УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / От курсовых проектов студентов к успехам в рейтинге Times Higher Education по Computer Science
(версия для печати)
От курсовых проектов студентов к успехам в рейтинге Times Higher Education по Computer Science2002 г. стал переломным в моей деятельности в Университете ИТМО. До этого я преподавал очень сильным студентам традиционно, как все: читал лекции, руководил курсовыми проектами, принимал зачеты и экзамены. У меня со студентами были неплохие отношения, они ходили на лекции, но «зажечь» их на совершенствование автоматного программирования или хотя бы чего-нибудь другого в программировании мне не удавалось. Особенно мне не нравилась ситуация с курсовыми проектами – молодые люди делали проект, не очень утруждая себя. Они сдавали его мне в бумажной и электронной формах, но так как это происходило поздно вечером (тогда в университете я работал по совместительству), прием каждой работы занимал всего 5-10 минут. Однако студенты, несмотря на все их таланты, были студентами, и если я позволял им «отбывать номер», то они этим с радостью пользовались. В результате я придумал, как решить проблему низкого качества работ, выполняемых студентами, и мы создали сайт http://is.ifmo.ru для публикации курсовых проектов по автоматному программированию. После этого я посоветовал третьекурсникам, а их было около 50 человек, разбиться на подгруппы из одного-двух человек, каждая из которых должна была предложить задачу, которая может быть эффективно запрограммирована с применением автоматов. Главная особенность этих работ состояла в разработке проектной документации, которую не стыдно было бы выложить в Интернет. По мнению декана нашего факультета В.Г. Парфенова, создать весьма большой документ, написанный по-русски грамотно и логично, было абсолютно невозможным для двадцатилетних молодых людей, воспитанных Интернетом, но, как известно, «невозможное – возможно», если только не жалеть ни своего времени, ни времени студентов! В тот год я разрешил студентам создавать подгруппы от одного до четырех человек. Как выяснилось в дальнейшем, третий и четвертый участники не делали ничего. В результате сформировалось около тридцати подгрупп. После этого каждая из них записалась на определенную дату ко мне на «прием». Наша встреча в будние дни происходила после завершения мною рабочего дня в «НПО «Аврора» и продолжалась около трех часов (с 18:30 до 21:30). В субботу было три такие встречи (с 11:00 до 21:00). На первой встрече с подгруппой мы обсуждали выбранную тему, предполагаемый подход к решению и много чего еще. После этого они записывались на новую встречу, которая с учетом того, что у меня были еще пятикурсники и аспиранты, не могла произойти раньше, чем через полтора-два месяца. К следующей встрече у ребят появлялись зачатки проектной документации, и я, используя свой опыт работы в НПО «Аврора», рассказывал, как она должна выглядеть, и учил писать по-русски. Отмечу, что работающая программа и «нормальная» проектная документация на нее, никогда не появлялись менее чем за три-четыре трехчасовые встречи со студентами. Курсовой проект заканчивался после того, как я давал добро на публикацию работы, включающей проектную документацию, на указанном выше сайте в разделах «Проекты», «UniMod-проекты», «Визуализаторы». При этом отмечу, что в результате многих моих встреч с каждой подгруппой, работы, начатые в начале учебного года, завершались только в его конце, а то и еще позже. Поэтому, например, большинство работ, начатых в 2002 г., помечены следующим годом. В конце осеннего семестра ребята, как и положено, получали зачет, но работа над проектом продолжалась, так как им от меня было никуда не деться – я входил в государственную экзаменационную комиссию, в том числе и в качестве председателя. Итак, отказавшись от традиционного подхода, вместо нескольких минут, которые я тратил на прием одной курсовой работы, я совместно со студентами, входящими в одну подгруппу, работал от девяти до двенадцати часов. Это приводило к тому, что студентам приходилось уделять самостоятельной работе над проектом во много раз больше времени. Иногда они даже не могли ответить на вопрос, сколько часов потратили на курсовик. В таком режиме (три часа практически каждый вечер и почти все субботы одиннадцать месяцев в году) я продержался до 2010 г., когда у меня появилась возможность «свалить» значительную часть своей преподавательской деятельности на моих учеников. Созданный мною «конвейер», который лет семь функционировал шесть дней в неделю, позволил создать более 150 классных курсовых проектов и решить сразу несколько задач (http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/magazine/m4/art_27.pdf): образовательную, воспитательную, а в дальнейшем, и исследовательскую. Остановлюсь на последней. «Пропуская» через себя всех студентов третьего курса, обучающихся на кафедре, и долго общаясь с каждым из них по разным вопросам, я получал возможность выявить молодых людей, которые хотели заниматься научной работой, продолжая тему, начатую в курсовике, а затем развивая ее в бакалаврской работе, в магистерской диссертации, а иногда и в кандидатской диссертации. До докторских диссертаций по программированию у наших выпускников дело пока не дошло (видимо, в 2020 г. Максим Буздалов в этом вопросе будет первым) – уж больно хорошо зарабатывают успешные программисты и очень много времени «работают головой» на работе, чтобы после нее еще писать научные труды (в то время «Международной научной лаборатории» в рамках программы «5 в 100» у нас еще не было). Поэтому наших выпускников было очень трудно мотивировать даже на написание кандидатских диссертаций (http://is.ifmo.ru/disser/), что у меня не очень часто, но получалось и сделало профессионалом в этой области – я написал «Заметки о мотивации» (http://is.ifmo.ru/belletristic/_zametki_o_motivacii.pdf) :-). К сожалению, защита кандидатской диссертации для большинства программистов, в том числе и моих учеников, в то время в нашей стране обычно была связана с завершением научной деятельности, и я с большим трудом пытался, хотя бы частично, эту ситуацию изменить. Потребность в научной работе даже у тех, кто защитил диссертацию, мне тогда не удалось воспитать, и они после ее написания хотели начать «жить», имея на это средства, работая программистами. Я не отчаивался и продолжал свою «проектную» деятельность, заинтересовывая заниматься наукой в области Computer Science (CS) все больше молодых талантливых людей, и когда в 2013 г. наш университет выиграл конкурс на участие в числе 15 университетов страны в программе повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (программа «5 в 100»), которая была направлена на улучшение позиций отечественных вузов в мировых образовательных рейтингах, мы были готовы к этому. В результате уже в 2016 г. мы практически первыми в стране попали на 56 место в рейтинге Times Higher Education по CS, а потом мы три года подряд по этому рейтингу попадали в 80 лучших университетов мира, чего не удалось сделать ни МГУ, ни МФТИ. Наши успехи в науке еще далеки от наших же успехов в олимпиадном программировании: Университет ИТМО – семикратный чемпион мира по программированию. Это обеспечивает постоянный приток талантливой молодежи со всей страны к нам и позволяет надеяться на дальнейшие успехи в науке, так как у нас постоянно работают пять чемпионов мира по программированию, два призера чемпионатов мира и более 20 молодых кандидатов наук, практически каждый из которых прошел школу «курсовиков», описанную выше. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 983 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2008 г. в области образования» В. Васильеву, В. Парфенову, мне и двум молодым людям – призерам чемпионатов мира по программированию Г. Корнееву, М. Казакову была присуждена эта премия за методику подготовки высококвалифицированных специалистов в области программирования на основе проектного и соревновательного подходов, которые развивают у обучающихся взаимодополняющие качества. Указом Президента РФ от 15.03.2018 г. «За заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность» я был награжден знаком отличия «За наставничество». 28.01.2020, тезисы несостоящегося выступления | ||||
|