УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Об интервью изданию «Коммерсант-Наука» (версия для печати)


Об интервью изданию «Коммерсант-Наука»



А.А. Шалыто

Журналист приложения к газете «Коммерсант» – «Коммерсант-Наука» хотела взять интервью у Геннадия Короткевича, но «достучаться» до него не могла», и поэтому вышла на меня. Она предложила каждому из нас письменно ответить на вопросы и прислать фотографии. Я подумал, что раз это не статья в газете, а в брошюре, то ответы можно давать развернутые. Однако, когда статья вышла (Коммерсант. Наука, 2018 г., сентябрь, с. 35), то оказалось, что она заняла лишь в одну страницу, и из моих ответов там мало что осталось. Разве, что фраза: «Гена молод, гениален и красив, он уже вошел в историю человечества и сам способен решить, нужно ли ему входить в нее еще раз». Часть этой фразы в чуть измененной форме была использована для названия статьи: «Он уже вошел в историю человечества» (https://www.kommersant.ru/doc/3751359). Поэтому я публикую мои ответы на вопросы здесь.

1. Учитывая число невероятно талантливых программистов в Университете ИТМО, напрашивается вопрос – в чем секрет их воспитания?

В 1991 г. профессора Владимир Николаевич Васильев (ныне ректор Университета ИТМО) и Владимир Глебович Парфенов (ныне декан факультета информационных технологий и программирования) организовали в Институте точной механики и оптики (Сакт-Петербург) необычную кафедру «Компьютерных технологий», на которой математике и физике учили на уровне классических университетов, информационным технологиям и программированию учили на высоком уровне, а ряду технических наук так, как положено в техническом вузе. А еще на кафедре была кафедра английского языка. Естественно, что такую программу могли осилить только очень сильные выпускники в основном физмат школ Санкт-Петербурга, в том числе победители и призеры международных и всероссийских олимпиад школьников.

Ребята и их родители поверили Васильеву и Парфенову и дело пошло. Почти сразу на кафедре стали готовит бакалавров и магистров, что для многих университетов даже сейчас в новинку (http://www.computer-museum.ru/biblioteka/index.php?publication=825&sphrase_id=346801).

С середины 90-х отцы-основатели поняли, что одним из увлекательнейших методов обучения алгоритмам и программированию является участие в олимпиадах, к котором надо активно готовиться, как теоретически, посещая дополнительные занятия, так и практически, решая задачи и участвуя в их разборах после завершения практических занятий. Кроме того, эти олимпиады в России надо было проводить, на что способны только молодые люди.

Таким образом, с первых дней существования кафедры многие студенты поняли, что они не просто пассивные потребители знаний, но активные участники жизни кафедры в области олимпиадного движения по информатике и программированию.

С 1999 г. наши студенты стали достигать выдающихся результатов на командном студенческом чемпионате мира про программированию ACM ICPC (http://www.computer-museum.ru/biblioteka/index.php?publication=1407&sphrase_id=346813), в котором настоящее время на начальной студии участвуют около 50 000 студентов (более 16 000 команд) из более 3000 университетов более 110 стран мира.

При этом наш университет побеждал чаще всех в мире: семь раз – в 2004, 2008, 2009, 2012, 2013, 2015, 2017 гг. Кроме того, команды университета пять раз были третьими – в 1999, 2001, 2003, 2005, 2007 гг. Были и другие достижения в этом направлении. Указанные результаты достигнуты в условиях жесточайшего ограничения, отсутствующего в традиционных видах спорта: в финалах чемпионата мира каждый может участвовать не более двух раз. Указанные достижения показывают, что у нас подготовка олимпиадных суперпрограммистов поставлена на поток. Эти ребята быстро обучаемы и способны решать любые (желательно сложные) практические задачи, что не соответствует мифу о них, как только о «спорсменах».

Наши достижения во многом связаны с именем выдающегося педагога – лауреата премии Президента РФ в области образования 2003 г., кандидата технических наук, доцента Андрея Сергеевича Станкевича, который поступил в бакалавриат кафедры в 1998 г. В 2000 и 2001 гг. он в составе команды университета – призер олимпиады ACM ICPC, а затем начинается его триумфальная преподавательская работа в области алгоритмов и программирования. Важно отметить, Андрей с 2000 г. бессменный председатель жюри всероссийской командной олимпиады школьников, которая прошла уже 18 раз. Он плодотворно участвует в работе оргкомитета и жюри Всероссийской олимпиады школьников по информатике и полуфинала чемпионата мира по программированию среди студентов – чемпионата России, который студенты, аспиранты и выпускники нашей кафедры, начиная с 1996 г. провели уже 22 раза.

В 2016 г. в ходе беседы с Президентом РФ В.В. Путиным Андрей инициировал проведение сборов одаренных школьников в области информатики и программирования в центре «Сириус» в Сочи. С 2018 г. Станкевич – главный тренер сборной России, участвующей в международной олимпиаде школьников по информатике. Ученик Андрея – Миша Анопренко – победил в этом году на Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и получил серебряную медаль на Международной олимпиаде школьников по информатике.

Под руководством Андрея уже много лет каждый год проходят летние и зимние компьютерные школы (ЛКШ) для учащихся 6-10 классов, увлеченных программированием. Так, например, летние школы проводятся с 1999 г. и проходят в две смены, в каждой из которых обучаются более 200 школьников. Столь массовое и длительное мероприятие требует привлечения к работе в школе большого числа преподавателей, многие из которых выпускники кафедры – молодые преподаватели и аспиранты, а также наши студенты.

Расскажу одну историю, которая частично отвечает на Ваш вопрос: в 2013 г. наш университет впервые в России проводил грандиозное мероприятие – финал чемпионата мира по программированию ACM ICPC. Мы не только успешно его провели, но и выиграли. После такого успеха тренер победителей, казалось бы, мог отдохнуть, но Андрей почти на следующий день поехал работать в ЛКШ, причем попросил меня до 22 часов ему не звонить, так как он ... в это время укладывает детей спать. Я думаю, что, кроме Андрея, детей укладывают спасть Ирина Винер (художественная гимнастика) и Татьяна Покровская (синхронное плавание). Видимо, это одна из основных причин их грандиозных успехов. Многих остальных спортсменов никто спать не укладывает – поэтому и результаты такие...

А еще, как говорится, делиться надо: пятеро наших ребят до 30 лет стали лауреатами Премий Президента и Правительства РФ в области образования: Андрей Станкевич и Роман Елизаров – в 2003 г., Георгий Корнеев и Матвей Казаков – в 2008 г., Максим Буздалов – в 2016 г.

Интеллектульная жизнь на кафедре не сводится к выступлению на олимпиадах и проведению их. Наши студенты с первых дней организации кафедры участвовали и в научных исследованиях под руководством профессора Сергея Аркадьевича Козлова, правда, не области информационных технологий, а физики. Их исследования проходили на столь высоком уровне, что они выигрывали около 10% студенческих грантов двух всемирных оптических обществ. В 1998 г. на кафедре появился я и стал «склонять» ребят заниматься наукой в области информатики.

С 2003 г. стал применять проектный подход к в обучении – группа из одного-двух студентов выполняли курсовой проект на основе автоматного программирования, который обязательно должен был содержать не только программную, но и столь не любимую программистами, а тем более молодыми, проектную документацию, Эти проекты доступны по адресу http://is.ifmo.ru/projects/.

Уже 2004 г. Никита Шамгунов успешно защитил кандидатскую диссертацию по информатике, и дело двинулось и в этом направлении тоже – почти каждый год только по этой тематике наши ребята защищают по одной-две диссертации. Два слова про Никиту. В настоящее время он известный ИТ-предприниматель: под его руководством создана реляционная система управления базами данных в оперативной памяти MemSQL (https://www.bloomberg.com/research/stocks/private/snapshot.asp?privcapId=133675004).

С 2000 г. по информатике, а потом и по биоинформатике, мы регулярно выигрываем гранты Минобразования РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, государственные контракты по различным Федеральным целевым программам (в 2005 г. об одном из наших контрактов писал Bisiness Guide к газете «Коммерсант» – http://www.kommersant.ru/doc/625381). С появлением Российского научного фонда мы стали выигрывать и его гранты.

Все это позволило получать научные результаты, которые удается публиковать (часто в соавторстве) в таких журналах как Science, Nature, Nature Genetics, Nature Microbiology, Cell, Cell Metabolism, Cell Host&Microbe, Cell Reports, Immunity, Molecular Cell, Journals of Gerontology: Biological Sciences, Journal of Chemical Information and Modeling, Molecular Pharmaceutics, Genomic Medicine, Evolutionary Computation, International Journal on Software Tools for Technology Transfer, IEEE Transactions on Industrial Informatics и т.д. Ребята активно публикуются и в материалах международных конференций, что для информатики весьма характерно. Они также имеют возможность выступать на этих конференциях.

В 2008 г. я сформулировал инициативу: «Сохраним в университетах лучших!» (https://www.itweek.ru/management/article/detail.php?ID=108777), смысл которой состоит в том, чтобы те талантливые молодые люди, которые хотят сделать карьеру в российском университете, имели такую возможность, не впадая в нищество и не работая, где-либо еще. Это не могло состояться без побед нашего университета в конкурсах на получение категории «Национально-исследовательский университет» и по программе повышения международной конкурентоспособности «5 в 100», а также помощи таких кампаний, как, например, Яндекс и Mail.Ru.

Особо следует отметить компанию JetBrains, руководство которой несколько лет назад приняло решение направлять на ИТ-благотворительность один процент оборота, что в настоящее время составляет около двух миллионов долларов в год. Эта компания, состоящая всего из 600 сотрудников, тратит такие большие деньги на то, чтобы в Санкт-Петербурге не было «выжженой земли» в области ИТ. Руководство компании понимает, что нельзя брать на работу пять-шесть молодых талантов год, если не поддерживать «песочницы», в которых они вырастают. В качестве таких «песочниц» в компании рассматривают ведущие физмат школы и некоторые ИТ-кафедры университетов Санкт-Петербурга, в том числе и нашу. Кстати, в этой компании с участием наших выпускников разработан новый язык программирования Kotlin, который компания Google признала для разработки программного обеспечения мобильных устройств вторым языком программирования (!) после языка Java.

Все вышеизложенное позволило создать на кафедре условия, которые притягивают к нам учиться и работать молодых талантливых людей. В прошлом году к нам на кафедру в бакалавриат на 120 бюджетных мест поступило только 178 олимпиадников!

К этим молодым людям следует относиться как к детям, желательно своим, что мы и стараемся делать. Поясню на примере. Один парень собрался поступать ко мне в аспирантуру. Его папа, главный инженер большого оборонного завода, удивился: он сам в свое время быстро ушел из аспирантуры – не хотел «служить» научному руководителю. А парень говорит: «У нас наоборот!». Папа говорит: «Так не бывает, но если ты так думаешь, попробуй». В общем, уже много лет этот папа звонит мне: то с Новым Годом, то с Днем рождения поздравит. А еще надо интересоваться их здоровьем, выручать материально... Правда, когда их много, уже сложно – у нас сейчас на кафедре и в научной лаборатории работает человек 70. Из них я, кажется, большую часть пригласил на свое семидесятилетие.

Я бегаю за ними, вожусь с ними – борюсь за них, потому что мало кому, кроме программистских гигантов и меня они нужны. Тем, кто хочет, чтобы они на них работали, не так просто найти для них достаточно сложные задачи, на которых раскрывается их талант, есть и другие причины.

Честно говоря, такие ребята и IT-гигантам не очень-то и нужны. Я на YouTube неоднократно смотрел, как одна такая компания проводила финал соревнования по программированию, в каждом из которых на предварительной стадии участвовали десятки тысяч человек со всего мира. Так вот, эти соревнования проходили не в каком-то пафосном месте, как, например, «Колонный зал дома Союзов», в котором в СССР проходили соревнования по шахматам, а где-то, как мне показалось, в подвале. А как Вы думаете, кто их награждал – главный акционер, президент, виде-президент или генеральтный директор – нет, тот, кому было поручено провести это мероприятие.

После этого у меня возник вопрос, который я задал победителю этих соревнований: «А стоит ли после этого идти туда работать?», и прокомментировал сказанное: «По моему мнению, идти туда – себя не уважать». Молодой человек позащищал гиганта, сказав, что они с ребятами там хорошо потусовались, но к ним работать не пошел. А куда пошел – можете догадаться сами.

И вообще, за таланты надо бороться всеми силами и средствами, но быть при этом максимально деликатным.

Мы с деканом Парфеновым дали им полную свободу, вплоть до деления денег по грантам: вы, ребята, выиграли – вы и делите. Причем что мне нравится: мальчишки-руководители проектов могли бы получать больше, но они себе «потолки» в зарплате установили. У нас один парень получает грант Сколково, личный, так он его включает в общий котел. Это ведь и подстраховка: вдруг у кого-нибудь что-то случится, кто-нибудь заболеет – помочь надо.

В этом году Указом Президента РФ (одним из первых в стране) я был награжден новой государственной наградой – знаком отличия «За наставничество» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160002).

О том, как «ковались» наши победы написано две книги: на двадцатилетний и двадцатипятилетний юбилеи кафедры (http://www.computer-museum.ru/biblioteka/index.php?publication=1668&sphrase_id=346803, http://www.computer-museum.ru/biblioteka/index.php?publication=1668&sphrase_id=346802).

2. Как удалось создать условия для того, чтобы Геннадий продолжал учиться и работать именно в ИТМО, а не в Google, например?

Со времен пушкинского лицея известно, что главное в подготовке и сохранении талантов – атмосфера, обеспечивающая «соударение умов» преподавателей и лицеистов и последних между собой. В нашей стране такие условия в основном создавались для одаренных школьников в специализированных учебно-научных центрах при известных университетах и физико-математических лицеях и школах. Назовем условия, созданные в этих учебных заведениях, первым уровнем «соударения умов». При этом, правда, в большинстве из них основное внимание уделялось и уделяется в настоящее время не информатике и программированию, а другим дисциплинам – математике и физике.

Как отмечалось выше, начиная с 1991 г. В.Н. Васильевым и В.Г. Парфеновым был сформирован второй уровень «соударения умов» – «соударение умов» студентов, одаренных в области информатики и программирования.

С 2008 г. мною формируется третий уровень «соударения умов», на котором взаимодействуют молодые преподаватели, аспиранты и наиболее сильные студенты, которые работают на кафедре на постоянной основе. При этом я и Парфенов делаем все возможное для обеспечения «соударения умов» молодежи.

Все это привело к тому, что на кафедре остались работать два призера чемпионатов мира по программированию – Андрей Станкевич и Георгий Корнеев, а пять (!) чемпионов мира – Павел Маврин, Максим Буздалов, Артем Васильев, Нияз Нигматуллин и Геннадий Короткевич, причем двое последних двукратные чемпионы мира. Остальные ребята и девушки, работающие у нас, тоже очень классные!

На вопрос, почему Гена остался, он ответил сам у меня на юбилее, когда народный учитель России Сергей Евгеньевич Рукшин попросил выступить его как человека будущего – так его назвал журнал «РБК» (https://www.rbc.ru/magazine/2018/06/5afd95979a794774e2266bf8). Вот что сказал Гена: «Я сижу за столом чемпионов, что очень для меня ценно. Важно и то, что я могу находиться в своей компании. Это всегда было для меня смыслом жизни, и было тем, что меня очень вдохновляло. Поэтому я предлагаю тост не за будущее, а за настоящее. В настоящем, мне кажется, все прекрасно, и все, кто сидит за нашим столом, согласятся с этим!» (https://cloud.mail.ru/public/JMhv/NwabsCoyb/%D0%A2%D0%BE%D1%81%D1%82%2015.mp4). Эти слова дорогого стоят. Я думаю, что этими словами я уже почти ответил на Ваш вопрос.

Но это еще не все. Еще очень важно наличие свободы. В Google ты 80% своего рабочего времени тратишь на фирму, 20% можешь использовать на свои проекты. А у нас – наоборот, 20 % рабочего времени уделяешь университетским проектам, а 80% – своим. В том смысле, что делаешь дело, полезное для университета, но сам решаешь, что вузу будет полезно. Это как в джазе, когда можешь импровизировать, находясь в некотором «квадрате». Так вот тот, кто ценит свободу, тот и остается. Свобода для того, кто ее ценит, дорогого стоит. И не дай Бог советовать им, чем заниматься – быстро «соберут вещи», и только мы их и видели. Сами не маленькие – знают, чем хотят заниматься, а так как очень хорошие, то и хотят, в основном, хорошее.

3. Насколько это сложно – взаимодействовать с таким талантом? В чем наибольшая сложность?

С ним общаться значительно проще, чем с другими «персонажами», которые у нас учились. Я, например, себя считаю тоже чемпионом мира, но по разговору по телефону с одним из наших: говоришь ему фразу, а ответ идет с задержкой как из дальнего космоса. И так мне удавалось разговаривать с этим молодым человеком по полчаса. С Геной все значительно проще: он, как и положено, лучшему спортивному программисту мира, на любое предложение практически всегда отвечает: «Я подумаю», но пока мне всегда удавалось получать он него тот или иной ответ!

4. Много ли у Вас под крылом талантливых ребят под стать Геннадию?

Под стать Геннадию у нас ребята есть, но его уровня в спортивном программированию у нас нет. Я не очень расстраиваюсь по этому поводу, так как ему под стать практически нет никого в мире, за исключением, возможно, россиянина Петра Митричева. Расскажу по этому поводу историю. У меня в кабинете висит портрет Геннадия. Как-то ко мне зашел мой знакомый и заинтересововался портретом. Я ему пояснил кратко: «Это – гений». Знакомый ответил: «У вас тут все гении!».

Я с ним согласился, но заметил, что «наших гениев можно разделить на шесть разрядов, как происходит с орденом «За заслуги перед Отечеством», который бывает четырех степеней, а еще существуют медали этого ордена двух степеней!. Так «орденом» первой степени у нас могут быть награждены Станкевич и Короткевич (когда-нибудь в нашем университете что-то назовут именем Станкевича-Короткевича :-) )!

Кстати, когда команда под руководством Андрея в шестой раз стала чемпионом мира поступило предложение от известного ИТ-журналиста Руслана Богатырева присвоить Станкевичу звание Героя Труда, как Винер и Покровской. Однако это пока невозможно, так спортивное программирование в отличие, например, от игры го или компьютерных игр не является видом спорта. Об этом я уже неоднократно писал и говорил в интернете, но никто не услышал.

Но надежда, как известно, умирает последней, и я надеюсь, что если знак отличия «За наставничество» мне будет вручать Президент РФ, то я попрошу его об этом. Тем более, что и он Председатель правительства неоднократно встречались с победителями чемпионатов мира по программированию. Если моя мечта сбудется, то после очередной нашей (российской) победы руководители страны будут встречаться не просто со студентами и доцентами, а заслуженными мастерами и тренерами России! А там уже и до государственных наград недалеко!

5. Может, Вы что-то придумали или организовали специально для того, чтобы ребятам было комфортно работать именно у Вас?

На этот вопрос я уже ответил выше и весьма подробно!

6. Можете ли Вы так же быстро, как Геннадий, решать задачи по программированию? :)

Конечно же, нет! А может ли кто-либо из наставников бегать также быстро как Хусейн Болт или играть в баскетбол также хорошо как Леброн Джеймс. Вопрос риторический, но и им, все равно, были нужны наставники.

И в заключение. Гена остался у нас в аспирантуре, и он, несомненно, защитит диссертацию, по крайней мере, на материале своей прекрасной магистерской работы по биоинформатике. Он, возможно, получит и ряд замечательных результатов в этой области, когда вместо меня его научным руководителем станет один из выдающихся ученых современности в области геномики, с которым они с моей подачи познакомились.

Однако многим неймется – их постоянно интересует, когда же Гена начнет строить свой «Google». Я на это отвечаю просто: «А почему никто из них не спрашивает о Google у Болта или Леброна Джеймса? А еще об этом можно поинтересоваться, например, у Овечкина или Месси!». Им такие вопросы не задают, возможно, по тому, что после них задавшим придется далеко «идти»!

Те, кто задает подобные вопросы, пусть немного передохнут. Гена молод, гениален и красив, он уже вошел в историю человечества, и он сам решит надо ли ему входить туда еще раз.

2018, сентябрь




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com