автоматом" не подходит, так как для получения зачета необходимо сделать "проект с автоматом".
  36. Если после работы заниматься наукой, то когда же жить? - спросил аспирант.

    А может это и есть жизнь - ответил я.

    Возможен и второй вариант ответа: "Когда не сможешь заниматься наукой".

    PS. Жизнь отнимает у людей слишком много времени (Станислав Ежи Лец).
  37. Узнал, что компания "Интел" проводит в СНГ конкурс исследовательских проектов в области автоматизации проектирования больших интегральных схем.

    Я сказал аспиранту:
    - Давай, посмотрим в Интернете условия конкурса.

    Он посмотрел на меня недовольно и спросил:
    - А что вы понимаете в проектировании больших интегральных схем?

    На что я ему ответил:
    - Какая разница, что я понимаю в проектировании интегральных схем, важно, что понимает "Интел" под проектированием таких схем.

    Надо было видеть лицо аспиранта, когда среди 11 тем исследований, интересовавших "Интел", первой был логический синтез, а второй - декомпозиция булевых функций, которыми я занимался пару десятилетий.

    В общем, я стал одним из победителей этого конкурса (раздел "Наука" настоящего сайта).

    PS. Интересно, что эти темы, подробно описанные в моей книге (раздел "Книги" настоящего сайта) не заинтересовали никого: ни студентов, ни аспирантов, ни какие-либо организации, только "Интел". Не правда, ли, забавно? Так забавно, что плакать хочется.
  38. После моего очередного "призыва" заниматься наукой, студент Ваня Прокушкин сказал:"Вы хуже совести - она хотя бы молчит".
  39. Каждый для себя должен решить: он работает, чтобы отдыхать, или отдыхает, чтобы работать.
  40. Очень часто, особенно в последнее время, многие занятие наукой сопоставляют с защитой диссертации, полагая при этом, что с защитой диссертации научная работа завершается и начинается настоящая жизнь.

    Что сказать по этому поводу? Не скажешь лучше, чем префразировав рефрен известного в советское время фильма "Офицеры":"Есть такая профессия - Родину защищать!" - "Есть такая профессия - научный работник!"

    Эта профессия, как и любая другая "интеллигентская" профессия (офицер, врач, преподаватель, учитель) в настоящее время в нашей стране оплачивается, мягко говоря, неважно, но это не повод для отказа от страны или профессии, так как, во-первых, кто-то должен, во-вторых, "голодные" обычно злые, а, в-третьих, как поет Пугачева "если д о л г о мучиться, то что-нибудь получится".
  41. Многие студенты, которые делают проекты, выложенные на этом сайте (в разделе "Проекты"), делают вид, что не понимают, чего я от них добиваюсь, объясняя мне, что программисты, например, не обязаны писать понятно и без ошибок (особенно в комментариях).

    При этом они, видимо, не обязаны также обращать внимание ни на зеленый, ни на красный цвета, генерируемые текстовым процессором.

    В этой ситуации мне не остается ничего делать, кроме, как спросить, не ли у них дальтонизма, что вызывает у них удивление.

    Для того, чтобы они, наконец, поняли как должна выглядеть проектная документация на программное обеспечение неплохо (если есть такая возможность) сходить в филармонию и послушать, например, симфонию Чайковского, задумавшись о том, как ТАКОЕ можно написать, и том, как ТАК можно это сыграть при копеечных зарплатах музыкантов и стоимости билетов.
  42. Человек может оставить о себе память на долгие годы, создав изобретения, произведения литературы и искусства (включая архитектуру) или получив научные результаты.
  43. Такое ощущение, что у многих девизом жизни стали слова из песни:
    "Нет, нет, нет!
    Мы хотим сегодня!
    Нет, нет, нет!
    Мы хотим сейчас!"

    PS. В.Л. Гинзбург стал Нобелевским лауреатом в 87 лет, но никуда, кажется, не опоздал, так как у ч е н ы м стал давным-давно. А вообще-то "в России нужно долго жить и долго ждать"!.
  44. Даже способные люди по разным причинам не способны заниматься наукой.
  45. С некоторыми студентами, которые придуривают при выполнении курсовиков-проектов, я решил себя вести, как судьи в гимнастике: упал с брусьев - можешь продолжать выступление, но тебя уже судят не из десяти баллов, а из девяти, а то и из восьми.

    Я думаю, что если у этих студентов принимать дипломы не из оценки "пять", а из оценки "три", многие придуривать перестанут.
  46. Один аспирант сказал мне, что хочет защитить диссертацию в срок аспирантуры.

    На мой вопрос, а что случится, если он защитит ее на пару месяцев позже, аспирант ответил: "А военкомат?"

    Это, однако, не самый плохой для науки случай, так как многие аспиранты и не думают защищать диссертации, а "защищаются" от армии другими методами.
  47. Талантливые иногородние студенты не хотят заниматься наукой, так как они стараются выжить в большом городе, у таких же ленинградских студентов из малообеспеченных семей те же проблемы, но есть же, видимо, ленинградцы, у родителей которых нет материальных проблем!

    Такие родители, наверное, есть, но детям обычно так хочется быстро получить самостоятельность и независимость, что занятия наукой, которые не позволяют этого добиться, не становятся делом их жизни. Не знаю, может быть, многое определяется и отношением родителей к занятию детьми наукой.

    Так что наукой заниматься, похоже, практически некому. Остаются только фанаты, но и многих из них на долго не хватает.
  48. Для многих наука не входит ни в понятие "работа" (за нее практически ничего не платят), ни в понятие "жизнь" (для отдыха слишком тяжелое занятие с непредсказуемым результатом).
  49. Я руководил двумя очень способными аспирантами, но не смог с ними справиться - они практически всегда были заняты, так как кроме работы, еще очень хотели "жить".

    Я откорректировал свое поведение - вместо двух взял более 60 студентов и аспирантов, с которыми справиться оказалось значительно легче - каждый вечер кто-то из них свободен!
  50. У меня появился странный (по сегоднишним понятиям) аспирант - он купил мою книгу с большим числом формул, не зная о том, что нас сведет судьба.

    Это особенно удивительно, что в книге одного крупного физика, содержащей только одну формулу, сказано, что его попросили так написать издатели, которые считают, что каждая формула в книге уменьшает число читателей в два раза!
  51. Русская интернет-страничка фан-клуба Стивена Кинга имела в мае 2000 г. в среднем 202 посещения в сутки.

    Хотя я и не Стивен Кинг, но думаю, что через некоторое время мой сайт (http://is.ifmo.ru) будет иметь не меньше посещений.

    Более того, я верю, что после появления на сайте большого числа проектов (включая визуализаторы алгоритмов) на него будут "ходить" почти так же, как ходят на сайты с рефератами.

    На днях один из студентов меня спросил какую цель я преследую, "сидя" каждый день на кафедре и делая со студентами проекты в рамках "Движения за открытую проектную документацию"?

    Я достаточно пространно объяснил ему свои "наполеоновские" планы, и в конце сказал:
    - Я думаю, что у меня это получится!
    На что студент ответил:
    - И я думаю, что у Вас получится. Даже завидно!
  52. Я добиваюсь от студентов и аспирантов, чтобы научный текст с точки зрения стилистики русского языка был безукоризненным. Это обычно им сильно не нравится, так как, по их мнению, они созданы для другого.

    Однако, это необходимо, если текст выкладывается в Интернет, но еще более важно, если текст передается в какой-либо журнал для опубликования.

    Последнее объясняется тем, что литературные редакторы журналов обычно обладают высокой квалификацией, и поэтому все, что написано "не по-русски" они исправят. Однако при этом "технический" смысл (по крайней мере отдельных фраз) может исчезнуть. Так как в последнее время во многих изданиях согласовывать с авторами корректуру становится "не модным", а научные редакторы работают "на разрыв", то становится понятно почему писать статьи надо "по-человечески".
  53. У писателя Даниила Александровича Гранина (инженера по образованию) есть три замечательные документальные книги об ученых: "Зубр" (о генетике Н.В. Тимофееве-Рессовском), "Бегство в Россию" (о специалистах по микроэлектронике Ф.Г. Старосе и И.В. Берге)" и, наконец - "Эта странная жизнь" (о биологе А.А. Любищеве).

    В последней из этих книг рассказывается краткая история о крупном немолодом ученом-биологе, который всю жизнь занимался одним типом червей.

    Однажды его спросили:"Неужели интересно всю жизнь заниматься глистом?"

    Он в сметении схватился за голову и ответил: "Что вы! Глист такой длинный, а жизнь такая короткая!".

    PS. Как-то один молодой программист сказал мне, что долго занимается некоторой проблемой. Я спросил его, как долго? Он ответил:"Уже полгода". Для его двадцати двух лет это может быть и долго, но вообще-то смешно.
  54. Один студент сказал, что часто думает о заинтересовавшей его задаче, находясь в метро.

    Это неплохо. Теперь осталось думать о ней и все остальное время, в том числе и во сне. "И тогда [как поется в известной детской песенке] наверняка, вдруг запляшут, облака, [и не помню кто] запиликает на скрипке!"

    Правда, "скрипки могут запиликать" не скоро, например, через 30 лет, как это было у меня с решением одной задачи (декомпозиция булевой функции по произвольной булевой функции) . Естественно, что я все это время ее не решал (задача "жила" фоном), но в какой-то момент, когда во мне накопился определенный багаж знаний и я получил ряд результатов в этой области, появилась идея решения этой задачи, а потом и само решение.

    Поэтому раньше я ее и решить бы не смог, как "девять беременных женщин месяц не могут родить полноценного ребенка".
  55. Есть большая разница между решением многих трудных чужих (например, олимпиадных) задач и одной своей задачи, так как в первом случае известно, что для них существуют решения и они в обозримое время талантливым и тренированным человеком могут быть найдены, а во втором случае не известно ничего!

    Один молодой человек сказал мне, что, по его мнению, он способен в определенной области решить почти любую задачу, но как поставить задачу, которую стоит и в обозримое время можно решить, ему не понятно.
  56. Научная задача от экзаменационной или олимпиадной отличается тем, что в первом случае постановка задачи может быть изменена и решив другую задачу (в том числе и более простую, чем исходная), можно получить научный результат и удовлетворение от этого.

    Я не пишу "новый научный результат", потому что старый результат никого, возможно кроме автора (да и то в качестве тренировочного), не интересует.

    По моему мнению, одно из условий для получения научных результатов состоит в том, что исследователь не должен иметь комплекса необходимости решения только трудных (классических) задач, так как "сломав зубы" на них, ему не удастся "прожевать" и более простые задачи.

    PS. Бывают, правда, случаи, когда люди решают сразу и "Десятую проблему Гильберта", но это то исключение, которое подтверждает правило!
  57. В науке для человека и каждого его научного результата есть только два места - первое (ты получил этот результат) и последнее (его получил не ты). Для самих результатов в зависимости от их "силы", естественно, существует более сложная иерархия.
  58. Особенно важно получить свой первый научный результат, так как при этом может произойти (а может и не произойти), как говорил профессор И.Р. Фрейдзон, "переход из трансформаторного режима в генераторный".
  59. Для природы характерна энтропия. Это справедливо и для общественных отношений, и поэтому вас всю жизнь люди и обстоятельства будут "равнять". Очень легко встать в "строй", но очень трудно туда не встать, а еще труднее выйти из него без команды.

    Это относится и к указанным выше "трансформаторному и генераторному" режимам, так как первый позволяет узнавать новое (чужое) и повышать вашу рыночную стоимость, а второй - скорее всего снижает вашу стоимость, так как рынку требуются известные знания, а не "самопал" (любого уровня), придуманный вами. Правда, во втором случае, у вас всегда есть возможность получить, например, Нобелевскую премию или какой-то ее аналог, но вряд ли в это поверит "жена".

    Однако, известен случай, когда жена поверила в мужа (ученого-экономиста), правда, весьма странным образом: при разводе она составила договор, одно из положений которого обязывало мужа, если он в течение 10 лет с момента развода получит Нобелевскую премию, то будет обязан ей отдать половину денежного вознаграждения (наверное, за муки от совместного проживания с ученым). Самое интересное, что она не зря верила в своего бывшего мужа, так как за 10 дней до истечения срока он эту премию получил!
  60. Откуда я брал задачи для решения? Первую мне поставил научный руководитель и когда я ее решил (через восемь месяцев "думания" о ней), то перешел в "генераторный режим", в котором нахожусь уже более тридцати лет. При этом постановки и решения задач возникали в результате непрерывного "шаманства", которое не давало расслабиться практически не на одну минуту, а каждая минута истраченная "без необходимости", рассматривалась мною, как потраченная бессмысленно.

    Последнее (а также уверенность в том, что я должен себя максимально реализовать) и поддерживает во мне интерес к научной работе несмотря все жизненные перепитии последних лет.
  61. В последнее время меня раздражают (видимо, старею) слова типа "я от этого не получаю удовольствия", так как, по моему глубокому убеждению, человек создан не для удовольствий, а для получения удовлетворения от честно выполненной работы.

    Еще я не могу слышать фразу "это ваши (их) проблемы" особенно, когда это относится в учителям или врачам, которые получают "копейки" в государственных учреждениях. Если, не дай бог, вас собьет машина, то "их проблемы" мгновенно станут вашими проблемами или как говорили классики философии "нельзя жить в обществе и быть свободным от него" (правда, некоторые стараются, но я думаю, что по большому счету безуспешно).
  62. Даже, если все продумано в экстремальном спорте, то все равно риск остается, который и щекотит нервы!

    Смесь страха и радости - безумное ощущение, приправленное адреналином.

    PS. По моему, человеку, по-настоящему увлеченному своим делом для отдыха, быть может, следует переключаться, но не на долго и без риска за жизнь, дело и т.д.
  63. Один прекрасный студент на вопрос: "Когда встречаемся для работы?"

    Ответил: "В 10. Только быстро!"

    PS. Знакомый мотив, не правда, ли? Напоминает "Давайте поработаем"!

    Они все время (как было отмечено выше, в отличие от академика Александрова) куда-то торопятся. Но мне почему-то кажется, что поэтому они, по большому счету, никуда и не успеют!
  64. Один мой аспирант, говоря о своей жене-аспирантке, сказал, что она часто ходит в библиотеку.

    Я задал ему вопрос, на который знал ответ: "А когда в библиотеке в последний раз был ты?"

    Или в библиотеку должны ходить только гуманитарии, а программистам там нечего делать, так как им некогда - они зарабатывают деньги!

    PS. Его жена, конечно, незаурядная женщина. Однажды, в жару, мы сидели с ее мужем и работали, а она сидела и читала серьезную книгу. Мы должны были работать часов семь, а через пять часов я за ее "героизм" отпустил их.

    А Ваша жена или девушка, через сколько времени будет подавать знаки, что пора уходить!
  65. В Оксфордском толковом словаре есть специальный термин "русская интеллигенция" и расшифровка этого термина: "люди, неравнодушные к судьбе тех, кому живется хуже, чем им". Вот и все!
  66. Я сказал студенту Г. Удову, что Генеральный директор ФГУП "НПО "Аврора" В.В. Войтецкий сказал: "Для того, чтобы требовать у людей работу, не имея денег, необходимо мужество".

    На это студент сообщил мне высказывание С. Довлатова:"Если не можете платить людям деньги, то, по крайней мере, любите их".

    На это я заметил, что "не могу любить людей, которые не хотят работать со мной без денег", так как если деньги платят, люди могут обойтись без любви (руководителя).

    В целом получилось что-то японское...
  67. Один аспирант считал, что мы с ним одна команда, но работать он хотел в своем темпе и по своим правилам.

    Интересная идея! Такая команда может заниматься физкультурой, но что-нибудь выиграть или сделать - никогда!

    Он, наверное, неоднократно видел как синхронно работают гребцы в "академических" лодках, но понимал, что это весьма тяжело, и поэтому, видимо, считал, что к нему это не относится.

    В общем, если в стихах В.В. Маяковского "лодка разбилась о быт", то наша "лодка разбилась из-за отсутствия команды".

    Время от времени он в этом обвинял меня, но, похоже, это то же самое, что винить сильного бегуна, за то что за ним не угнаться. Ну, что делать - "не сошлись характерами", как многие пишут при разводе, вне зависимости от того, что было на самом деле.

    PS. Знаете ли вы, что есть четырехратные и даже пятикратные чемпионы Олимпийских игр, которые держали себя в форме на супер уровне 16 или даже 20 лет, а среди мне знакомых молодых людей практически никто не может продержаться в науке и одного олимпийского цикла, что уже там говорить про более продолжительное время!
  68. Некоторое время назад я наблюдал, как группа очень талантливых молодых людей с интересом наблюдала за окончанием соревнований по программированию. Это не самое плохое занятие, но обидно, что аналогичного интереса к получению научных результатов я у них никогда не замечал.

    Понаблюдав некоторое время за ребятами, у меня родилась не очень добрая мысль: "Такие талантливые, а хотят умереть в безызвестности".

    Эта мысль не покидала меня, и через несколько дней когда один из них подошел ко мне, я ее высказал.

    Она вызвала у этого достаточно спокойного человека весьма бурную ответную реакцию, и он стал защищаться, сказав, что вовсе не хочет безызвестности. Более того, вечером я получил от него большое письмо, в котором он обосновывал это.

    Я свою цель выполнил - "достал" его. Он стал приходить ко мне, и мы уже кое-что написали, для того, чтобы людям было потом что почитать...

    Борьба "с вечностью" весьма тяжела, и его энтузиазм начинает спадать, и я думаю, что скоро должна родиться еще какая-то нелицеприятная мысль, которая сможет "подхлыстнуть" его.

    Странно это все - ведь люди не лошади, и они, казалось бы должны сами хотеть "бежать", и они действительно бегут, но, к сожалению, в другом направлении - в основном туда, где платят "хорошие" деньги... А так как такие деньги просто так нигде не дают, то после тяжелой работы сил и желания заниматься творчеством в той же области, что и работа, у большинства даже очень способных людей практически не остается.

    Однако все это не повод для того, чтобы сдаться, так как выше было отмечено, что "характер человека - это его судьба".
  69. Еще вчера я не хотел рассказывать предыдущую историю как весьма жесткую, но вечером я встретил заведующую аспирантурой, и она сказала, что один из моих аспирантов, который не менее талантлив, чем указанные выше молодые люди, находится в проекте приказа на отчисление за невыполнение плана индивидуальной подготовки.

    Я ответил, что я ему вечером позвоню, но если его в результате отчислят, то сильно сожалеть не буду, а на развитие мировой науки это, вряд ли, повлияет.

    При этом отметим, что у него, как и многих других ребят, времени хватает практически на все, что интересно и не очень трудно. Его не остается только на свою "идентификацию", и это при том, что через несколько дней после своего поступления в аспирантуру, он сказал: "Мне уже 24 года, а я еще ничего в жизни не сделал".

    И похоже, не сделает, так как побудительным мотивом для поступления в аспирантуру было не желание "оставить свой след", а проблемы с военкоматом. Они ему, похоже, нравятся, так что Бог ему помощь, пусть он их и решает, тем более, что и тут (в аспирантуре) и там (в армии) это проблемы с автоматами.
  70. Один молодой человек, поступая в заочную аспирантуру, продолжительность обучения в которой четыре года, сказал, что готов выделить это время в жизни на занятие наукой.

    При этом я про себя подумал, что если он полюбит науку, то четырьмя годами это не кончится.

    Однако все кончилось еще раньше - через два с половиной года он полюбил не науку, а девушку, и с этого момента научная деятельность, которая и раньше не была сверх активной, резко пошла на убыль. Через полгода он женился, а еще через год от науки практически не осталось и следа.

    Обо всем этом я предупреждал его еще в период нашей совместной деятельности и просил работать более активно, пока он на "свободе". При этом, однако, считалось, что у меня плохой характер и я плохо отношусь к людям. А однажды он мне задал два вопроса: "Когда же "жить"?" и "Что делали Вы в такой же ситуации в молодости?"

    На них я ответил, что "жить" следует начинать тогда, когда исчезает возможность заниматься наукой, а пока с этим надо повременить, и что это я понимал уже в молодости с первого своего трудового дня и каждую свободную минуту на работе и дома использовал для занятий. Это во многом было связано с тем, что первого дня я работал не в научном, а в проектном отделе, и понимал, что если я "получу" проект, то лет на пять буду сильно занят, а после этого мне уже будет не до науки.

    Потом я такой проект получил, но был уже достаточно "тренирован", чтобы вести его в рабочее время, а вечерами и в выходные дни заниматься наукой. Правда, поэтому я женился только в 32 года, но, опыт показывает, что при этом не опоздал.
  71. Один студент, который услышал, что кто-то был готов выделить на науку четыре года, сказал, что это весьма долго.

    После этого я спросил его: "Знает ли он профессии, которые после длительного обучения приобретаются только на четыре года?"

    Когда он не ответил, я сказал, что знаю такие профессии - депутат Государственной Думы и Президент Российской Федерации, но они, почему-то, в отличие от молодых "ученых" свой четырехлетний срок работы обычно хотят продлить!
  72. Один выдающийся студент сформулировал мне условия, при которых мы будем продолжать совместно работать. Они сводились к тому, что я не должен "кричать".

    Я ответил, что я постараюсь, и в свою очередь спросил:"А, что можешь пообещать ты?"

    Вместо ответа последовала, как он любит выражаться, "ботва" о том, что, когда будет свободное время и т.д.

    По его мнению, видимо, именно такой ответ должен был вселить в меня уверенность в "завтрашнем дне" и вылечить от "крика".
  73. Я сказал одному талантливому студенту, что мне кажется, что на сколько он способнее меня, настолько я больше, чем он, хочу в жизни чего-то добиться.

    Немного подумав, он сказал: "Я думаю, что пропорция в Вашу пользу".
  74. Многие из студентов несомненно очень умны (я видел, как некоторые из них за день решали по 15 (!) олимпиадных задач). Им еще хотя бы немного мудрости, то цены бы не было.

    Говорят, что мудрость приходит с годами, и поэтому у них все впереди.

    Не уверен. Неужели, в 20 лет не ясно, что когда студента приглашают перевести разговор с кем-либо, это вовсе не значит, что его зовут поговорить с этим человеком вместо себя?

    Представьте себе, что на переговорах на высшем уровне один из переводчиков решит, что он не глупее своего Президента и проведет переговоры сам! Правда, потом будет смешно? Всем, кроме, я думаю, переводчика!

    У меня в этом возрасте хватало мудрости, как себя вести в подобных ситуациях, а у них почему-то нет.
  75. Если хочешь все время заниматься своим хобби - сделай его своей работой.
  76. Потом не бывает или может не быть!
  77. При написании проектной документации на программное обепечения я часто догадываюсь о чем идет речь и спрашиваю:"Ты здесь это имеешь ввиду?" В большинстве случаев я оказываюсь прав.

    Документация должна быть написана так, чтобы по ней не надо было догадываться, а можно было сразу ее понять. Она должна содержать не то, что автор имеет ввиду, а что есть на самом деле.

    Вспоминаю по этому поводу вопрос, заданный мной философу Поэлю Карпу:
    - Какой национальности, по Вашему мнению, был Иисус Христс?

    На это он мне ответил:
    - Вас интересует мое мнение или как было на самом деле? (!!!)

    Немного опешив от блестящего ответа, я ответил:
    - Естестветвенно, как на самом деле.

    - Никто не спорит, что Мать у Него была еврейка - ответил философ и закончил беседу.
  78. Экстремальное написание статей: один знает о чем писать, а второй - как писать.
  79. Я сказал одному студенту, что его курсовая работа опубликована на диске, прикладываемом к одному из журналов, тиражем около 50000 экз. Не думаю, что не часто курсовую работу публикуют так широко.

    Через некоторое время я поинтересовался у студента купил ли он журнал, которой продавался недорого и практически "на каждом углу". Ответ меня сильно озадачил.

    А, что там нового? - спросил студент.

    Он, видимо, думал, что я сообщу ему, что кто-то дописал за него курсовую!

    Интересно, Пушкин тоже ожидал, что например, наборщик что-нибудь допишет за него, и если этого не происходило отказывался от авторских экземпляров по причине отсутствия для него новизны в вышедшем произведении?
  80. На третьем курсе я пытался "увлечь" автоматами одного очень толкового студента, но у меня ничего не получилось. Он мне несколько раз говорил, что подумает и может быть займется ими потом, хотя я и, видимо, он понимали, что никакого "потом" не будет. Однако у нас случайно через два года "потом" состоялось.

    Он не сдал курсовую работу в сроки сессии, и пришел с работой на два месяца позже. На вопрос, что помешало уложиться в срок, он сказал, что искал задачу, в которой было бы целесообразно применять автоматы, и добавил, что ему эта тематика не интересна (из подтекста следовало, что ему не интересен и я), и привел пример "хорошего" преподавателя, по предмету которого он сделал курсовую работу за четверых.

    Бегло просмотрев работу, я сказал, что похожая задача нами уже решена и скоро выйдет статья об этом, и дал ее студенту, предложив найти в ней отличия от сделанного им. Блеска в его глазах я не увидел.

    Через две недели мы встретились вновь, но эта встреча прошла совсем иначе - мы проработали шесть часов "душа в душу"!

    Что же изменилось за это время? На первый взгляд, ничего особенного, а на самом деле произошло важное для молодого человека событие - он имея огромный опыт решения олимпиадных задач, возможно, впервые в жизни поставил и красиво решил с в о ю (!) задачу, и почувствовал большое удовлетворение от этого.

    В конце встречи он сказал: "Лиха беда начало". Через несколько дней, коснувшись этой истории в разговоре с приятелем студента, я услышал, что его друг был в тот вечер весьма одухотворен и это было видно невооруженным взглядом.

    Так что дело не в автоматах и не во мне, а, как обычно бывает, в себе, и хорошо, что сложилась ситуация, которая это показала.

    Итак, студент перешел, как говорил профессор И.Р. Фрейдзон, из транформаторного режима в генераторный! Меня после этого не остановить уже тридцать три года. Хочется надеяться, что нечто подобное произойдет и со студентом.

    А сегодня его можно поздравить, так как многие, даже очень способные люди, прожив жизнь, так никогда и не испытали то чувство радости, которое дает с в о й результат!
  81. "Приходили устраиваться на работу какие-то вялые, не мотивированные студенты" - сказал мне аспирант о весьма толковых ребятах.

    Этого явно не скажешь о докладчиках из корпорации "Microsoft", выступавших на конференции "Microsoft Research Academic Days in St. Petersburg, April 21-23. 2004".
  82. Статистика показывает, что в средней российской научной статье от 5 до 10 ссылок, а в средней американской - от 20 до 50.

    В популярных российских журналах ссылки и вовсе редкость - видимо, все работы пионерские!

    Мой приятель из Америки объяснил, почему там так ответственно подходят к ссылкам: "Если у тебя в работе ссылки на основные источники по рассматриваемой тематике отсутствуют, то ты либо не профессионал, либо вор!"
  83. У профессора есть миссия. Отсюда и его фантастическая продуктивность и работоспособность. Он считает своим долгом распространять - насколько это возможно - идеи либерализма и демократии. Он создал Фонд "Либеральная миссия".

    Выяснилось, что по своему основному признанию он - миссионер. И потому он готов до бесконечности разъяснять, писать, преподавать.
    О экономисте Евгении Ясине. Российская газета. 7.05.2004.
    PS. Термин "миссионер" мне нравится больше, чем термин "проповедник", имеющий религиозный оттенок.

    Мне кажется, что и я стал двигаться в том же направлении применительно к автоматному программированию.

    Кстати, мне кажется также, что Ричард Столлман (основатель Фонда "Free software Foundation") является не миссионером, а проповедником идеи свободного программного обеспечения, так как, в частности, я видел, что завершая свое выступление, он надевал нимб и рясу.
  84. Один руководитель программистской фирмы вдохновляет своих сотрудников утверждая, что программисты как муравьи - каждый делает свое относительно небольшое дело, а в целом получается большая "куча".

    Мне, почему-то, среди программистов ближе не муравьи, а львы, к которым бы я отнес, например, Э. Дейкстру или Б. Страуструпа, на примерах, которых я пытаюсь (пока не очень успешно) вдохновлять своих незаурядных студентов и аспирантов.
  85. В моем рассказе "Так люди не живут!", опубликованном на этом сайте в разделе "Беллетристика", есть такая фраза:

    - Живут люди по-разному, но существенных результатов в творчестве всегда добиваются одинаково - огромным трудом.

    Студент Тимофею Бородину сказал, что, по его мнению, существенных результатов люди добиваются не огромным трудом, а прилагая огромные усилия.

    Интересная мысль. Видимо, он прав, так как моральные усилия относительно труда первичны, и для того, чтобы продуктивно трудиться необходимо в течение длительного времени постоянно прикладывать усилия - осуществлять управление непрерывным процессом с помощью дискретных воздействий. Ведь даже для того, чтобы утром вовремя встать здоровому человеку особого труда не требуется, а усилия обычно необходимы.
  86. Профессор В.Г. Парфенов как-то сказал мне, что разработка проектной документации на программы вряд ли относится к приоритетным желаниям 20-летних людей.
  87. Нельзя, наступив на мину, сказать ей извините.

    Так и в жизни не за все можно покаяться.
  88. Оказывается человека, идущего в горы, неэтично спросить, когда он вернется.

    Когда все время куда-то "бегущий" прекрасный студент, сказавший мне это, благополучно вернулся, я пожелал ему в дальнейшем стать директором фирмы, все сотрудники которой были бы похожи на него, он, почему-то, сказал, что он бы их всех уволил. А, что делать мне?
  89. Многие талантливые студенты не задумываются, что когда Э. Галуа погиб на дуэли ему был всего 21 год, художник Джорджоне, когда умер был не много старше, Пушкин в 24 года написал "Борис Годунов" и "Евгений Онегин", Лермонтов погиб в 27 лет. а Шолохов написал "Тихий Дон" будучи достаточно молодым человеком.
  90. Не всякий курсовой проект можно скачать из Интернета. На днях студент принес мне такой курсовик. Это робот весом 15 килограмм, который он за свой счет сделал дома!
  91. - Профессор, а я получу "автомат"?

    - Да. И сапоги.
  92. Студент, который написал магистерскую диссертацию так, что почти каждую фразу было необходимо переводить с его русского языка на нормальный русский язык, уезжал учиться и работать в Норвегию.

    Когда работа по переводу его работы меня "достала", я пожелал студенту чтобы после того, как он определенное время поучит норвежский язык ему пришлось бы читать текст на этом языке, написанный таким разгильдяем как он, и тогда он получит тот букет ощущений, который получил бы читатель его работы, например, в Интернете, если ее выложить там без правки.
  93. Чем больше молодой человек хочет заниматься преподаванием и наукой, а не зарабатыванием денег, тем больше хочется помогать ему зарабатывать деньги.
  94. - Студент, почему Вы так дрожите? Боитесь моих вопросов, - спрашивает преподаватель.
    - Нет, я боюсь своих ответов, - отвечает студент.



© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com