УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / Шалыто А. А. Является ли «Шрек» произведением искусства?
(версия для печати)
Шалыто А. А. Является ли «Шрек» произведением искусства?Начну с большой цитаты из статьи Валерия Кичина, опубликованной 20.01.2005 г. в «Российской газете». «На лекции во ВГИКе молодым режиссерам внушали: забудьте о Федерико Феллини, он давно кончился. Теперь другое кино. На самом деле это означает, что ВГИК перестал быть институтом. Потому что кино это и есть Ф. Феллини. То, что мы принимаем за объективное развитие культурного процесса, на самом деле есть схватка между искусством и рынком не на жизнь, а на смерть. Деньги кино и убивают: быть художником в кино все более непозволительная роскошь. То, как роскошествовал в этом смысле Ф. Феллини, наверное, неповторимо. Он был единственным, кто делал кино стопроцентно авторское и личностное, выражавшее только его фантазию и его жизнь. Он позволял себе снимать кино, как живописец пишет картину, свободно, властно, единолично. Его урок созданная система эстетических и нравственных ценностей, которые не умирают, входят в состав мироздания. Не понимать это то же самое, что продолжать верить в Землю, стоящую на трех слонах. Культура рынку противовес, у нее другие задачи, и если о них забывать человечество, с трудом поднявшись с четверенек, пойдет вспять. И мы уже вступили на этот путь культурой становится то, что рыночные боссы навязывают. Возглас Прикольно! стал эстетической категорией». Ф. Феллини предвидел подобное развитие событий: «Я похож на самолет, который взлетел, а посадочной полосы больше нет. Моя публика умерла». Он, как и М. Антониони, не смог найти денег на свой последний фильм. Александр Сокуров, сняв около 50 фильмов, устал искать деньги на кино, и сейчас ставит две оперы. Настоящему искусству (кино, литература, театр и т.д.) становится все труднее и труднее выживать, так как везде главным показателем успеха становятся деньги. Это приводит к тому, что многие молодые люди, особенно программисты, считают такой, например, фильм, как «Шрек», произведением искусства, и объяснить им, почему это не так уже практически невозможно, так как мы находимся в непересекающихся культурных плоскостях.
Однажды я снова затеял разговор о том, является ли «Шрек» произведением искусства, и получил неожиданный ответ: Не могу сказать, что эта фраза уменьшила мое изумление. Аспирант прав я смотрел этот фильм на русском, но мне, почему-то, кажется, что это мало влияет на принадлежность этого продукта поп-культуры к искусству. Никто и никогда не говорил, что, например, фильм «Гамлет» Г.М. Козинцева И.М. Смоктуновского не является искусством, потому что его персонажи говорят на русском, а не на языке оригинала. Да, и вообще, текст и смысл не обязательны для искусства, ведь говорил же А.М. Горький о Ф.И. Шаляпине: «Если он будет петь только два слова: Отче наш, то я готов его слушать бесконечно». Если «Шрек» искусство, то, что же такое тогда произведения Б. Микеланджело или Л. Бетховена? И не следует придумывать, что искусство субъективно: оно объективно, а субъективна его оценка, зависящая от уровня культуры ценителя. И последнее. Принадлежность к искусству не связана с жанром: мультфильмы «Ежик в тумане» и «Шинель» Ю.Б. Норштейна произведения искусства, а «Шрек», на каком языке ни говорили бы его персонажи, к сожалению, нет. P.S. На днях этот же вопрос я задал одному студенту-программисту и, наконец, получил ответ, который меня удовлетворил: «Является произведением компьютерного искусства». В такой трактовке уже недалеко и до такой книги по искусству :), как «Искусство программирования» Дональда Кнута. | ||||
|