А.А. Шалыто
Стадион



До 27 марта 2018 года, когда проходил товарищеский матч 
по футболу «Россия – Франция», я считал, что у стадиона 
могут быть только три функции: проведение соревнований, 
зрелищных мероприятий и тренировки спортсменов. 

Первая из них не предполагает обязательного наличия зрителей, 
как я думаю, это имело место в Олимпии, где я был. 
Из моего знакомства с Колизеем следовало, что наличие 
там зрителей было обязательным – перед кем бы убивали рабов? 
Здесь реализовалась вторая функция. Третьей обычно наделены стадионы попроще.

У нас же в Санкт-Петербурге уже давно ко второй функции 
добавили еще и четвертую – тренировку зрителей. 
Это было придумано еще в Ленинграде, начиная с 50-х годов прошлого века, 
когда от ближайшей остановки транспорта до стадиона Кирова 
надо было пройти минимум полтора километра. 

Прошло почти семьдесят лет. На месте старого стадиона
за много-много миллиардов построили новый, 
название которого еще не устоялось. Однако проблемы с приходом 
и уходом зрителей, похоже, никто и не думал решать: 
до автобусов все те же полтора километра. Появление станции метро 
«Крестовский остров» проблему доставки зрителей несколько упростило, 
но от нее надо пройти километра два. «Яхтенный мост» тоже помогает 
решить проблемы ухода и прихода  зрителей, но прохождение 
по нему весной в плюс один (очень скользко) и слабом освещении еще то удовольствие!

Говорят, что все может улучшиться с появлением станции метро 
рядом со стадионом, но я думаю, что до и после футбольных матчей 
ее будут закрывать, как это делали со станцией метро «Спортивная», 
когда играли на стадионе «Петровский». И правильно сделают, 
так как я однажды ехал в вагоне метро, который раскачивали (!?) фанаты. 
Не очень приятные ощущения, скажу я вам!

Со времен старого стадиона сохранилось еще одно классное упражнение 
для зрителей – почти альпинистское – восхождение по центральной лестнице 
на очень приличную высоту. Оно сейчас усложненное – зимой и до второго мая 
на стадионе Кирова не играли, а сейчас ведь играют… 
В общем, все происходит, как в песне: «И снег, и ветер, 
и звезд ночной полет, / Меня мое сердце в тревожную даль зовет». 

Слава Богу, что создатели нового стадиона додумались сделать крышу над ним, 
что обеспечивает комфорт (товарищи руководители, не открывайте, 
пожалуйста, ее больше никогда – вдруг потом не закроется!), 
а создать крыши над центральной лестницей и «Яхтенным мостом» 
им, видимо, в голову не пришло, а если и пришло, то денег … не хватило. 
И это при том, что рядом с центральной лестницей можно было бы 
поставить эскалаторы, тем более что их ставят почти во всех 
новых аэропортах мира – в том числе, и горизонтальные…

Все это, естественно, входит в тренировку зрителей, но их тренинг 
на этом не заканчивается – появилось новое упражнение: 
более чем получасовое стояние на открытом воздухе в ожидании шмона 
(не такого, как в аэропорту Хитроу, но тоже классного и подробного). 
А если бы был дождь или снег? Крыша есть только при шмоне, 
а при ожидании она не положена? Дополнительные трудности тоже входят в тренировку зрителей?

Мне уже много лет, но некоторые правила нашей жизни я освоить никак не могу. 
Казалось бы, недавно потренировался в вопросе попадания на стадион – 
ходил на международный женский теннисный турнир на «Сибур Арену», 
которая располагается рядом с обсуждаемым стадионом. Так вот туда и обратно 
можно было доехать на такси – от места, где можно было сесть и выйти, 
и до стадиона было метров 200, а не полтора километра, как высаживали теперь. 
Кроме того, от станции метро «Крестовский остров» почти до самой арены 
можно было подъехать автобусом. Такого классного шмона, как сейчас, 
с ожиданием на улице тоже не было. Неужели «Сибур Арену», которая поменьше, не так жалко?

А что мешало в день нашего матча разрешить такси хотя бы 
высаживать пассажиров там же, где их высаживают в обычные дни – в метрах двухстах от стадиона?

Я в последнее время благодаря питанию Grow Food, 
которое создает наш выпускник Даниэль Гальпер, похудел на 12 килограммов. 
Это позволило мне пройти все испытания. Интересно, не ждет ли меня 
после этого какая-то принцесса, которая в сказках любит испытывать женихов? 
Может быть, это она все придумала? А что бы было со мной без этого питания? 
Интересно, как могут добраться на этот стадион люди с ограниченными 
возможностями, колясочники, например? Как туда добирается начальство, я догадываюсь… 
А может быть, и им когда-нибудь захочется сменить маршрут «на риск и непомерный труд», 
и пройти непроходимый инвалидами маршрут, который и не инвалидам-то пройти совсем не просто?

В общем, мы выехали на стадион на такси за час до игры, но участие в описанных 
выше тренировках позволило нам оказаться в прекрасной (здесь я не шучу) 
чаше стадиона только после ... завершения первого тайма.

В общем, я очень рад, что моя дочь Инна и мой декан – Владимир Глебович Парфенов 
не поддались на мой обман, связанный с наличием у меня лишнего билета: 
«Пошли на футбол! Что за проблема – туда и обратно на такси довезу». 
Особенно я рад за Владимира Глебовича, который был после болезни, 
а дочь бы меня за все это вообще «убила» бы. Со мной в «бой» пошел аспирант, 
который трудностей не боится, и помог мне с «блеском» преодолеть их. 
Более того, он еще отвез меня домой на стоящей в «засаде» на Яхтенной улице машине!    

Я понимаю, что на «Сибур Арене» число зрителей значительно меньше, 
и поэтому мне могут сказать, что там все проще, а здесь… Но это не так. 
Летом в «Ледовом дворце» выступала английская группа Depeche Mode, 
которая собрала 22,5 тысячи зрителей. Это очень много – почти половина от того, 
что было на этот раз на стадионе на Крестовском. Так вот там, 
метро находится напротив стадиона, его никто не закрывает, 
а легковые машины могут подходить и оставаться рядом со стадионом, 
да и такого шмона нет. Кто мне может объяснить, почему здесь это так, 
а на другом конце города все иначе? Футбольных фанатов боятся, а других – нет? 
Конечно, и здесь не всё сахар – попробуйте поздней осенью разместить там 
машину за 20 минут до начала мероприятия: у Вас будет полная бесплатная 
свобода хождения по грязи в темноте до того, как Вы решите эту проблему.

«Чемпионом» же по размещению машин перед мероприятием является 
Мариинский театр с его двумя сценами, расположенными рядом. 
Даже под новой сценой там нет подземных гаражей. Машину можно разместить 
в полутора километрах от любой сцены. Даже на такси оттуда уехать не просто. 
Никому в голову не приходит, что в момент окончания двух спектаклей 
почти одновременно там нужно регулировать движение.

Теперь вопрос. Зачем надо было строить стадион на месте, 
до которого трудно добраться? Я был на матче на «Камп Ноу» в Барселоне. 
Он расположен очень удобно, и ничего похожего на описанное выше там не происходит, 
может быть по тому, что лед и снег в Каталонии технически трудно обеспечить. 
Или там футбольные болельщики другие? Конечно, заграница нам не указ, 
тем более их зрители останутся менее тренированными, чем мы, и в этом наше преимущество…  

На президентских выборах у Бориса Титова в рекламе был вопрос: 
«А что Титов?» Там ответа не было. Я же, в отличие от него, могу ответить, 
если меня спросят: «А что футбол?»: «Наша команда сыграла достойно – 
она не посрамила своего почти семидесятого места в рейтинге ФИФА, которое сейчас занимает. 
При этом во втором тайме даже переход мяча на сторону противника вызывал 
у зрителей неописуемый восторг, так как обычно наши футболисты отдавали мяч назад, 
так как к своим воротам было пройти значительно проще, чем к «вражеским».

Как отмечено выше, первый тайм из-за всего изложенного мы увидеть не смогли, 
но по телевизору сказали, что наши играли хорошо, и как же можно было 
оценить их игру иначе, если они пропустили всего лишь один гол. 
Наши миллионеры проиграли французским со счетом 1:3. 
Интересно, с каким бы счетом французам проиграли бы наши футболисты, 
получающие значительно меньше? Не думаю, что с существенно большим, чем этот, 
ведь в кубковых матчах команды из нижних лиг нередко побеждают лидеров. 
А удачное выступление сборной Исландии, в которой 
играют только любители, на последнем чемпионате Европы, помните? 

Многие спрашивают, почему же наши в ходе подготовки 
к чемпионату мира по футболу играли с командами, 
которые значительно выше нашей по классу, а не с командами своего уровня. 
Ответ прост: если предположить, что средняя цена билета 1200 рублей, 
то более 50 000 зрителей принесли организаторам более миллиона долларов. 
Это, в частности, позволило нанять гастарбайтера, 
который шел навстречу толпе по «Яхтенному мосту», посыпая лед солью. 
А если бы мы играли со слабаками, то денег не было ни на него, ни на соль. Вот и весь сказ.   

Я очень доволен своим посещением футбола, 
так как в противном случае не смог бы написать этот текст, 
так как я не фантаст, а реалист, правда, скорее магический, 
а не соцреалистический, как еще недавно у нас было принято. 
Поэтому «хождение в народ» мне необходимо для «творчества». 
Все сказанное абсолютно правдиво, так как «на то она история, 
та самая, которая ни столько, ни полстолько не соврет». 
Это подтверждается статьей «Тысячи болельщиков пропустили 
первый тайм матча «Россия ¬– Франция»
, опубликованной в газете 
Правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник». Теперь все…