Шалыто А. А. Расставим точки над «i»



Кто плохо пишет, не плохо пишет,
а плохо думает.
Анатолий Аграновский, журналист

Последнее время я достаточно часто читаю, что пишут обо мне сегодняшние и бывшие студенты. Поэтому и я в ответ решил написать кое-что о наших студентах, понимая, что они являются одними из лучших в высшей школе.

Я читал историю о том, что однажды, сложив печь, мастер отказался получать деньги и решил ее переделать, так как она, по его мнению, была недостаточно хороша, а он хотел сохранить свою репутацию.

Ясно, что число людей, которые могли увидеть эту печь и поинтересоваться именем мастера, несоизмеримо меньше числа людей, которые могут увидеть курсовую работу студента, выложенную в интернет. Однако, в отличие о печника, мало кто из студентов думает о своей репутации. Видимо, у них есть что-то более важное!

Честно скажу, я не испытываю радости, когда после длительных совместных усилий, потраченных разработку студенческого проекта, выложенного в интернет (http://is.ifmo.ru) или опубликованного на диске (приложение к журналу «Мир ПК») тиражом большим, чем у Российских эстрадных звезд (50000 экз.), я или кто-либо другой находит в проекте ошибки.

Это отсутствие радости я никогда не забываю передать участникам проекта, и не только им. Это, почему-то, не всем нравится. За три года активной работы со студентами по разработке проектов еще ни один из них сам не сообщил мне об обнаружении хотя бы одной своей ошибки и не пришел ко мне с желанием срочно ее исправить!

Об ошибках в чужих проектах я уже и не говорю. О них студенты также не сообщают, видимо, потому что:

Все это можно понять, но с этим я не могу согласиться, так как проект — это шаг в сторону «взрослой» жизни. Этого многие молодые люди не понимают, что, видимо, связано с затянувшимся детством, как в человеческом, так и в профессиональном плане, и эта «детскость» (инфантилизм и разгильдяйство, если называть вещи своими именами) может, к сожалению, затянуться на всю жизнь. При этом практически никто из студентов не говорит мне, «что чукча не читатель, чукча писатель», а пытаются доказать обратное. Это, видимо, связано с тем, что подавляющее большинство из них не собирается профессионально заниматься наукой. Максимум на что они готовы в этой сфере — поступить в аспирантуру и, может быть, защитить диссертацию, да и то чтобы не идти в армию.

Все это приводит к тому, что главный редактор компьютерного журнала RSDN Magazine  М. Купаев пишет, что «за время своего редакторства я насмотрелся на такое количество уродцев, которого хватило бы на пару питерских Кунсткамер, и еще осталось бы на несколько курортных выставок» (http://rsdn.ru/article/mag/200406/HowNotTowrite.xml). Это, однако, ни сколько не смущает все новых и новых молодых программистов, так как они ничего своего не собираются писать о программировании, тем более по-русски.

В общем, пока у студентов не изменится отношение к делу, у меня будут соответствующие отношения с ними, и нечего обижаться.

Как должен быть сделан студенческий проект (http://is.ifmo.ru/works/open_doc/)?

Очень просто: так, чтобы им можно было гордиться!

Как говорится, «кому много дано, с того и спросить можно многое».

Ребята, несмотря на все мои усилия, видимо, до конца все-таки не понимают, чем я пытаюсь заниматься с ними: «аэробикой» или сложным «восхождением» длиною и ценой в жизнь, которое должно закончиться Победой!

И тут дело не в автоматном программировании, а в том, что люди по большому счету хотят сделать в жизни. Если заниматься «аэробикой», то все должно быть красиво и чинно, а если чем-то более серьезным — то, как получится.

В первом случае, видимо, можно быть в одной команде, но жить по своим правилам, как хотят почти все студенты, а во втором — нельзя. Сложившаяся ситуация, однако, многих не смущает и лучший способ защиты своей жизненной позиции они находят не в том, чтобы начать «серьезно вкалывать», а в обиде на меня, забывая о том, что «на обиженных воду возят».

Что я хочу от студентов по большому счету?

Чтобы хотя бы кто-то из них когда-нибудь смог сказать о себе, как сказал Кеннет Томпсон (один из создателей операционной системы UNIX и языка Си) перед тем как в 2000 г. покинуть стены Bell Labs: я и мои единомышленники сумели изменить направление развития компьютерной техники.

Надоело слышать, что «Тарьян (Tarjan) разработал классные алгоритмы», а хочется услышать, что «студент (аспирант) Петров их улучшил (если это возможно) или создал что-то такого же уровня для другого класса задач». Причем это должно происходить в computer science, а не в других разделах науки, являющихся для них хобби.

Сейчас в стране могут появиться деньги для занятия наукой. Что, нет ни способных, ни желающих?

Или они все-таки есть?

А.А. Шалыто, докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии программирования» СПбГУ ИТМО.