УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Важное / Генельт А.Е. Письмо о джазе (версия для печати)


Генельт А.Е. Письмо о джазе



Итак, начнем! 

Не знаю, как это было у Вас, а мое знакомство с джазом закреплялось в доме культуры Первой Пятилетки, куда на устраиваемые Давидом Голощекиным и Володей Фейертагом джемы – лекции попасть было элементарно. Я уже и не помню, как тогда выглядели Всеволод Борисович Новгородцев (в ту пору и до основания им нашего советского «?Chicago» – «Добры молодцы» Всеволод Левенштейн) и приходящий и изредка игравший в духе Stephan’а Grappelli Владимир Спиваков.

 В 65-68 г.г. попасть на концерт знаменитого Иосифа Владимировича Вайнштейна  было практически нереально. Сильнейший и лучший в Европе джазовый состав, или был постоянно задействован кино-звукозаписях, или из политкорректных в те времена настроениях в партийной элите, в выездных турне в демократическим странам света. Как всегда – со святыми целями и намерениями по укреплению великих завоеваний в культурной области.

Намеченные концерты постоянно отменялись, билетов было не достать, если бы не вот что.

Лучшие его музыканты Давид Голощекин (единственный в СССР джазовый флюгельгорн) и один из заметных виртуозов-соксофонистов Всеволод Левенштейн имели индульгенцию от Ленинградского подкомитета по культуре и искусству в части правильного прививания джазовых вкусов советской-ленинградской молодежи, а, иначе говоря, попросту были «невыездными» и халтурили в Первой Пятилетке…

Не то, чтобы сказывался пятый пункт в биографии этих оркестрантов, совсем нет! К примеру,  Всеволод Борисович еще до своей музыкальной биографии и звания лучшего DJ на BBC проплавал и много погулял по всему свету (вот откуда у него и был саксофон Selmer Professional 54 года!).

Кстати сказать, 27 апреля 2005 года в Букингемском дворце Ее Королевское Величество Королева Великобритании лично вручила Всеволоду Борисовичу Новгородцеву орден МВЕ (Кавалер Британской Империи).  Но это – наши дни.

 А Давид Семенович в то время – работал у самого Эдди Рознера! Был вытащен из первого состава Рознера лично Вайнштейном и взят в такой оркестр!!!

А все же настораживало что-то в этих ребятах у культурных чиновников. Нюх их так и не подвел!

Так вот, – такая была джазовая среда (или четверг – есть такой блюз!) в Ленинграде в те годы. На концертах много говорили, хлопали и даже свистели!!! Но была и обязательная ритуальная и торжественная часть на каждой из таких встреч. Состав начинал «Take the 'A' Train» Duke Ellington’а, все умолкало и зал молча вставал.

Потом, много позже, хитрые японцы, засылая нам свои джазовые коллективы игравшие, честно говоря, только стандарты, точно знали, что даже Большой концертный зал встанет,  и что одно только начальное исполнение «Take the 'A' Train» 100%-тно гарантирует проведение удачного концерта.

Мысль по древу почти завершает свою спираль. Для того чтобы что-то сказать про Мустафу-заде нужно сказать – с чего это все и у меня, да и у всех тех, кто вставал на концертах под волшебные звуки Эллингтонского экспресса, началось.

Нас всех воспитал и научил слушать и понимать джаз Willis Conover в еженедельной программе «Jazz Over» «Голоса Америки». В сохранившейся в интернете ссылке на статью из «The New York Times» (http://www.nytimes.com/1996/05/19/us/willis-conover-is-dead-at-75-aimed-jazz-at-the-soviet-bloc.html?pagewanted=1) «Willis Conover Is Dead at 75; Aimed Jazz at the Soviet Bloc» все очень точно описано: почему и как любители всего заграничного, а затем, наконец, и настоящие любители джаза с 1954 года начали ждать и слушать удивительный голос этого человека, который замечательно повествовал о великом из искусств – о джазе.

Мы узнавали особенности и технические подробности известных теперь всем исполнителей джаза. Передача начиналась и заканчивалась темой  «Take the 'A' Train» в исполнении самого Дюка. Это не забываемо…

Я регулярно слушал эту программу с 1964 года (в 15 лет). Мы собирались у моего приятеля в двух кварталах от меня, поскольку у него был лучший приемник («Фестиваль»), да и сигнал в его доме был практически без помех. Страшновато было возвращаться в ночь на понедельник (программа заканчивалась в полночь), но, несмотря на ругань родителей, я частенько проделывал этот маршрут именно из-за интереса к джазу.

В 1967 году во Дворце культуры имени С.М. Кирова на концерте Голощекина и Леонида Чижика (мой российский кумир камерного джаза), в присутствии множества дипломатов и сотрудников «Голоса Америки», Давид Иосифович объявил, что широкий интерес к Советскому джазу привел к открытию фестиваля джаза в Таллине, куда приедут Keith Jarrett и Willis Conover, и что сегодняшний концерт это не просто концерт, а самая, что ни на есть репетиция этого фестиваля. Он также сказал, что сегодняшний концерт будет записываться сотрудниками «Голоса Америки» по просьбе главного продюсера всех «Newport Jazz Festival’s» господина Willis Conover’а.

Играли хорошо, очень даже. Был полный джем и много музыкантов (Кролл,  всегда интеллигентный Георгий Гаранян). В конце Фейертаг с огорчением сказал, что Мустафа-заде не смог прилететь и сыграть джем. Мы так и не поняли – кто это Мустафа Задэ…

Потом я слушал часть этого концерта, на котором удалось присутствовать по Голосу. Сказали несколько слов об уже прошедшем Таллиннском фестивале. Много было сказано восторженных отзывов Кида Джаррета (Keith Jarrett) (звезда авангардного джазового фортепиано 60-х) и Диззи Гилеспи (Gillespie,Dizzy)  о молодом азербайджанском пианисте Мустафе-заде. Все только о нем и говорили… Кид Джаретт сказал, что он всегда второй после Мустафы и, как это бывает – понеслось!

Умный человек (не знал он, правда, наших порядков) Willis Conover поместил очень теплый текст на обложке винилового альбома Мустафы-заде, выпущенного, правда, на заводе «Аккорд» (Ленинградский Дом Граммзаписи). Завод «Аккорд» записывал на отечественной пластмассе, а Апрелевский завод закупал пластмассу у французской фирмы  «Bien», что примерно соответствовало некоторым массовым тиражам от CBS…

Конечно же, как член клуба филофонистов Ленинграда, и как участник творческой бригады по подготовке к эфиру радиопередачи «Запишите на Ваш магнитофон», я приобрел этот диск без труда. Я тогда заведовал секцией джазового рояля. Впрочем, в «двойке» (магазин №2) на Невском этот альбом продавался без органичений в разделе Народная Музыка (в центре зала) .

Когда Мустафа умер, Willis Conover все 45 минут проигрывал музыку этого человека.

Ну, какие тут могут быть комменты =(

Я просто счастлив буду поделиться с Вами своим богатством. 

Теперь про музоны напишу не скоро, приятного всем лета!




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com