УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / Шалыто А. А. Информация или дух?
(версия для печати)
Шалыто А. А. Информация или дух?Один очень сильный студент на вопрос, почему он не ходил на мои лекции, ответил, что на одной лекции был, но полученной информации ему было недостаточно. Я понял, о чем идет речь, но с ним не согласился, так как на лекциях ставлю перед собой цель мотивировать заниматься наукой способных в области программирования, специально отобранных молодых людей. При этом, естественно, что мотивация, в первую очередь, связана не с информацией, а духом и волей. На лекциях я рассказываю, как и какие научные результаты получены мною лично или при моем участии, полагая, что более способные, чем я люди, будучи мотивированы, смогут «вдохновиться» и добиться в науке значительно большего, чем удалось мне. Обучение технологии научной работы на личном примере настолько редко встречается, что я за свою жизнь столкнулся с таким явлением только один раз. При этом я все эти годы помню слова профессора Владимира Андреевича Тимофеева, у которого я учился в ЛЭТИ, что учить на лекциях нельзя, а настоящее обучение происходит только при личном контакте преподавателя и студента. При этом он считал, что основное образование (образование = обучение + воспитание) получил, когда провожал одного из создателей плана электрификации России академика Г.О. Графтио до дому. Поэтому и я стараюсь создать «контакт» даже при чтении лекций, не говоря уже о выполнении курсовых проектов, о чем я писал в статье «Триединая задача одного педагогического эксперимента» //IT news. 2005. № 15, с.14. http://is.ifmo.ru/belletristic/triedin/ Однако нестандартность ситуации и нацеленность на практическое программирование, приводят обычно к непониманию меня многими студентами. Причем степень непонимания примерно, такая как в случае, если бы людей, которые хотят стать дворниками, обучали, например, лечению зубов. В условиях, когда в стране только один процент населения считает занятие наукой престижным, зажечь молодых людей, являющихся классными программистами, на то, чтобы они сделали науку делом своей жизни, удается в исключительных случаях, учитывая мой опыт, точнее сказать, в исключительном случае. Даже зажечь кого-либо из них на занятие наукой «по совместительству» удается крайне редко, так как они еще, будучи студентами, имеют творческую высокооплачиваемую работу, и зачем еще чем-то «заморачиваться», многие из них не понимают. Я думаю, что это во многом связано с тем, что они, по большому счету, не верят в свои силы, а то, что в области computer science представители нашей страны все реже добиваются успехов, им безразлично, а вот мне нет. Для того чтобы «спастись» от армии, молодые люди еще могут (и на это их даже не надо мотивировать) поступить в аспирантуру, продолжая работать по специальности. Как люди способные, они могут в свободное от работы время даже что-то сделать в науке, но любитель остается любителем, и это видно «невооруженным взглядом». Им, например, некогда читать, и поэтому в научных работах они цитируют очень мало источников, в то время как профессионалы всего мира считают, что это может быть только в двух случаях: автор - вор или любитель. Интересно, что у тех немногих, кто как указанный выше студент, который на моих лекциях был обделен информацией, все-таки решают достаточно серьезно заняться научной работой, возникает необходимость узнать технологию этого рода деятельности, и мне приходится в индивидуальном порядке читать тот же курс лекций, но в режиме «вопрос ответ». Как говорится в одной пословице, «когда живешь, тогда доживаешь». Известно, что учебные заведения должны нести людям знания (информацию) и умение их использовать, но университеты, в отличие, например, от техникумов или курсов повышения квалификации, которые могут называться даже Академиями, должны также нести и новые, полученные в них, знания, а также обучать, как их получать самим. Без приобщения молодежи к науке этой цели не достичь. Для сохранения статуса университета молодые люди должны приобщаться к науке, несмотря на то, что необходимости этого они часто не понимают. Очень прискорбно, но они также не понимают и того, какое удовлетворение могут приносить получаемые результаты, которые в науке, в отличие от программирования, всегда персонифицированы. Это, конечно, не про науку, но знаете ли вы, чем занимался Стив Джобс, когда Стив Возняк разрабатывал Apple II? В основном, мотивировал Возняка. Пользовались бы вы сейчас iPod, если бы он не делал этого в свое время? В общем, мне кажется, что сильных молодых людей в основном необходимо не учить, а мотивировать, а научиться они смогут и сами, на то они и сильные. В заключение отмечу, что статья продолжает разговор об «откровенном пофигизме» и «кризисе мотивации» в сфере высоких технологий, начатый в статье Алчевского А. Разноцветные штаны // Компьютерра. 2005. № 42, с. 26-29, http://offline.computerra.ru/print/offline/2005/614/239083/ | ||||
|