УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Мысли / Андрей Звягинцев - невероятный успех! (версия для печати)


Андрей Звягинцев - невероятный успех!



Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете.

То, что произошло в субботу 6 сентября 2003 г в Венеции, не имеет прецедентов в истории нашего (и, кажется, мирового) кино. Фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" под гром аплодисментов. Зрители начали аплодировать сразу же после того, как пошли заключительные титры. Они шли минут шесть, и все это время аплодисменты не смолкали. После чего зал встал, и овация продолжалась еще минут десять.

Фильм назван лучшей картиной 60-го фестиваля и получил высшую награду - "Золотого льва". Он получил также премию Луижи Де Лаурентиса "Лев будущего" и 100000 евро за лучший режиссерский дебют.

Оба приза более чем престижны. Каждый из них считается невероятным успехом, а примеров такого дуплета на мировых фестивалях было.

А еще предполагалась третья официальная награда. Ване Добронравову. Приз Марчелло Мастрояни "За лучшую актерскую работу". Но не дали. Видимо, организаторы посчитали, что это слишком будет.

Зато картина награждена также премией "Будущее", присуждаемой итальянским Союзом студенческих обществ, призом венецианского кинообъединения "Гондола" и премией SIGNIS.

В солидных профессиональных изданиях разворотами печатается реклама русского фильма. Ведущая итальянская газета "Корьерре делла серра" назвала фильм шедевром.

Это третий за всю историю российский фильм, победивший на Венецианском фестивале. В 1962 г. победил фильм Андрея Тарковского "Иваново детство", а в 1991 г. - фильм Никиты Михалкова "Урга - территория любви".

Фильм уже продан ряду европейских стран, включая Францию, Бельгию, Италию, Швейцарию, Нидерланды, Великобританию. Подписан прокатный контракт для показа в Северной Америке. Фильм выходит не в условно комплиментарный, а в настоящий прокат, что открывает картине дорогу к "Оскару". На сегодня фильм продан в 27 стран мира.

Фильм выдвинут Россией на "Оскара". За последние десятилетия в "оскаровской" гонке от России не участвовал фильм столь сильный, уникальный по своей смелости идти протитив модных кинотечений.

За фильм развернулась настоящая борьба: его одновременно пригласили на четыре международных фестиваля категории "А" - в Локарно, Монреаль, Торонто, Венецию.

Это настоящий триумф дебютанта, который по профессии актер, а в большом кино - самоучка. Человек он интеллигентный, скромный, незаносчивый.

"Я из Новосибирска, там учился на актерском факультете в Театральном институте. Потом понял, что ничего не знаю и поступил в ГИТИС. В 93-м были дни, когда я не мог купить билет в метро. Нищета была капитальная. Я служил в армии с человеком, который учился во ВГИКе на операторском. В самое трудное время он был в порядке - снимал рекламу. Я сказал: "Спасай, а то я умру голодной смертью". Еще я снял три новеллы для сериала "Черная комната". Так я стал снимать рекламу, и стало чуть полегче. Когда Дмитрий Лесневский спросил меня: ты кино когда-нибудь снимал? Я ответил: нет, но буду.

Оператор Миша Кричман тоже не учился во ВГИКе, у него нет профессионального кинообразования. Он знает типографское дело, но так мощно одарен как визуалист, что все равно пришел в кино. Меня поразило его домашнее видио.

Композитор Андрей Дергачев тоже дебютант. Он работает в московском ресторане живой статуей!

У нас были трудные съемки, за сорок дней только три выходных. Снимали по 12 часов, все валились с ног. Мы дебютанты поэтому не рассчитали сроки.

Принимая из рук выдающихся режиссеров братьев Тавиани приз старейшего фестиваля мира, Звягинцев впервые официально сообщил о трагической гибели одного из трех главных актеров его фильма, 15-летнего Владимира Гарина, и сказал, что посвящает свой фильм его памяти.

Об исполнителях главных ролей. Актер Константин Лавроненко (отец), Владимир Гарин (старший сын) и Иван Добронравов (младший сын).

Сюжет картины. После двенадцатилетнего отсутствия отец возвращается в семью, где без него растут два сына. желая наладить с ними контакт, отец увозит ребят на остров. Один из братьев принимает отца, а другой бунтует. Попытка начать новую жизнь заканчивается трагедией - старший (!) сын погибает.

На состоявшейся пресс-конференции продюсер фильма Дмитрий Лесневский (RenTV) так ответил на вопрос о том, почему он рискнул вложить деньги в "некассовый" фильм: "Мне показалось, что по коридорам нашей телекомпании ходит большой режиссер, и я не ошибся. Но тогда об этом знал только я один, а теперь узнал весь мир. У картины средний российский бюджет, очень скромный. 10 миллионов долларов - это миф. При съемке этого фильма я скрипел зубами, но терпел: мы где-то на год не уложились в сроки. От замысла до реализации прошло три года. Я сам нашел и купил сценарий (сценаристы - Александр Новотоцкий и Владимир Моисеенко), а затем предложил Звягинцеву переосмыслить текст. Более того он изменил смысл сценария. Картину мы делали без оглядки на фестивали и коммерческий успех. Мы горели первым импульсом - мы же все дебютанты в кино: я, режиссер да половина съемочной группы. Нам было просто интересно. Когда я посмотрел картину впервые, я сказал Андрею: "Это гениально". потом Андрей мне признался, что в тот день он впервые в жизни напился".

Один из организаторов фестиваля сказал: "Увидев фильм, я отказал всем другим русским режиссерам, в том числе и очень известным". В вашем Госкино сильно удивились, так как не знали, кто такой Звягинцев и что есть такая картина".

С самого старта Звягинцев становится фигурой не только российского, но и мирового кино. Его судьба не только счастливая, но и трудная: ему предстоит доказать, что первый успех не случаен, и неудача со второй картиной может стать роковой.

"Возвращение", как и "Дом дураков" Кончаловского, который был одним и победителей в Венеции в прошлом году, в России вызвали в лучшем случае усмешку недоумения, а в худшем (как с фильмом Кончаловского) - обструкцию. Про Звягинцева "естественно" предположили, что у "парня хорошие связи", вместо того, чтобы предположить, что у него талант.

Наша система кинопроизводства и кинообразования не способна разглядеть успех, который не укладывается в их представление о современном искусстве, и поэтому им не вывести кино из кризиса, в которое они его вогнали.

Всех мучает вопрос: почему именно Звягинцев, почему "REN-фильм" с первой же попытки в кинопроизводстве угадала, что будет востребовано в мире, а компания самоучек так поразила столь серьезных мастеров, как жюри Венецианского кинофестиваля - одного из тройки самых влиятельных (наряду с Канном и Берлином) фестивалей?

Крупнейшие фестивали в буквальном смысле слова бьются за картину никому не известного дебютанта.

"Когда мы открыли шампанское в самолете оно выстрелило и облило людей в бизнес-классе, но никто не возмущался. Люди поздравляли нас в аэропорту, в самолете - наши, иностранцы, да все. Какая-то женщина подошла к работникам аэропорта, объяснила им, кто мы такие, и нас пустили в VIP- зону со всеми льготами в ней".

Триумфальное движение "Возвращения" по миру продолжается. На 23.12.2003 г. право на прокат фильма приобретено в 63 (!) странах. Фильм сравнился по кассовым сборам с лентами признанных мировых лидеров "серьезного" кино, и "наступает на пятки" хитам проката.

Фильм попал в шорт-лист Голливудской ассоциации кинопрессы "Золотой глобус", и него резко возросли шансы стать номинантом самой престижной кинопремии мира - "Оскара". Однако фильм номинантом "Оскара" не стал, и эту премию не получил.

Однако в эти дни "Возвращение"удостоилось еще одного приза - главного приза на кинофестивале в Мехико.

Почему растет список наград фильма невиданными в истории нашего кино темпами?

Наши метры, так уверенные в себе и в народной любви, и близко не подходили к указанным выше наградам, а равнодушие к себе заграничного проката объясняли тем, что Россию не любят. А тут приходит молодой необученный - и все теории летят в тартары.

Успех принесла не гениальность режиссера, которую еще надо доказать, а направление ума и поиска. И тематика, и стилистика фильма оказались востребованными.

Что, по мнению многих, "хавает пипл"? "Бумера", "Бригаду", "Убить Била" и т.д. А оказывается не только это.

Мастера были убеждены, что международного успеха не бывает без мировых звезд, хотя бы маленьких, так как на больших нет денег.

Делать кино просто о людях, снимать фильмы на которые отзываются мозг, сердце и душа, - у нас, похоже, некому. Такое кино выведено из моды, ему давно не учат. Учат кино не как искусству, а как бизнесу. А вот вдруг и искусство понадобилось. Ревность и зависть разъедают многих.

Эта картина не о матрицах, а о людях. И это в последнее время редкость.

И еще раз. Что же в фильме особенного? Мощная операторская работа. Фантастическая игра двух ребятишек. Эпическая простота сюжета и глубина сопереживания. А еще чутье, нравственное, общественное, художественное, не притупленное кинобизнесом, которое вывело авторов к осмеянному критиками гуманизму. В фильме невероятной силы напряженность действия и атмосферы, но это достигнуто не погоней и выстрелами, а развитием человеческих взаимоотношений. Кроме того, режиссер сделал простой, внятный, традиционный по форме фильм, способный поэтому донести до зрителя важные мысли и сильные чувства.

Звягинцев учился на классических образцах, находясь вне тусовочной моды, он сделал кино вне конъюнктуры - кино, которое считал нормальным, даже не заметив, что шел против течения. Перед нами открылись такие забытые, такие вечные глубины, что кто-то уже назвал картину античной.

"Молодые требовали какой-то невероятный транспорт к порогу. Классики требовали, чтобы им заранее сказали, кто победит. Гении звонили и грозили размазать по стенке, если, что ... И только один человек (Звягинцев), который в этот момент мог стоять на любой другой сцене мира, но приехал на "Золотой овен" и не требовал ничего".

По материалам "Российской газеты" (3.09, 8.09, 23.12. 2003) и газеты "Московские новости" (2003. N35).


© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com