Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшая школа экономики
Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете.
Мы не умеем будить в людях творческую жилку, В российской школе нет креативных предметов, когда дети, например, лепят или сочиняют.
Для формирования национальной элиты мы можем и должны отобрать по каждому предмету от одной до двух тысяч выпускников школ, которые показывают заведомо лучшие результаты не по освоению школьной программы, а реально творческие результаты в том или ином предмете. И ведущие вузы, я считаю, половину студентов должны принимать по результатам таких олимпиад.
Российская особенность - очень короткое школьное образование. Всего 11 лет. В странах, с которыми мы любим себя сравнивать, - 12 - 13 лет. Эта разница в два года не оставляет в школе места ни для креативных, ни для социальных предметов (философия, экономика, право). Недостаточно иностранного языка. В итоге треть программы вузов - это то, что недодали в школе. Сравните российскую систему 4 + 2 (бакалавриат + магистратура) с западной - 3 + 1. Вот они, недополученные в школе два года.
Сегодня 70 % молодежи получает высшее образование, Такого нет ни в одной стране мира. Разница не в том, что российская экономика требует больше профессионалов с высшим образованием, а в том, что городская экономика заведомо поражает в правах человека без диплома.
У нас вместе с учащимися техникумов 620 студентов на 10 000 человек населения (первое место в мире). Однако для нашей страны, характерны четыре особенности, которые редко встретишь в другой стране:
50% - заочники, чье образование заведомо хуже, чем у очников;
25-30% вузов дают псевдообразование (выпускники не имеют даже базовых компететенций своей специальности);
30-40% выпускников (по ряду вузов 80%) не собираются работать по специальности;
только 16% преподавателей вузов ведут научную работу.
Вуз отличается от школы тем, что в нем преподают ученые, люди, которые создают новое знание. В итоге из стен вуза должен выходить инноватор, способный критически относиться к любой технологии, развивать ее, создавать новое, а у нас более 80% студентов вообще не встречаются с преподавателями-учеными.
Не могут быть эффективными вузы, в которых меньше 10 000 студентов. Средний размер вуза на западе 25 000 - 30 000 студентов, а у нас - 5000 при большом числе специальностей, как в МГУ, например. Если в МГУ по каждому предмету есть специалист, который ведет научную работу в своей области, то в обыкновенном российском вузе один преподаватель читает 3-4 разных курса. Понятно, что ему не до исследований, он взял чужой учебник, отбубнил его и пошел дальше - из-за низкой оплаты труда, скорее всего проводить занятия в другом вузе.
Правительство собирается поддержать несколько десятков национальных исследовательских университетов. Критерии их отбора очень просты, и их всего два: объем научных работ на одного преподавателя и индекс цитирования. Список претендентов: МГУ, СПбГУ, томские университеты, МГТУ, МФТИ, МИЭТ, Сеченовская медицинская академия, ЛЭТИ, ЛИТМО, Политех, два таких университета на базе МИФИ - так называемый ядерный и исследовательско-технологический.
Четверть вузов дают псевдообразование. Ведомости. 29.09.2008