В интервью Демьян Кудрявцев как-то сказал: «На вопрос любите ли оперу я советую поинтересоваться люблю ли я читать. Я люблю, когда кому-то что-то удается, и чем можно почувствовать какую-то связь. Когда меня спросил сын видел ли я Высоцкого, я ответил, что не видел, хотя мог видеть. Это очевидное опущение. Задача человека интересующегося культурой не только в том, чтобы прочитать или посмотреть, что есть вокруг, но и не упустить то, что происходит при тебе, пока люди, создающие что-то важное прямо сейчас существуют. Обязанность квалифицированного зрителя не пропустить это».
Нечто подобное написала и Ольга Ускова: «В разговоре со мной Марлен Хуциев, вспоминая Вознесенского и Ахмадулину, сказал: «Вы можете себе представить в 60-ые годы вокруг меня были сплошные гении – Вознесенский, Шукшин, Эрнст, Ростропович... Все гении! Я тогда не понимал. Я думал мир состоит только из гениев, а потом – виток и свет притушили... Надо уметь ловить момент...». «Мне это запало. Я посмотрела вокруг», – далее пишет Ольга, и я тоже решил.
Расскажу один эпизод из своей жизни. 11.04.2020, когда в мире бушует короновирус, по Первому каналу показали документальный фильм о Чаке Берри (https://www.1tv.ru/doc/pro-zhizn-zamechatelnyh-lyudey/chak-berri-dokumentalnyy-film).
Сразу вспомнилось, что 10.12.2003 г. я с дочерью Инной был на его концерте в «Спортивно-концертном комплексе» в Санкт-Петербурге. Тогда приглашая ее на концерт, я сказал, что не могу сводить ее на встречу с создателями Театра, Балета или Живописи, но с основоположником Рок-н-ролла – могу, что и сделал, и этим очень горжусь!
Берри совершил огромный шаг в истории музыки – «проложил путь» от блюза к рок-н-роллу, от которого потом пошел рок. Этого он добился, исполняя блюз иначе, чем все, в том числе и быстрее. А еще он придумал применять «утиную походку». Берри для этой музыки был настоящим: черным и писал песни, чего не делал, в частности, Пресли. Чаку во многом не было равных. Например, если ему для песни нужно было слово, а его в природе не было, то он придумывал его.
Многие не знали, что Чак – черный, и использовали его записи в радиопрограммах. Узнавали – переставали «крутить», так как тогда считалось, что нельзя допустить, чтобы под музыку черного танцевали белые. Были и многие другие неприятности на этой почве. Отмечу, что весь этот маразм был в Америке сравнительно недавно – в это время я уже собирался в школу. В последствии перед ним за все это никто и никогда не извинился, но он все пережил и победил всех и даже время. Его искусство – серьезный шаг в борьбе с сегрегацией.
А теперь несколько слов о концерте. Вот что в то время писал «Московский комсомолец»: «Год прожит не зря, потому что приехал Он – живой и очень веселый. А мы-то думали (я так не думал – и не таких возрастных гениев видел в «деле», А.Ш.), что дедушку рок-н-ролла выведут на сцену под руки, и он споет две-три песни, а потом предоставит слово Александру Розенбауму, организовавшему три дня неминуемого счастья для россиян. Какое там! Драйв «дедушка» дал чумовой – такой молодым и не снился. Он ни на минуту не остановился, ни передохнул и уходить со сцены ему явно не хотелось».
Ему тогда было 78 лет, а, ведь, говорят, что пожилых людей можно отсортировать при попадании в госпиталь... А если это будет «Берри», который для нас еще не допел?
11.04.2020.