УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / Шалыто А.А. Как правильно?
(версия для печати)
Шалыто А.А. Как правильно?Вариант статьи опубликован в еженедельнике PC Week/RE. 2006, № 37, с.52.
Мальчик с пальчик Но, как я уже сказал, мальчик был маленький, и в университет ему было поступать еще рано, да и сам он хотел продолжить учиться в своей родной школе. Однако его родители решили изменить и собственную судьбу, и судьбу своего сына и уехали на постоянное место жительство в США. Приехав туда, мальчик времени зря не терял и вошел в число победителей всеамериканских олимпиад школьников, но на этот раз уже по двум предметам. Наконец пришла пора поступать в университет, и он подал документы в несколько самых престижных частных университетов Америки. Но там не Россия, там "климат" иной, и поэтому права на бесплатное обучение ему никто не давал (право на поступление без экзаменов у него было, как, впрочем, и у любого другого абитуриента в Америке). Через некоторое время наш мальчик узнал, что в бесплатном обучении ему отказали все гранды американского образования. Тогда он решил поступить почти так же, как в свое время поступил наш премьер Е.М. Примаков, когда летел в Америку, - развернул самолет над Атлантикой и вернулся в Россию. В России мальчик воспользовался своим правом на бесплатное обучение и поступил в тот университет, в который хотел, причем его приняли туда с распростертыми объятьями. Сегодня мальчик учится на Родине, он снова участвует в олимпиадах, теперь уже студенческих, его все любят, и он недавно бесплатно посетил родителей, когда ехал на всемирную командную олимпиаду по программированию в США. На этой олимпиаде ему удалось отомстить многим университетам-обидчикам. Была и еще одна победа - он вошел в число победителей европейского чемпионата по программированию, который проводился одной известнейшей американской фирмой. В общем, как говорят у них в Америке, "happy end". Впрочем, как говорят у нас в России, "еще не вечер".
У нас и у них Вопрос о сохранении высокого качества образования в наших университетах без появления там новых сильных преподавателей становится риторическим, а об университетской науке в этой ситуации говорить и не приходится. В Америке в престижных университетах ввиду высокой зарплаты вопрос о высококвалифицированных преподавателях не стоит, так как даже в том случае, если среди своих выпускников нет талантов, их всегда можно найти в других университетах как Америки (например, в университетах штатов, в которых обучение, особенно для их жителей, значительно дешевле), так и всего мира, включая Россию. Если эти преподаватели и не приходят в восторг от контингента студентов, то у них есть серьезная отдушина - наука, которая в престижных университетах по указанной выше причине находится на высочайшем уровне. В мире существуют и другие подходы к организации университетской жизни, на первый взгляд более гуманные, чем в Америке.
Германия
Великобритания
Китай Возможно, в Китае все будет так, как они сегодня предполагают, но жизнь штука сложная.
Вместо заключения Это место называлось СССР или Союз Советских Социалистических Республик. Более подробно об ИТ-образовании (правда, тогда еще не было этого термина) в СССР в начале 70-х годов прошлого века я написал в статье "Как это было, или Почему раньше хорошо учили вычислительной технике" //PC Week/RE. № 46, c. 55,56. (http://is.ifmo.ru/belletristic/_howitwas.pdf). Однако уже 15 лет как нет СССР, нет той науки, и с каждым годом ухудшается образование. Остановить этот процесс, казалось бы, очень трудно. Однако как это сделать, знали и знают многие. "В 1927 г. я встречал деда на вокзале, когда он, раскулаченный, приехал в Москву. На всю жизнь запомнил, как он дал мне большой серебряный рубль за то, что я помог донести его вещи. Я сказал: "Что Вы, дедушка?" А он мне: "Со значением, ибо учти, сынок, ничего у них выйдет. Людям за работу надо платить, запомни это". (Юрий Любимов о Таганке и ее призраках. Газета "Аргументы i время". 3.08. 2006 г.) Как, за что и сколько надо платить, мы здесь обсуждать не будем, но страна, если она хочет быть великой державой, должна наконец для себя решить, как сделать так, чтобы преподаватели и ученые перестали "бегать" в поисках денег для выживания, так как "на бегу нельзя научить даже бегу". Моя задача скромнее: сделать так, чтобы мальчик остался в России и мог нигде не работать, кроме университета, как это уже удается двум его старшим товарищам. Если каждый из нас "спасет" (как спасали рядового Райана в американском блокбастере) для образования и науки хотя бы одного талантливого мальчика, то и рассматриваемая проблема, возможно, решится, а на вопрос: "А был ли мальчик?" - можно будет ответить, что он не только был, но и есть. И последнее. У нас очень много образованных людей, и они знают, что истина обычно лежит посередине. Поэтому во многих вузах России, вкл©ючая ведущие, решили смешивать в одной группе студентов, обучающихся на бюджетной основе и по контракту. Это объясняется тем, что многие преподаватели отказываются работать в чисто бюджетных группах, так как за контрактников им доплачивают сверх их нищенского оклада. В результате в "одной упряжке" оказываются "и конь (получивший на трех вступительных экзаменах пять баллов из тридцати - проходной балл для контрактников), и трепетная лань (получившая, например, все 30 баллов)". Как будет передвигаться эта "упряжка", догадаться легко. В общем, в сложившейся ситуации самые талантливые студенты являются самыми невыгодными для преподавателей, а с учетом того, что таких студентов, особенно по естественнонаучным и инженерным дисциплинам, становится все меньше и меньше, многим в стране, пока не стало совсем поздно, есть над чем серьезно задуматься. Особенно если помнить что сказал Н. Рерих: "Срам стране, где учителя и ученые пребывают в бедности, и срам тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек". | ||||
|