УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Сколько хочешь и сколько можешь... (версия для печати)


Сколько хочешь и сколько можешь...



А.А. Шалыто

28 мая у меня был день рождения, и я в это день получил в разной форме несколько сот поздравлений, а также подарки, за что всем большое спасибо. Однако главный подарок я сделал себе сам с помощь Андрея Анненкова – в этот день был опубликован мой текст «Так быть не должно» (http://d-russia.ru/tak-byt-ne-dolzhno.html). В нем много букв, и он напоминает поток сознания (некоторые посчитают больного), но я думаю, что просмотреть его будет интересно. Поэтому ссылку на эту статью я разместил на своих страницах «ВКонтакте» и Facebook.

Среди полученных поздравлений было и написанное нашим выпускником Евгением Решетниковым: «Анатолий Абрамович, с днем рождения! Здоровья богатырского и энергии Вашей обычной, ее на десятерых хватит! :-) Продолжайте быть суперменом среди профессоров!».

После такого поздравления я с подачи Олега Христенко решил подтвердить, что последняя часть поздравления высказана не зря, и привел ссылку на статью на сайте codeforces.com (http://codeforces.com/blog/entry/67274). Тем самым я сунул голову в пасть к льву, так как ждать понимания от молодых программистов (школьников и студентов) в вопросе о платности образования для некоторой приостановки «утечки мозгов» вряд ли приходилось. Но как сказано в фильме «Пролетая над гнездом кукушки»: «Я, все-таки, попробовал».

Я считаю, что в целом все кончилось для меня благополучно: меня не съели, а лишь слегка поцарапали. Мое положение в это блоге усложнялось тем, что все мои возражения, которые не нравились читателям блога, исчезали, так как он устроен так, что любые высказывания, которые восприняты публикой отрицательно, исчезают. Это коснулось не только всех моих ответов, но и извинения одного из читателей, который признался, что в своем первоначальном ответе погорячился, назвав мой текст омерзительным. При этом это слово блоге осталось, а извинение исчезло. Исчезло также и мнение одного из читателей, который написал, что, к сожалению, я во всем прав. Странная дискуссия получилась: «бить» допустимо, а отвечать даже на оскорбления с запоминанием ответа можно только так, как понравится читателям блога.

Как и любое другое слово, применение слова «омерзительно» отражает только мнение автора и ничего больше, и может не иметь к истине и правде никакого отношения. Приведу пример. «Чернобыль» стал самым популярным сериалом в истории, опередив, в частности, «Игру престолов» (esquire.ru).

Однако по поводу этого сериала есть и прямо противоположное мнение (life.ru), правда, индивидуальное, но оно мне очень «близко» :-), так как автор использует слово «омерзительно» (в словосочетании «омерзительная правдоподобность») относительно сериала, вызвавшего интерес во всем мире. Вернемся к «нашим баранам». Обсуждение у нас в основном происходило с читателем под ником Um_nik. Это Алексей Данилюк – один из выдающихся спортивных программистов мира, имеющий звание «легендарный гроссмейстер» и очень высокий максимальный рейтинг: 3548. Кстати, сохранение максимального рейтинга предложил я, а Миша Мирзаянов с этим согласился.

По указанной выше причине ни одного моего ответа в блоге не осталось, и поэтому я пишу этот текст. Ниже приводятся три фрагмента из моей статьи, и мнение Алексея по каждому из них.

Первый фрагмент текста

Я: «Однако, при всем уважении к парикмахерским, образование – не услуга. В крайнем случае, это инвестиционная деятельность».

Um_nik: «Инвестиционная деятельность это со стороны ученика. Ученик вкладывает свое время и силы в знания и умения, чтобы в будущем получить с этого прибыль. А со стороны преподавателя образование – это услуга. Преподаватель за оказание услуги получает зарплату. Чем именно преподаватель отличается от парикмахера? Может быть, только тем, что преподавание близко именно вам, и поэтому вы оцениваете его выше в своей системе ценностей? Если вы считаете, что обучение студентов вами – это инвестиция, то у меня к вам есть некоторые вопросы. Как вы собираетесь получить в будущем прибыль с вашей инвестиции? Может быть, вы считаете, что ваши ученики в будущем должны будут содержать вас из уважения к профессии? Это, конечно, хорошее желание. Но если оно не сбудется, не нужно обвинять в этом студентов, которые каким-то образом не прочитали ваши мысли. Если вы хотите, чтобы студенты обеспечивали ваше будущее, пропишите это в контракте. Посмотрим, сколько студентов к вам пойдет».

Мой ответ: Чем хороший университет отличается от парикмахерской? Университет высокого класса дает путевку в жизнь и во многом определяет успех в жизни талантливых выпускников. Выпускники же в знак благодарности, а также для обеспечения возможности другим пройти тем же путем к успеху, в разных формах помогают Alma-mater – Матери-кормилице.

Что-то я никогда не слышал, чтобы кто-то так называл какую-либо парикмахерскую. Возможно, так ее называют только хозяева, и только в том случае, если она дает прибыль :-).

Отвечая молодому человеку, замечу, что с моей инвестиции – труда, вложенного в жизненный успех выпускника, дивиденды должен получать не я, а университет или кафедра, которую выпускник закончил. Помощь может осуществляться выпускником или даже обучающимся в разных формах: работать на постоянной основе в университете, работать в университете по совместительству, организационно помогать университету, материально помогать университету.

Помощь может проходить по-разному: участие в проведение учебного процесса (лекции, практические и лабораторные занятия, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, проведение практик и стажировок); участие в проведении научных исследований и опытно-конструкторских работ; организация базовых кафедр; установление стипендий, дарений и внесения средств в эндаумент-фонд.

При этом хочу отметить, что сентенция «студенты должны помогать университету» абсолютно непонятна подавляющему большинству наших соотечественников, которые привыкли рассматривать высшее образование как услугу, осуществляемую только в одном направлении – от преподавателя к студенту, а участие обучающихся в преподавании, научных исследованиях, опытно-конструкторских работах, проведении олимпиад и хакатонов и т.д., многим и в голову не приходит. Так, например, одна немолодая женщина, имеющая два высших образования, когда услышала от меня эту фразу, спросила: «Как студенты могут помогать университету, кроме как взятками или проведением банкетов после и даже во время защит квалификационных работ?».

Остановлюсь на двух аспектах помощи: дарения и эндаументы. Я видел в Принстонском университете музей, который очень напоминал Эрмитаж по качеству экспонатов, но только был меньше. Кем Вы думаете, он был сформирован? Не бюджетом, а дарениями выпускников. Там же стоит огромный собор. Откуда он взялся? Оказывается, выпускники подарили – муж и жена.

А еще я был в университете Лугано, который сравнительно недавно был построен на частные деньги, условием получения которых было организация факультета теологии, который физически был, но на сайте университета его не указывали. Вот такие бывают подарки от выпускников и не только.

Кстати, Сергей Галицкий, построивший на свои деньги прекрасный стадион в Краснодаре, хотел построить там же и современный университет, однако, эту мечту ему реализовать не удалось...

Не так давно я был в одном известном государственном российском университете, в одном из корпусов, который был после капитального ремонта. Не знаю, почему государство не поставило там унитазы в студенческих туалетах, но этот пробел могли бы точно восполнить выпускники, но и им что мешает. Даже я, грешным делом, подумываю о таком дарении, но боюсь, что меня не поймут, как в свое время не поняли Марселя Дюшана, назвавшего фонтаном писсуар.

Смею предположить, что выпускники этого университета, не решая вопрос с унитазами, формируют для следующих поколений традицию – сами обходились без унитазов, и они без них обойдутся! Оказалось, что упомянутый выше университет с дырками в полу не уникален – сегодня мне уже известны еще два наших университета с такой особенностью студенческих туалетов. В этих условиях и при таких традициях «руки» выпускников обычно до дарения картин не доходят, а новые поколения мыслят в терминах «заносов».

А теперь об эндаументах, которые в основном формируются выпускниками. В 90-ые годы я читал, что этот фонд Гарвардского университета был близок к бюджету России. Важно отметить, что эндаументы обычно формируются не столько миллионерами и миллиардерами, а тысячами рядовых выпускников, которые десятилетиями направляют в вуз чеки на 50-150$ в год. Такую сумму может перевести в Америке каждый, да и в России могут перевести многие, по крайней мере, каждый наш выпускник.

Два раза выпускники нашей кафедры говорили о создании эндаумента кафедры, но это требовало определенных усилий, и поэтому эти разговоры ничем не кончалось. Сейчас в университете есть эндаумент, и делать целевые взносы для кафедры не представляет труда, но традиций нет, и поэтому нет кафедрального эндаумента. Да и эндаумент, если он и появится, то не начнет сразу приносить пользу, так как из него можно тратить только прибыль.

Еще раз хочу отметить, что любая благотворительность основана на принципе сколько хочешь и сколько можешь. Например, вход в Метрополитен-музей в Нью-Йорке не бесплатен. Для прохода в кассе надо получить жетон, но заплатить за него надо столько ты хочешь и можешь... Вот, оказывается, как просто, но при этом надо понимать, зачем все это делается, а заплатить сумму по своему усмотрению может каждый...

Второй фрагмент текста

Я: «Представление о том, что образование – это услуга, приводит, в частности, к тому, что студенты иногда высказывают недовольство тем, как она им оказывается, высказывая претензии к тому или иному преподавателю или организации учебного процесса. Когда информация об этом доходит до меня, то я передаю этому студенту, что у нас не парикмахерская, в которой недовольный клиент требует поменять цирюльника, а Университет. И если ему кто-то из преподавателей или что-то в организации учебного процесса не нравится, то он может за лето подготовиться, согласовать свой курс с нами и с первого сентября преподавать так, чтобы все были довольны».

Um_nik: «Я уже 10 минут не могу написать цензурный комментарий к этой цитате. Конечно, я буду высказывать претензии к преподавателям, если они не справляются с оказанием мне услуги. Претензия про «не нравится – делай сам» просто смехотворна. Если бы я мог преподавать курс, мне бы не требовались ваши услуги (впрочем, не все преподаватели, у которых мне довелось учиться, знали свой предмет в достаточной степени).

Мой ответ: В приводимом фрагменте из статьи не указана очень важная для понимания сказанного мною фраза: «У нас на кафедре это возможно, так как учится, много очень сильных студентов, которые, успешно сдав тот или иной предмет, могут в дальнейшем его вести сами. У нашей кафедры такие случаи уже были».

Естественно, мне бы и в голову не пришло советовать никаким студентам заменять никаких преподавателей. Наши студенты и выпускники – победители и призеры всемирных олимпиад школьников и студентов по математике – помогают сильным преподавателям этого предмета проводить практические занятия. Они же могут при выполнении указанных выше условий, заменить неугодных студентам преподавателей и при чтении лекций, если будут работать на кафедре по совместительству, а еще лучше, если они останутся там работать. Первое возможно, если они не уедут из страны... У нас есть ребята, которые могли бы решить эту проблему, но их потянуло в промышленность, и они практически перестали преподавать на кафедре – помогать ей.

Точно такая же ситуация с преподаванием курсов по информатике и программированию. Например, у нас однажды сложилась трудная ситуация с преподаванием функционального программирования, так наши выпускники сами закрыли эту проблему.

Изложенная ситуация значительно отличается от парикмахерской – там клиент свою благодарность может выразить в форме чаевых, а представить, что бывший клиент окажется победителем или призером крупных соревнований по парикмахерскому мастерству и предложит свои услуги той парикмахерской, в которой его когда-то хорошо постригли, но в которой сейчас проблемы, практически невозможно.

Третий фрагмент текста, мнение о котором Um_nik привело меня в состояние грогги своей безапелляционностью и хамством.

Я: «Особенно это ясно таким людям, которые, как и я, по несколько десятилетий отдают все свои силы, энергию и время на подготовку кадров. При этом отмечу, если профессор в СССР был одним из самых высокооплачиваемых специалистов в стране, и, видимо, по этой причине, был весьма уважаемым человеком. В этой ситуации указанное отношение к работе было для него естественным. Сейчас же доходы профессоров даже близко не лежат с доходами самых богатых людей страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я понимаю, что во всем «цивилизованном» мире такая же тенденция, но у них другая ситуация. У нас преподавателям платят мало, а сильные студенты, которые, по моему мнению, за образование должны платить, не платят вовсе».

Um_nik: «Вот мы и добрались до причины вашего недовольства. Жаль вас, однако никто не заставляет вас оставаться на своем месте. Адресуйте вопросы к руководству вашего университета, к министерству образования, к Путину. Не надо только жаловаться на неблагодарных студентов, которые вам не заносят».

Мой ответ: Я назвал Um_nik хамом и попросил извиниться за слово «заносят», но извинения не последовало, и мой ответ из-за отрицательной оценки ушел в вечность.

Однако мир не без добрых людей и существуют честные, порядочные и известные в мире спортивного программирования люди, которые могут высказать свое мнение по этому вопросу. Вот, что написал двукратный чемпион мира ACM ICPC Нияз Нигматуллин: «Я не хочу обсуждать остальную часть всей этой истории, давайте скажу только про последнее. Ты действительно считаешь, что человек, благодаря которому хотя бы какие-то разумные люди остаются на неблагодарной работе, человек, которому за 70 и который со сложностью ходит и каждый день тратит полтора-два часа на поездку в одну сторону из пригорода на двух маршрутках и электричке, берет какие-то заносы? Это обидно слышать мне, и, возможно, некоторым моим коллегам, которые знают, куда эти, как ты выражаешься, «заносы» идут. Вот ты когда-нибудь пытался у кого-нибудь что-нибудь просить? Это сложно и очень неудобно. А Анатолий Абрамович просит, и просит не для себя. Выражайся, аккуратнее, пожалуйста». Этот пост получил оценку +32.

На это некто pitfall написал: «Есть ощущение, что и вы и автор поста подразумевают под «заносом» взятку, о которой в комментарии Um_nik, по моему мнению, и речи не шло», и получил за это оценку +37.

На это Нияз ответил: «Я не знаю, но может быть еще, когда говорят про откат и распил в денежном контексте, люди тоже думают, что это не про взятку. У меня это все ассоциируется только с взяткой». За этот ответ Нияз получил на +11.

После этого последовал ответ Um_nik, оцененный +81: «Я соглашусь с тем, что слово «занос» имеет негативные коннотации, и лучше бы я употребил другое слово. Я не имел в виду взятку, я имел в виду любую передачу денег (классно сказано, А.Ш.). Тем не менее, я не буду извиняться...». Остальную часть этого высказывания я не привожу, так как что до этого было написано мною, проверить нельзя – отрицательные баллы уничтожили мой ответ.

На это Нияз ответил: «Я не просил извиняться, а просил выразиться аккуратнее. Я никак не прокомментировал остальной твой текст, и я не против обсуждения. Меня задело только одно предложение и одно слово в нем. Если на то пошло, кто бы ни был автором статьи, выражаться нужно аккуратно». Это было оценено в +41. Меня тоже задело только это предложение и только одно слово в нем. На этом основная ветка обсуждения закончилась.

Далее кто-то под ником dmkozyrev стал, почему-то, рассуждать о несчастной матери-одиночке, получив за это +45, хотя в моем предложении оплачивать образование должны не богатые или бедные родители, а сами дети после окончания учебы. Недаром я предупреждал, что моем тексте много букв, что для многих весьма непривычно...

Эта история закончилась постом Um_nik на его канале «Ванилюк» в Telegram: «Боже, как же сложно вежливо отвечать Шалыто. Требует, чтобы его вылизывали. Справедливости ради надо сказать, что он вылизывает в ответ». Так как моих ответов на «поле боя» не осталось, то я приведу только последнюю фразу из этого поста: «***** я в это влез вообще...».

А вот, что написал один очень талантливый молодой человек, прочтя рассматриваемое обсуждение: «Мне очень неудобно, что я не хочу Вас поддержать в этом споре, ведь Вы столько для меня сделали, а это одна простая просьба :( Но я, действительно, очень сильно не хочу впрягаться в споры в интернете, потому что это, по-моему, портал в ад. Особенно в таких спорах, где уже начались оскорбления (особенно учитывая, что их начала сторона, с которой я не согласен)».

А в это время на странице в Facebook, где я также выложил ссылку на эту статью, ада не было, так как там «клубится» другая публика.

Приведу отклики на статью. «Замечательно» (А. Анненков); «Каждое слова Вашей статьи, я так считаю, должно быть донесено для ребят старшеклассников, прежде всего, определяющихся какое получить образование, и для чего» (А. Исаенко); Она же написала: «Вот это анализ! Блестящие ответы и на провокационные вопросы читателей, и на собственные возражения и сомнения. Учитесь френды. Учитесь красиво полемизировать! Учитесь искусству ПРЕПОДАВАТЬ!».

«Очень круто написано! Спасибо! С днем рождения, Анатолий Абрамович!» (К. Сухов, главной тренер сборной России школьников по математике); «Кирилл Сухов обсудил со мной текст Вашей статьи при первой же встрече! Обе статьи замечательны и дают пищу для раздумий. Я не привык комментировать в Facebook, но знакомым второй текст разослал тут же и получил кучу откликов «ВКонтакте». Мне привычнее обсуждать в диалоге – и еще лучше вживую. Нужна если не конференция, то семинар или рабочая группа. Так наше образование долго не выживет. Рассчитывать на Васильевых, Парфеновых, Шалыт, Рукшиных нельзя – нужно думать о системе, когда следом за Иисусом уйдут и апостолы...» (С. Рукшин, народный учитель России).

«Интересно. Не со всем согласен – я сторонник образовательных кредитов, а не прямого участия государства. Но в целом разделяю. Спасибо!» (И. Агамирзян). Отмечу, что Игорь Рубенович – вице-президент Высшей школы экономики, в которой учится мой «дорогой и доброжелательный» оппонент.

Статья вызвала интерес, еще у ряда людей, которые «не первый год бреются». Например, у Дмитрия Завалишина, Владимира Пинаева, Руслана Богатырева и Александра Баулина.

Отдельно приведу письмо, полученное мною от нашего выпускника, одного из самых авторитетных людей в мире спортивного программирования (директора по операциям финалов чемпионата мира ICPC) кандидата технических наук Матвея Казакова: «Анатолий Абрамович, полностью поддерживаю Вашу идею. Понятно, что Вы надавили молодежи на живое: на иллюзию свободы в их головах. Однако, наличие такого «срача» вокруг Вашей статьи лишь подтверждает ее актуальность, так как правда, не всегда бывает сладкой.

Молодые часто считают, что те три-четыре года, которые они должны отработать по специальности, а не служить в армии – это катастрофическая потеря времени, тем более когда «кто-то им говорит, что делать». Но это, увы, лишь еще одно проявление молодежного инфантилизма.

Вы выступаете с открытым забралом, и им кажется, что с этим можно бороться, защищая свою мнимую свободу, а службы подбора персонала, ввинчивают их в корпорации и потом доят, кормя гаджетами и виртуальным ощущением вседозволенности, и делают это так искусно, что лишь немногие способны это распознать в силу отсутствия мозгов и жизненного опыта.

Навряд ли, многие из молодых уезжают открывать новые бизнесы или двигать свои научные открытия. В основном – это рядовые программисты, рядовые научные работники. При этом считаю, что именно Ваш вариант является более зрелым и заставит думать и воспринимать жизнь правильно уже с первого курса, а уже к окончанию обучения четко строить планы и принимать зрелые решения.

Считаю, что вариант с полностью платным образованием и образовательным кредитом является адекватным. Однако детали, как Вы и сказали, надо обсуждать. В целом я полностью поддерживаю Вас. Желаю удачи в Вашем нелегком, но великом деле! С уважением, Матвей».

Хорошее письмо, но я думаю, что Матвея, несмотря на все его более чем двадцатилетние заслуги в олимпиадном программировании, с такими высказываниями на Codeforces забанили бы еще быстрее, чем меня.

После всего изложенного, я прилюдно сказал: «Хорошо, что не все реагируют на мое предложение, как Um_nik», но моя радость была недолгой, так как меня подправили: «Действительно, не все, но всё к этому идет».

А еще на этот текст отреагировал Федя Царев, с которым мы долгие годы проработали «душа в душу». Потом наши пути разошлись, но Федя следит за всеми моими публикациями, поучая меня. Вот и на этот раз он написал: «Почему-то из нашего окружения больше никто нравоучительных текстов не пишет...». Я ответил: «Писать, видимо, не умеют, а ты от нас ушел... Кроме того, Путин «назначил» меня Наставником, что предполагает наставление окружающих на путь истинный. Если ты с этим не согласен, напиши письмо в Администрацию Президента...». На этом наша переписка закончилась…

Но я поторопился, сделав такое заключение. Федя написал: «Теперь понятно, почему ИТМО не Гарвард. Вряд ли там профессора предлагают выпускникам, которые помогают университету, обращаться в администрацию Трампа...», забыв написать по какому вопросу я предложил ему обращаться в Администрацию... Во-первых, я посоветовал Федору узнать у профессоров Гарварда, куда и и о чем они пишут, а, во-вторых, отметил, что «у нас не так, как Гарварде, потому, что такие классные выпускники, как ты, не остаются делать из ИТМО Гарвард, и других причин нет!».

А еще непонятно, зачем он постоянно пытается троллить меня, ведь, я у него все равно в этом вопросе выиграю, так как имею огромный опыт взаимодействия с различными умниками, тем более, что мы, уже давно не являемся друзьями ни в сетях, ни в жизни..

Тем временем мне сказали, что обсуждаемая статья стала самой популярной в мае на портале «Экспертный совет электронного государства», и это при том, что она была опубликована всего за несколько дней до конца месяца.

P.S. Все в мире меняется: если недавно в Метрополитен-музее при входе действовало правило «сколько дашь», то сейчас оно распространяется лишь для жителей штата Нью-Йорк, а также студентов Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, а остальные посетители должны платить и немало...

03.06.2019


© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com