УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Мысли / Образование (версия для печати)


Образование



Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете.

Образование = воспитание + обучение

На мемориальной доске в Царскосельском Лицее написано: «Здесь воспитывался Пушкин».

Срам стране, где учителя и ученые пребывают в бедности, и срам тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек.
Н. Рерих


Книгу надо читать ни для удовольствия, ни для информации, а только для изменения души.
Василий Розанов


Цель образования - не дать знания, а повысить обучаемость.

Если преподаватель ничему не научился от своих студентов, то очень сомнительно, чтобы они чему-нибудь могли научиться у него.

Лучше спасти жизнь одному человеку, чем строить семиярусную пагоду.
Древний Китай

  1. За последнее десятилетие деформировались традиционные цели образования.

    Одна из целей образования — подготовка работников для рынка труда. Здесь три проблемы: рабочие выпускаются более низких разрядов, чем требуется; перепроизводство специалистов с высшим образованием; не совпадает структура подготовки специалистов и потребности рынка.

    Вторая цель образования — социальное перемешивание, обеспечение равного старта. И здесь три проблемы: качественное высшее образование невозможно без связей и денег; среднее специальное образование не дает человеку возможности подняться выше; отсутствие государственной поддержки учащихся из малодоходных семей.

    Третья цель — отбор и формирование профессиональных элит. Этот процесс практически остановился. Вузы приобретают в лице студентов, в основном, деньги и связи. И несмотря на наличие системы, направленной на поиск и отбор одаренной молодежи, талантам пройти в вуз трудно. В результате учебное учреждение приобретает деньги и связи вместо талантов.

    Четвертая цель — создание фундамента инновационного потенциала общества и экономики. 80% программ высшего профессионального образования сегодня не базируется на собственных разработках. А это значит, что вузы превращаются в техникумы, транслируя знания, но не вырабатывая их.

    Многие, кто остался в вузах люди консервативные и не способны меняться, реагируя на потребности общества.

    У нас постоянно растет спрос на высшее образование, которое не обеспечивается ресурсами высшей школы, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой. Уже не удается обеспечить даже воспроизводство качественного образования, не говоря о его развитии.

    А еще имеет место «массовый оппортунизм работников» - достижение своих целей с помощью коварства. Если человеку платишь мало, то он пытается заработать на рабочем месте, например, за счет написания работ за студентов.

    Любые попытки законсервировать сегодняшнее положение в образовании приведут только к потерям в качестве и общественной морали.
    Ярослав Кузьминов, ректор высшей школы экономики. Газета «Поиск». N15. 16.04.2004.
  2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
  3. Спросить — стыд минуты, не знать — стыд всей жизни.
  4. Очень немногие люди, и притом самые замечательные, способны просто и откровенно сказать:

    — Не знаю.
    Д.И. Писарев
  5. Когда вы не правы, признавайте свои ошибки быстро и выразительно.
    Вудро Вильсон
  6. Говорите правду — и вы будете оригинальны.
    А.М. Вампилов
  7. Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.
    Катон Старший
  8. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

    Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
    Л.Н. Толстой
  9. Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому заступающему на его место.
    А.И. Герцен
  10. Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы и самое полезное, если только я один буду это знать. Если бы мне предложили высшую мудрость под непременным условием, чтобы я молчал о ней, я бы отказался.
    Сенека
  11. Арабского философа Газали спросили как он достиг такой высокой степени в науках. Он ответил:

    — Потому что не стыдился спрашивать о том, чего не знал.
  12.  — Все эти два года по шесть дней в неделю с 11.00 до 18.00 вы посвящали себя студентам. Какие моральные дивиденды получали за это время?

    — Если рассчитывать на дивиденды, то лучше за это дело не браться. Принесет только разочарование. Надо просто делать то, что ты можешь и умеешь. И подчинить себе других. Тогда будет виден результат. Если ты не способен сделать так, как ты считаешь нужным, лучше и не пытаться.

    — Но ученики у вас хоть благодарные?

    — Не надо ждать ни от кого благодарности. Да, они все впитывают, что им преподают, в этом смысле они благодарны. У нас есть студенты, которые делают очень большие успехи. Это немалое дело. Интервью с Галиной Вишневской. Российская газета. 15.01.2005.
  13. За глубину взгляда приходится платить широтой кругозора.
  14. Соображения Билла Гейтса о том, как политически-корректная, озабоченная как бы упаси бог не задеть чьи-то тонкие чувства, уравнительная система образования США создала целое поколение детей, не имеющих ни малейшего представления о жизненных реалиях. Он изложил свои мысли на выступлении в одной школ.
  15. Как Вы относитесь к идее ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова брать с выпускников, которые отъезжают за рубеж, деньги, потраченные государством на их обучение?

    — К этому мы обязательно придем. Сейчас Госдума рассматривает закон об образовательных кредитах. В будущем значительная часть студентов будет оплачивать свое обучение именно по этой схеме.

    По данным ВЦИОМ профессию ученого считает престижной лишь один процент молодежи. В США — 51 процент.

    — Многие проблемы науки связаны с тем, что по инновационной активности Россия занимает 0,03 процента на мировом рынке высоких технологий — это беда. Наука, так же как и образование, нужно все время двигать. Это как зыбкое болото: идешь — ничего, остановишься провалился.
    Виктора Садовничий, академик РАН, ректор МГУ (интервью)
  16. А бывает такое, что сели работать, а не пишется? каждого человека есть место, называемое задницей, и книжки пишутся не руками, не головой, а задницей. Книги высиживаются.
    Дмитрий Липскеров, писатель (интервью)
  17. Детям не хватает хороших родителей. Поеколение, прошедшее через мясорубку перестройки, сильно разрушено. вся система ценностей молодежи — система ценностей «разрушенных» родителей. Им нечего передать детям.
    Мария Арбатова, писатель
  18. Мой тип существования с актерами — не обучение, а вовлечение. Я приглашаю не учиться, а делать со мной проект.

    Раньше для этого я отбирал красивых, статных, с голосом. Но как-то знакомый дядя Паша, пьяница, посмотрел, и сделал замечание:«Что ж такие ровненькие все у тебя?» Я неделю думал. все ровненькие — белые клоуны. А мне нужны рыжие. И теперь я отбираю самых кривеньких. И я обожаю всех своих учеников.

    За что бы ты ни брался, первое дело — узнать, что люди сделали до тебя. Ведь как бы ты ни делал — все равно в хвосте находишься.

    Мне нравится жить. Не вижу смысла быть несчастливым.
    Вячеслав Полунин, мим
  19. Практически любой компании очень сложно найти людей на средние и низшие вакансии.

    Причина — недостаточная адекватность людей, которые ищут работу. В первую очередь это связано с самооценкой. Многие просто не понимают: то, что они думают о себе, еще не является истиной для работодателей.

    Выпускники вузов считают, что их ждет красивая, удобная и денежная работа, которая свалится с неба.

    Предложения реальных компаний выпускников, которые только что получили диплом, практически не интересуют, они живут иллюзиями.

    Работодатели требуют, чтобы выпускники соответствовали как минимум пяти критериям:

    — быть активными и предприимчивыми;
    — уметь обучаться по ходу дела (адаптироваться);
    — понимать современный бизнес-контекст;
    — знать практические основы тайм-менеджмента — уметь строить свой график и приходить вовремя;
    — уметь воспринимать корпоративную культуру компании — быть лояльным.

    Все называют вменяемостью или мотивированностью.
    Газета «Известия». 21.01.2005
  20. Театр Российской армии огромный. Огромная труппа, очень много народа, все взаимозаменяемы. Я уволилась, это претило моему характеру, я люблю, когда ко мне относятся персонально, ценят меня, а не просто молодую артистку, которой можно заткнуть любую дырку в массовочном мероприятии.

    Алексей Владимирович Баталов был мастером нашего курса. Я пошла во ВГИК именно из-за него. Он человек-энциклопедия, который знает все. У него просто завораживающий голос: через месяц все студенты начинают разговаривать его голосом.

    Мастерство как предмет заключалось в том, что мы просто сидели и разговаривали. Он нам рассказывал про свое детство, про знакомство с Анной Ахматовой, с Марселем Марсо.

    Когда он репетировал, то мог ничего не говорить, просто подходил к тебе, брал за руки, смотрел в глаза, потом говорил - все, пошла. И ты шла и делала то, что от себя даже не ожидала.

    Он вызывал к себе в кабинет и задавал очень странный вопрос: «Скажи мне, чем ты отличаешься от всех остальных?»

    Я говорила, что я такая рыжая, высокая, очень хорошо пою, темпераментная.

    Он говорил: «Это понятно, но все-таки чем ты отличаешься от всех остальных».

    Это очень странный вопрос, на который я буду отвечать всю свою жизнь.
    Любовь Толкалина, актриса
  21. Настоящий учитель — не тот, кто больше всех знает, а тот, кто побуждает к познанию других.
  22. Где те юноши и девушки, что мне должны выстраиваться мне вслед?
    Тимур Кибиров, поэт
  23. Знания не передаются через поколение.
  24. Хорошего материала для работы сейчас не хватает. Если же он найдется, нет никакой гарантии, что со временем тебя не пошлют подальше. Такая беспардонность по отношению к тренеру встречается сегодня сплошь и рядом.
    Евгений Кафельников, теннисист. Газета «Известия. 13.07.2005
  25. Экзамены у них принимали в основном дятлы, испытывающие, вероятно, родственные симпатии к собратьям по интеллектуальному увечью.
  26. Большая ответственность лежит сейчас на учителях. Они должны воспитывать поколение на фоне беспощадной, подчас попросту стыдной, несправедливой современной нашей жизни. Они должны помочь сохранить в юных душах высокое, не дать им пасть, прийти в отчаяние, не соблазниться «материальными похотями».

    У нашей страны — труднейшая судьба. Людей на протяжении жизни одного поколения трижды заставляли менять убеждения. Было три, по сути, разные цивилизации: царская, большеистская и, наконец, нынешняя. И каждая совершенно отрицала предыдущую. Вы представляете, что творится в душах!

    Нельзя жить 70 лет без Бога, без Евангелия, а потом спрашивать: а где же величие мысли?
    Эдуард Радзинский, писатель
  27. Система образования в России складывалась в течение почти 150 лет. Если сегодня развалить образование, уже через 10 лет не будет хороших учителей. А для того, чтобы они снова появились, вновь потребуются те самые 150 лет.
    Валерий Сойфер
  28. Много лет назад сотрудники Чикагского университета опросили тысячи мам в Азии и США: каковы их дети, каковы интересы родителей, как понимают родители место их детей в будущем мире и т.д.

    Оказалось, что родители из Юго-Восточной Азии буквально одержимы философией предоставлениям своим детям лучшего образования. Они отнюдь не считают своих детей высокообразованными, лучшими в мире, не думают что дети познали все на свете.

    Американские же мамы были убеждены, что их дети — лучшие в мире, что они уже добились выдающихся успехов и что их будущее замечательно.

    Параллельно было проведено исследование математических способностей детей, которое показало, что дети из Юго-Восточной Азии год от года наращивали свои знания и навыки, а американские дети, будучи достаточно хорошо подготовленными к первому классу школы, к пятому классу теряли темп.
    Валерий Сойфер
  29. Как-то иду по Тверской, стоят девушки легкого поведения. Узнали меня. Одна из них попросила автограф.

    — Как тебя зовут? — спрашиваю.

    — Наташа.

    Я пишу на блокнотном листочке: «Милой Наташе».

    — Спасибо, Никита Сергеевич, я на ваших фильмах воспитывалась!

    Вот такая история.
    Никита Михалков. Газета «Комсомольская правда». 24.10.2005.
  30. Обратите внимание в каком порядке Президент РФ В.В. Путин на Совете по науке, технологиям и образованию перечислил, задачи, стоящие перед преподавателями: «обновить подходы к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий, использованию возможности Интернета».
    Российская газета. 26.10.2005.
  31. В свое время Петр I ввозил в Россию лучшие научные умы из Европы, а теперь Казань, например, закупает дорогостоящих легионеров для хоккейной команды. получается, что на привлечение зарубежных спортсменов находятся миллионы долларов, а на науку — нет.

    Недавно я попал в неловкую ситуацию. На встрече с профессурой МГУ поздравил их с тем, что средняя зарплата москвича наконец достигла 17 тысяч рублей.

    Они сдержанно поблагодарили меня за поздравление и сказали, что средний заработок профессора МГУ, который считается наиболее привилегированным вузом страны, — 6 тысяч рублей. На сколько я знаю в Казани профессора получают еще меньше.

    Возникает вопрос: какие профессии, какие категории трудящихся оцениваются выше, чем профессора МГУ?
    Академик РАН Роальд Сагдеев, живет в США, женат на внучке президента США  Д. Эйзенхауэра. Газета «Поиск». 30.09.2005.
  32. Дисциплина в школе, действительно, была строгая. Но «третировал» я только тех, кого любил. И после «обработки» мы оставались друзьями.
    Леонид Мильгрем, награжденный «За выдающийся вклад в образование»
  33. Учиться только по учебникам, монографиям и статьям — все равно, что пытаться овладеть тайнами мастерства пианиста по самоучителю. Несложно записать все ноты, но научиться играть высокопрофессионально без учителя невозможно. Точно также и в науке: без хорошей школы невозможно овладеть тайнами исследовательского мастерства.
    Академик  А.М. Будкер
  34. Тренер не просто человек, который может улучшить технику или физическую готовность, а прежде всего друг, помощник, который может дать ценный жизненный совет.

    Кстати, сегодня много говорят, что российским спортсменам нужны западные наставники, чтобы они научили их профессионально относиться к делу.

    Но я работала с одним из лучших тренеров мира в моем виде спорта и не могу сказать, что он лучше наших специалистов. Иностранные специалисты работают механически, а нашим спортсменам нужна душа.

    Чтобы тренер их и крепким ловцом приложил, и похвалил. Так что, я думаю, российский спорт может развиваться только с нашими, отечественными специалистами.
    Светлана Журова, олимпийская чемпионка
  35. В свое время цари ввозили в Россию лучшие научные умы из Европы, а теперь Казань, например, закупает дорогостоящих легионеров для хоккейной команды. Получается, что на привлечение зарубежных спортсменов находятся миллионы долларов, а на науку — нет.
  36. Финские школьники дважды победили в международном испытании школьников мира (Programm for International Student Assessment), и это при том, что в конце Второй мировой войны выпускники финских школ считались наименее образованными в промышленно развитом мире.
    Газета «Поиск». 9.12.2005
  37. Традиции, прогресс и труд — три кита, на которых стоит Кембриджский университет. В нем был сделаны фундаментальные открытия в ядерной физике, информатике и молекулярной биологии.

    Студент не сразу привыкнет к мысли, что где-то рядом прогуливались Иссак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эрнест Резерфорд и многие другие.

    Сегодня десятки лауреатов Нобелевской премии называют Кембридж своей alma mater.
    Журнал «Итоги». 24.07.2001
  38. В Германии не только долго учатся и ничего за это не платят, но часто учебу прерывают, бросают.

    Если бы образование стоило денег, если бы приходилось брать на него кредиты, студенты стремились бы как можно быстрее начать работать, получать зарплату.

    Германия определенно нуждается в элите, но в ней нет учебных заведений, где она могла бы формироваться, так как они не могут предложить высококлассным преподавателям достойных условий работы. Они либо уходят в промышленность, либо уезжают за рубеж. В результате в Германии есть хорошие вузы, но нет элитных.

    В Финляндии высокие результаты в образовании достигнуты за счет небольшого числа школьников в классе и тесного контакта между преподавателем и учеником.

    Во всем мире снижается элементарная грамотность, так как молодые люди практически не читают, и никто их читать не заставляет.

    Всего лет пятьдесят назад Британия была бесспорным лидером европейского образования, а в ее университетах работали лучшие ученые мира. Эти времена, увы, позади. Сегодня лишь 80 из 1200 наиболее часто цитируемых ученых работают в британских университетах. Даже такие столпы британской университетской системы — Оксфорд и Кембридж — из-за финансового голода (абсолютное большинство университетов Британии — государственные) все больше проигрывают своим американским конкурентам.

    Сегодня зарплата профессора немного выше, чем частный сектор предлагает начинающим сотрудникам, возраст 21-25 лет. Поэтому те, кто решается на академическую карьеру уезжают в частные университеты США.

    Нагрузка преподавателей в Британии за последние годы возросла в два раза, и им остается все меньше возможностей заниматься исследовательской работой. Если в ведущих университетах все-таки удается сохранить достойный преподавательский состав, то в университетах классом пониже работают все кому не лень.

    Введение в 1998 г. относительно небольшой платы за обучение для британских студентов (1100 фунтов в год) не решило финансовых проблем. Отметим, что иностранцы платят в зависимости от специальности от 7 до 20 тыс. фунтов в год.

    Некоторые в качестве выхода предлагают приватизировать университеты, но это не позволит многим студентам платить за образование по рыночным ценам.
    Журнал «Эксперт». 15-21.09.2003
  39. У нас нет тренеров, которые хотели бы брать на себя ответственность на себя за прогресс и рост кого-то из молодых.

    Теннис, к сожалению, в последнее время стал модным видом спорта, и 99% тренеров, которые у нас есть, предпочитают легко зарабатывать деньги, подкидывая мячики бизнесменам и детям, пришедшим на корт ради забавы.

    Популярность тенниса его погубит.
    Михаил Южный, теннисист. Газета «Известия». 26.04.2006
  40. Сейчас первое поколение «геймеров с пеленок» вступает в мир бизнеса.

    Этим людям свойственно всю работу выполнять самостоятельно, а не объяснять подчиненным что надо делать. Зачастую они весьма эгоистичны и стремятся дробиться успеха вне коллектива.

    Они готовы рисковать, исполняя свои обязанности. Воспитанное игрой чувство риска дает им все шансы добиться успеха в делах. Кроме того, опыт преодоления сопротивления позволяет им не опускать руки в случае краха.
    Бек  Д., Уэйд  М. Доигрались! М.: Претекст, 2006
  41. То, что происходит сейчас в России, настоящая национальная катастрофа — даже некоторые учителя сегодня разговаривают на языке денег. Это немыслимо! Если учитель, общаясь с детьми, будет думать, что ему недоплатили, это будет не образование, это не школа.
    Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда
    P.S. Тоже самое относится к врачам, офицерам и т.д. — А.Ш.
  42. Научить ремеслу сценариста трудно, и даже не пытаюсь это сделать, но я хочу наполнить слушателей ощущениями. Только тогда может что-то получиться.
    Тонино Гуэрра, итальянский писатель
  43. Слишком много невежества стало в мире, невежество уже переливается через край. Особенно это заметно в сфере языка.
    Тонино Гуэрра, итальянский писатель
  44. Ученикам надо давать не знания, а скорее возможность смотреть на знания. Возможность быть сами собой и независимым.
    Теодор Шанин, профессор
  45. У одного известного экономиста дочка, уезжая учиться в Америку, спросила:

    — Папа, чему мне там учиться?

    — Все равно, главное — у кого, — ответил отец.
    Российская газета. 14.02.2006
  46. Важнейшая задача компании — сделать так, чтобы люди не боялись делиться своими знаниями.

    Это весьма трудно, так как работа оценивается и вознаграждается индивидуально. При этом обмен знаниями воспринимается как нечто противоестественное.
    Дэвид Тис, классик современного менеджмента
  47. Образование — это определенное насилие.
    Академик РАН Олег Михайлович Белоцерковский
  48. Академик РАН Фортов сказал, что никогда в жизни он так много не работал, как на первых двух курсах Физтеха.
  49. Молодежь не придет к профессорам в Физтех, так как они все за границей. Они должны получать здесь, как там.
    Сергей Петрович Капица, профессор
  50. Дирижер должен быть диктатором.
    Геннадий Рождественский
  51. Нас ждет резкий спрос на гуманитарных специалистов. Он уже на подъеме. Гуманитарии будут востребованы крупными фирмами, которые занимаются маркетингом, продвижением своей продукции, пиаром. Потому что новая экономика — это экономика отношений между людьми. И если ты умеешь объяснять, что нужно тебе, понять собеседника, то тебе цены нет.
    Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Газета «Московский комсомолец». 24-31 мая 2006
  52. В Японии, как и в других странах конфуцианской культуры, издавна существует культ учености. Образование считается там единственным каналом социальной мобильности, единственным путем к тому, чтобы повысить свое общественное положение. Поэтому кроме бюджетных ассигнований на народное просвещение значительная часть вузов финансируется населением — родителями, которые ничего не жалеют для своих детей,
    Всеволод Овчинников. Российская газета. 24.03.2006
  53. Если людям постоянно внушать, что они неполноценные, дураки и им ничего, кроме богатства, в жизни не надо, они в какой-то момент в это поверят.
    Капица  С.П. Газета «Аргументы и факты». 2006. N30
  54. В свое время мне в 35 лет предложили заведовать кафедрой физики в МФТИ. Это величайшей честью возглавить кафедру, на которой работали ведущие профессора страны.

    А теперь где вы найдете человека, который в молодом возрасте пойдет заведовать кафедрой на мизерную зарплату и невыгодное положение в обществе.
    Капица  С.П. Газета «Аргументы и факты». 2006. N30
  55. Планируем разработать девять инновационных методик развития навыков проектной работы.
    Кузьминов Я., ректор Государственного университета — высшая школа экономики. Газета «Поиск». 21.07.2006
  56. Бизнес прагматичен и для него любой выпускник — это прежде всего продукт на рынке труда. Чтобы продукт был конкурентноспособен, как и любой другой, его сначала производят, а потом доводят до нужной кондиции.

    А еще кадровые службы любят называть сотрудников персоналом.
  57. Я давно понял, что если мы сами музыканта не вырастим для своего коллектива, то его просто неоткуда будет взять! Рынок пустой ситуация катастрофическая.

    Стали хуже учить в консерваториях, потому что многие педагоги ушли из жизни или уехали зарабатывать деньги за границей. Профессия музыканта оркестра стала менее престижна. А те, кто идет в нее, часто не обладают тем комплексом дарований и культурным бэкграундом, которым обладали музыканты 30 и 40 лет назад.
    Директор Национального симфонического оркестра Г. Агеев
    Газета «Известия». 26.09.2006
  58. Великое искусство научиться многому — браться сразу за немногое.
    Дж. Локк
  59. Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.
    У. Черчилль
  60. Компания «Сименс» планирует основать в России фонд и проводить общероссийский конкурс среди старшеклассников на лучшее научное исследование или техническую разработку.

    Победителей конкурса ждут не только премии. Лучшим компания обеспечит возможность обучения в вузе, а после окончания учебы предложит отличное трудоустройство, в том числе в компании «Сименс».
    P.S. Что-то я не слышал, чтобы наши компании ориентировались на столь длительную поддержку талантов.
    Газета «Известия». 03.10.2006
  61. Борис Алешин, бывший вице-премьер российского-правительства, ежедневно читает вслух десять страниц отечественной классики, для того чтобы не забыть родную речь. Мы ведь изъясняемся на языке плаката и буклета, хотя считаем себя наследниками великой русской литературы.

    Эффект от чтения вслух поразительный — послевкусие остается.
    Газета «Известия». 24.10.2006
  62. Возможности человека в жизни не определяется тем, где он живет, а тем, какое образование он получил.
    Билл Гейтс
  63. В США, по «классификации Карнеги», многие университеты относятся к шестой, высшей категории вузов, именуемой исследовательскими университетами. Каждый из них ежегодно присуждает не менее 50 докторских степеней и получает только от государства финансирование на выполнение научных исследований в объеме не ниже 15,5 млн. дол.

    Поддерживают университеты и частные компании, иногда вступая с ними в альянсы. У университетов есть возможность самим создавать высокотехнологичные компании. Так в 1997 г. в 4000 таких компаниях, созданных при поддержке Массачусетского технологического института (МТИ), работает 1,1 млн. человек при суммарном объеме продаж 233 млрд. дол. Экономика, состоящая только из этих компаний, занимала бы 24-е место в мире.

    Университет Техаса в Остине помог создать группу инновационных предприятий, в которых занято около 100 тыс. человек.

    В России вклад вузовских исследовательских коллективов среди всех исследовательских организаций страны не превышает 10%. При этом на все вузы страны на НИОКР в соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг.» выделено около 100 млн. дол., а российский бизнес не проявляет особого интереса к научному потенциалу отечественных вузов.

    Высшее образование становится во многих странах выгодной отраслью бизнеса. Например, Университет Финикса (штат Аризона), является крупнейшим в США, имеет 280 тыс. студентов в 239 кампусах и филиалах по всему миру, при годовой цене обучения в 9 тыс. дол. При этом в год только на маркетинг тратится 383 млн. дол.

    Вот рейтинг ведущих университетов мира по учебным и научным показателям за 2005 год:
    1. Гарвардский университет (США)
    2. Стэнфордский университет (США)
    3. Кембриджский университет (Великобритания)
    4. Калифорнийский университет в Беркли (США)
    5. МТИ (США)
    6. Калифорнийский университет (США)
    7. Принстонский университет (США)
    8. Оксфордский университет (Великобритания)
    9. Колумбийский университет (США)
    10. Чикагский университет (США)
    11. Йельский университет (США)
    12. Корнуэльский университет (США)
    13. Калифорнийский университет в Сан-Диего (США)
    14. Токийский университет
    15. Университет Пенсильвании (США)
    16. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (США)
    17. Калифорнийский университет в Сан-Франциско (США)
    18. Висконсинский университет (Мэдисон) (США)
    19. Мичиганский университет (Энн Эрбор) (США)
    20. Вашингтонский университет (Сиэтл) (США)
    Отметим, что с 1969 г. из 55 лауреатов Нобелевской премии по экономике 23 учились или работали в Чикагском университете.

    Началась «университетская» глобализация. МТИ с Кембриджским университетом договорились о партнерстве и организовали совместную образовательную организацию Cambridge-MIT Institute.

    МТИ создал в сети Интернет бесплатный образовательный портал, где опубликованы 500 учебных курсов. В ближайшие 2-3 года все 1800 курсов, преподаваемых в нем, будут доступны в сети.

    В Германии подготовлена программа создания элитных глобальных университетов по образцу Гарварда и Принстона.

    Китай поставил задачу формирования 100 глобальных университетов мирового уровня для успешной конкуренции на рынке образования.

    Из обучающихся за рубежом россиян возращаются не более 25%. Лишь 6% из так их обучающихся намерены трудиться только на родине.

    Если в 90-ые годы уезжало обучаться за рубеж 13-15 тыс. человек в год, то в последние годы (вместе с выездами по программам обмена) — 26-50 тыс.

    Иностранные фонды поддержки науки имеют альтруистические и эгоистические мотивы. С одной стороны, они оказывают помощь тем, кто не имеет средств для продолжения своего образования, а с другой — хотят посредством совместных проектов внести на научный ландшафт свежие идеи, получить импульс для исследовательской работы своих ученых. Дусь  Ю.П. Интеллектуальная колонизация //ЭКО. 2006. N2, с.76-93
  64. В 1994 году представители Всемирного банка говорили: «По размеру валового внутреннего продукта на душу населения, вы находитесь на уровне Мексики, поэтому и науку вам надо иметь на таком же уровне».

    Вот, что в то время говорили американские эксперты:«То, что вы говорите, это очень здорово и действительно разумно. Но тогда у вас будет слишком много людей, которые знают математику, физику и отечественную историю. При этом у страны неизбежно очень быстро появляются ядерные и космические амбиции. А не входит в наши планы».

    Говорить, что Академия наук будет заниматься инновациями, — это обманывать себя. Академия не может и не должна этим заниматься. Она занимается фундаментальными разработками, стратегическим прогнозом и т.д.

    На сохранение и развитие российской науки и образования, видимо, потребуется 15-20 лет сверхусилий. Хотелось бы надеяться, что силы на это найдутся.
    Малинецкий Г.Г. (зам. директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша) Сохранить российское образование и науку //ЭКО. 2005. N2, c.3-7.
  65. Как учить, чтобы было качество? Только на основании науки и в университетах! Если мы потеряем науку в университетах, мы потеряем планку, потеряем понятие «университет».
    Академик РАН  В.А. Садовничий, ректор МГУ
  66. В декабре 2004 г. преподаватель вуза зарабатывал примерно 25% от сопоставимой зарплаты в коммерческом секторе.

    Мы отстаем от европейских стран по валовому внутреннему продукту на душу населения примерно в 3,5 раза, а по финансированию образования и по заработным платам работников образования — в 7-8 раз. Мы бедные, но наше образование беднее вдвое.
    Я.И. Кузьминов, ректор государственного университета — Высшая школа экономики. ЭКО. 2005. N2.
  67. Хотя в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прямо указано, что научная деятельность — необходимая составляющая для получения статуса учебного заведения, в 2003 г. из 1046 вузов только 393 вели исследования и разработки.
    Н.И. Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке. ЭКО. 2005. N2.
  68. Чем меньше мы денег вкладываем в образование, тем больше их идет на содержание правоохранительных структур, тюрем, колоний, на борьбу с наркоманией, туберкулезом, алкоголизмом и т.д.
    М.Г. Оглуздина, Законодательное собрание Вологодской области. ЭКО. 2005. N2.
  69. Мы не можем говорить о том, что наше образование лучшее в мире, потому, что у нас экономика не является лучшей в мире. Потому что мы пользуемся сегодня всем иностранным.
    Ю.П. Похолков, президент Ассоциации инженерного образования. ЭКО. 2005. N2.
  70. Сегодня не в моде не только «лирики», но и «физики». В моде - юристы, менеджеры и прочие вполне интеллектуальные профессии, но, к сожалению, прогресс в области высоких технологий зависит от них во вторую, если не в третью очередь.

    Высокие технологии — это здоровье нации, это благополучная экономика, это боеспособная армия, процветающая культура. Это мощный средний класс и стабильность в стране.

    Отсутствие их в стране — это крах в весьма обозримом будущем, ибо сырье не вечно сможет «кормить Россию».
    ЭКО. 2005. N2.
  71. Это происходит не в России, а на Украине, но все-таки…

    «При зачислении в Межрегиональную академию управления персоналом не учитывалось базовое образование, обучение проводилось по одинаковому учебному плану для всех лиц без учета ранее полученной профессии и изучения дисциплин. За два года заочного обучения независимо от предыдущей специальности из студентов готовили дипломированных юристов и экономистов.

    При этом в приложениях к документам государственного образца по специальности „Правоведение“ отсутствовали такие обязательные в этом случае предметы, как „Теория государства и права“, „История государства и права зарубежных стран“, „Философия“, „Конституционное право“ и т.д.

    Если студент не может заплатить за учебу, то ему разрешают прервать ее на любой (!) срок, а затем, после оплаты, - возобновить занятия, причем не увязывая это с учебным планом. Это означает, что поступить в академию можно в любое время, прервать обучение на любой строк, а затем в любое время вновь продолжить обучение. Выявлены случаи обучения на первом курсе старшеклассников, что запрещено законодательством.

    Один из педагогов академии преподавал 19 (!!!) дисциплин. Обучение будущих юристов, которых в академии, включая филиалы, семь тысяч, обеспечивает лишь один доктор юридических наук.

    При это академия полтора года назад запрашивала у Министерства разрешение на выдачу 2500 (!) дипломов государственного образца дополнительно к количеству, оговоренному в лицензии, а уже в этом году — 4655 (!!!) дипломов, что превысило чашу терпения Министерства».
    Газета «Поиск». 2006. N44, с.14
  72. На совещании научно-педагогической общественности, проходившем в Санкт-Петербургском государственном горном институте, вице- губернатор Санкт-Петербурга С. Тарасов сказал, что директора питерских школ получают зарплату порядка 35 тысяч рублей в месяц, а руководители ПТУ — 26 тысяч…

    При этом один профессор сказал: «Вот бы губернатора Питера  В. Матвиенко попросить заняться реформами в науке. Может тогда, сотрудникам РАН не придется ждать зарплаты в тысячу долларов до 2008 года, а реформы начнутся не с сокращения ради зарплат, а с роста зарплат ради повышения отдачи от исследований…».
    Газета «Поиск». 2006. N44, с.3
  73. На совещании научно-педагогической общественности, проходившем в Санкт-Петербургском государственном горном институте, Е. Геворкян (Рособрнадзор) сказала, что анализ курсовых и дипломных работ студентов показал, что ныне 60-70% даже магистерских работ носят не исследовательский, а только прикладной характер.

    Традиционное российское образование — образование через науку, но сегодня это уже не так. В каждом пятом университете не достигают ни абсолютного аккредитационного показателя финансирования научных исследований, ни относительного (на одного преподавателя). 28,5% университетов не набирают установленную численность аспирантов. Средний показатель эффективности аспирантуры по университетам — менее 20%. Среднегодовое число защит диссертаций равно 1,8 на 100 преподавателей. При этом лишь немногие аспиранты, обучающиеся на бюджетной основе, проводят диссертационные исследования по высокотехнологичным темам.

    Из внебюджетных средств вузов только 10% научных исследований (остальные от платного образования и аренды).

    На основании изложенного коллегия приняла решение, что, если с точки зрения научной составляющей университет не соответствует критериям университета, ему будет предложено сменить статус на тот, которому он реально соответствует (академии или институту).

    Сегодня, например, в Санкт-Петербурге вузы осваивают лишь 8% средств, выделенных на научные исследования. Вероятно, в других городах ситуация в этом вопросе не лучше.
    Газета «Поиск». 2006. N44, с.3,4
  74. Фонд поддержки Гарвардского университета, формируемый из взносов частных лиц и компаний, составляет основу его финансовой мощи и превысил 20 млрд. долларов. Всегда вспоминаю эту цифру, когда говорят о необъятных размерах нашего стабфонда, — «в гарвардах» он выглядит куда скромнее.
    Маслюк-Левкович Л. Компьютерра. 2006. #19 (639), с.67
  75. В одном из государственных университетов в 2003 г. из 50 тыс. студентов 37,5 тыс. или 75 %, составляли студенты-контрактники. И это при том, что Минобразования РФ установило, что студентов- бюджетников должно быть не менее 50%.

    При оплате учебы студентом-контрактником, превышающей 25 тыс. руб., доходы от таких студентов только одного университета приближается к одному миллиарду рублей.

    Это во много раз выше совокупный доход этого университета от всех видов научно-инновационной деятельности.

    Из этого становится ясно, в каком именно направлении фокусируется внимание научно-педагогических коллективов высших учебных заведений.
    Журнал «ЭКО». 2003. N10, с.136
  76. Я человек не бедный. Основные деньги я получаю не в школе. Таким образом я зарабатываю себе право преподавать в школе.
    А.Г. Успенский. Учитель года — 2006. Газета «Комсомольская правда»
  77. Для того чтобы сократить отток молодых ученых за границу, российские вузы должны обеспечить трудоустройство своих выпускников. Ни один институт не может нормально развиваться, если лучшие его выпускники покинут страну или уйдут работать в какую-нибудь отрасль, не связанную с полученным образованием.

    Очевидно, что тот вуз, который не может найти подобающего места для своих выпускников, обречен на на неудачу.

    Многие «наиболее успешные вузы» вполне способны приступить к разработке собственных социальных программ, в рамках которых можно было бы покупать квартиры для самых талантливых студентов и молодых специалистов за счет средств целевых фондов при институтах, в которые могут быть созданы для инвестиций на их развитие. Закон о таких фондах по инициативе правительства будет принят в скором будущем.
    Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ. «Росийская газета». 02.12.2006, с.3
    P.S. Интересно, почему в первых двух абзацах внятно не написано, что талантливые выпускники вуза должны иметь возможность работать в вузе, получая при этом достойную их талантам зарплату.
  78. Я человек не бедный. Основные деньги я получаю не в школе. Таким образом я зарабатываю себе право преподавать в школе.
    А.Г. Успенский. Учитель года — 2006. Газета «Комсомольская правда»
  79. Образование, культура и наука — краеугольные камни будущего развития. Страна, которая недооценивает роль этих трех сфер, обречена на прозябание в будущем постиндустральном мире.
    В.А. Коптюг, академик РАН
  80. Профессор физики Физтеха Дмитрий Васильевич Сивухин читал факультативно замечательные, феноменальные лекции. Он рассказывал не только о научных результатах, но и том, как это результат был получен, кем и когда. Как тот или иной физик одевался, какие шутки любил, и многое-многое другое из реальной жизни реальных ученых, в том числе тех, кто не попал в серию книг "Жизнь замечательных людей", но много сделал для науки.

    Этот курс был интересен только трем студентам.
    Ефимов И. Возможен ли в настоящее время выход из кризиса в Российской науке
  81. В Томском политехническом университете цель инновационной образовательной программы состоит в опережающей подготовке элитных специалистов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и техноолгий.

    При этом реализуются четыре принципа опережающей подготовки:
    - элитность обучающихся;
    - элитность образовательных программ и технологий;
    - элитность научных, инженерных и педагогических школ;
    - стратегическое партнерство с промышленностью, наукой и бизнесом.
    Газета "Поиск".26.01.2007
  82. По данным социлогам, граждане России в среднем около 40 минут в день занимаются воспитанием детей и 365 часа проводят у телевизора. Если бы соотношение было бы обратным, то многих проблем в стране бы не было.
    Малинецкий Г. Государство и контрреволюция: От "экономики трубы" к инновационному пути развития //Компьютерра. 13.12.2006
  83. Либеральный фундаментализм, в эпоху которого мы и живем в России, сделал акцент на деловом администрировании (MBA - Master Business Administration). Новая реальность имеет избыток "быстрых денег" и недостаток "медленных". В большинстве проектов вложенные деньги должны быть "отбиты" за год-полтора, а то и меньше. Именно такое "быстрое" управление и ориентируется MBA.
    Малинецкий Г. Государство и контрреволюция: От "экономики трубы" к инновационному пути развития //Компьютерра. 13.12.2006
  84. Бизнес-школа в мировом понимании производит два продукта - выпускников и новые знания, для создания которых необходимо заниматься исследованиями, публиковать их в авторитетных журналах.

    Если школа этим не занимается, она будет стоять на месте, потому что любой практический опыт должен сочетаться с теорией, иначе из него трудно извлечь урок на будущее.
    Журнал "Эксперт". Северо-Запад. 2007. N6
  85. Пожалуй, всего страшнее падение среди молодежи престижа науки и образования в области естественных наук. Смещается вся система ценностей в обществе. Подрастает поколение, воспитанное телевидением, не державшее в руках научно-популярную книжку или журнал. Начинается исчезновение не только творцов науки и культуры, но и потребителей культурных ценностей, все меньше людей способны востребовать и оценить достижения науки и искусства.
    Профессор МГУ Ефремов Ю.Н. Компьютерра. 2006. N 661
  86. У. Черчилль получил Нобелевскую премию по литатературе (!).
  87. Любой вуз без науки мертв. Формируя научно-образовательную корпорацию (Томский государственный нефтегазовый университет), был разработан комплекс мер стимулирующий научно-исследовательскую деятельность в любых ее проявлениях. А студенческая наука - будущее страны. Но в миг ничего не создается, нужна кропотливая, целенаправленная работа. У нас есть чем гордиться - все претенденты на поступление в аспирантуру занимались научными исследованиями на протяжении всех студенческих лет.

    Даже самое приблизительное знакомство с наукой отзажается на будущем молодых людей. Хотя бы уже потому, что стремление к научной деятельности формирует в человеке такие качества, как целеустремленность, умение не только поставить задачу и успешно ее решить, но нестандартно к ней подойти, мыслить аналитически.

    Занимающийся наукой, но не ставший ученым, все равно найдет успешное применение своим знаниям. И чем больше молодых людей будут вовлечены в студенческую науку, тем полезнее это будет для общества. Среди тех, кто только проявил склонность к исследованиям, всегда есть особая группа талантливых, одаренных, ориентированных в дальнейшем на научную или педагогическую деятельность.
    Проректор ТюмГНГУ И. Ковенский. Газата "Поиск". 2007. N7, c.12.
  88. Тот, кто обращается к старому и способен открывать новое, достоин быть учителем.
    Конфуций
  89. Трудно поверить, какую огромную экономию мысли (как выражается Мах) может осуществить одно хорошо подобранное слово. Очень часто бывает достаточно одного удачно подобранного слова, чтобы устранить те исключения, которые содержались в правилах, выраженных на старом языке.

    Сам по себе голый факт часто бывает лишен особенного значения. Его можно не раз отмечать, не оказывая этим науке сколько-нибудь значительные услуги. Свое значение он приобретает лишь с того дня, когда более проницательный мыслитель подметит сходство, которое он извлекает на свет и символически обозначает тем или иным способом.
    Анри Пуанкаре
  90. Математику трудно согласиться с тем, что введение нового термина, не сопровождающееся открытием новых фактов, является значительным достижением. Однако успех таких терминов, как, например, "фрактал", "аттрактор" и "хаос" показыает плодотвоность словотворчества как метода научной работы.
  91. Учеником Сальери был Бетховен. Кто был учеником Моцарта?
  92. Приучение воспитанников к умственному труду более важная задача, нежели передача самого предмета.
    Ушинский
  93. Самая важная часть воспитания - образование характера.
    Ушинский
  94. Анализ показал, что в повести Л.Н. Толстого "Хаджи Мурат" нет ни одной лишней буквы, ни одной ненужной запятой. Она упорядочена, сжата, лаконична.
  95. 38,6% работающих в вузах старше 65 лет. Темпы естественного старения пока выше динамики обновления профессорско- преподавательских кадров, и фактически имеет место поколенческий разрыв.
    Волков В., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016. Эксперт. 2007. N32, с.88-94.
  96. Доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов должна составлять не менее 25%. Только в единстве с реальными научными исследованиями и разработками может осуществляться подготовка высококлассных специалистов, адекватных современной жизни. Не могут считаться полноценными профессорами и преподавателями те, кто не ведет исследовательскую работу и (или) не вовлечен в реализацию социально-экономических проектов.

    Магистратура должна быть сосредоточена в университетах, активно ведущих исследовательскую или проектную деятельность. Таких университетов в настоящее время не более 25% от общего числа российских вузов.
    Волков В., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016. Эксперт. 2007. N32, с.88-94.
  97. На повестке дня стоит вопрос о смене парадигмы содержания и метода в современном образовании, технологическая платформа которой (лекционно-семинарская модель) не менялась уже более 250 лет со времен появления гумбольдтовской модели университета.

    Эта модель была успешно реализована в лучших советских вузах, но распространение ее на все высшее образование привело к всеобщей имитации, когда одни делают вид, что учат, а другие, что учатся.

    В условиях массового высшего образования идеология передачи "готовых знаний" постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности. При этом на первый план выходят задачи выявления и передачи современных способов организации мыслительной работы человека, что, с нашей точки зрения, и есть современное содержание образования.

    Для качества обучения не важен метод. практика работы в проектном подходе передовых архитектурных и инженерных школ, case-study и имитационные системы в военном и управленческом образовании, клиники в медицинской подготовке и ряд других технологий убедительно демонстрируют эффективность активных методов в сравнении с пассивностью лекционно-семинарской модели.

    В основе всех этих технологий лежит концепция, что только действия и их рефлексия, осознание и решение проблем, получение результатов заставляет размышлять и формируют запрос на соответствующие знания.

    Если университеты страны примут и масштабно реализуют такую концепцию, это обеспечит высокий уровень человеческой капитализации, а следовательно, и конкурентные преимущества России в современном мире.
    Волков В., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016. Эксперт. 2007. N32, с.88-94.
  98. По версии авторитетного "Times Higher", ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу).
  99. В России фактически произошел переход к всеобщему высшему образованию. Однако такое образование не может быть профессиональным, оно может быть только общим - общим высшим образованием.
    Клячко Т., Мау В. Между деньгами и институтами. Эксперт. 2007. N33
  100. Дальнейшее увеличение финансирования ВУЗов без их реформ может привести к отрицательным результатам. Высокая зарплата будет способствовать не обновлению персонала, а консервации кадров, сохранению тех преподавателей, которые давно потеряли квалификацию и не смогут лучше учить, даже если им поднять зарплату в сто раз.
    Клячко Т., Мау В. Между деньгами и институтами. Эксперт. 2007. N33
  101. В здравоохранении бюджетная ситуация хуже, чем в образовании. В здравоохранении число больных растет, а в образовании число обучающихся в результате демографического кризиса сокращается.При этом поствузовское образование в основном опирается на корпоративные или частные деньги.
    Клячко Т., Мау В. Между деньгами и институтами. Эксперт. 2007. N33
  102. Целевой характер магистратуры позволяет решить проблему "работы выпускника по специальности": однозначно выбрать сферу своей деятельности для семнадцатилетнего человека практически нереально, но это вполне возможно при поступлении взрослого человека в магистратуру.
    Клячко Т., Мау В. Между деньгами и институтами. Эксперт. 2007. N33
  103. Многие государственные и все негосударственные вузы готовят юристов и экономистов. Технических специалистов не учит ни один (!) частный вуз.

    Вузы города готовят хороших технических специалистов, но их катастрофически мало. Крупные петербургские компании готовы обеспечить людей жильем, только бы найти высококвалифицированные кадры.
    Росиийская газета. 18.09.2007, с.20
  104. В театральный институт (как, впрочем, и во все остальные - А.Ш.) приходят славные ребята, которые, как правило, еще не умеют учиться. Первый год они только тем и занимаются, что учатся учиться. Не выдерживают многие. Потому что часто одаренности мешают инфантильность, безволие.

    Я считаю себя человеком двух профессий. На первом месте у меня педагогика, на втором - режиссура. Я не могу говорить на чужом театральном языке. Я учу своему. И пока мы не станем понимать друг друга, работа не сдвинется с места. Язык мой необычный, методологический. Процесс мучительный, но в итоге все его принимают. Есть еще один раздражающий актера момент - я исповедую театр соавторский и настаиваю на этом. Актеры - соавторы режиссера. Вот так воспитываются мои студенты.
    Вениамин Фильштинский, профессор. Росиийская газета. 18.09.2007
  105. Большинство поступают с столичные университеты. Кто-то потом уезжает за рубеж.
    - Тут от нас мало что зависит, - говорит Александр Штейн, заведующий кафедрой алгебры Омского госуниверситета.
    _ Было бы им зачем возвращаться в родной город, они бы вернулись.
    Школа Штерна. Росиийская газета. 18.09.2007, с.13
  106. Число невежд, которое выросло за последние 15 лет, неисчислимо. Они ничего не читали, не видели и упоены тем, что ничего не знают.
    Э. Рязанов
  107. Прежнее убеждение, что "образование нужно для работы, а работа - для жизни" устарело. Теперь и образование и работа нужны для жизни. Вместо лозунга "образования на всю жизнь", актуален лозунг "Образование в течение всей жизни".
  108. Если нет книги, которую бы ты хотел прочитать, напиши такую.
    Лао-Цзы
  109. К 16-17 годам мы получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме и который футболом уже не может заниматься, потому что этот футбол, сами понимаете, где у него сидит.
    Леонид Слуцкий, тренер
  110. Мы пользуемся одними и теми же словами. Но кто-то с их помощью расскажет историю, а кто-то изменит историю. Кто-то предскажет будущее, а кто-то построит его. Сила слов зависит от людей, которые их произносят. Сколько силы в вашем слове?
  111. Учитель - этот тот к кому идут учиться.
  112. Конечно, удав любил бананы, но еще сильнее он любил совершать научные действия.
    Г. Остер. Ненаглядное пособие
  113. Но путать Буку с Бякой, а также Бяку с Букой, Всем детям строго-настрого Запрещен наукой.
    Б. Заходер
  114. Самые "нобелевские" университеты (по числу лауреатов, которые были так или иначе связаны с этим университетом)

    США
    Колумбийский университет - 81
    Чикагский университет - 79
    Гарвардский университет - 78
    Массачусетский технологический институт - 63
    Калифорнийский университет в Беркли - 61
    Стэнфордский университет - 50
    Корнельский университеит - 40
    Университет Джона Хопкинса - 31
    Нью-Йоркский университет - 31
    Йельский университет - 31
    Калифорнийский технологический институт - 30
    Принстонский университет - 29
    Университет Вашингтона в Сент-Луисе - 23
    Рокфеллеровский университет - 22

    Франция
    Сорбона - 57
    Высшая нормальная школа - 13
    Политехническая школа - 11

    Великобритания
    Оксфордский университет - 56
    Манчестерский университет - 29
    Университет колледж Лондона - 19
    Имперский колледж Лондона - 14
    Лондонская школа экономика - 14

    Германия
    Геттингенский университет - 44
    Университет им. Гумбольдта - 29
    Фрайбургский университет им. Альберта Людвига - 21
    Гейдельбергский университет - 10

    Швейцария
    Федеральный технологический институт (ETH Zurich) - 31
    Университет Цюриха - 17
    Университет Женевы - 11

    Швеция
    Университет Упсалы - 15

    Россия
    Московский физико-технический институт - 5
    Журнал "Русский репортер". 2007. N59
  115. России нужен свободный, образованный, здоровый человек. Это главное что определяет развитие страны.
    Дмитрий Медведев
  116. В мое время учились по замечательному учебнику Киселева, но затем его заменили, и в школе был внедрен, на мой взгляд, в корне неверный подход. Должно быть индуктивное обучение, а не дедуктивное: от частного к общему, а не от общего к частному. Кстати, так же устроены учебники по физике, биологии, - это просто какая-то головоломка.

    И вузов это тоже касается. Наш учебник по физике очень сложен для понимания, а возьмите лекции по физике Ричарда Фейнмана, которые он читал в МТИ - там вы с трудом найдете хоть один интеграл, абсолютно все понятно и читается, как беллетристика. Почему-то у нас считается, что если учебник не наукообразен, то это плохой учебник. Я горячий сторонник радикального пересмотра учебников, и прежде всего не их содержания, а манеры, стиля изложения.
    И. Федоров, ректор МГТУ имени Баумана
  117. Индийская бизнес-школа ISB вошла в топ-20 МВА-программ мира, китайская школа CEIBS - стала лучшей в Азии и заняла 11 место в мире, а школа из Гонконга HKUST - 17 место в мире. В рейтинге 100 лучших школ 23 из Азии. Их финансирует государство, благодаря чему стоимость в них ниже, чем в школах Европы и США.

    Сегодня в Индии более 1000 (!) бизнес школ.

    В Китае, если у вас хороший диплом бизнес-школы и 10 лет опыта работы, вы можете рассчитывать на зарплату $500 тыс. в год.
    Журнал "Секрет фирмы". 2008. N4, с.58-61
  118. Один из психологических приемов для того, чтобы одержать победу - посмотреть на соперников с чувством сожаления.
  119. Вы уверены в том, что вундеркинды нужны бизнесу? Он ведь больше в топ-менеджерах нуждается...

    Сейчас в обществе идет дисскуссия, что важнее - знания или компетенция. Я отношусь к той части, которая считает: знания важнее. Победит та фирма, та экономика, где выше кадровый потенциал с фундаментальными знаниями. Другого пути нет. Сейчас производительность труда не поднять одним старанием, хоть ты сутки не спи у станка. Показатели можно улучшить только идеями, а они у талантливой молодежи. Поэтому 10-15% всех абитуриентов будут зачисляться в вуз по результатам олимпиад и творческих конкурсов. В.А. Садовничий, академик РАН, ректор МГУ, председатель совета ректоров России.
    "Российская газета". 7.05.2008.
  120. Положение с грамотными кадрами в нашей стране не так радужно, как кажется после прочтения отчетов о победах на олимпиадах по программированию.
  121. В этом году 25% выпускников не сдали ЕГЭ по литературе, 23% - по математике, 11% - по русскому языку, еще 6-13 % не получили положительной отметки по другим предметам. Выпускники, не справившиеся с ЕГЭ, особо не пострадали: для них в этом году была сохранена система "плюс один бал", и в аттестате вместо двойки появилась тройка. Это значит, что будущем году половина детей может аттестатов не получить, так семилетний эксперимент по внедрению в Россию ЕГЭ завершен.

    Это почти приговор системе образования. Тайное стало явным, когда оценивать знания стали не те, кто учил.
    Эксперт. Север-Запад. 2008. № 26.
  122. Если в рейтинг 200 лучших университетов мира год назад попали МГУ (93 место) и СПбГУ (164 место), то в этом году в рейтинге российских университетов нет.
    Эксперт. Север-Запад. 2008. № 26
  123. Крупнейшие европейские бизнес-школы в первую очередь конкурируют за преподавателей! Они нуждаются не только в преподавателях-гуру, но и в профессорах, которых можно назвать "кенгуру". Они умеют прыгать с одного места в другое - они занимаются исследованиями, потом перепрыгивают в классную комнату, а с занятий - в бизнес, общаться с тор-менеджерами. Таких преподавателей находить нелегко.
    Секрет фирмы. 2008. № 25
  124. Главная проблема как поставщиков услуг аутсорсинга, так и предприятий, которые наращивают свои возможности - привлечение, продвижение и удержание талантливых сотрудников. В настоящее время идет мировая война за таланты.
    Дж. Далал, управляющий директор аналитического отдела Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга
  125. История не учительница, а надзирательница, которая ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков.
    В.О. Ключевский
  126. Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
    Сомерсет Моэм
  127. Дело совсем не в том, что они не видят решения проблемы. Дело в том, что они не видят саму проблему.
    Г. Честертон
  128. Если вы не можете описать виде процесса то, что вы делаете, значит, вы не знаете, что вы делаете.
    В. Деминг
  129. Вначале есть "Кто?", "Что?", "Когда?" и "Где?", а затем - "Куда?", "Откуда?", "По какой причине?" и, наконец, очень-очень много "Почему?"
    Д. Адамс
  130. Многие не стараются специально выражаться туманно. Они лишь не пытаются выражать свои мысли явно.
    Пол Грэм
  131. Тем, кто хочет быть первым, лучше бы не ошибаться.
    Пол Грэм
  132. Нынешняя молодежь менее приспособлена к преодолению трудностей, так как, слава богу, выросла в более комфортных условиях. Мы ожидали от жизни всяких ударов и поэтому были более приспособлены к ней. Высшее образование - это и образование, и воспитание, и формирование личности, и развитие культурных навыков, тяги к познанию. Образование не услуга. Услуги предоставляет прачечная.

    Главное преимущество российской системы образования - фундаментальность полготовки. У нас единственная в мире система образования, которая не сразу направлена на работодателя.

    В.А. Садовничий, ректор МГУ
  133. - Чему вы учите своих детей?
    - Уважать людей и относиться к ним так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.
  134. Учиться через практику - learning by doing.
    Девиз бизнес-школы "Сколково"
  135. Зарплата западных профессоров в бизнес-школе "Сколково" (сейчас их семь) сопоставима с доходом топ-менеджеров крупных корпораций. Пока не ясны какие будут у школы доходы, но для организаторов главное "воспитать лидеров, которые смогут изменит мир".
  136. Лучше потратить деньги и построить то, что никогда в жизни, возможно, и не окупится, не будет названо твоим именем и не будет тобой приватизировано, но станет для тебя огромным счастьем. Ведь деньги в гроб не заберешь. На том свете они никому не нужны.
    Рубен Варданян, создатель предприятия "Тройка Диалог"
  137. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
    Закон РФ "Об образовании"
  138. Есть по разному одаренные люди. Я в свое время прошел два теста на IQ. Получилось, что я идиот.
    Алексей Герман-младший, режиссер
  139. Отказ в ряде школ писать сочинение на выпускном экзамене под предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может привести к неспособности не только правильно выражать мысли.
    Виктор Садовничий, ректор МГУ
  140. Из пяти миллионов студентов в России только 10% обучаются на технических специальностях.
    Коммерсант. 15.12.2008.
  141. Жажда к русской культуре уменьшается под влиянием Интернета, всеобщей пошлости, клипового мышления, коротких текстов, неумения сосредоточиться на сложном тексте.
    Жорж Нива, славист
  142. В МГУ на одного студента в год тратится около 30000 $. Это уровень хорошего европейского вуза. В МГИМО – в два раза меньше, в СПбГУ – в четыре, В остальных вузах – 1,5 – 2 тыс. долларов в год. А мировые лидеры тратят на каждого студента от 100 до миллиона долларов в год.
    Российская газета. 11.02.2009.
  143. От трех до семи минут – продолжительность видио, чтобы страдающий дефицитом внимания пользователь YouTube не заскучал.
  144. Каждый год мехмат МГУ оканчивают 400 выпускников. Из них человек 30 готовы заниматься наукой, но в лучшем случае двое могут найти приемлемую работу, А куда идти остальным? Преподавать в университет? Мизерная зарплата и времени на науку не остается. Поэтому уезжают туда, где на математиков есть спрос. Такое впечатление, что в нашей стране они не очень нужны.
    Ал. Кузнецов, лауреат премии Президента РФ в области науки и технологий для молодых ученых.
  145. Учитель воспитай ученика, чтобы было у кого учиться.
  146. Если мы знаем, что игра в куклы воспитывает любовь к детям, то почему мы сомневаемся в том, что игра в убийство воспитывает убийство.
    Минкин А. Российская газета. 16.03.2009.
  147. – Не каждому достается в учителя Эндрю Гроув.
    – А вы смотрели по сторонам?
    Патрик Гелсингер, Intel
  148. Учитель – это тот, кто заставляет вас становиться лучше, подталкивает где нужно, предостерегает от неверных шагов и вообще направляет по жизни, что очень важно.
    Патрик Гелсингер, Intel
  149. Учитель – это тот, кто дал больше, чем просто знания: помог сформировать взгляд на жизнь.
    Николай Кропачев, ректор СПбГУ
  150. До революции в России среди интеллигенции были люди, которые полностью посвящавшие жизнь науке, обучению и воспитанию учеников, развитию образования в стране. Эти люди не только на работе, но и в свободное врем занимались избранным делом. Их называли подвижниками.
  151. Как не надо писать: «Он облокотил на руку свою голову» (Л. Толстой).
  152. Есть три святые профессии: учитель, врач и защитник Родины. Самые нищие на данный момент. А страна, где бедствует учитель, не имеет будущего.
    Станислав Говорухин, режиссер
  153. Российская государственность всегда базировалась на трех китах – науке, культуре и образовании, которые триедины, их нельзя разделять.
    С. Миронов, Председатель Совета Федерации
  154. Задача школы – в первую очередь, научить учиться.
    А. А. Фурсенко
  155. Чтобы передать свои мысли, надо гораздо больше ума, чем чтоб их иметь.
    Гельвеций
  156. Высшее образование – это «общественное благо» («public good») или «общественная услуга» («public serve»)? Принятие последней формулировки ведет к коммерциализации высшего образования, полному распространению на него рыночных механизмов финансирования. Всемирная конференция по высшему образованию, которая прошла в июле 2009 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО приняла решение, что высшее образование – общественное благо и ответственность за него в первую очередь несут правительства стран.
    Газета «Поиск». 2009, №31–32, с. 21
  157. Учитель – это тот, кто заставляет вас становиться лучше. Подталкивает где нужно, предостерегает от неверных шагов и вообще направляет по жизни.
  158. Подрастающей личности требуется не столько учитель-предметник, сколько наставник.
  159. На экзаменах обычно те, кому совершенно не интересен ответ, расспрашивают тех, кто не может ответить.
  160. В Министерстве обороны и Генеральном штабе наконец-то поняли, что если необходимо подготовить высококлассного специалиста, то он должен добросовестно учиться, а не бегать подрабатывать где-то, чтобы прокормить семью. Поэтому с этого года слушателю Военной академии Генерального штаба уже на первом курсе должны выплачивать 80 тысяч рублей дополнительно к офицерскому денежному содержанию. Кроме того, он получит благоустроенную квартиру рядом с академией. При этом если офицер будет учиться на «отлично, то будет получать еще 20 тысяч рублей, а троечники будут отчисляться. Правда, число слушателей этой академии сокращено со 100–120 человек, до 16 (!) в звании не ниже генерал-майора. На вступительных экзаменах в академию от начала до конца присутствовал начальник Генерального штаба. При этом предполагается, что выпускник академии будет надежным звеном в системе управления воинскими коллективами. Ему будут даваться знания, которые позволят стать крепким хозяйственником, руководителем даже после увольнения в запас. Он сможет уверенно работать в администрации президента, правительстве, стать губернатором. Из 18 кафедр в академии останется только две: военного искусства и национальной безопасности и обороны. К преподаванию остальных предметов будут привлекаться профессорско-преподавательский состав ведущих гражданских вузов. Читать лекции будут министр обороны, начальник Генерального штаба, заместители министра обороны. Академия станет элитным учебным заведением.
    Семеченко В. Престиж военного образования. Газета «Военно-промышленный курьер». 2009. № 34.
  161. В 1994 году мы провели экспертизу предлагавшихся реформ образования и использования ЕГЭ и пришли к выводу, что эти реформы и ЕГЭ нанесут образованию серьезный удар, снизят его качество. Это связано с тем, что один экзамен не может быть одновременно выпускным и вступительным, так как выпускной экзамен должен выявлять базовые знания ученика, а вступительный – умение самостоятельно мыслить.

    ЕГЭ не просто инструмент оценки знаний и средство поступления в вуз. Это вопрос национальной безопасности. Это связно с тем, главной причиной крупных аварий чаще всего оказывается человек Низкий уровень его профессиональной подготовки. В стране 50 тысяч опасных объектов, а среди них пять тысяч особо опасных. Сегодня они работают благодаря опыту и квалификации старшего поколения. Когда сюда придут те, кто сегодня поступают по ЕГЭ, риски возрастут. Уже сегодня в принципе понятны, какими могут оказаться будущие инженеры. Баллы поступающих на многие технические специальности – около 40 (между двойкой и тройкой). Даже в ряде московских технических вузов средний балл около 60 – между тройкой и четверкой. (Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов предлагает абитуриентов с такими баллами не зачислять в вузы, так как понятно какие из них получатся специалисты. Но тогда кого принимать на многие технические специальности? А.Ш.) Многие подали в несколько вузов разных профилей, им все равно где учиться. Так случайно они станут энергетиками, связистами, дорожниками, строителями и т.д.

    По оценкам МЧС, сегодня России по силам устранить последствия аварии, которая по масштабам не более 1/80 чернобольской. Более крупные ля страны неподъемны и станут национальной катастрофой. И поэтому важно, чтобы вузы выпускали высококлассных специалистов, а для этого туда должны приходить не за дипломом, а за знаниями. Поэтому барьер для поступления надо повышать, а не снижать, как это делает ЕГЭ. Это усугубляется тем, что мы попали в демографическую яму, и через пять лет у нас будет вдвое меньше поступающих и выпускников. Каждый из них, по сути, штучный товар, а сегодня при наборе ходят бумаги, а человека нет.

    Предоставить равные возможности всем поступающим дает не ЕГЭ, а дистанционное обучение, гранты для одаренных, учебные лагеря, олимпиады. Вот куда надо направить огромные деньги, которые поглощает ЕГЭ. ЕГЭ не повышает, а снижает уровень образования – учитель уже не учит своему предмету, а учит сдавать ЕГЭ.

    Георгий Малинецкий, Андрей Подлазов, сотрудники Института прикладной математики им. М.В. Келдыша. Российская газета. 16.09.2009
  162. Средний балл по ЕГЭ в Финансовой академии был 84. Это чуть меньше Физтеха и МГУ. В академию пришли лучшие. Однако проверка по математике и иностранному языку показала, что четверть из них получили двойки, и начинаешь сомневаться в этих оценках по ЕГЭ.

    Финансовая академия совместно с Российской газетой проводит Всероссийский творческий конкурс для школьников 11-х классов средних общеобразовательных школ «Миссия выполнима. Твое призвание – финансист!». Конкурс проводится для того, чтобы привлечь к учебе в академии лучших из лучших, одаренных в своих способностях рябят, будущую элиту страны. Победители зачисляются в вуз и учатся бесплатно. Таких счастливчиков набралось уже сорок человек из более 2000 принявших участие за два года в конкурсе.

    Два года конкурсантам предлагали выполнить письменные задания по математике, русскому и иностранному языкам, экономической географии. Теперь абитуриенты должны будут выполнить письменную работу, в которой будут математические задания, приближенные к экономике и социологии. Потом они напишут эссе по пяти заданным экономическим темам, которые основаны на школьном курсе обществознания и экономики. Знания русского и иностранного языков будут проверены во время очного тура в Москве, когда конкурсанты будут участвовать в деловых играх и писать эссе уже на темы, которые им заранее не известны.

    Ректор финансовой академии М. Эскиндаров
  163. Китайцам генетически присущ культ учености, представление о том, что только образование способно возвысить человека. В течение двух тысяч лет государственных служащих в Китае подбирали на основе открытых конкурсных экзаменов. Культ учености привел к тому, что китайские вузы уже сейчас выпускают в четверо больше инженеров, нежели американские. КНР уже третий год поставляет на мировой рынок больше продукции информационных технологий, нежели США и ЕС. Однако сейчас лишь 15 процентов добавленной стоимости принадлежит Китаю. Программа «экономики знаний» должна сократить зависимость Китая от иностранных технологий до 30%.

    В стране действует традиционная система «отбора самородков», облегчающая любому китайскому Ломоносову тернистый путь конкурсов.

    Всеволод Овчинников
  164. Я ставлю «отлично» тому, кто все знает и все понимает. «Хорошо» – тому, кто все понимает, но ничего не знает. «Удовлетворительно» – тому, кто все знает, но ничего не понимает, и «неудовлетворительно» – тому, кто ничего не знает и ничего не понимает.
    Академик АН СССР А. Харкевич
  165. В рамках курса этики можно объяснить, что такое добродетель, и поставить оценку за знание, но если речь идет о воспитании, то ставить оценки за совесть невозможно.
    В. Перов, СПбГУ
  166. Я перестала понимать математику, наверное, классе во втором. И уже шестой, восьмой, девятый классы – это для меня было где-то далеко за гранью. Тройку мне в седьмом классе поставили и больше меня не трогали, так как поняли, что математика в жизни не пригодится. Она, действительно, мне не понадобилась больше никогда, но свои муки, с ней связанные, буду помнить всегда… Я и сейчас иногда просыпаюсь в холодном поту, потому что мне снится урок алгебры, на котором я снова получаю двойку.
    Нона Гришаева, актриса. Комсомольская правда. 7.04.2010
  167. Средняя школа воспроизводит «условно образованную молодежь». Она практически полностью поглощена атмосферой, стилем и вкусами массовой культуры и приблизительного знания.

    Среди форпостов культуры – университеты, музеи, театры, библиотек – в значительной мере хранилища созданных ценностей. Однако, только университеты не только сохраняют и развивают научные знания и высокую культуру и воспроизводят их носителей.

    Человечеству и нашей стране, если не хотят впасть в масскультурное варварство, не на что надеяться, кроме как на университеты.

    Третьяков В. Университеты: от обороны к наступлении. Известия. 17.05.2010.
  168. Руководствуясь Правилами русской орфографии и пунктуации, утвержденными в 1956 году Академией наук СССР и действующими сейчас, буква «ё» желательна в именах собственных и малоизвестных словах, букварях, топономике. В остальных случаях – употребление факультативно.
    Юферова. Я. Заметано. Замётано. Проблем у языка больше, чем у буквы Ё //Российская газета. 12.05.2010
  169. Траты на образование в России – 3.5%. В странах Евросоюза – от 7% до 16%, в США – 11,5%, в Южной Корее – 24%. Нам расходы нужно увеличивать в 2–2,5 раза и сделать это не за счет родителей.
  170. Разделение российских школ на элитные и бедные – свершившийся факт. Примерно треть наших школ можно назвать проблемными, еще 23% – наиболее проблемные, а еще 6% находятся в крайне опасном состоянии. В них число правонарушений в несколько раз выше среднего уровня, как и число учащихся, стоящих на наркологическом учете. Средние баллы о ЕГЭ в таких школах низкие. «Мы вплотную приближаемся к ситуации, схожей с той, что была в Нью-Йорке в конце 80-х, когда неблагополучные школы Гарлема стали рассадником наркомании и преступности». Такие школы не могут выступать в качестве социальных лифтов.
    Сметанина С. Известия. 31.08.2010
  171. В старых университетах было принято оставлять самых перспективных выпускников при кафедре. Эта традиция умерла везде. Мои лучшие ученики работают далеко от меня.
    Либерман А.С., профессор университета в Миннеаполесе
  172. Уже никем не оспаривается, что невозможно обеспечить конкурентоспособность экономики страны, если не обеспечить ее конкурентоспособность в сфере образования.
  173. Уроки чемпионата мира по футболу 2010 вынуждают признать, что любители не могут судить профессионалов. Я уверен, что скандальные моменты, которые были там связаны с тем, что больше половины арбитров имеют судейство в качестве второй работы. Подобного в 2014 году не будет.
    Зепп Блаттер, президент ФИФА
  174. Перестройка образования в США произошла после запуска в 1961 г. Ю. Гагарина в СССР. При этом они стали проводить конкурсы и олимпиады, процеживая всех школьников с целью поиска талантов, и уже в 1969 г. они оказались на Луне.
  175. Летом в России для вузов проводилось три конкурса: по привлечению выдающихся ученых, по совершенствованию инновационной структуры и по проведению совместных работ с промышленными предприятиями. Во всех трех конкурсах принимали участие только около 80 вузов, которые и составляют основу образования в России.
    А. Фурсенко, министр образования и науки РФ



© 2002—2017 По техническим вопросам сайта: vl.ulyantsev@gmail.com