УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Можно ли научить стать успешным? (версия для печати)


Можно ли научить стать успешным?



А.А. Шалыто

Я уже 10 лет пишу «Заметки о мотивации» (http://is.ifmo.ru/belletristic/_zametki_o_motivacii.pdf), но практи-чески никогда не верил, что они кого-то могут промотивировать. Спрашивается так зачем же я их писал? Ответ в эпиграфе к этой книге: «Дяденька, зачем Вы стоите здесь и проповедуете добро? Ведь Вас никто не слушает. Да и разве Вы в силах что-нибудь изменить? «Все это я и сам понимаю. Но если я не буду каждый день пытаться изменить человечество, то боюсь, что оно изменит меня» (Э. Нансен).

Это первая часть ответа. Вторая, возможно, состоит в том, что этот текст читать интересно, и поэтому некоторые люди его читали, а иногда читают и сейчас. Так, например, 01.07.2020 г. я неожиданно получил письмо от моего «друга» в Facebook – незнакомого мне Алексея Телякова, который написал: «Анатолий Абрамович, случайно нашел в своих «книжных залежах», и с удовольствием читаю Ваши «Заметки о мотивации». Очень позитивный и актуальный труд! На настоящий момент, еще более актуальный, чем в год издания – 2013-й».

В самом начале, когда я только стал писать «Заметки...», моя дочь Инна, которая в 24 года стала Генеральным директором ИТ-компании (http://whoiswho.dp.ru/cart/person/1933598/), глядя мне в глаза, спросила: «А ты действительно веришь, что люди будут поступать так, как ты пишешь?». Я не разочаровал ее, так как в качестве ответа прочел ей приведенный выше эпиграф.

Во что я верю в этом вопросе? В харизму, если она у человека имеется от природы. Бриллиант не может получиться не из алмаза! Конечно же, алмаз может быть искусственным, но, все-таки, это должен быть алмаз, а не что-то другое.

А вот, что говорит один из героев фильма братьев Коэнов «Человек, которого не было»: «Я не могу научить музыканта иметь душу. На рояле играют не только пальцами – мы только ими пользуемся. Музыка же начинается в сердце, выходит через пальцы, а после этого, возможно, что двигается дальше. Если девочка хорошо играет, то не исключено, что из нее когда-нибудь может получиться хорошая ... машинистка».

Еще я верю личный пример, если лидер близок к мотивируемому им человеку. У летчиков он звучит так: «Делай, как я», а Альберт Швейцер говорил: «Личный пример – это не просто главный способ повлиять на других. Это просто единственный способ». Интересно, как и где этому могут научить? Как однажды сказал критик Александр Свободин: «Можно научить человека быть режиссером, но нельзя научить быть главным режиссером».

А еще я читал, что в некоторых семьях на воспитание детей очень сильно влияет луч света из-под двери кабинета отца, но где тот кабинет, и где те дети, которых можно так воспитать? :-).

Чтобы стать успешным необходимо научиться побеждать. «Побеждать – это привычка. Аристотель говорил: «Мы есть то, что делаем изо дня в день». Следовательно, совершенство не действие, а привычка. Поэтому и побеждать – это тоже привычка» (Р. Ронда). И эту привычку надо воспитывать в людях, особенно в молодых, а для этого они должны находиться в атмосфере успеха, которую нужно культивировать всеми силами.

Все это в какой-то мере позволяет развивать Soft Skills. При этом очень важно, кто проводит занятия в этом направлении: Луис Герстнер, который спас корпорацию IBM (https://www.koob.ru/gerstner/) от гибели, книга которого называется «Кто сказал, что слоны не умеют танцевать?», один из основателей корпорации Intel Эндрю Гроув, написавший книгу «Выживают только параноики» (https://www.labirint.ru/books/290902/), о котором говорили: «Он делал невозможное возможным, раз за разом, вдохновляя целые поколения специалистов, предпринимателей и бизнесменов» или кто-нибудь попроще, тот, который в лучшем случае, прочел эти книги, а еще «Черного лебедя» Нассима Талеба (https://www.ozon.ru/context/detail/id/31856341/).

Кроме того, всегда нужно понимать цель проведения тех или иных мотивирующих занятий. Если это «отъем бабок» как у Тони Роббинса (https://vc.ru/offline/45092-posetitelnica-seminara-toni-robbinsa-zayavila-ob-iske-k-organizatoru-lekcii-na-200-tysyach-rubley) или даже у Арнольда Шварценеггера (https://hochu.ua/cat-razvitie/lichnostnyiy-rost/article-89341-motiviruyuschaya-rech-arnolda-shvartseneggera-kotoruyu-stoit-prochitat-vsem/), то эта цель обычно успешно достигается, но не более того.

Если бы меня спросили чьи Soft Skills-лекции я хотел послушать, то ответил бы – Кондолизы Райс, которая до того как стать государственным секретарем США шесть лет была проректором Стэнфордского университета, а после завершения политической карьеры вновь вернулась в тот же университет, но уже профессором, и вряд ли это было от безысходности.

Тут явно разговор не о «бабках», что косвенно подтверждается тем, что у нас практически ни один политик не выбрал такую траекторию жизни. В лучшем случае только приближение к ней – профессорство до политики или во время политики (правда, формальное). Конечно, в любых правилах имеются исключения: указанная траектория в Санкт-Петербурге была у вице-мэра и вице-губернатора по культуре Владимира Петровича Яковлева, а в СНГ – у бывшего Президента Киргизии Аскара Акаевича Акаева. Интересно, мечтали ли они об этом?

Что, по моему мнению, повышает у людей Soft Skills значительно сильнее, чем лекции по этой тематике? Это пребывание в течение нескольких лет в группе, обучающейся офлайн, а также социальная активность, включая работу по специальности.

В последнее время обучение Soft Skills входит в практически все программы Master of Business Adminitration (MBA) – https://www.mba.su/soft_skills_mba/, и в особенности EMBA (Executive MBA) – https://www.mba.su/articles/top_emba_020212/. И здесь тоже все зависит от того, кто преподает на этих программах. Если, как в MIT Sloan, была возможность учиться у бывшего главы General Electric Джека Уэлча, то это одно, но времена меняются и «иных уж нет, а те далече» (https://thebell.io/skonchalsya-menedzher-veka-rukovoditel-general-electric-dzhek-uelch/).

При этом интересно отметить, что руководитель «Евразии» Алексей Фурсов считает, что «если в Америке для бизнес-карьеры в корпорации степень MBAпрактически необходима, то в России это вряд ли приведет к успеху – у нас обычно не так принимают на работу, и практически никогда не спрашивают есть ли у кандидата MBAили нет, а часто смотрят «горят» ли у него глаза.

Надежда, что степень в бизнесе России принесет финансовые привилегии, минимальна. Если смотреть правде в глаза, то у нас великими людьми становятся троечники, так как главное для бизнесмена его чуйка (другими словами – харизма, А.Ш.), и то насколько он может быть лидером, а этому ни один MBAне научит».

В России все, кто добился успеха в бизнесе – эксклюзивные экспонаты. Они все немного сумасшедшие, и добились всего не благодаря бизнес-образованию. 11.09.2001 г. в «близнецах» никто из русских, в отличие от американцев, не ждал инструкций, так как никогда их не ждут, и в них не верят, что позволило многим нашим спастись».

Алексей продолжает. «Любое образование, конечно, полезно – оно тренирует наши мозги, но их лучше тренировать в деле. MBA – типично американский продукт, соответствующий их ментальности, но он не имеет никакого отношения к России. В новую Россию Сити-банк пришел практически первым, но его успехи здесь далеки от американских, так как у нас мало американцев :-).В Америке все работает по-другому, там и MBAработает».

Приведу еще один пример того, что там все по-другому. В середине 50-х годов в СССР оказались два инженера, которые здесь были названы Филиппом Георгиевичем Старосом и Иосифом Вениаминовичем Бергом, которые были связаны с супругами Розенбергами, казненными, якобы, за передачу секретов СССР. История этих инженеров стала особенно известна после того, как в 1994 г. о них вышла книга Даниила Гранина «Бегство в Россию». Однако они были на виду и до этого.

Так вот в 1991 г. я впервые летел в Америку и в самолете познакомился с Бергом, о котором до этого много слышал. Оказалось, что он летел туда получать ... пенсию. Прошло уже почти тридцать лет, а я все так и не понимаю почему ему не предложили сначала вернуться в страну, потом свое отсидеть и только потом вернуться к вопросу о пенсии? Видимо, не случайно Михаил Задорнов говорил, что они – «тупые»: даже до такого не догадались.

Вернемся в Россию. У нас, конечно, бывают руководители ... в основном кадровых служб, которые в жизни ничего сами не делали, а поэтому ничего и не сделали, но зато много где и чему учились. При этом они, в частности, не понимают, как человек мог руководить большими подразделениями в известных бизнес-структурах, а потом быть госслужащим высокого ранга, если нигде не учился бизнесу – харизма и обучение на практике для них не в счет.

Наличие бизнес-образования для них стало одним из жизненных принципов, а в России многие, как Нина Андреева, не могут ими поступиться, и поэтому считают, что необразованным управленцам, как и «нечистым трубочистам» – стыд и срам.

Бог таким руководителям судья, а я приведу мнения людей по этому поводу, которые добились многого в бизнесе.

Начну с Сергея Галицкого, который весьма предвзято относится к получению MBA. Он говорит: «Я не понимаю, чему они там учатся... Изучают бизнес-кейсы успеха других людей. Взрослый человек, в 30 лет читает про успех другого человека, написанный каким-то журналистом... Моделируют какие-то странные ситуации... В этом возрасте ты должен доверять себе и пробовать что-то сделать. Пытаться доказать кто ты есть, а не стараться обложиться разными бумажками» (https://www.youtube.com/watch?v=iCheOL3_he8).

Галицкий считает, что бизнесу нельзя научить, но, как говорят об искусстве в таких случаях, ему можно научиться. Поэтому Сергей полагает, что вместо того, чтобы два года тратить на получения диплома MBA, значительно полезнее можно провести это время, принимая участие в бизнесе его компании. Он рассказывает, что окружающие его менеджеры часто «от важности раздуваются до величины канадской жабы» и сыпят умными словами типа «многофакторной корреляции» и другим подобным трэшем. «Почему нельзя выразиться проще, не ясно», – говорит он. Интересно, что самого Сергея считают умным и по-хорошему сумасшедшим человеком. Последнее прямо противоположно тому, чего добиваются от соискателей диплома MBA, которые должны соответствовать определенным «лекалам».

Галицкий считает, что чтение книг об успехах других людей, если только Вы не студент, ведет к комплексу неполноценности. Он полагает, что единственная книга по бизнесу, которую встретил в жизни – книга о Стиве Джобсе, которую написал Уолтер Айзексон.

Существует мнение, что «эта книга про жизнь и проактивную позицию, а не про бизнес». Я думаю, что у Джобса и Галицкого это было все вместе: жизнь, проактивная позиция, а поэтому и успешный бизнес.

Интересно, что у Джобса на полке тоже была только одна деловая книга – «Дилемма инноватора», которую написал профессор Гарвардской бизнес школы Клейтон Кристенсен, которого бы я тоже с удовольствием послушал, но он, к сожалению, 23.01.2020 г. умер. Остается только читать написанное им, в том числе и указанную выше книгу, переведенную на русский язык.

Вернусь к Галицкому. Термин «бизнес-наставничество» повергает его в легкое отчаяние, так как ему кажется, что это звучит достаточно унизительно для наставляемого. Он считает, что наставничество в этой области ничего не дает: «Если Вы не открыли магазины без меня, то не откроете и со мной. Это так не работает!».

По его мнению, учебные заведения, в которых можно получить диплом MBA, напоминают фабрики по разведению «бройлерных кур» – одинаково мыслящих людей с типовыми моделями поведения. Там человек изучает шаблоны того, как добиться успеха, а на самом деле он должен доверять себя. Когда люди неуспешные, то понять причину этого весьма просто: достаточно подойди к зеркалу, и сразу становится видно почему ты не успешен.

«Тренинги и курсы по личностному росту часто напоминают секты, в которых некоторые из участников даже кончают жизнь самоубийством. Как правило, обучение делится на три уровня, каждый из которых стоит немалых для простых людей денег: «основной курс» – ознакомительный, «продвинутый курс» – прорыв и, наконец, «лидерская программа». Главная идея – формирование у слушателя веры в то, что в неудачах виноваты внешние обстоятельства».

А вот что говорит по этому поводу самый близкий мне человек – моя дочь Инна Шалыто (http://whoiswho.dp.ru/cart/person/1933598/): «Сейчас многие ходят на тренинги личностного роста. Их чаще всего ведут «теоретики», которые сами мало чего добились в жизни и паразитируют на людях, мечущихся, с собой до конца не разобравшихся. Это же относится и ко многим образовательным программам. Я не иду учиться не из-за завышенной самооценки, а потому что абсолютно искренне считаю, что научить, как стать счастливым, здоровым, успешным и богатым, нельзя. Но и «на старуху бывает проруха» – недавно и я сходила на тренинг. В зале было человек 80, которые заплатили по шесть тысяч рублей. Они ловили и записывали каждое слово. Если присмотреться, то их всех объединяла вера, что сегодня их жизнь изменится, что именно этот тренинг объяснит, как неправильно они жили раньше и как кардинально изменится их жизнь на следующий день» (http://is.ifmo.ru/audio/2012/2012-11-12-Business-Klass-Inna-Shalyto-Treningi.mp3).

Инна продолжает. «На самом деле нельзя никого ничему научить и никому ничего объяснить, а можно только рассказать, как ты делаешь то или иное, и те, кто ищет в данный момент ответы на такие вопросы, могут это услышать, и то только тогда, когда мысль будет изложена на близком и понятном им языке. Не ходите на тренинги, не получайте пятое высшее образование, действуйте – под лежачий камень вода не течет. Жизнь слишком коротка, чтобы годами готовиться к ней. Раньше начинайте, меньше бойтесь, больше делайте. Если в 18 начать строить свою карьеру, то к 28 у Вас будет десятилетний стаж. Ведь не зря говорят: «что мы сделаем в первой половине жизни, будет кормить нас во второй». Дерзайте и никого не слушайте».

А теперь говорит Олег Тиньков: «Чудес не бывает: для того чтобы добиться успеха, необходимо начинать с малого и долбить, долбить и долбить. Не делайте много дел сразу. Делайте одно! Упирайтесь! Концентрируйтесь! Работайте два, три года! Я не верю, что не будет результата. Убежден: если заниматься чем-либо с полной самоотдачей и уверенностью, профессионально, это даст плоды. Меня часто спрашивают: «С чего я начинал?». С воли к жизни. Я хотел жить, а не прозябать. Особых талантов у меня нет, но есть огромное трудолюбие, желание и упертость. Смешно сказать, но затертое выражение «все в твоих руках» на самом деле работает».

Тиньков тоже против MBA. Он даже написал книгу «Бизнес без MBA» (https://www.litres.ru/maksim-ilyahov/biznes-bez-mba/chitat-onlayn/). Вот одно его интересное высказывание по этому вопросу: «Не надену никогда галстук, потому что неинтересно мне быть так одетым. Иногда надеваю, если мне это нужно или хочется. Если иду с женой на ужин в дорогой ресторан – могу надеть галстук, но на встречу с каким-то чиновником я не хочу надевать галстук. Если меня на входе, например, в Кремль, остановят и скажут, что есть дресс-код, то я его выполню. Займу у кого-нибудь. У отдела кадров могут быть другие мысли, но моя точка зрения, что профильное образование, безусловно, для специалистов важно, но для меня оно менее важно чем, то как человек мыслит. Худшее, что может человек придумать, когда приходит к нам на собеседование, – прийти в галстуке. Для меня это знак, что не надо его брать – это «не наш» человек. Галстуки, костюмы, умное закатывание глаз, желание понравиться – это приводит к тому, что нам его не надо брать. Это советский человек, пусть он идет работать в куда-то в другое место...».

И еще о галстуках. Теперь от известного в мире ИТ-предпринимателя Питера Тиля. «В отличие от обитателей Восточного побережья, которые, в зависимости от профессии, носят, например, единообразные костюмы в тонкую полоску, в Долине молодежь ходит на работу в футболках, на которых указаны логотипы компаний в которых они работают. Настоящие инженеры носят джинсы и футболки. Поэтому мы установили для себя правило: не инвестировать в компании, чьи руководители приходят к нам на встречу одетыми в костюмы и галстуки». Да и в Принстоне, который находится не в долине, full-профессор может себе позволить ходить по университету в худи и не в однотонных шортах (https://www.youtube.com/watch?v=5pbrCeAsAok).

Приведу несколько высказываний по рассматриваемому вопросу Вивека Вадхва (Vivek Wadhwa), который тоже не в восторге от обучения «успеху»: «Техническая отрасль все время собирала неординарных людей со странностями и причудами. В ней преуспевали гики, белые вороны, бунтари и изгои. Они все время были в стороне от общества, были «не от мира сего». Эти люди на 100% «виновны» в технологическом прогрессе нашего общества, но скрыты от большинства людей в тени собственных открытий и разработок. Однако сегодня дело обстоит иначе. Стартаперы становятся настоящими рок-звездами, а истеблишмент сливается с технической индустрией воедино. Звезды кино и хип-хопа инвестируют в технологические компании, рассчитывая урвать кусок пирога из миллиардов долларов выручки от внедрения новых технологий».

Он продолжает. «Сегодня именно технологии становятся трамплином и во многом полем деятельности для людей верхней прослойки среднего класса, как 10 лет назад ими были финансы или юриспруденция. Теперь, когда индустрия технологий стала по настоящему крутой, ее буквально наводнили красавцы с дипломами MBA топовых вузов. Они значительной мере потеснили тех самых бунтарей и белых ворон со странностями, с которых все начиналось. При этом важно, что эти новые для отрасли люди готовы рисковать всем ради идеи только на словах. Они только делают вид, что настроены на перемены, но, в основном, как и положено, являются конформистами, и гораздо более консервативны, нежели классические представители индустрии».

Еще от Вадхва: «Из-за того, что в ИТ-индустрию просачивается все больше белых воротничков со временем «белые вороны, бунтари, нарушители спокойствия» будут из нее выдавлены. И это уже происходит: например, с помощью такого средства как цена продуктовой корзины в районе Сан-Франциско. Легко представить, во что превратится американская ИТ-индустрия через десять лет: во второй Wall Street – гигантскую машину по добыче денег и привилегий для тех, у кого их уже и так слишком много».

Вадхва продолжает. «Уже сегодня мы упорно измеряем успех ИТ-компаний в соответствии с его миллионной или миллиардной оценкой, выручкой, прибылью и временем подготовки к выходу на IPO, а это далеко не то, как измеряют степень прорыва, бунтарства или нарушения спокойствия. Истеблишмент диктует свои правила игры, а для исполнения умысла прогресса нам нужны истинные иконоборцы, вольно мыслящие ребята, диверсанты, в конце концов, которые будут волнами стекаться в технологическую индустрию, а не смотреть на нее с отвращением, теперь, когда ее стали заполонять пижоны».

И, наконец, слово «берет» Жлон Маск: «Если кто-то победил на научной ярмарке национального масштаба, собрал выдающийся прибор или написал выдающийся софт еще в подростковом возрасте – это говорит о незаурядных способностях, новаторском складе ума и инициативе. Это для нас самое главное. Степень MBAне нужна – это плохая идея. На курсах, где можно получить эту степень, учат совершенно не тому. Там не учат думать. Самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается уже просто».

Важность вопросов признавал и упомянутый выше Кристенсен: «Я обычно не говорю, что думать, а учу, как думать. После этого люди отвечают на свои вопросы, значительно лучше, чем это бы сделал я». Для него было важно задавать правильные вопросы, каждый из которых стоил больше отличного ответа, так как без первого никогда не будет и второго.

Кстати, в дни массового перехода к дистанционному обучению из-за короновируса два известных школьных учителя написали, что задача учителя и даже школы в целом научить не предметам, а научить учиться, что для вузовских преподавателей не новость. Поэтому есть идея использования в школе такой модели как «перевернутый класс», при применении которой дети изучают предмет сами, а учитель отвечает на их вопросы в присутствии всего класса, по аналогии с олимпиадами по программированию, после проведения каждой из которых производится разбор решений каждой задачи, где участники, которые в некотором смысле сами учились решать задачи при необходимости могут задать вопросы тем, кто проводит разбор, и получить на них обстоятельные ответы.

У меня и у них :-) пока все.

19.03.2020.




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com