А.А. Шалыто Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе
В марте 2017 г. Максим Буздалов повторно запустил два дистанционных курса:
на английском и русском языках. В феврале 2018 г. ему пришло письмо
из университетского центра дистанционного образования об его англоязычном курсе,
на который первоначально записалось 45 000 слушателей
(с учетом второго запуска – 65 000):
«Мы получили письмо от edX о том, что они провели обширное исследование курсов,
размещенных на этой платформе, опросили слушателей и составили перечень
самых качественных курсов с точки зрения актуальности, популярности
и уровня полученных слушателями результатов.
Ваш курс «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» вошел в этот список,
и нам предложили продолжить обучение слушателей на курсе,
а также поднять стоимость сертификата до 99$, так как
они экспериментально вводят новую ценовую политику в зависимости от качества курса.
Мы считаем, что это хорошая новость – курс высоко оценен слушателями.
Сейчас мы сделали перезапуск курса на 20 марта. Ниша олимпиадного программирования
на edX на сегодняшний день уверенно занята нами, конкуренции на платформе
по этой тематике нет, и до тех пор, пока мы не разработали
новую концепцию курса для чемпионов, мы хотели бы оставить слушателям
возможность обучаться у Вас. Более того, спустя сутки после открытия записи
без какой-либо рекламы уже был оплачено несколько сертификатов.
Поэтому мы можем сделать вывод, что этот перезапуск слушатели ждут».
Приведенное выше название дали не мы, а маркетинговые службы платформы edX,
что привело к тому, что люди, не умеющие писать программы, бросились изучать
этот курс в надежде, что для них откроется секрет, как стать чемпионом мира по программированию.
Кое-какие секреты, правда, на русском языке описаны здесь и здесь.
Вот, что рассказал Максим о том, как ему жилось в то время:
«Первые дни после старта курса я «жил» на этом форуме.
Мне поступало множество сообщений с edX, чуть ли не в сто раз больше,
чем от слушателей подобного нашего русского курса. При этом
приходилось читать и править программы на разных языках,
и много раз объяснять одно и то же». Максиму руководители
факультета выделили двух помощников. Однако один из них так и не появился,
а другой не справился с нагрузкой, и Максим в одиночку
достаточно долго продолжал «жить» на форуме,
отвечая в среднем на 50 (!) вопросов в день. И такая загрузка была при условии,
что доля выполнявших домашние задания от всех слушающих курс была незначительной.
А вот два мнения об этом курсе, приведенные на указанном выше сайте:
– «It is one of the best courses I have taken online.
This courses teaches the fundamentals of competitive coding and
has some awesome problems as tests» (Student, rates this course 5 / 5 stars);
– «This is the best course that I have ever taken.
Maxim Buzdalov is a role model for a world class teacher» (А. Atanasov, rates this course 5 / 5 stars).
Число слушателей курса Максима составляет значительную
часть зарубежных слушателей российских Интернет-курсов.
Это подтверждается, например, тем, что на встрече ректора
Высшей школы экономики Я. Кузьминова с Президентом РФ В. Путиным,
посвященной 25 летию Высшей школы экономики, Ярослав Иванович,
в частности, сказал: «Мы смогли вовремя организовать
Национальную ассоциацию открытого образования. Если мы посмотрим
на результаты «Вышки», Физтеха и ИТМО, то у нас почти 150 тысяч слушателей в США
и около 100 тысяч слушателей в Европейском союзе. Это такая новая «мягкая сила»,
которая кровно связана с новыми возможностями, с тем,
что мы вовремя вскочили в этот поезд и не только организовали свои платформы,
но и в Coursera, и в edX активно участвуем».
При первом запуске англоязычного курса Максиму пришлось запускать
также и онлайн-курс на русском языке на «Национальной платформе открытого образования»,
который называется «Алгоритмы программирования и структуры данных».
Его в первый раз прослушало около 3000 человек. Запуск второго курса
в те же сроки, что и на английском языке, еще больше
усложнил жизнь Максима, но он справился, о чем свидетельствуют отзывы слушателей:
– «Отличный курс. Желаю творческих успехов команде курса
и хочу выразить отдельную благодарность Максиму Буздалову
за обучение и общение на форуме»;
– «Курс отличный! Считаю, что подход к изучению алгоритмов
через решение задач очень удачный, так как интересные задачи
сами по себе провоцируют небольшие самостоятельные исследования.
Работа Максима Викторовича на форуме вызывает восхищение,
оперативность и содержание ответов на очень высоком уровне –
иной раз только из одного поста узнаешь нового не меньше, чем из лекции»;
– «Хочется вторую часть! Тем еще много – динамическое программирование, например.
Максим провел огромную работу, помогая оптимизировать решения на форуме,
что не делает никто (я занимался и на Степике и Курсере).
За такую помощь я готов платить. Вообще цена в тысячу рублей
за сертификат для курса такого качества мала»;
– «Курс то, что надо! Администрация вовремя помогает и идет на уступки.
Максим Викторович дал очень много советов и подсказок.
Он помог разобраться в моем же коде. Отдельная благодарность
ему за потраченное время. Хотелось бы продолжения курса с другими алгоритмами»;
– «Отличный курс, большое спасибо Максиму Буздалову за поддержку
на форуме и за отличные задания по темам лекций»;
– «Курс отлично подходит для расширения кругозора (что и было целью моего участия).
Лекции в целом составлены грамотно и подробно, а задания подобраны интересные
и требуют порой пошевелить мозгами. На мой взгляд, сложность курса высоковата:
несмотря на то, что мне удалось выполнить большую часть заданий курса,
приходилось тратить на них в среднем больше времени, чем указано было
в описании к курсу (иногда даже в два раза больше). В остальном же,
хочу поблагодарить команду составителей курса за отличное качество,
а Максима Буздалова за помощь и ценные советы на форуме!»;
– «Понравилась работа организаторов курса, и то, что они всегда были
на связи и разрешали возникающие затруднения быстро. Конкретно мне очень
помогло то, что они помогали найти конкретные ошибки в решениях.
Чего не хватало? Хотелось бы чуть больше общей информации насчет того,
где какой алгоритм применяется на практике, хотя это можно и погуглить,
но все равно было бы интересно».
Отмечу, что русскоязычный курс закрыть нельзя, по крайней мере,
потому, что он включен в одну из программ бакалавриата нашего Университета.
В заключение отмечу, что многие думают, что дистанционное образование
может стать альтернативой «реальному» образованию, однако из изложенного следует,
что обеспечить хорошее дистанционное образование далеко не так просто,
как кажется: разработать хороший курс сложно и дорого, а поддерживать его
при большом числе активно обучающихся может оказаться вообще невозможным:
что бы делал Максим и все мы, если бы пришлось проверять задания
от 45 тысяч слушателей? Если же подходить к обучению «попроще»,
то обучать можно сколько угодно слушателей.
Опыт моих знакомых достаточно молодых талантливых людей,
один из которых по-настоящему обучался машинному обучению,
а второй – финансовой математике, свидетельствует о том,
что каждый из таких курсов стоит очень дорого и проходит практически индивидуально.