УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Когда человек не сдается... (версия для печати)


Когда человек не сдается...



А.А. Шалыто

По мотивам первой серии фильма «Острова. Иннокентий Смоктуновский» (https://www.culture.ru/movies/2806/ostrova-innokentii-smoktunovskii)

«Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет – легкости и беззаботности», – говорил Смоктуновский.

Каждый показ или беседа при попытке устроиться после работы в провинции на работу в московский театр требовал мобилизации всех сил и знаний. Каждый раз это была надежда, после – крушение.

Смоктуновский о том времени говорил так: «Во мне тогда была сломлена вера в успех, а я производил впечатление человека неудачливого, чтобы не сказать жалкого». Он только смог получить разовые выходы в одном из московских театров. Актер спал в театре на подоконнике и ходил в лыжном костюме всю зиму. Он считал, что «настоящий» вход в театр для него закрыт.

«Он был там не нужен: его «ментальность» была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной «тюремной» пластикой… Артист с такими данными был безнадежен для тех пьес, что определяли в то время репертуар» (А. Смелянский).

Смоктуновскому иногда удавалось сниматься в кино, и после одной из его ролей Евгений Лебедев посоветовал посмотреть актера Георгию Товстоногову, который решил в «Большом драматическом театре» (БДТ) в Ленинграде ставить спектакль по роману Достоевского «Идиот», а артиста на роль князя Мышкина в труппе не было. Увидев Смоктуновского, режиссер сказал, что у артиста глаза Мышкина, и они начали репетировать.

Работа над ролью шла крайне тяжело. «Такого мучения в работе, такой трудности, я и предположить не мог», – говорил Смоктуновский. Актеры, занятые в спектакле, просили Товстоногова избавить их от взаимодействия «с этой киношной немощью», у которой, кроме замеченных режиссером «глаз Мышкина», ничего за душой нет. Главное, что раздражало в нем – не слушал советов коллег, в то время как он считал, что ему не хватает божественного покоя. Неплохая позиция для артиста советского театра, неправда ли?

У него ничего не получалось до случайной встречи на киностудии «Ленфильм» с человеком, проведшим 17 лет в сталинских лагерях и страдавшим эпилепсией. Вот, что говорил по этому поводу сам артист: «Он просто стоял и читал, но он был в другом мире, в другой цивилизации. Это был одутловатый человек, коротко стриженный. Серые глаза, тяжелый взгляд. К нему подошла какая-то женщина, что-то спросила. Он на нее так смотрел и так слушал, как должен был бы смотреть и слушать князь Мышкин. Я не слышал, как он говорит, но на следующий день на репетиции заговорил другим голосом…». Это случилось на дополнительной репетицию, когда уже его роль кому-то хотели отдать...

Премьера состоялась 31.12.1957 г. В этой роли актер ничего не играл, а просто был. Обычно людей интересовал быт, а он своей ролью демонстрировал, что главное – дух, и зрители приняли это.

После премьеры Смоктуновский «проснулся» не просто знаменитым – его признали «гением»! Многие называли этот спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни. Смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным приезжали люди со всей страны.

Мышкин был для советского театра совершенно новым героем, востребованным «оттепелью». Актер с первого же появления на сцене убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского «такой и другим быть не может». Доброта Мышкина в спектакле побеждает многие низменные чувства окружающих его людей. «Этот «положительно прекрасный» герой Достоевского, вернувшийся в Россию из швейцарской психиатрической лечебницы, был для советской сцены того времени, не просто новым персонажем – он открывал другую эпоху» (А. Смелянский).

Пока артист не знал, что является гением, он играл гениально. Потом Смоктуновский стал бояться следующей роли, так как лучше сыграть что-либо было невозможно, и он ушел из театра. Снимался в кино. В 1964 г. взял еще одну «вершину» – сыграл Гамлета в одноименном фильме Григория Козинцева.

Весной 1966 г. «Идиот» с участием Смоктуновского был ненадолго был возобновлен в БДТ для гастролей в Англии и Франции. Я видел этот спектакль в театре, и тот князь Мышкин стоим перед моими глазами вот уже больше пятидесяти лет. Но о таких как я заведующая литературной частью БДТ Дина Морисовна Шварц говорила: «Вторую редакцию «Идиота» восторженно принимали те, кто видел спектакль впервые. У поклонников первой, конечно, срабатывала сила первого впечатления», но с меня и этого хватило!

29.03.2020




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com