Шалыто А. А. Еще один разговор об автоматизации "стиральных" машин



Вчера второкурсник начал разговор со мной, сказав, что не согласен с моим предложением о «тотальном» применении автоматов в программировании, отметив, что существует незначительное число областей, где, по его мнению, их применять целесообразно. При этом он упомянул компиляторы, системы управления и визуализаторы алгоритмов.

Ему повезло, что в это время на его лице не было улыбки собственного превосходства, которую я видел у него пару раз ранее, при разговоре со мной. Может быть в улыбке и не было никакого превосходства, но так мне, почему-то, казалось.

Нельзя сказать, что этот разговор меня сильно обрадовал, но и не сильно расстроил, так как я слышал подобные высказывания весьма часто и привык к ним. Однако, некоторую радость я испытал: по сравнению с ситуацией, описанной в статье «Об автоматизации „стиральных“ машин» (http://is.ifmo.ru), я за пару лет кое-чего добился — в указанный список добавились визуализаторы алгоритмов.

Даже, если бы я ничего больше в жизни не сделал — инициатива создания методов и технологий построения логики визуализаторов с применением автоматов, по моему мнению, весьма значительное достижение, так как только у нас в университете при изучении программирования и дискретной математики сотни сильных студентов эвристически строили визуализаторы вместо того, чтобы, по крайней мере, один из них создал формальный метод построения программ этого класса.

Я сказал об этом студенту, добавив, что у уже сегодня можно говорить и о других областях, где целесообразно применять автоматы, а самая неожиданная из них — построение скинов для видеоплееров (http://is.ifmo.ru).

После этого я сказал, что буду очень признателен, если он или кто-то из его приятелей через некоторое время добавит еще что-нибудь в указанный «короткий» список.

После этого я отметил, что может быть у автоматов и узкая сфера применения, но известно, что все микроконтроллеры и 98% микропроцессоров, выпускаемых в мире (вполне возможно, выполняющих всего лишь 2% от общего числа вычислений, проводимых на планете), используются в системах управления, в которых студент признал целесообразным применение автоматов, и остается только 2% микропроцессоров (вполне возможно, выполняющих 98% от общего числа вычислений), используемых для других задач, и даже, если автоматы для них применимы не столь эффективно, то я это переживу.

После этого я пожелал студенту придумать что-либо в жизни, хотя бы для столь же «узкой» области применения, как у меня, и попросил на прощание дать мне номер его мобильного телефона.

Свой номер, как это принято сегодня у молодежи, он наизусть не помнил, и после весьма долгого поиска в памяти своего телефона, четко продиктовал мне номер … моего телефона.

Этот конфуз примирил нас, так как его уверенность в свое правоте после этого стала не столь явной, особенно учитывая тот факт, что разговор происходил при людях.