Завхозы разные нужны. Завхозы всякие важны?



А.А. Шалыто

24 мая 2020 г. поэту Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Страна достойно отметила это событие. На этом фоне то, что произошло на следующий день в Ленинграде (я не оговорился) выглядит кощунственным. А дело было так: напротив дома, где жил поэт, в котором скоро откроется его музей, на стене в день юбилея кто-то разместил хорошего качества большую фотографию – «urban-фреску» Бродского. Так вот, на следующий день (позже они это сделать не могли?) эту фреску замазали белой краской (https://rg.ru/2020/05/25/v-peterburge-zakrasili-graffiti-s-brodskim.html), забыв даже покрасить закрашенное, чтобы сделать его совершенно незаметным.

Узнать о тех, кто не любил Бродского в молодости, можно здесь: «Детей по осени считают» (http://is.ifmo.ru/belletristic/children). Сейчас его изображение по информации широко известного далеко не либерального издания Russian Today, якобы, не угодило завхозу школы. (https://russian.rt.com/nopolitics/article/749454-graffiti-znamenitosti-rossiya).

Интересно, что известность Бродского с каждым десятилетием растет, а уровень борцов с ним – снижается! Странно, не правда ли?

А теперь немного о фресках и граффити, их существовании и борьбе с ними. В марте 2016 г. чиновникам не угодила классная фреска с изображением Даниила Хармса (https://www.the-village.ru/village/city/situation-comment/232417-harms). Думаю, это было связано с тем, что ее, как незаконное граффити с портретом Виктора Цоя, сделанное на одной из трансформаторных будок в 2014 г., не защитил губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко?

При этом председатель петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев предложил очень «умное» решение: «Граффити-портрет поэта Даниила Хармса на доме в центре Петербурга нужно закрасить, а потом согласовать и нарисовать заново» (https://daily.afisha.ru/news/914-peterburgskie-chinovniki-predlagayt-zakrasit-i-narisovat-graffiti-s-harmsom-zanovo/). Рассмотреть этот вопрос применительно к уже существующему граффити он не мог? Маразм да и только.

Однако, уже в апреле 2016 г. за Хармса, как и за Цоя (смешно, правда?), заступился Полтавченко, и ее закрашивать не пришлось: «Даниила Хармса, из-за портрета которого на фасаде в Центральном районе сейчас разгорелись споры, я считаю классиком. Соглашусь с депутатами фракции «Яблоко»: портрет стоит узаконить, если собственники дома не против, а инициативная группа обратится за согласованием в градостроительный совет Санкт-Петербурга». И вопрос решился без уничтожения, а сколько пафоса по поводу закраски было!

Тем временем, в Москве в 2014 г. по адресу Большой Афанасьевский переулок дом 33 появилась классная фреска с изображением Михаила Булгакова, в 2015 г. на доме 9 по 4-й Самотечному переулку появилась фреска, посвященная Варлааму Шаламову, а в 2017 г. по адресу Остоженка дом 37/7 строение 2 разместился никому не мешающий Тургенев.

05.07.2020 г. на сайте «Яндекс. Карты» все указанные выше изображения были! Russian Today указала на них, но законность их размещения в статье не обсуждалось. Возможно, они были согласованы в установленном порядке, или им повезло – по указанным адресам не было ретивых «завхозов».

А тем временем по решению суда в Твери уничтожено граффити с изображением Солженицына (https://www.mk.ru/culture/2020/07/04/v-tveri-zakrasili-graffiti-s-solzhenicynym-na-pyatietazhke.html). Давно неприятностей за ввоз его книг в страну ни у кого не было?

Что, все-таки, в этом вопросе вселяет оптимизм? Только то, что пока с переменным успехом идет борьба с фресками и граффити, а не с памятниками, как на Западе! И не дай Бог, чтобы у нас кому-то, в так называемую голову, пришла идея уничтожения памятников, например, тем, у кого были ... крепостные!

05.07.2020.