Как-то мне задали вопрос: «Есть ли у ученых интерес к наставничеству». Вот мой развернутый ответ.
1. В свое время Генеральный конструктор советских атомных ракетоносцев стратегического назначения Сергей Никитич Ковалев писал: «Подрастающее поколение мы еще чему-то учим, но, к большому сожалению, никак не воспитываем», в то время как «Образование – это обучение плюс воспитание». Если же придерживаться «буквы Закона», то в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с изменениями 2020 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html) воспитание в «формуле» должно идти первым: «Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения». Так, что приходите к нас учиться – мы законопослушные, и воспитаем правильно :-). Я об этом знал и раньше, но чтобы не раздражать многих преподавателей, всегда применял и буду применять в дальнейшем первую из приведенных «формул». В эпоху борьбы с короновирусом она должна быть модернизирована: «Дистанционное образование – это дистанционное обучение плюс дистанционное воспитание». При этом отмечу, что о дистанционном обучении сегодня говорят все, а каком-либо воспитании при этом даже не вспоминают. Кстати, весьма молодой профессор из Волгограда Андрей Макаров, возможно по этой причине, написал: «Дистанс – это не образование, а локальная ниша обучения очень мотивированных взрослых, и он прекратит свое существование сразу после открытия школ». Однако для обсуждаемого вопроса это неважно, говорим ли мы о традиционном образовании или дистанционном. Поэтому в дальнейшем буду ориентироваться на формулу образования, приведенную первой.
2. Ввиду того, что в поставленном вопросе прозвучало слово «ученых», то будем говорить не о школах, а об университетах. Несмотря на это, говоря об обучении, многие не связывают его с научной деятельностью. При этом значительное число преподавателей, и даже профессора, с ужасом рассказывают, что от них в последнее время требуют публикаций, индексированных в таких международных базах как Scopus или Web of Science. При этом они не знают или только делают вид, что, например в любом даже «португальском» университете, любой доцент имеет такие публикации. Если это требование вызывает такой протест у «народа», то это потому, что мы лучше «португальцев», или потому что хуже их? Я же думаю, что и здесь работает универсальное для нас утверждение Виктора Степановича Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять».
3. Думаю, что это также связано с тем, что многие из наших все еще не слышали, что Вильгельм Гумбольдт (1769-1859 гг.) предложил в университетах совмещать образование и науку. Это сегодня называется «принципом Гумбольдта», в соответствии с которым «настоящего специалиста университет может вырастить лишь, если в нем «учебное и научное» неразделимы» (Соснов А. Прав был Гумбольдт // Поиск. 2005. № 25, с. 4).
4. Без науки учебные заведения – не университеты, а институты повышения квалификации. Что такое институт повышения квалификации я знаю не по наслышке – проработал там много лет. Если признать, что это так, то нужно переименовать университеты в такие институты, и учить сколько угодно и как угодно, не занимаясь при этом наукой! А если, все-таки, ей заниматься, то и публиковаться надо не хуже, чем «португальцы». Кстати, многие российские журналы уже давно входят в указанные выше мировые базы знаний, правда многие из них с не очень высокими показателями по цитируемости. А еще я помню, что в статье «Университет открытых дверей» (http://www.rg.ru/2007/10/17/zaharevich.html), опубликованной 17.07.2007 г. в «Российской газете», было сказано: «Если в университете нет хороших научных школ, то уже не высшее, а просто образование».
5. Ну, ладно, про Гумбольдта и его принцип многие не слышали – ведь, он «ихний», но знать-то, что по этому поводу сказал наш великий человек – хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881гг.), было бы неплохо. А говорил он, хотя и давно, следующее: «Отделить учебное от научного нельзя, но научное без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного – только блестит».
6. Таким образом, указанная выше формула может быть расширена: «Университетское образование – это обучение плюс наука плюс воспитание». Поэтому, говоря о наставничестве в университете надо понимать, что наставник может оказывать помощь в каждой из указанных сфер или в той или иной их совокупности, а не только в научной сфере, как это было сформулировано в названии этого текста. Кстати, в этой сфере обычно используется термин «научный руководитель», а не «наставник», который, как показано ниже, я трактую значительно шире.
7. Я, конечно, понимаю, что сегодня эта формула может быть, а то и должна, включать и инновационную (предпринимательскую) деятельность, но это уже совсем другая история, так как «в одну телегу впрячь не можно / коня и трепетную лань...». Было бы хорошо, чтобы, хотя бы, первые три вида университетской деятельности получили своих наставников.
8. Таким образом, в общем случае наставничество может рассматриваться применительно к четырем сферам университетской деятельности либо к их комбинации: обучению, науке, воспитанию (пониманию жизни) и инновационной деятельности, а применительно к специфике нашей кафедры «Компьютерные технологии» Университета ИТМО еще и к олимпиадной деятельности (участие в соревнованиях, тренировочный процесс и организация соревнований всех уровней).
9. Традиционно наставничество связывают с профессиональной деятельностью – в данном случае – с обучением и, а, скорее, «или», с наукой, оставляя «за бортом» воспитание, а тем более решение наставнической задачи в целом, которую я бы назвал «формированием человека», в том числе и «университетского человека». Мое понимание этого вопроса во многом основано высказывании моей ученицей – кандидата технических наук Арины Буздаловой, которая однажды сказала про меня, что «я создаю атмосферу успеха!». После этого я смог предложить еще одну формулу наставничества, которая может быть применена к любой сфере человеческой деятельности: «Наставник – это человек, создающий атмосферу успеха».
10. Такая атмосфера может быть создана для одного человека, коллектива или организации в целом. Как и любая атмосфера, эта очень нужна людям, так как они оказавшись в ней преображаются и могут «свернуть горы» в любых из указанных сфер университетской деятельности.
11. Для создания такой атмосферы я, в частности, с 2010 г. пишу книгу «Заметки о мотивации» (http://is.ifmo.ru/belletristic/_zametki_o_motivacii.pdf). Приведу цитату из этой книги, которая принадлежит Роузи Ронда – бойцу не только в жизни, но и в профессии. Ее высказывание корресподируется с изложенным выше: «Побеждать – это привычка. Аристотель говорил: «Мы есть то, что делаем изо дня в день». Следовательно, совершенство не действие, а привычка. Поэтому и побеждать – это тоже привычка». И эту привычку надо воспитывать в людях, особенно в молодых.
12. Теперь приведу самую важную для меня цитату – из книги Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «Маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи… А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Я понимаю, что это бред, но это единственное, чем бы я хотел заниматься».
13. Я стараюсь делать то же самое, в том числе и написанием «Заметок». При этом считаю, что спасение от пропасти – это не значит навсегда остаться в Университете ИТМО, пропасть, по моему мнению, – это оказаться там, где нельзя полностью реализовать свои способности, если хотеть их реализовать. При этом отмечу, что многие молодые люди не просят их спасать. Более того, значительная их часть считает, что неэтично влезать в судьбы других людей, тем более, если они об этом не просят. Может быть, это и так, но я не могу спокойно смотреть, как талантливые люди не реализуются в должной мере. Что мне делать в этой ситуации? Смириться и смотреть, как они «разбиваются»? Не дождутся!
14. Мне хочется, чтобы те, кто сейчас рядом со мной занимаются наукой, рассматривали ее не как временную работу, которую всегда можно поменять на другую, а как дело жизни. Чтобы им можно было передать эстафету, и они считали нашу совместную деятельность не концом, а началом жизни в науке. Слава Богу, что на нашей кафедре, созданной в 1991 г. нынешним ректором университета Владимиром Николаевичем Васильевым и нынешним деканом Владимиром Глебовичем Парфеновым, появились ребята, которые уже привыкли заниматься наукой, и они, похоже, уже не могут без нее обходиться. При этом я надеюсь, что у них будут условия для того, чтобы продолжать свою деятельность в этой области в Альма-матер, а государство, и не только оно, позаботится об этом. Я как-то спросил чемпиона мира по программированию, доцента Максима Буздалова (мужа Арины): «Что бы я без вас делал?». Он ответил по-еврейски – вопросом на вопрос, что до встречи со мной не было для него характерно :-): «А где бы мы без Вас были?».
15. Выдающийся танцовщик Сергей Полунин высказал мысль о том, что «нельзя человеку, которому 21-22 года, говорить, что ему делать: он не послушает и даже не будет пытаться слушать. В этом возрасте, чтобы ни говорили, молодой человек все равно не слышит. Ему просто необходимы поддержка и любовь, которых он часто не имеет. Молодому человеку надо знать, что у него есть человек, на которого можно положиться. При этом из тысячи слов Наставника одно слово может и долететь, и оно может многое определить». Ради этого «одного» слова я все и делаю...
16. При этом отмечу, что государство о нас заботится: в частности, наш университет успешный участник программы «5 в 100», предназначенной для повышения международной конкурентоспособности российских вузов. Помогают и компании, например, JetBrains и «Яндекс».
17. Несомненно, что обучить и воспитать классного человека очень трудно, но еще труднее, если он еще к тому же и классный ИТ-специалист, удержать его в российском вузе. Удерживать же необходимо, так как иначе указанную эстафету некому будет передать не только в науке, но и в обучении. Надежда на то, что занятия в основном будут проводить люди из промышленности, которые сразу после занятий убегут на работу, не выдерживает критики, так как, во-первых, так не было в СССР и нет сейчас в ведущих университетах мира, а, во-вторых, на бегу нельзя обучать даже бегу!
18. Однако очень многие не верят, что настоящих ИТ-специалистов можно удержать в российском вузе. Так, например, мой «друг» в Facebook Кирилл Поморцев, с которым я лично не знаком, написал мне следующее: «Понятно, что ценности и цели у всех разные, но с трудом представляю, как можно уговорить талантливого программиста работать на кафедре, когда у него очередь офферов».
19. На это я ответил: «Многое трудно делать в первый раз – жениться, разводиться, умирать :-). Потом становится проще. Трудно сделать, чтобы на кафедре остался первый очень талантливый человек. Потом становится легче – к нему тянутся другие. Вот и почти вся премудрость :-). На моем юбилее лучший в мире спортивный программист Геннадий Короткевич (https://ru.wikipedia.org/wiki/Короткевич_Геннадий_Владимирович), который остался работать на нашей кафедре не по совместительству, а на постоянной основе, сказал: «Я сижу за столом чемпионов, что очень для меня ценно. Важно и то, что я могу находиться в своей компании. Это всегда было для меня смыслом жизни, и было тем, что меня очень вдохновляло. Поэтому я предлагаю тост не за будущее (ему предложили произнести такой тост, А.Ш.), а за настоящее. В настоящем, мне кажется, все прекрасно, и все, кто сидит за нашим столом, согласятся с этим!» (cloud.mail.ru). Это дорогого стоит!
20. Для реализации изложенного я в свое время сформулировал инициативу «Сохраним в университетах лучших!» (https://www.itweek.ru/management/article/detail.php?ID=108777), которую мы последовательно, а иногда и параллельно :-), воплощаем в жизнь. При этом начинали с малого, как в фильме «Спасение рядового Райана», в котором многие спасают одного рядового! Этим «малым» был Андрей Станкевич (https://itmo.ru/ru/viewperson/289/stankevich_andrey_sergeevich.htm), который никогда на моей памяти не был утенком, но сейчас он точно стал «лебедем», вокруг которого образовалось «лебединое озеро»!
21. Кстати, Гена уже пятый чемпион мира по программированию и второй двукратный из девяти во всем мире (все из России), оставшийся (вместе еще с двумя призерами чемпионатов мира) работать на постоянной основе на нашей кафедре. А сколько у нас еще работает талантливых ребят, которые не побеждали на олимпиадах и даже в них не участвовали...
22. Для тех, кто не знает: студенты нашей кафедры побеждали семь раз на студенческом командном чемпионате мира по программированию. Это достижение значительно превосходит то, чего добились в этих соревнованиях команды других университетов мира. На первый взгляд кажется, что у нас в стране были спортсмены и покруче – например, хоккеисты, возглавляемые Анатолием Владимировичем Тарасовым. Однако, известно, что обычно дьявол сидит в деталях: на чемпионатах мира по программированию участник не может выступать в финалах более двух раз, в то время, как у Тарасова такого ограничения даже близко не было! Если бы Короткевич мог выступать на этих соревнованиях после двух побед в них, то я думаю, что мы бы сегодня уже сбились со счета побед команд Университета ИТМО :-). О научной работе наших ребят и публикациях (правда, пока в соавторстве) в таких журналах, как, например, Nature, Science, Cell, Ummunity, я рассказывать сейчас не буду.
23. Но, что там говорить, о непонимании «простых» людей того, почему супер ИТ-таланты остаются работать в российcком вузе, даже если один российский олигарх, увидев название моей книги «Мои счастливые годы на кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО» (http://is.ifmo.ru/belletristic/book), сказал: «Не понимаю, как можно быть счастливым на кафедре», а потом добавил: «Тем более в российcком вузе». Говорят, что этот олигарх, очень умный и образованный и его вторая фраза, возможно, связана с тем, что вспомнил, что Кондолиза Райс вполне счастлива на кафедре вуза, и после своего госсекретарства пошла работать не в банк или корпорацию, а в Стэнфорд, и не потому, что ее в другие места не брали!
24. Я думаю, что из изложенного становится яснее, почему они остаются, и в чем роль наставников в этом.
25. Для молодых людей, которым сегодня 40+, принять решение остаться на постоянной работе на кафедре в российском вузе в их 20+, было практически невозможным. Для некоторых же из ребят, которым сегодня 20+, создаваемая атмосфера успеха и свобода, при которой они все время заняты, бывает дороже денег, и поэтому они остаются...
26. Хочу отметить, что в настоящее время есть мнение, что многие не занимаются наставнической деятельностью потому, чтобы не хотят плодить конкурентов. Если говорить обо мне, то мои ученики были сильнее меня в области программирования уже с момента их появления на кафедре, но это не помешало мне стать наставником многих из них, так как они понимали и понимают сейчас, что есть стороны человеческой жизни, где я сильнее их, и где у меня есть чему поучиться или, по крайней мере, посмотреть на то, как я решаю вопросы, касающиеся их жизни и жизни их друзей. В общем ничего страшного нет, если Ваш ученик начинает обходить Вас в профессиональной деятельности, при условии, что Вы круче его в чем-то другом, важном для него и его друзей.
27. И еще.Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков считает, что «даже после развития цифровых образовательных платформ, дистанционно передать принадлежность к научной школе и социальные связи будет по-прежнему невозможно, так как учеба не сводится к передаче некоторого объема информации или чтению книг. Она предполагает передачу опыта и неформализуемого компонента, лежащего в основе научной традиции. Знание-«что» можно передать дистанционно, но знание-«как» – нельзя, как невозможно передать принадлежность к научной школе, не разделив с ней часть жизни». При этом Волков отмечает, что «прослушивание всех курсов в Стэнфорде (на созданной профессорами этого же университета платформе Coursera) по какой-либо программе и близко не даст эффекта от той же программы, пройденной на кампусе, так как нельзя сформировать уверенность в себе и дружеские связи, а также создать соревновательный стресс и все то, что предопределяет жизненный успех» о котором я говорил в начале этого текста
(https://www.rbc.ru/opinions/society/22/04/2020/5e9eaabf9a794752fa732ae9).
Кстати, соревновательный подход в процесс обучения в университете, и не только этот подход, мы предлагали использовать и использовали на практике уже более 10 лет назад (https://rg.ru/2009/01/16/premii-obrazovanie-dok.html).
28. В заключение отмечу, что если многие молодые люди до сих пор считали, что главное в развитии науки не научные школы, а мобильность (http://d-russia.ru/mobilnost-ili-nauchnye-shkoly.html), то я думаю, что после пандемии мир изменится, и развитие научных школ, характерное для «предыдущей» (дореволюционной) России и СССР, вновь обретет свое достойное место, как, впрочем, и наставничество!
23.04.2020.
P.S. Журналист «Российской газеты» Ирина Борисова предложила мне ответить на вопрос, указанный в названии текста. Для упрощения нашей беседы я написал этот текст. Из него и нашего разговора получилось нечто, приведенное ниже. Оказалось, что «Российская газета» № 8145 от 27 апреля – это спецвыпуск на тему: «Образование и карьера» (https://rg.ru/gazeta/rg-spec/2020/04/27/1.html). В нем опубликована статья «Даю установку» (https://rg.ru/2020/04/26/v-vuzah-vozrozhdaetsia-sistema-nauchnogo-nastavnichestva.html), в которой говорится об актуальности наставничества в вузах. Единственным, кому там дали «слово», оказался я: «Университетское образование – это обучение плюс наука, плюс воспитание. Поэтому, говоря о наставничестве в университете, надо понимать, что наставник может оказывать помощь в каждой из этих сфер или в той или иной их совокупности, а не только в научной. Наставник – это человек, создающий атмосферу успеха» – говорит профессор Университета ИТМО Анатолий Шалыто. (профессор одним из первых в России был награжден государственной наградой, знаком отличия «За наставничество»). Потом он продолжил: «Мне хочется, чтобы те молодые, которые сейчас рядом со мной занимаются наукой, рассматривали ее как дело жизни. Чтобы им можно было передать эстафету, и они считали нашу совместную деятельность началом жизни в науке. На нашей кафедре «Компьютерные технологии», созданной в 1991 г., появились ребята, которые уже привыкли заниматься наукой, и они, похоже, уже не смогут без нее обходиться».
Университет ИТМО готовит специалистов в сфере IT-технологий, за выпускниками которого охотятся компании всего мира. Денег не жалеют. Иногда слова наставника помогает ребятам, когда они принимают решение о будущем месте работы. Причем речь идет о студентах, аспирантах, молодых ученых, имена которых уже известны в мире. Например, Геннадий Короткевич – самый титулованный спортивный программист планеты. Сейчас он – аспирант ИТМО, продолжает участвовать в соревнованиях и преподает в лучших группах вуза. По сути он и сам стал для многих студентов наставником.
«У Гены огромный авторитет, – поясняет Анатолий Шалыто «В университете для него созданы такие условия, что он занимается только тем, что ему больше всего интересно». IT-сфера отличается от других тем, что знания тут постоянно обновляются и ситуация, когда ученики перерастают наставника в профессиональном смысле – не редкость. Ничего страшного в этом профессор не видит: «Наставник должен быть круче в чем-то другом, нужном ученику и его друзьям».
P.P.S. А вот как отреагировала на публикацию в «Российской газете» руководитель пресс-службы Университета ИТМО Екатерина Боглаева: «Анатолий Абрамович, большое спасибо! Вам, помимо награды за наставничество, уже давно пора давать награду за продвижение ИТМО :)))».
12.05.2020.