УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Геном
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Шалыто А.А. Как правильно? (версия для печати)


Шалыто А.А. Как правильно?



Вариант статьи опубликован в еженедельнике PC Week/RE. 2006, № 37, с.52.

Мальчик с пальчик
Жил был мальчик, маленький, как пальчик. Мальчик был талантливым и вошел число победителей одной из Всероссийских предметных олимпиад среди школьников. Это давало ему право на поступление без экзаменов в любой университет страны, естественно, бесплатное обучение.

Но, как я уже сказал, мальчик был маленький, и в университет ему было поступать еще рано, да и сам он хотел продолжить учиться в своей родной школе.

Однако его родители решили изменить и собственную судьбу, и судьбу своего сына и уехали на постоянное место жительство в США.

Приехав туда, мальчик времени зря не терял и вошел в число победителей всеамериканских олимпиад школьников, но на этот раз уже по двум предметам. Наконец пришла пора поступать в университет, и он подал документы в несколько самых престижных частных университетов Америки. Но там не Россия, там "климат" иной, и поэтому права на бесплатное обучение ему никто не давал (право на поступление без экзаменов у него было, как, впрочем, и у любого другого абитуриента в Америке).

Через некоторое время наш мальчик узнал, что в бесплатном обучении ему отказали все гранды американского образования. Тогда он решил поступить почти так же, как в свое время поступил наш премьер Е.М. Примаков, когда летел в Америку, - развернул самолет над Атлантикой и вернулся в Россию.

В России мальчик воспользовался своим правом на бесплатное обучение и поступил в тот университет, в который хотел, причем его приняли туда с распростертыми объятьями. Сегодня мальчик учится на Родине, он снова участвует в олимпиадах, теперь уже студенческих, его все любят, и он недавно бесплатно посетил родителей, когда ехал на всемирную командную олимпиаду по программированию в США. На этой олимпиаде ему удалось отомстить многим университетам-обидчикам. Была и еще одна победа - он вошел в число победителей европейского чемпионата по программированию, который проводился одной известнейшей американской фирмой. В общем, как говорят у них в Америке, "happy end". Впрочем, как говорят у нас в России, "еще не вечер".

У нас и у них
Наступило время, как в передаче "Что? Где? Когда?", задать вопрос: "А как правильно - принимать в университеты большинство студентов бесплатно и во многом по этой причине почти ничего не платить преподавателям, как у нас, или практически всех, включая таланты, принимать за деньги (в престижные университеты - за очень большие, которые, правда, можно взять в кредит на длительный срок в банке), и поэтому иметь возможность платить достойную (а на самом деле в указанных университетах очень высокую) зарплату преподавателям, как у них?"

Для того чтобы понять, куда приводит наш славный путь, достаточно спросить у родителей талантливых молодых людей и у самих молодых людей, которые с радостью учатся в университете бесплатно, останутся ли они там так же бесплатно работать или пойдут работать в другое место, где платят. Ответ, я надеюсь, ясен. Кстати, вы знаете много иностранцев (не из стран СНГ), которые приехали работать в наши университеты? Я знаю одного, но он очень богат и может себе позволить такую роскошь.

Вопрос о сохранении высокого качества образования в наших университетах без появления там новых сильных преподавателей становится риторическим, а об университетской науке в этой ситуации говорить и не приходится.

В Америке в престижных университетах ввиду высокой зарплаты вопрос о высококвалифицированных преподавателях не стоит, так как даже в том случае, если среди своих выпускников нет талантов, их всегда можно найти в других университетах как Америки (например, в университетах штатов, в которых обучение, особенно для их жителей, значительно дешевле), так и всего мира, включая Россию. Если эти преподаватели и не приходят в восторг от контингента студентов, то у них есть серьезная отдушина - наука, которая в престижных университетах по указанной выше причине находится на высочайшем уровне.

В мире существуют и другие подходы к организации университетской жизни, на первый взгляд более гуманные, чем в Америке.

Германия
В этой стране за учебу ничего не платят, и поэтому студенты часто прерывают учебу или бросают ее. Германии требуется научная элита, но здесь нет учебных заведений, где она могла бы формироваться, так как университеты не могут предложить высококлассным преподавателям соответствующие условия работы. Это приводит к тому, что из страны уезжает очень много образованных людей - только в 2005 г. ее покинуло 628 тыс. человек с высшим образованием. При этом, например, в США ученый со степенью может зарабатывать в три раза больше, чем в Германии. В результате в стране становится все меньше и меньше инженеров, и это является одной из важнейших причин того, что, например, компании Siemens приходится открывать новые научные центры в других странах (Журнал "Эксперт". 2003. № 37, 2006 № 27).

Великобритания
В Великобритании ситуация не намного лучше. государственные, и поэтому в них плата за обучение образование лишь на 10-15%. Поэтому университетам деньги учить иностранных студентов. При этом если лидером образования в Европе, а в ее университетах то сегодня это не так. Даже Оксфорд и Кембридж проигрывают своим американским конкурентам. Нагрузка последние годы возросла в два раза, и поэтому у занятий наукой (Журнал "Эксперт". 2003. № 37).

Китай
Сейчас в Китае уважают знания. Высшее образование поддерживают правительство и китайская диаспора, в которой принято помогать Родине. Это, в частности, позволяет Пекинскому университету ежегодно свободно тратить 100 миллионов долларов. Научные работники в Поднебесной получают от пятисот до двух-трех тысяч долларов в месяц. Китай активно формирует научную элиту, на что уходят огромные деньги. Сегодня в мире обучается более 500 тыс. китайских студентов. Американцы поощряют их обучение в США, чтобы в дальнейшем получить проамериканский Китай (в 50-е годы прошлого века так поступал СССР). Несмотря на то что многие китайские студенты (более 60%) остаются в США, китайцы идут на это, зная, что любовь к Родине заставит их рано или поздно вернуться домой. Имел место такой случай: "Американский ученый китайского происхождения (родился в США), узнав о присуждении ему Нобелевской премии, отправился не на прием в США, устроенный в его честь, а улетел в Пекин, где был принят на высшем уровне. Так поступает каждый китаец, и никак иначе". (Газета "Поиск". 21.07.2006 г.)

Возможно, в Китае все будет так, как они сегодня предполагают, но жизнь штука сложная.

Вместо заключения
Мне кажется, читателя должна не покидать мысль, что на земле уже было место, в котором в университетах всех учили бесплатно, преподаватели и ученые имели авторитет в обществе и получали высокие зарплаты. С наукой (особенно оборонной) там все было хорошо.

Это место называлось СССР или Союз Советских Социалистических Республик. Более подробно об ИТ-образовании (правда, тогда еще не было этого термина) в СССР в начале 70-х годов прошлого века я написал в статье "Как это было, или Почему раньше хорошо учили вычислительной технике" //PC Week/RE. № 46, c. 55,56. (http://is.ifmo.ru/belletristic/_howitwas.pdf). Однако уже 15 лет как нет СССР, нет той науки, и с каждым годом ухудшается образование. Остановить этот процесс, казалось бы, очень трудно. Однако как это сделать, знали и знают многие.

"В 1927 г. я встречал деда на вокзале, когда он, раскулаченный, приехал в Москву. На всю жизнь запомнил, как он дал мне большой серебряный рубль за то, что я помог донести его вещи. Я сказал: "Что Вы, дедушка?" А он мне: "Со значением, ибо учти, сынок, ничего у них выйдет. Людям за работу надо платить, запомни это". (Юрий Любимов о Таганке и ее призраках. Газета "Аргументы i время". 3.08. 2006 г.)

Как, за что и сколько надо платить, мы здесь обсуждать не будем, но страна, если она хочет быть великой державой, должна наконец для себя решить, как сделать так, чтобы преподаватели и ученые перестали "бегать" в поисках денег для выживания, так как "на бегу нельзя научить даже бегу".

Моя задача скромнее: сделать так, чтобы мальчик остался в России и мог нигде не работать, кроме университета, как это уже удается двум его старшим товарищам. Если каждый из нас "спасет" (как спасали рядового Райана в американском блокбастере) для образования и науки хотя бы одного талантливого мальчика, то и рассматриваемая проблема, возможно, решится, а на вопрос: "А был ли мальчик?" - можно будет ответить, что он не только был, но и есть.

И последнее. У нас очень много образованных людей, и они знают, что истина обычно лежит посередине. Поэтому во многих вузах России, вкл©ючая ведущие, решили смешивать в одной группе студентов, обучающихся на бюджетной основе и по контракту. Это объясняется тем, что многие преподаватели отказываются работать в чисто бюджетных группах, так как за контрактников им доплачивают сверх их нищенского оклада. В результате в "одной упряжке" оказываются "и конь (получивший на трех вступительных экзаменах пять баллов из тридцати - проходной балл для контрактников), и трепетная лань (получившая, например, все 30 баллов)". Как будет передвигаться эта "упряжка", догадаться легко.

В общем, в сложившейся ситуации самые талантливые студенты являются самыми невыгодными для преподавателей, а с учетом того, что таких студентов, особенно по естественнонаучным и инженерным дисциплинам, становится все меньше и меньше, многим в стране, пока не стало совсем поздно, есть над чем серьезно задуматься. Особенно если помнить что сказал Н. Рерих: "Срам стране, где учителя и ученые пребывают в бедности, и срам тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек".




© 2002—2017 По техническим вопросам сайта: vl.ulyantsev@gmail.com