У Дмитрия Волошина в тексте, опубликованном в сети, есть такой фрагмент: "На кафедру приходит некто, и достаточно непрофессионально учит студентов. При этом обученные студенты выпадают из учебного процесса, так как уходят на стажировку или работу. А может быть эти ребята пошли бы в магистратуру? А может быть они бы статьи бы писали? Может науку бы двигали? Ну и совсем не дело, когда за студентами уходят аспиранты, и даже преподаватели. Это, как метко в свое время выразился Анатолий Шалыто, "проедание посевного материала" - планомерное уничтожение системы обучения как таковой. И это совсем не про партнерство, если смотреть с точки зрения вуза". Это более того, уничтожение, к сожалению, не только обучения, но и образования, которое включает в себя и воспитание.
После этого был ряд вопросов, на которые я ответил.
Вопрос: "Это нормально, если "посевной материал" вырастает во что-то развесистое, что дает вузу рейтинги и гранты, но совершенно бесполезно практически, в том числе, и для предприятий?"
Ответ: "Если рейтинги мировые, то уже этого хватит!"
Вопрос: "Это при переходе с какого места на какое будет оправдано? С 987-го на 983-е?"
Ответ: "Университет ИТМО по "Computer Science" в 2016 г. занял весьма достойное 56 место в мире по рейтингу Times Higher Education, да и в 2017 г. наше место было весьма крутое - 76. Многие всемирно известные вузы были за нами! А если Вы думаете, что Шанхайском рейтинге вузу в целом занять 987 место просто, то попробуйте! Помните, что вузов только в России около тысячи, а по миру - тьма!"
Вопрос: "Кто потенциальные работодатели ваших выпускников, чтобы их волновал международный рейтинг вуза?"
Ответ: "Российских работодателей, конечно, больше волнуют российские рейтинги. Я думаю, что им было интересно узнать, что в 2018 г. по рейтингу журнала "Эксперт" в области "Computer Science" Университет ИТМО занял первое место в стране. Попадание в рейтинги, тем более международные, свидетельствует, что это нормальный вуз, в котором на хорошем уровне поставлена образование и наука. Рейтинг - это зеркало, в котором вуз может увидеть себя сам и понять как видят его другие! Он показывает к чему можно и надо стремиться"
Вопрос: "Как Вы одновременно пытаетесь соответствовать международным стандартам подготовки, и обеспечить перспективы трудоустройства на местном рынке, поскольку весь выпуск за рубеж не уедет?"
Ответ: "Все очень «просто»: нужно набирать очень хороших детей и очень хорошо учить их - так, чтобы им было очень трудно учиться. Те, кто выдержат, смогут работать в индустрии и здесь, и там, а ряд из них - кто захочет - сможет заниматься наукой на высоком уровне. Но для того чтобы к вам пошли одаренные дети, которых в стране в каждый год рождения не так уж и много, вы должны иметь высокий рейтинг формальный или нет, что не так важно!"
Вопрос: "Вуз - учебное заведение?"
Ответ: "Еще Гумбольдт (1769-1859) предложил в вузах совмещать науку и образование, а наш великий хирург Пирогов (1810-1881) писал: "Отделить учебное от научного нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного - только блестит". Многие же наши вузы и работодатели либо не знают об этом, либо делают вид, что не знают. Без науки это не университеты, а институты повышения квалификации. Что такое институт повышения квалификации я знаю не по наслышке - проработал там много лет. Переименуйте университеты и учите себе сколько и как хотите! Это будет честно и полезно!"
Оппонент: "В мире - это, возможно, и так. Только и понятия «высшее учебное заведение» там нет.
Ответ: "Да, но у нас большинство этих "заведений", почему-то, называют университетами. Вы хотите и здесь идти своим путем - все не в ногу, даже китайские университеты, только мы, по Вашему мнению, в ногу, правда, с сами с собой!"
Вопрос: "Как вуз сможет платить конкурентные зарплаты, если у него нет большого числа платников?
Ответ: "Пусть займется, если способен, наукой, опытно-конструкторскими работами, предпринимательством. Если вуз хороший, выпускники могут давать - даже не помногу, но многие, и т.д.".