Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете. |
Декан факультета "Компьютерные технологии и программирование". Доктор технических наук. Профессор. Директор соревнований Северо-Восточного Европейского региона командного студенческого чемпионата мира по программированию ACM (Assosiciation for Computing Mahinary). В 2002 году Указом Президента Российской Федерации награжден орденом Дружбы за заслуги перед отечеством и многолетний добросовестный труд.
- Я с удовольствием выслушал доклад Александра Юрьева, который упомянул, что у нас абсолютно отсутствует ответственность элиты в плане духовных целей. И хочу сказать, что эта же ответственность отсутствует и в плане технических целей. Потому что удержать таким населением такую территорию мы можем только с применением каких-то технических средств.
Техника у нас была в советское время, есть великие достижения, связанные с космосом, военной техникой. Десять лет назад людям, которые создали эту технику, было 55 лет, сейчас им исполнилось 65. Те люди, которым было в 1991 году 45 лет, ушли, потеряли квалификацию. Их не существует.
Одновременно с этим рухнула вся система нашего высшего инженерного образования. Там остались пожилые люди довоенных годов рождения. И тому инженеру, который сейчас вышел из стен любого петербургского вуза, ничего доверить нельзя, даже установку имеющегося западного оборудования.
Приведу один пример. К нам в институт поступала девочка, которая с отцом приехала с Кольской АЭС. У них там работали электроприводы, но потребовалось их заменить в связи с истечением срока годности. И выяснилось, что, во-первых, электроприводы в России уже не производят. Их производят Siemens, General Electric, и их привозят. Описание, разумеется, на английском языке, которого старшее поколение не знает. А эти 27-летние выпускники ничего не понимают в технике, и ничего им доверить нельзя.
Сейчас, когда идет обсуждение какого-либо крупного технического проекта, собираются какие-то команды, обсуждают (например, по поводу химического завода в Петербурге) не то, какие деньги куда перечислять, а то, какие там катализаторы, давление, взорвется - не взорвется все это, набираются люди, которым лет по 65, они туда едут и все это делают. Поскольку у нас вроде бы продолжительность жизни лет в среднем - 65, то дальше можно сделать соответствующие выводы.
А все наши молодые специалисты по электронике работают в частных фирмах. А дальше будет хуже, поскольку у нас отсутствуют люди, способные обслуживать сложные технические устройства, как ТЭЦ, АЭС. То есть начнутся катастрофы. Если говорить о военной сфере, то, конечно, плохо, если кто-то там из автомата неумело стреляет, это - жертвы, но не катастрофы техногенные. А вот если выходит необученный экипаж на атомной подводной лодке, то результат может быть всем понятен.
Никаких приоритетов здесь нет, и, вообще, такое ощущение, что этот вопрос никого не волнует. Но я думаю, что он всех заволнует года через 3-4, поскольку всё уже изношено до полного предела. Делать здесь можно только одно: жестко отбирать молодых людей, примерно 10-15% от тех, которых мы сейчас принимаем (это максимум), и их учить совершенно отдельно на вот этих инженеров, которые будут понимать, что делают.
Вся остальная толпа, которая сейчас выпускается из вузов, никому не нужна. Говорят о перепроизводстве программистов, инженеров - нет никакого перепроизводства, это просто толпа необученных людей, ничего не умеющих. У меня масса объективных данных по тестам, которые проводились.
Теперь очень коротко к вопросу о том, что Россия - это безбрежный потенциал, масса людей. Никакого потенциала у нас нет. Приведу простой пример из своей сферы. Проводится ежегодный чемпионат мира по программированию среди школьников. Отбираются 4 человека со всей России. Они отбираются по областям, потом привозятся сюда, здесь отбираются и так далее.
Я хочу сказать, что из года в год эта сборная становится все слабее и слабее. Так вот, в будущем 2003 году нам просто не из кого собрать эти 4 человека на таком уровне. Просто нет человеческого материала из этих школьников. Все объективные данные по школьникам по экспоненте минимизируются. Причем мы проводили мониторинг, и способных школьников примерно сотня, и эта цифра все уменьшается и уменьшается.
Более того, поскольку уровень инженерного образования упал, и, кстати, не только у нас, но и в Западной Европе, и в том числе в великой Германии с ее великими традициями, скоро останется одна страна, которая будет обладать навыком разработки сложных технических устройств, - это Китай. Других вариантов нет. Китай - это, конечно, страна XXI века: у них есть воля, напор и все прочие качества. И из этого нам надо исходить при разработке стратегии своего развития, а не из того, что мы будем бороться с США в области разработки каких-то высоких технологий. Это просто несерьезно.
Поэтому я совершенно согласен с Александром Юрьевым в том, что, если брать нынешних студентов, тех, кому сейчас по 18-20 лет, то говорить тут совершенно не о чем. Так дальше жить мы просто не сможем.
В связи с этим предложение - проявить волю, сформулировать некую программу и начать работать.