УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Мысли / О культуре (версия для печати)


О культуре



Если чья-то мысль Вас заинтересовала, то Вы всегда можете получить информацию о человеке, ее высказавшем, так как находитесь в Интернете.

Во фразе: «Картины Пикассо — мазня» — о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем — все.
Жан Кокто

Когда Англия экспортировала машины, в почете был Дарвин. Когда экспорт музыки превысил экспорт машин, кумиром стал Гарри Поттер. Вот и все!
Преподобный Михаил Ваннах

  1. Недавно я услышал фразу: "Не понимаю красоты "Черного квадрата" Малевича".

    Не слабо сказано по поводу этой картины! Это, видимо, как-то связано со знаменитой фразой: "Сделайте мне красиво".

    Мнение о том, что искусство должно быть "красиво" или по крайней мере "положительно", весьма распространено.

    Один из моих аспирантов так прореагировал на фотографию, как мне кажется, весьма симпатичной картины, приведенной в разделе "Статьи", в качестве иллюстрации к статье "Клеточные автоматы. Реализация и эксперименты": "Она мне не нравится - от нее исходит депресняк".
  2. А вот другой пример высказывания об искусстве: "Великий Пикассо привел живопись в тупик". Правда, чтобы так сказать, надо быть Н.Бердяевым.
  3. "Формула" Н.Бердяева позволяет определиться не только относительно того о ком говорят, но и того кто говорит.

    Например, вместо огульного не признания "Черного квадрата", неплохо сказать: "Великий (гениальный, выдающийся, ..., заурядный) К.Малевич ...", и сразу "все" обо "всех" станет ясно.
  4. Знаете ли вы чем опасны картины, находящиеся в помещении, принадлежащем вам?

    Тем, что ваш вкус становится мгновенно понятен, и при его отсутствии вас не спасут никакие другие атрибуты успеха.
  5. Недавно в одной из газет я прочел: "Автомобиль "Бентли" - для людей, добившихся успеха жизни".

    Я знаю многих людей, которые не только не имеют "Бентли", но и достаточного количества "лавэ" (деньги - по цыгански), однако относительно их успеха в жизни сомневаться не приходится.

    А как вы думаете Генеральные Конструктора добились успеха в жизни? А Виктор Пелевин, который "ездит в издательство на метро из квартирки в Чертанове..." Как говорится "трудом праведным не наживешь палат каменных". Редкие исключения лишь подтверждают правило.

    PS. Высказывания типа приведенного выше многих людей постарше сильно раздражают. Их раздражают даже и более простые высказывания, например типа такого: "Путевка в Турцию стоит всего лишь 350$". Это, в частности, связано с тем, что советские звезды первой величины получали примерно такие деньги за успешные полуторамесячные гастроли в лучших концертных залах мира. Еще неплохо поинтересоваться какая у них сейчас пенсия.

    Так, что в разговорах о лавэ надо быть крайне осторожным, чтобы не показаться сильно безнравственным.
  6. Слово рейтинг родилось одновременно с эфирной коммерцией, когда из просветителя телевидение переквалифицировалось в разновидность наркодельца. До этого телевидение могло себе позволить говорить о высоком и вечном.

    Рейтинг на телевидении - это непрерывное думы о зелененьких.

    После "великой" культурной революции 80-х из эфира исключили Бетховена с Чеховым, и за два десятилетия выросло поколение людей, для которых самый великий композитор всех времен и народов - Лагутенко. Скоро это поколение будет воспитывать собственных чад, и Лагутенко назовут классиком, а Бетховен будет отходить все дальше и дальше на второй план.
    В.Кичин, журналист


    PS. Никита Туккель предположил, что в знак протеста новое поколение, отвергая кумиров родителей, вновь назовет кумиром Бетховена.

    Лева Наумов в принципе согласился с Никитой, но заметил, что, по его мнению, "протестным" кумиром будет все-таки не Бетховен, а дело идет к тому, что им будет Децл!
  7. В каждом поколении есть весьма много людей, которые в отличие от науки и искусства, считают спорт весьма "низким" занятием. Мне жалко этих людей.
  8. Наше телевидение, которое показывает "черт знает что", не удосужилось показать триумф Российской команды в Кубке Девиса - командном чемпионате мира по теннису - одному из наиболее аристократических видов спорта.
  9. Уже несколько дней после просмотра весьма талантливого фильма про киллеров или антикиллеров меня не покидает мысль - неужели порнография на экране, с которой борются хотя бы на бумаге, более опасна для общества, чем огромное число зверских избиений и убийств в художественном фильме?

    Не следствием ли и этого тоже являются преступления, касающиеся уже даже и родственников первых лиц страны?

    А как общество позволило убить в Санкт-Петербурге после получения копеечной пенсии восьмидесятисемилетнего академика РАН Игоря Алексеевича Глебова, который не был ни бизнесменом, ни политиком?

    И.А. Глебов был фронтовым разведчиком и крупным ученым, кавалером ордена Александра Невского и Героем Социалистического Труда.

    А почему никто в Петербурге не защитил или по крайней мере не ответил за зверское нападение на уже не молодого Генерального Конструктора ЦКБ "Рубин" Евгения Горигледжана, за нападение в 12 часов д н я в парке Лесотехнической академии на моего аспиранта, за нападения в подъездах своих домов на моих коллег и т.д.

    Что должно еще произойти, чтобы в городе и в стране предприняли что-либо конструктивное для безопасности граждан?
  10. Оказавшись в 1990 году первый раз за границей (в Чехословакии) я услышал от гида, что одна из причин бархатной революции в этой стране связана с тем, что после открытия границы чехи увидели тюрьмы в Австрии. В этой стране считали (и, похоже, считают до сих пор), что для нормального человека главное наказание - лишение свободы, а над человеком, наказанным таким образом, уже не стоит издеваться ни нравственно, ни физически.

    А еще я слышал, что в одной из скандинавских стран над тюрьмой поднимают флаг, когда в ней появляется заключенный.

    Качество жизни в стране, как ни странно, определяется состоянием тюрем, так как от "от тюрьмы и от сумы никто не застрахован".

    Особенно непотребно, когда в диком состоянии находятся изоляторы предварительного заключения - суд может человека оправдать, а его не только лишили свободы, но и заставили, возможно, весьма продолжительное время жить в нечеловеческих условиях.
  11. Мы живем все лучше и лучше, но хорошо, похоже, не будем жить никогда.

    В городе, наконец, появилась компьютерная скорая помощь. Но почему-то "доктор" приезжает на общественном транспорте, а сломанный компьютер нужно тащить в ремонт самому?
  12. Бескультурье проникает в общество все глубже.

    В последние месяцы ответственные лица в двух журналах называли номера, в которых должны быть опубликованы мои статьи.

    Естественно, что по каким-то причинам эти обещания могли быть не выполнены. Но в чем проблема своевременно сообщить об этом? Об извинениях я уже и не говорю.

    Еще в одном (очень авторитетном) журнале статья рецензируется около года (?). При этом журнал существует, но связаться с редакцией ни по телефону, ни по электронной почте не удается уже почти полгода.

    PS. Один человек, удивился тому, то это вызывает у меня недоумение, так как в стране другой менталитет - случались события и по круче, но никто не извинялся и даже не думал извиняться, и ничего...
  13. Место, занимаемое Пелевиным в современной русской литературе, сопоставимо с тем, которое принадлежит Мураками в литературе сегодняшней Японии. Оба они являются посредниками, перекидывающими мостик через пропасть, разделяющую серьезную и массовую литературу.

    И.Свинаренко. Газета "Известия". 22.11.2002.
  14. Фильм делается не для того, чтобы нравиться или нет. Его создают, чтобы поделиться своими мыслями.
    А.Кончаловский
    PS. Весьма трудно делиться Мыслями, зарабатывая на этом Деньги.
  15. Тяжелое материальное положение - это не оправдание преступления.

    Если у вас нет хлеба, это не значит, что вы имеете моральное право украсть его. Или тем более убить кого-то за кусок хлеба.

    Нужно не красть, не убивать, не пиратствовать, а работать!

    Зарабатывать себе на цивилизованную жизнь, а не быть вором.
    Владимир Соловьев, телеведущий
  16. Работы художника Александра Древина (30-ые годы 20-го века) нельзя объяснить. Они красивы по живописи - но для того, кто видит, кто столько насмотрелся разного искусства, что с лету улавливает выломленность из контекста, неправильность, непохожесть - инградиенты, которые вкупе и составляют талант, почти гениальность.

    Этот художник был расстрелен в годы сталинских репрессий. Гибель кажется чудовищной несправедливостью, хотя, если взглянуть на ситуацию с некоторой долей цинизма, Древин был в числе немногих, кого расстреляли за дело. Своим искусством он очень адекватно выразил время. Живопись Древина - это то, что мы сейчас думаем о сталинской эпохе.

    Героические образы кажутся нам ложью, а пустынные странные пейзажи Древина - потаенной правдой.

    Там ничего не происходит. Там ничего собственно, и не нарисовано. Барка, куст, косуля... Но ассоциативный ряд вполне понятен - одиночество, тоска, потерянность во времени и пространстве, стремление убежать подальше от цивилизации.

    На выставке можно составить представление о несгибаемом характере автора - он не только не рисовал конъюнктуру, но и быстро отошел от беспредметной живописи - увлечения 20-х годов.

    Выставка получилась превосходной - нам показали масштаб таланта, подарили своего Ван Гога.

    Искусство бегства. Выставка Александра Древина в Инженерном корпусе Третьяковки. Газета "Ведомости". 13.02.2003.
  17. Мобильник - приз для невротиков, которым каждые пять минут нужно знать, что с ними все нормально. Об этом им должны сообщить знакомые и близкие. Сами они в этом не уверены.

    Огонек. 26. 2003
  18. У науки есть цель - истина. А какая цель у искусства?

    Цель искусства - выявление поэзии в космосе, то есть любви ко всем живому и всему сотворенному Богом.

    Если художник не поэт - он ремесленник, господин Никто.

    - Во Флоренции, в галерее Уффици, я вдруг наткнулся взглядом на рисунок за стеклянным колпаком. кусок шелка - и на нем складки. Все. И я онемел - это была та самая многоточечность, о которой мы говорим, трехмерность... Вроде кусок шелковой тряпки, но это был...
    - Бог?
    - Да. Это был рисунок Леонардо...

    - Уехал почему?
    - От хамства. От грубости. От глупости. Надоело.

    Юрий Купер, художник. Газета "Известия". 23.04.2003.
  19. Когда летом нет ночи, а зимой нет дня, это накладывает отпечаток на психику.

    Не случайно о Петербурге говорили - "нарошный город". Город, созданный по воле человека и вопреки здравому смыслу.

    Достоевский называл Петербург "умышленный город". Красота невероятная. Это сгусток энергии и болотистая почва. Центр красив так, что дух захватывает, и привыкнуть к такой красоте невозможно. И трущобы наши, каких нет нигде в мире. Там тоже дух захватывает, но по другой причине.

    Как с эти жить, как существовать в таком противоречии.

    Петербург может перемолоть и отшвырнуть, но если захочет - притягивает безвозвратно.

    Князь не убогий, он - идиот, что в переводе с греческого - человек, живущий своей жизнью. Он идиот в полном соответствии с переводом этого слова, он иной, другой.
    Владимир Бортко, кинорежиссер
  20. Вообще картина иногда начинает жить вне зависимости от моих желаний. Бьешься, не получается, а потом вдруг она сама начинает командовать, какой ей быть. Это чуть ли не мистические вещи. Чаще всего так происходит, когда очень устаешь. Наступает момент, когда будто чья-то воля ведет тебя. Рука сама идет, как надо, и краска попадает, куда нужно. В итоге получается совсем не то, что задумал, но - хорошо.

    У меня сложные отношения с реальностью. Есть такой американский скульптор - Ричард Серра. Он поставил в Берлине два огромных толстых листа стали, между которыми можно пройти. Они ржавые, на них ничего не нарисовано, просто безумные сотни и сотни тонн. Но в этой массе тупого металла такая невероятная сила, которая выглядит, на мой взгляд, гораздо мощнее, чем статуя Самсона. Да, никакой красоты там нет, но есть другое - огромная психологическая энергия. Вот почему я с такой любовью отношусь к абстракционизму - это прыжок в твою внутреннюю сущность, которая за пределами реальности.
    Глеб Богомолов, художник
  21. Фильм Алексея Германа "Хрусталев, в машину" смотреть особенно по телевизору мучительно. Он реконструировал историю в смутных образах, никакой "стори" - только серия изнурительно страшных эпизодов, неузнаваемых для тех, кто не жил в то время.

    Как герой не понимает, что именно и почему с ним происходит, так не понимает и зритель, вдруг "опрокинутый со своего дивана" в бездну истории, непригодной для легкого потребления.

    Фильм Германа - невостребованный сегодня способ смотреть в прошлое. Будет ли он востребован завтра - не знаю.

    Уверена только, что этот фильм останется в истории кинематографа как пример подлинного искусства.
    Ольга Кабанова. Газета "Известия". 22.07.2003.
  22. - Вам интересно жить сейчас?
    - Мне трудно - и не потому, что я долго и тяжело болею, не потому даже, что затормозились съемки "Трудно быть богом".

    Просто наступило такое время, когда непонятно, для кого я делаю свое кино.

    Раньше я понимал, что должен сказать правду, понимал, с кем должен бороться, и чувствовал, как это сделать. А сейчас сквозь шум не пробиться. Раньше мы могли, пусть и романтически говорить о своих идеях и идеалах. И знали, что это не стыдно. Теперь этот романтизм вроде бы неприличен...

    Раньше я понимал смысл самого себя. Понимал, зачем я нужен. Теперь - нет. Кому рассказывать правду и кому она нужна.

    - Чего вы боитесь?
    - Снять плохое кино.
    Алексей Герман. Газета "Известия". 19.07.2003.
  23. Как невиданно, неслыханно, невозможно играет эта девочка на сцене.
    Лия Ахеджакова о Чулпан Хаматовой
  24. Россия - страна импорта. Тем и жива еще. Сначала импортом продуктов и предметов первой необходимости. Потом - импортом образа жизни и жизненных стандартов. И наконец - импортом литературы.

    Массовый читатель импортирует Коэльо и Мураками. Городской "с запросами" глотает тоннами поколенческую литературу - Коупленда (создателя "Поколения Икс"), Бегбедера (бытоописателя младших братишек "поколения Икс", откомментировавшего в хронологическом порядке всю жизнь взрослеющей французской буржуазной молодежи 90-х), Уэльбека.

    Самой читающей в мире стране нечего читать в этом жанре, кроме иностранной литературы, и нечего прожигать, кроме собственной жизни на европейский манер.

    Русская городская проза чрезвычайно вычурна, криклива, бесстыдна. Большие российские города времен относительного благополучия, светской, ресторанной и клубной хроник, эпохи изданий, посвященных Вещам, требует адекватных и талантливых авторов. А пока их можно только импортировать, как импортируются внешние образы, например, кофеен.

    Впрочем, продукты мы начали производить сами и даже построили кофейни. Возможно мы начнем сочинять талантливые повести о самих себе.
    Андрей Колесников. Газета "Известия". 30.06.2003.
  25. 15 сентября 2003 г. в Русском музее завершилась выставка "Сергей Иванович Калмыков и русский авангард", представленная художественным музеем Алма-Аты. Впервые после открытию Филонова для широкой публики, произошло открытие еще одного таланта, правда, через 37 лет после его смерти в 1967 г. в возрасте 76 лет. По мнению специалистов в формальном поиске он опередил время лет на тридцать. Он не продавал свои работы, иногда дарил приятным ему людям, но не продавал

    В конце жизни соседи сослали его в дурдом, а сначала он попал в больницу - умирал от истощения, так годы питался только хлебом и молоком.

    Он жил не для настоящего, а для будущего.

    Калмыков был учеником К. Петрова-Водкина. Одна из студенческих работ Калмыкова "Купание красных коней". Учитель ее увидел и через полгода нарисовал знаменитого "Красного коня", на котором сидит мальчик очень похожий на Калмыкова.

    Калмыков сам оказался там, куда ссылают. Он сам себя наказал. Он городским сумасшедшим прикинулся - называл себя "Гений 1-го ранга Земли и Галактики, декоратор-исполнитель театра им.Абая".

    "Не бойтесь гениев. Они милые люди. Знаю это по себе. У меня вовсе нет мании величия. Я очень скромен и беден."

    Место его упокоения не известно.

    В Алма-Ате после смерти он стал чем-то вроде национального достояния.
  26. На прошлой неделе (сентябрь 2003 г.) умер Александр Борисович Батурин, великолепный художник, который олицетворял связь через его учителя В.Стерлигова с великим К.Малевичем. Александр Борисович, которому было далеко за 80 лет, каждый день ходил в мастерскую и работал. У него была очень трудная судьба, но он никого никогда не винил. Он был очень интеллигентным человеком и стал навсегда очень крупным художником, думаю, что мирового уровня.
  27. На замечательном спектакле "Квартира Коломбины" в Питере ушли ползала. Я помню, как смотрели "Тени забытых предков" Параджанова и улюликали, как с Феллини уходили, с Тарковского. Для меня зритель - отнюдь не главный ценитель искусства. Главное - собственное актерское чутье.
    Л. Ахеджакова
  28. Говорят, Вы художественно владеете ненормативной лексикой, спросили у Александра Ширвинда. - Говорят, нецензурная лексика, нельзя выражаться. Если матерятся, ругаются - это ужасно! А я так разговариваю, у меня такой язык. Надо владеть языком страны, в которой живешь. И я говорю языком своей страны, - ответил Ширвинд.
    Журнал "Огонек". 10.06.2003.
  29. Первый раз Сергея Ивановича Щукина уговорили купить картину Пикассо очень дешево. Он повесил "Девушку с веером" у себя в коридоре. Он каждый день в течение нескольких месяцев смотрел на нее. Картина постепенно стала затягивать, и он наконец понял, что не может без нее жить. Он говорил, что когда смотрит Пикассо, то чувствует во рту осколки стекла, но другая живопись кажется после этого пресной и жалкой. Он писал: "Пикассо овладел мной словно гипноз или мания".

    За четыре с половиной года он купил 51 картину Пикассо, 16 картин Дерена и Анри Руссо, которого тогда никто не покупал. Он первым купил Оделона Редона. Он собирал страстно.

    Это было как любовь - он заболевал художником, покупал, потом шел дальше, никогда не возвращаясь к прошлым привязанностям.

    В какой-то момент Щукин начал опережать время - покупать то, что было признано много позже.
    Газета "Известия". 11.08.2003.
  30. Европейцы понимают, что мода - пустая трата времени и денег. В Европе мало богатых людей. Их много в странах, где есть легкие деньги, как в России. Фактически, это единственная самая модная на сегодняшний день в мире нация - русские.
    Александр Васильев, историк
  31. Мауриц Эшер рисует по двум правилам, которые ставят наш мир вверх тормашками.

    Первое. В его мире падать можно только вверх, причем падение является бесконечным. Второе. Чтобы мир оставался неподвижным, надо все время двигаться.

    Однако его самое большое изобретение - это лестница, по которой, поднимаясь вверх неизбежно оказываешься внизу. Это вершина его фантазии. Воистину: придумать и умереть!

    Вверх по лестнице, ведущей вниз!

    Он изобразил мельницу, которая представляет собой вечный двигатель!

    Он умер сравнительно недавно - 27 марта 1972 года в возрасте 73 лет.
    Журнал "Огонек". 14.10.2002.
  32. Вернувшись в Ленинград художник Алексей Кострома, занялся привычным мужским делом. Он завоевывал пространство.

    Его однокурсница Надя Букреева опрашивала его друзей и собирала информацию. Она занималась привычным женским делом: готовилась к завоеванию мужчины.

    Завоевав мужчина, Надя вновь занялась типично женским делом - она организует завоеванное мужем пространство.

    Лешина полигамия выражается в том, что он женится на каждом своем проекте, и проект от него детей рожает. И мое почетное второе место меня устраивает. Но я собственница в любви, и если меня попытаются передвинуть на третье или четвертое место, то этого я точно не потерплю. Я не понимаю жену Бунина и никогда не стану поставлять мужу любовниц, как Гала Сальвадору Дали.

    Меня подкалывают, что я только костромоведка. Но, как это не обидно для окружающей арт-сцены, равного Костроме по продуцированию идей я пока не вижу. В нем мне удалось соединить любовь к мужчине и любовь к искусству. Поэтому рвать было так больно. Я поняла, что если мы расстанемся, то я теряю и работу тоже.

    Где я найду такого, как Кострома, в кого можно вложит энергию и силы?
    Петербург на Невском. 2002. N4.
  33. "Публика всегда права". "Все, что нельзя продать публике, не является творчеством".

    Дожили!

    На авансцену плотной группой вышли люди, которые не видят разницы между искусством и сферой обслуживания.

    Понятие культуры сейчас очен растяжимо, особенно учитывая субкультуры. Порой думаешь: "Некультурный какой". А он, оказывается, вполне культурный, только внутри своего сообщества. Но проблема в том, что границы этого он постоянно покидает и выходит в общее пространство, и в нем представители разных субкультур очень раздражают друг друга.

    Сейчас, например, на эстраде не положено стареть, а поэтому можно не мудреть и не говорить о печальном. При этом практически все продукты "творчества" новых "звезд" не подлежат хранению.

    Многие даже не догадываются, что в самой природе искусства присутствует трагизм, потому что земной удел трагичен и человек смертен, и с собой не в ладу. И добро со злом как боролись, так и продолжают бороться, в чем заключена драма или даже трагедия. Без этого понимания больших художников не бывает. А без них нет искусства, а без искусства людям трудно оставаться людьми.
    Александра Андреева. Санкт-Петербургские ведомости. 13.01.2004.
  34. Слышали ли вы о выдающемся скульпторе Эрьзе (Степане Нефедове)?

    Он из Мордовии, а его музей находится в Саранске (!!!) А еще он работал во Франции и Аргентине, и поэтому известен в мире.
  35. Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц.
    Пабло Пикассо
  36. Если это искусство, значит, это не для всех. Если это для всех, значит, это не искусство.
    Арнольд Шенберг
  37. Феллини при жизни записали в великие режиссеры. Однако, когда незадолго до смерти он хотел снять фильм и просил денег у Голливуда, ему не дали. Он не вписывался в формат режиссера массового кино, но не вписывался и в формат создателя кино «авторского».

    Он ухитрился в каждом из своих фильмов сделать главной действующей силой сам поток жизни. Он экранизировал сценарии самой жизни, а не написанных историй.

    Он умер. Кто теперь нам расскажет, из чего сделана жизнь…
    С. Новопрудский. Газета «Известия». 8.10.2003
  38. Искусство дает точки отсчета, формирует критерии, по которым мы постепенно понимаем, что хорошо, а что плохо. Это выстраивает нашу личность, дает право на суждения…
  39. Когда бороться с собой
    устал покинутый Гумилев
    Поехал в Африку он
    и стал охотиться там на львов.
    За гордость женщины, чей
    каблук
    топтал берега Невы,
    за холод встреч и позор разлук
    расплачиваются львы.
    Дмитрий Быков
  40. Беспамятство — катастрофа, его надо бояться. Почему Россия при всех невзгодах остается загадкой и предметом восхищения? Потому, что есть великая культура и неиссякаемый творческий потенциал.

    Если мы потеряем духовную связь с нашим культурным прошлым, эта дикая информация, которая лавиной накатывает на людей, нас уничтожит.
    Б. Эйфман, балетмейстер
  41. На лекции во ВГИКе молодым режиссерам внушали: забудьте о Феллини, он давно кончился. Теперь другое кино.

    На самом деле это означает, что ВГИК перестал быть институтом. Потому что кино — это и есть Феллини.

    То, что мы принимаем за объективное развитие культурного процесса, на самом деле есть схватка между искусством и рынком — не на жизнь, а на смерть. Деньги кино и убивают: быть художником в кино — все более непозволительная роскошь.

    То, как роскошествовал в этом смысле Феллини, — наверное, неповторимо. Он был единственным, кто делал кино стопроцентно авторское и личностное, выражавшее только его фантазию и его жизнь. Он позволял себе снимать кино, как живописец пишет картину, — свободно, властно, единолично.

    Его урок — созданная система эстетических и нравственных ценностей, которые не умирают, — входят в состав мироздания. Не понимать это — то же самое, что продолжать верить в Землю, стоящую на трех слонах.

    Культура рынку противовес, у нее другие задачи, и если о них забывать — человечество, с трудом поднявшись с четверенек, пойдет вспять. И мы уже вступили на этот путь — культурой становится то, что рыночные боссы навязывают.

    Возглас «Прикольно!» стал эстетической категорией.
    Валерий Кичин. Российская газета. 20.01.2005.


    PS. Феллини предвидел подобное развитие событий: «Я похож на самолет, который взлетел, а посадочной полосы больше нет. Моя публика умерла». Он, как и Антониони, не смог найти денег на свой последний фильм. Сокуров, сняв около 50 фильмов, устал искать деньги на кино, и сейчас ставит две оперы. Настоящему искусства (кино, литература, театр и т.д.) становится все труднее и труднее выживать, так как везде главным показателем успеха становятся деньги.

    Это приводит к тому, что многие молодые люди считают такой, например, фильм, как «Шрек», произведением искусства, и объяснить им почему это не так уже практически невозможно, так как мы находимся в практически не пересекающихся культурных плоскостях.

    PSS. Однажды я снова затеял разговор о том является ли «Шрек» произведением искусства, и получил неожиданный ответ:

    — Несомненно, — сказал очень талантливый в программировании аспирант.

    Увидев мое крайне изумленное лицо, он продолжил:

    — Однако, я думаю, что вы не могли оценить этот фильм по достоинству, так как смотрели его дублированным!

    Не могу сказать, что эта фраза уменьшила мое изумление.

    Аспирант прав — я смотрел этот фильм на русском, но мне, почему-то, кажется, что это мало влияет на принадлежность этого продукта поп-культуры к искусству, так как никто и никогда не говорил, что, например, фильм «Гамлет» Козинцева- Смоктуновского не является искусством, так как его персонажи говорят на русском, а не на языке оригинала.

    Да, и вообще, текст и смысл не обязательны для искусства, ведь говорил же Горький о Шаляпине: — Если он будет петь только два слова — Отче наш, то я готов его слушать бесконечно.

    Если «Шрек» — искусство, то что же такое тогда произведения Микеланджело или Бетховена?

    И не следует придумывать, что искусство субъективно: оно объективно, а субъективна его оценка, зависящая от уровня культуры ценителя.

    И последнее. Принадлежность к искусству не связана с жанром: мультфильмы «Ежик в тумане» и «Шинель» Норштейна произведения искусства, а «Шрек», на каком языке ни говорили бы его персонажи, к сожалению, нет.
  42. Сейчас на аукционах картины покупают люди не обладающие внутренним пластом культуры. Это люди моды и конъюнктуры.

    Щукин был совсем другим. Он начал собирать искусство непопулярное, от которого отказывались Лувр и другие музеи.

    Я думаю он слышал подземные толчки, которые вскоре изменили мир. Он собирал искусство, предшествующее глобальным катаклизмам. Ирина Антонова, директор музея изобразительных искусств им. Пушкина
  43. Правильная оценка всегда возникает в сравнении. Когда меня спрашивают, почему я не люблю Шилова, я отвечаю:

    — Повесьте рядом с ним портрет Серова, и я вам тут же докажу что это плохо, начиная с пластики и кончая содержанием. Ирина Антонова, директор музея изобразительных искусств им. Пушкина
  44. Энергия в человеке сохраняется, если ему интересно жить. Кто самый дорогой Вам человек?

    — Это, конечно, мой муж. Он мой второй университет и вообще все на свете.
    Ирина Антонова, директор музея изобразительных искусств им. Пушкина
  45. Качестве жизни, в сущности, зависит лишь от способности размышлять и понимать лично в а ш у реальную роль и и реальное место в жизни других людей.
    А. Михалков-Кончаловский, режиссер
  46. Я читал Толстого и Достоевского в детстве так, как никогда уже потом никогда в жизни не читал — читаешь и забываешь про все, погружаешься в книгу на несколько дней, а потом выходишь из этой книги — и у тебя есть ощущение понимания жизни.

    Потому что в этой книге тебя не дурят, рассказывают тебе что-то очень правдивое.

    И у Достоевского, и у Толстого обнажены этические ценности, которые в обычной жизни не видны. Поэтому возникает ощущение как будто тебе глаза протерли, и ты смотришь на мир новым взглядом.
    Александр Митта, кинорежиссер


    PS. После прочтения, например, Толстого далеко не каждый молодой человек смотрит на мир новым взглядом, а вместо этого часто утверждает, например, следующее:

    — «Война и мир» — первая мыльная опера.

    При этом даже весьма образованные родители, чувствуя свое бессилие и невозможность переубедить новоявленного литературоведа от поп-культуры, умиляются его «открытию», а тот гордо несет новое понимание классики в массы, а в дальнейшем и своих детям.
  47. Будут ли понятны и не скучны сегодняшней молодежи страсти Карениной?

    И сегодня происходит масса самоубийств на почве трагической любви.

    И сегодня женщина может бросить ребенка ради любви к мужчине. И сегодня женщина также эротически зависима от мужчины. И она, поглощенная, раздавленная страстью, готова пойти на любые жертвы.

    Жизнь стала для Анны невыносимой. Любя сына, потерять материнскую сущность — страшно. У нее был выбор. Она прекрасно понимала, что две ее любви несовместимы. И выбрала Вронского.

    Есть категории, которые со временем и института семьи не исчезли. Перешагнуть через ребенка, перешагнуть через то, что есть божья мораль, — это то над чем не перестаешь думать. Она погибла не потому, потеряла мужчину. Эта трагедия женщины, попавшей в безвыходную ситуацию.
    Борис Эйфман, балетмейстер


    PS. Тон этого высказывания не очень похож на обсуждение мыльной оперы, правда.
  48. Передача опыта человеческого — единственная форма сохранения человечества.
    Андрон Михалков-Кончаловский
  49. Изменилась оценка творческого труда. Если в России еще уверены, что нефтяник должен получать больше, чем виолончелист, то в основных странах мира в этом уже усомнились.
  50. Демократия — это не власть большинства, а скорее умение защищать точку зрения меньшинства.
  51. Страх, например, перед ненормативной лексикой — ну что это, как не проявление какой-то детскости, даже «девочкости»?

    Люди прекрасно отдают себе отчет в том, что ненормативная лексика давно стала частью нашей повседневной жизни. Как не замазывай эти слова, их смысл не перестает оставаться внятным.
    Леонид Десятников, композитор
  52. Художник не может быть счастливым без ущерба для своего творчества.
    Ю. Норштейн, мультипликатор
  53. Страдания обостряют талант, но если их слишком много, то они его убивают.
    Поль Гоген
  54. Люди смотрят «Властилина колец» и тому подобное — это не воспитывает ни душу, ни сердце. Общество недогуляло в детстве. Оно стало инфантильным.
    Ю. Мамин, кинорежиссер
  55. Около 40% жителей Великобритании признаются, что ни разу в своей жизни ни прочитали ни одной книги.

    Около 37% россиян не помнят, когда и какую книгу они брали в руки в последний раз.
  56. Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строчку.
    Ямото Цунэтомо (1659-1719)
  57. Культура есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей.
    А.М. Горький
  58. Интеллигентный человек сегодня тот же, что и всегда — человек исповедующий и следующий нравственным идеалам.

    Хочу создать такое произведение искусства, чтобы время остановилось и пространство тоже замерло. Чтобы все одновременно — зрители, слушатели, окружающие, ближние и дальние, — увидев это произведение, моментально остолбенели раз и навсегда. В вопле восторга. И я в том числе. Чтобы так это было совершенно и хорошо, что больше уже ничего никому не надо. Совершенное творение бессмертного человеческого гения.
    Виктор Тихомиров, художник. Газета «А и Ф — Петербург». 2005. N42.
  59. Настенная живопись как средство от настенной литературы.
  60. Башмачкин должен быть таким — нечто, застывшее между мужчиной и женщиной, а может быть, и вовсе лишенное пола. Я видел Марину Неелову в разных спектаклях и везде она играет хорошо. Но то, что она делает в «Шинели», — невероятно!

    Я в восторге от того, что сегодня увидел. Потому что это настоящий театр, который не имитирует действительность, а словно является ее частью. Он не пытается быть похожим на жизнь, а является иной реальностью, имеющей право на существование.
    Анджей Вайда, режиссер
  61. Джейн Биркин, дебютировавшая когда-то у Антониони, более всего известна в мире как муза и соратница великого французского сочинителя Сержа Гейнсбура, песню которого «Melody Nelson» недавно в Англии назвали в числе 20 главных песен столетия. Вся ее жизнь связана с Сержем, и никуда от этого не деться.

    Она приехала в Киев и должна была выступать в клубе-ресторане (?) «Персона». Поначалу казалось, что ее выступление проведут в худших традициях постсоветских частных вечеринок. Рекламы никакой (многие киевляне о концерте узнали от всполошившихся приятелей из Москвы). Ресторан совсем новый, ничем пока не прославившийся.

    Фигура, жесты, пластика — ничего не изменилось со времен Антониони. И когда она улыбается, а делает она это часто, очень по детски и совершенно обезоруживающе, каждый в зале становится таким же ошалевшим от счастья ребенком.

    В зале было много людей, разных. Минут через двадцать их было не узнать. Они сидели на стульях не шелохнувшись, сжав пальцы, улыбаясь так безотчетно, словно перед ними была не Биркин, а невыносимо прекрасное детское воспоминание.

    Нарядно одетая пара покинула свой столик и села прямо под сценой, на полу. Девочка в мини-юбке, наоборот, отползла подальше, потому что ей было неудобно на глазах у всех размазывать тушь по лицу. Кто-то дрожащим голосом пытался подпевать.

    Люди, как завороженные, подходили к сцене все ближе. Весь второй этаж снялся с мест и облепил загородку, отделявшую их от певицы.

    Бармены роняли посуду. От оваций тряслись стены.

    Биркин пела песни, которые можно услышать на пластинке «Arabesque». В непосредственной близости от ее чеширской улыбки, казалось, что ничего лучше просто быть не может. Видно было, что все происходящее Джейн ужасно, просто ужасно нравится.

    Люди, присутствовавшие на ее парижских концертах, утверждают, что ничего такого там не бывает.

    Возможно, я преувеличиваю, но, похоже, такие концерты людям вообще выпадают несколько раз в жизни, даже если ты работаешь музыкальным обозревателем и ходишь на них каждую неделю.
    Алексей Мунипов. Газета «Известия». 5.07.2005.
  62. Директор Библиотеки конгресса США подметил, что прогресс в России движется культурой.

    Сейчас культурный пласт на глазах истончается. И такое ощущение, что интеллигенция не нужна - ни творческая, ни научная.
    Игорь Масленников, кинорежиссер
  63. Большие звезды не появляются, так как, скорее всего, они просто не успевают стать большими, так как следующая волна смывает предыдущую.
    Игорь Матвиенко, продюсер
  64. Солженицын — единственный живущий сегодня великий русский писатель. Учитывая нынешнюю культурную ломку — возможно, последний великий русский писатель. Сегодня он обладает несомненной властью, проистекающей из его звания. Больше такой власти ни у кого в России нет.

    Но черни живая власть ненавистна. Духовная власть ненавистна в той же степени, а порой даже и в большей.

    От слов наемного правителя легко отмахнуться, от суждений духовного правителя отмахнуться труднее. Поэтому возникают разговоры о его старческом маразме.
    Максим Соколов
  65. Колоссальная эмиграция в последние двадцать лет страшно отразилось на нашей исполнительской школе. Мы потеряли связь времен. Уехал, скажем, Ростропович. Главная потеря даже не в том, что уехал он сам, а в том, что был главой русской виолончельной школы, потрясающим, гениальным педагогом.

    Не знаю, проводили ли параллели между нищетой в Африке и тем фактом, что там отсутствует классической искусство? Здесь есть прямая связь: чем меньше классического искусства в стране, тем ниже уровень жизни.

    В Германии людей приучили слушать современную музыку в принудительном порядке, включая в программу каждого концерта одно современное сочинение.
    Александр Чайковский, ректор Санкт-Петербургской консерватории, 12.11.2006
  66. Свободы — сколько хочешь, а искусство куда-то попряталось.
    С. Соловьев, режиссер
  67. Настоящую картину можно поместить в сейф, за бронированную дверь, картина все равно будет излучать энергию, картина все равно будет видна.
    Павел Филонов, художник
  68. Искренность не выносит публичности. Любое искреннее произведение о чем-то настоящем, будь то любовь, жизнь или смерть, не может продаваться, как пирожки с картошкой. Хотя бы потому, что восприятие такого произведения не бывает легким.
    Автор книги «Лупетта»
  69. Сейчас, к великому сожалению, кинематограф перестали рассматривать как серьезную духовную пищу. Сегодня на российской премьере моего фильма, я отобрал у каких-то баб два ведра попкорна.
    Одну из них я спросил:
    — А вы Стравинского слушаете с попкорном?
    Она говорит:
    — Нет.
    Тогда я говорю:
    — Дайте сюда. И выкинул.
    И все равно в кинозале пахнет попкорном. Люди смотрят на экран и едят. Нельзя смотреть мою картину жуя. Я вложил в нее и силы, и душу, и искренность, и какие-то мысли, которыми должен поделиться.
    Но они привыкли к кинематографу, в котором надо жевать. Если кинематограф стал приложением к попкорну, нашему делу хана.
    Отар Иоселиани. Журнал «Эксперт». 2006. N41, с.113
  70. Иоселиани, снимающий фильмы практически без бюджета и без сюжета, с необязательными диалогами и непрофессиональными актерами, — возможно, единственный подлинный демург современного кино, последний создатель достоверных миров на пленке.

    Фильм, который он снял («Сады осенью»), о том, что все суета, все прах. Пока ты жив, пока ты что-то помнишь — не теряй времени на ерунду. Надо стать просто людьми, живущими на этом свете, понимающими конечность этого удивительного дара, который называется жизнь.

    Как могут люди жить на этом свете не думая о смерти? Я видел дачу одного чиновника — какой-то чистой воды кошмар. На хрена ему это нужно? Когда они заторопятся, когда поймут, что нужно чувствовать ответственность за свои поступки, за те беды, которые нас сегодня окружают?
    Журнал «Эксперт». 2006. N41, с.112,113
  71. Висконти — символ эпохи, когда творцы все еще творили как боги. Создавали свои миры. Служили искусству.

    Ситуация в культуре изменилась радикально. Сегодня любой режиссер не может не ощущать себя, с одной стороны, частью системы СМИ, а с другой — сферы развлечений, колесиком и винтиком медиа-бизнеса.

    Ни один проект не будет сегодня востребован, если не окажется отчасти шоу.

    В середине 70-х Спилберг с Лукасом превратили Голливуд в конвейерное многоприбыльное производство — и тем сломали хребет классическому европейскому кино. Символично, что именно в это время умер Висконти. Если бы он дожил до наших дней, то не стал бы человеком-проектом. Художник, подобный Висконти, все фильмы которого стали классикой, сегодня был бы невозможен.
    Газета «Известия». 02.11.2006
  72. Почему все кричат «Свобода, равенство, братство!» и никто не кричит «Культура!»
    Иосиф Бродский
  73. Для «Гарри Поттера» существует жанровое определение — фэнтези. Фэнтези не сказка. Они соотносятся друг с другом, как японская электронная собачка AIBO с живым щенком. Высокие технологии потрясают, но щенок вне конкуренции. Главное достоинство любого чуда — в его обыкновенности.только обыкновенное чудо дарит человеку надежду.

    Сегодня и дети, и взрослые испытывают острое сказачное голодание. А зачем нужно время, если оно не рождает новых сказок? Это потерянное время.
    Ямпольская Е. Сказка о потерянном времени. Газета «Известия». 23.10.2006
  74. Ходить и просить денег на новую картину я не буду. Я ходил ко многим людям по поводу каждой картины, и меня встречали радушно, угощали кофе, предлагали коньяк, говорили: "Мы воспитывались на ваших фильмах!" Но денег не давали. И я думал: если эти люди воспитывались на моих фильмах, какое же дерьмо я ставил! Нет, больше денег я просить не буду.
    Эльдар Рязанов. Мой Куршавель - в России. Российская газета.
  75. Более двух тысяч ульяновских чиновников сдавали экзамены по русскому языку, так как безграмотность губернатору надоела. "Ошибки в документах достали! Чашу терпения переполнило резюме одного претендента на должность помощника министра. Документ на полстраницы содержал восемь ошибок!"
    Газета "Известия". 02.02.2007
  76. Как-то на репетиции я оживленно играла пассаж, а Рихтер мне говорит:
    - Лизочка, ну что вы так играете?

    Я спрашиваю:
    - Как?

    - Предприимчиво, - отвечает Рихтер.
    Е. Лионская, пианист. Российская газета. 14.02.2007
  77. Парадокс заключается в том, что исполнители из СССР отличались от других, включая нынешнее поколение, своей философией свободы!

    Представляете, мы жили в несвободной стране, но были свободны внутри. Это то, чего я не могу сказать о западных исполнителях. Даже неважно, от чего они зависят: от традиций или других установок, но они не свободны.
    Е. Лионская, пианист. Российская газета. 14.02.2007
  78. В сущности, нет ни прекрасного стиля, не прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой.
    Огюст Роден
  79. Смерть Ингмара Бергмана для меня и мне подобных - это удар такой же силы, каким когда-то стало известие о смерти Достоевского.

    Серьезных авторитетов в кино большо не осталось (когда писались эти строки еще был жив Микельанджелло Антониони, который умер через день после Бергмана. Теперь точно все. А.Ш.). Кинофестивали, конечно, выдумают каких-то новых больших художников, но большим художником человека объявляют не люди, а Бог. Бергман был художником от Бога.

    В последнее время мещанство подняло голову и заявило: "Я плачу за билеты семь долларов и хочу смотреть не то, что вы хотите мне показать, а то, что мне нравится смотреть". И никто ничего не может сказать. Из художников одни польстились на деньги и славу и стали снимать кино для такого зрителя, а остальные - просто отошли в сторону и ни во что не вмешиваются.

    Его смерть - удар для всех, кто относит себя к культурной части человечества, и абсолютно ничего для всех остальных, для тех, кто просто не знает, кто такой Бергман. Собственно, они теперь и будут править бал. последние годы и так все большее значение имели денежные мешки, диктующие правила искусству. Сейчас их уже некому будет одернуть. Маловероятно, часто на смену Бергману придет кто-то другой.
    Алексей Герман
  80. Антониони был в числе самых влиятельных художников прошлого века. Ничуть не менее важным, чем Малевич или Пикассо. Его работа с прострнством и изображением, светом и цветом перевернула представление о том, каким может быть кино.
    Комсомольская правда. 01.08.2007
  81. - Вы не хотите играть классику в антерпризе? - спросили актрису Татьяну Васильеву.
    - Мы то играть хотим, просто зритель смотреть ее не хочет, - грустно ответила она.
  82. В конце XIX-начале XX века явно доминировала литература, театр, живопись. 20-30 годы были временем кино. 60-70-ые, а в России еще и 80-ые - время музыки. Сначала барды, а потом рок.

    Роль музыки измельчала, ее всеобъемлющая сущность разложилась на утилитарные функции, на которых одни зарабатывают, а другие тратят деньги. В общем, особой жизненной ценности музыка нашего времени ни для кого не представляет.
    Артемий Троицкий
  83. Суть теории Станиславского в трактовке актера В.Т. Кашпура: от существа к существу о существе по существу.
  84. Никогда не принимал эту советскую идею: художник должен быть голодным. Ну что, Спилбергу, Тому Хэнксу, Мэрил Стрип, Аль Пачино мешают их деньги? Наоборот, помогают: это свобода. А у нас, к сожалению, или - или.
    Сергей Маковецкий, актер
  85. Даниель Дефо никогда не был на необитаемом острове, а написал "Робинзона Крузо".
  86. - Самая большая проблема, которую вам доставил артист?
    - Некоторые мои подопечные сумели проспать прямые эфиры на телевидении. Это, как правило, становится началом конца. Это значит, что людям просто ничего не хочется и не нужно.
    А. Кушнир, промоутер
  87. Нет, не из книжек
    наших скудных -
    подобья нищенской сумы,
    узнаете о том, как трудно,
    как невозможно жили мы.

    Как мы любили горько, грубо,
    как обманулись мы, любя,
    как на допросах, стиснув зубы,
    мы отрекались от себя...
    Ольга Берггольц, поэт
  88. Актер - это переводчик с авторского языка на зрительский.
  89. Трудно представить, что человек посмотрев "Дом-2", потом сядет и напишет симфонию. Ему, в лучшем случае, хочется пивка попить. Люди после органного концерта не пойдут бить витрины и жечь автомобили.
    Юрий Фалик, композитор
  90. В сущности, нет ни прекрасного стиля, не прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой.
    Огюст Роден
  91. Ведущие каналы апеллируют к низменным инстинктам - и оттого они очень рейтинговые.
    В. Пьецух, писатель. Эксперт 2008. № 16
  92. В век интернета жесткой вертикальной иерархии уже не выстроить, каждый сам себе Толстой или Джойс безо всяких ограничений. Это то же что распустить дома сумасшедших и выпустить всех больных на свободу.
  93. Малевич - это точка отсчета искусства XX века. Супрематизм - это господство цветовой энергии в живописи.
  94. Сомерсет Моэм дал мне хороший урок. В поисках картин Гогена он приехал на Таити, где жил сын художника. Он увидел двери хижины, с внутренней стороны расписанные Гогеном. Когда Моэм прощался, он предложил в качестве благодарности за гостеприимство заменить старее двери на новые. Заплатил плотнику и забрал с собой чудесную живопись Гогена. Эта история подсказала мне, что искусство следует искать там, где оно создавалось.

    Везде, где бы я ни был по делам моего банка, я искал семь русских художников, Встречался с их детьми, женами, любовницами. Мне пришлось выпить с ними очень много чая, чтобы заслужить их расположение.

    Никита Лобанов-Ростовский, коллекцонер
  95. Людям надо подсказывать их мнение.
    Ролан Быков
  96. Что достойно, что недостойно должны аргументировано говорить люди, которым общество доверяет. Обществу нужны ориентиры. Сегодня мы живем в разрушенной системе координат. У людей нет нормальных ориентиров. Да и откуда им быть?

    Изменить ситуацию может невероятные усилия людей, которые в состоянии реально влиять на нравственную и культурную политику нашей страны. Им надо дать "зеленую улицу". Сегодня говорят на эту тему, но общество их не слышит. Зрителям у телевизора практически нечего слушать человеческого.

    Елена Камбурова, певица
  97. Когда Александр Глазунов в бытность ректором Петроградской консерватории пришел просить стипендии для наиболее одаренных студентов, под занавес разговора он сказал: "Да, совсем забыл, есть еще один студент, которому просто необходима материальная поддержка. Композитор, очень талантливый". Горький спрашивает: "Вам нравится его музыка?". "Нет, я ее не понимаю, но прошу помочь студенту", - сказал Глазунов. "А как его фамилия?". "Шостакович".
  98. Меня всегда поражало, насколько адекватно Тимур Новиков реагировал на все происходящее. Так, что оно получало правильный масштаб оценки - не сиюминутной, а исторической. Гений Тимура был именно в том, что он мог говорить универсальным языком и стремился давать идеальный образ мира. Практически это позиция юродивого в современной культуре. Потому что никто не считает эти задачи важными, а он один понимал, что без них - никак.
    Екатерина Андреева
  99. Происходит тяжелая болезнь, связанная с отсутствием содержания. Потому что приукрашивание пустоты, наша изобретательность вокруг нее - на самом деле легко дающиеся вещи. Практически каждый год я хожу на вступительные экзамены. Приезжают совсем юные ребята, в сущности еще растения, овощи. И с каждым годом эти овощи все бессочнее и бессочнее. Это ведь от бэкграунда идет, от того, где и кем воспитывался человек.

    Мы живем в эпоху комиксов, когда информация доносится через картинку. Причем короткую и примитивную. В эпоху штампов, готовых клише. Вокруг нас кольцо сериалов, и оно вынуждает нас разговаривать по-сериальному, более того, совершать поступки по-сериальному. Все индивидуальности сами собой стираются перед лицом этого: Не могу сказать искусства, это слово здесь неприменимо, Перед лицом некоего газообразного вещества, которое и вытравляет все вокруг.

    Не знаю, кто еще столько читает, как я. Я специально себе каторгу устроил, пять лет входил в состав жюри драматургической премии "Действующие лица". И тонну дерьма перелопачивал. Там все на каком-то подноготном уровне находится, козявка какая-то вылупляется, и все.

    Роман Козак, режиссер
  100. В конце концов интерес к английскому не будет таким, как сейчас. По мере укрепления России все больше и больше желающих учить русский язык : и весь мир скоро перейдет на русский язык.
    Людмила Вербицкая
  101. В могиле Марины Цветаевой ее нет. Где она лежит на кладбище в Елабуге уже не установить – старухи-хозяйки, проводившей ее в последний путь, уже нет в живых. И живую не уберегли, и мертвую потеряли.
    Санкт-Петербургские ведомости. 17.10.2007
  102. Что сейчас произошло в юморе? Низкая культура упала на рыночную экономику.
    М. Жванецкий
  103. Что делать человеку, который не делает зарядку Который сонно сидит перед зеркалом не в силах собрать мышцы в пресловутое лицо. Не в силах собрать мысли в форму головы. Так и тянет лечь. И поручить дивану! Пусть диван создает форму.
    М. Жванецкий
  104. Настоящее одиночество – это когда вы всю ночь говорите сами с собой. И вас не понимают.
    М. Жванецкий
  105. Сергей Шнуров прежде всего произвел на меня сильное впечатление и как музыкант, и как личность. Я дума., он один из самых своеобразных, но, без сомнения. Интеллигентных людей нового времени. От него исходит сильный энергетический поток. Этот человек не столько наследует, сколько впитывает культурную ауру нашей жизни. В том числе и ауру сегодняшнего Питера. А поскольку он с таким талантом и азартом все делает, то и сам становится интересен не только в Санкт-Петербурге, а и по всей России. И даже, как выяснилось, далеко за ее пределами существует большой интерес к тому, что же такое Сергей Шнуров и исчезнувшая группа «Ленинград».
    Сергей Соловьев, кинорежиссер
  106. Кто сейчас может подняться до уровня Пушкина? Рядом вообще никто не стоит… Я, понаблюдав, что слушают сегодня, потерял часть уважения к человечеству. По крайней мере, к молодой его части. Вся музыка –в тоне на две четверти, других ритмов вообще будто нет!

    Россия в конце XIX века – начале ХХ века была великой культурной державой. Представьте страну, где поет Шаляпин, играет Рахманинов. Стравинский, Станиславский, Бунин – можно назвать массу имен. Появились меценаты – Мамонтов, Третьяковы. Если бы Россия развивалась так и дальше, где бы мы сейчас находились, даже не могу предмтавить. Но мы все потеряли. Лучше всего это отображено у Булгакова в «Собачьем сердце». Но там все хорошо кончается. В истории России – все наоборот: скрутили как раз Преображенских. Кого выгнали, кого расстреляли. По всем хорошенько прошлись… Естественно, Шариковы проникли во все сферы. Чтобы создать такую же культурную ситуацию, которая была в начале XX века, понадобится труд еще стольких поколений.

    Российский национальный оркестр вошел в двадцатку лучших оркестров мира. Но мы все время боремся за выживание. Бывают моменты, когда денег вообще нет. Никаких! Нам дали грант через огромное число зубовного скрежета, борьбы и просто отчаяния. Давать нам очень не хотели. Несколько раз вычеркивали из списков. Мне просто повезло : когда получал Государственную премию мог подойти близко к Путину и что-то в очень быстрой форме ему сказать Он решил этот вопрос. Иначе бы мы пропали! Наш оркестр в ближайшее время приобретет государственный статус – 18 лет идти против течения невозможно.

    На деньги, потраченные на «Евровидение» наш оркестр мог бы прекрасно жить 8–10 лет и ни у каких спонсоров не просить денег. Поэтому, когда говорят о кризисе в России, я не понимаю, что имеется в виду.

    Михаил Плетнев, музыкант. «Аргументы и факты». 2009. № 26, с. 3
  107. В Италии, Франции, России в кино раньше ходили люди, которые читали книги, чтобы увидеть откровения по поводу мировых проблем. Им нужны были серьезные режиссеры. Поэтому режиссеры того времени были героями. Это было последнее поколение режиссеров, которые делали картины для читающей публики. Сегодня в кино ходят молодые люди, которые мало читают, а если читают, то в Интернете. Они привыкли к американскому кино, быстрому действию, фэнтези, красивой картинке. Покажи им сегодня картины Антониони или Тарковского – они бы умерли от скуки. Если бы сегодня повился Феллини, он никому не был бы нужен. Художник появляется тогда, когда его хотят слушать. Это проблема не режиссеров. Сегодня кино смотрят на телефоне. Это все другое, другие люди, Я думаю, что время священного искусства кончилось, когда с благоговением смотрели на писателя Толстого или Солженицына. Сейчас больше время кредитных карт. Я немножко пессимист, но пессимист отличается от оптимиста тем, что он лучше информирован.
    А. Михалков–Кончаловский
  108. За последние 15 лет в России доля регулярно читающих детей сократилось с 50% до 18%. Доля курящих за это время утроилось. Юных наркоманов у нас 2,5 миллиона. Алкогольное пристрастие имеют более 80% молодежи и почти 40% школьников. Можно также говорить и многом другом. Такого тяжелого положения в стране не было даже в послевоенные годы, во время разрухи и безотцовщины. Это результат атмосферы бессовестности и аморальности, воцарившейся в России в начале 90-х годов. Вместо свободы мы получили вседозволенность, общество без морали и совести. Свобода – это привилегия социально зрелых и ответственных личностей. Мы же пожинаем плоды безнравственной экономики.
  109. Очень многие студенты музыкального факультета Университета культуры и искусства признаются, что никогда не были в оперном театре, никогда не слышали «живьем» симфонический оркестр.
    Владимир Фейертаг, историк музыки. Санкт-Петебургские ведомости. 11.09. 2009.
  110. СССР только и были – нефть, большая наука и классическая литература, пусть урезанная, но все же именно на ней воспитывали детей. Мы разгромили науку и выбрасываем из школы литературу. Самоубийство!
    Н. Солженицына
  111. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх. А сейчас?
    В. Непомнящий
  112. Вместо красного колеса по России покатилось желтое.
    А.И. Солженицын
  113. Современным школьникам (и не только им) нужна только информация, «а прожигает слово, а не собрание фактов», – как сказала Н. Солженицына.
  114. – Снимал кино для интеллигенции, а теперь ее нет, – сказал режиссер Анжей Вайда.
    – А где же она?
    – Я не знаю. Может быть в тренажерных залах, а может быть отдыхает на Мальдивах.
  115. Люди считают, что, находясь на пике прогресса, становятся умнее и лучше. Однако по живописи видно, насколько пал человек, если проследить его путь от «Троицы» Рублева к тому, что сейчас предлагают зрителям. Это жуткая культурная деградация, но завуалированная под сложное искусство.
    Юрий Кублановский, поэт
  116. Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
    Жан Кокто
  117. Скучно с самим собой. Поэтому парад уродов по ящику, вся эта фигня собачья: горы трупов и голых задниц.
    Петр Мамонов
  118. Сегодня модно все, на чем можно заработать. Как-то дискомфортно становится от того, что на тебе все время хотят заработать. Угнетают даже книжные магазины – не могу выносить весь этот блеск, эти женские груди – ноги – пистолеты на обложках. Чувствую себя рыбой, рядом с которой блесны, и я должен клюнуть. А клевать не хочется.
    Семен Альтов
  119. Своей великой культурой мы обязаны политике, экономике, быту – короче, всему остальному, которого сейчас у нас почти нет, а если и есть, то такое, что лучше бы и не было.
    Дмитрий Быков
  120. Моему поколению всегда сопутствовала литература, высокая, независимая, неконъюнктурная. Мои сверстники мыслили литерными образами. Это был способ нашего восприятия мира и искусства. Молодые режиссеры книг почти не читают. Им трудно насытить фильм подлинным драматизмом. Они отвернулись от общественных проблем и занялись собой. Они постоянно смотрят или в телевизор, или в компьютер, погружаются совсем в другие миры. «Картинки» – их способ самовыражения. Иногда я чувствую себя с ними одиноким как с инопланетянами. Не слабым, консервативным или слабым, а именно – одиноким.

    Время требовало от моего поколения четких ответов на очень важные вопросы: кто твой герой, что он любит, куда стремится, для чего живет? Режиссеры «новой волны» об этих вопросах часто или забывают, либо не знают на них ответа.

    Сегодня серьезное кино расходится с аудиторией. Зритель сейчас совершенно иной, и даже молодые режиссеры его не знают. Билет в кино стоит дорого. Поход в кино становится событием. Простой человек ждет от него многого – отдыха, развлечения, но только не проблем.

    Анджей Вайда, режиссер
  121. Я ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку.
    Петр Кончаловский, художник
  122. Трудно оставаться художником и быть при этом успешным.
    Борис Эйфман, балетмейстер
  123. Я не умею работать по заказу. Я могу делать только то, что меня волнует. Я ничего не делаю для того, чтобы развлечь людей. Я делаю все, чтобы их увлечь, втянуть в действие, создать момент переживания.
    Борис Эйфман, балетмейстер
  124. В чем сегодня главная проблема оперы России? В том же, в чем главная проблема всей России, – на первые позиции приходят дилетанты. Даже медицина стала опасной для жизни. Дилетанты распальцованные, не учатся, но имеют успех.

    В театре вошло в моду отсутствие живых чувств – театр лишился эмоциональности.

    Главная национальная ценность – наше искусство. Даже в спорте мы проигрываем, а в искусстве – всегда выигрываем. Но именно для искусства у нас нет не то чтобы защиты, а простого внимания. Все время кажется, что мы тут лишние.

    Дмитрий Берман, организатор театра «Геликон-опера»
  125. Труд писателя – прирученное отчаяние. Образно говоря, во время работы над книгой хищный зверь отчаяния готов растерзать вас. Его необходимо укротить и даже, возможно почерпнуть в его ярости новые силы. Если же вы вполне довольны собой, стоит сменить жанр и начать писать, например, бульварное чтиво – девяносто процентов литературной продукции,
    Андрей Макин, лауреат Гонкуровской премии
  126. Пережили лето горячее,
    Переживем и дерьмо собачье.
    А.Т. Твардовский
  127. Здесь должен бить фонтан, но он не бьет.
    Однако сырость северная наша
    освобождает власти от забот,
    и жажды не испытывает чаша.
    И. Бродский
  128. Рецензия Валерия Кичина на последний фильм Вуди Алена «Ты встретишь высокого незнакомого брюнета»: «Что тут скажешь – наслаждение».
  129. Искусство – это вполне маргинальное и не обязательное для современного мира явление, вытесняемое из него всеми силами.
    Т. Назаренко, художник
  130. Театр сегодня – это средство от глобально одиночества. Это угол, в котором комплексы человека от своего несовершенства отражаются в муках человека, стоящего на сцене. И ты чувствуешь, что не одинок.
    Г. Яновская, режиссер
  131. Строчки, которые читаются в обе стороны:
    Хакер в реках,
    Харон в норах.
    А. Вознесенский
  132. Над темной, молчаливою державой
    Какое одиночество парить.
    Завидую тебе, орел двуглавый,
    Ты можешь сам с собой поговорить.
    А. Вознесенский
  133. Умеют хором журавли,
    Но лебедь не умеет хором.
    А. Вознесенский
  134. Бетховен был глух и слеп. Он был изолирован от всего. Поэтому в его произведениях и чувствуется художник, живущий на своей собственной планете.
    П. Гоген
  135. В жизни Борис Стругацкий не был колдуном Вуду, который предсказывает будущее – он все предсказывал неправильно. Но в книгах Стругацкие были удивительны верны. Их книги не фантастика. Это образец высокой, умной литературы, написанной умными и честными людьми. Читая Стругацких мы узнаем, как мы живем и что с нами происходит, что такое предательство и негодяйство.
    А. Герман
  136. Художники Ренессанса не работали по вдохновению. Они работали по заказу. Достоевский написал «Игрока» к обещанному сроку, иначе он бы имел большие материальные проблемы.
  137. Бурлюка звали Давид Давидович, Маяковского – Владимир Владимирович, а Каменского – Василий Васильевич. Они были футуристами. Такой набор имен и отчеств пристав при проверке документов назвал хулиганством.
  138. За этот ад,
    За этот бред,
    Пошли мне сад,
    На старость лет.
    М. Цветаева
  139. У нас есть еще творческая элита, ее не истребили полностью.
    В. Гергиев
  140. Вы, третья с краю,
    С копной на лбу.
    Я вас не знаю.
    Я вас люблю.
    А. Вознесенский
  141. Мультипликации бывают и "человеческими"
  142. Интересный способ определения популярности российских писателей
  143. Даже и не знаю как оценить: "Классик мирового кино Жан-Люк Годар отказался приехать на церемонию вручения ему почетного "Оскара". Статуэтку, которую Годар назвал "куском железа", ему пришлют по почте.



© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com