УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / Шалыто А. А. Разводы и нравственность
(версия для печати)
Шалыто А. А. Разводы и нравственностьЯ доктор технических наук, профессор, но думаю, что мой самый сильный и полезный для общества результат состоит в следующем. О разводах в семьях при наличии детей 12-14 лет. Гипотеза. Если родители нормальные люди, то развод, даже самый «интеллигентный», является для ребенка трагедией, которая продолжается всю его жизнь, в том числе даже и после смерти родителей, так как в этом случае они практически никогда не будут похоронены рядом, как это обычно бывает в нормальных семьях. Утверждение. Если развод в таких семьях рассматривать как многокритериальную задачу (любовь, деньги, секс, характеры и т.д.), то ее научно не решить, и поэтому она много столетий «исследуется» в искусстве, которое с удовольствием будет решать эту проблему всегда. Однако каждый день многим людям приходится самим находить ответ этой часто весьма трудной задачи, которую я для себя решил. Мне кажется, что это решение будет интересно многим, а некоторым оно может оказаться еще и полезным. Я считаю, что это нравственная проблема, решение которой определяется всего лишь двумя обобщенными показателями, которые вбирают в себя все остальные и условно могут быть названы как «любовь к себе» и «любовь к своему ребенку». При этом, как и в теории оптимального управления, могут быть сформулированы и решены две задачи:
В большинстве случаев под любыми предлогами и различными объяснениями и отговорками решается первая задача, так как очень нравственных (как и очень умных, и очень красивых,и очень богатых) сравнительно мало. При этом, как бы считается, что если мне хорошо, то и ребенку хорошо или он «перебьется». При этом отметим, что выдающийся программист Линус Торвальдс в свое книге «Ради удовольствия» пишет, что в шведском языке нет эквивалента понятию «развалившаяся семья», а развалившиеся семьи есть (как, например, у его родителей). Многие хотят думать, так как это удобно, что развод для ребенка во многих случаях является благом. Однако это не так. Нейропсихофизиолог В.Б. Слезин пишет: «Сознание человека имеет три уровня: невербальный (у младенца), семейный и социальный. Распад семьи или воспитание ребенка в неполной семье с у щ е с т в е н н о влияют на ослабление второго уровня сознания. И увы, статистика в этой области печальная». Так все-таки, «мы в ответе за тех, кого приручаем», как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, а тем более рождаем, или не совсем? И еще. Недавно по телевизору я слышал откровения известной советской актрисы, которая полюбила известного актера и после этого развелась с известным режиссером, с которым имела двоих детей, и вышла за актера замуж. Для мальчиков это была трагедия! сказала актриса. Но это ее, однако, не остановило! Трагедия так трагедия. Ничего - переживут. И ведь пережили! А могли бы и не пережить. Но разве это главное, когда в человеке «бушует» любовь или то, что он в это время считает любовью? Правда? Другая очень известная актриса полюбила, а то, что при этом ее избранник бросил полуторамесячного ребенка, ее не останавило. Ведь ребенок-то не ее. И еще пару историй не про актеров. Женщина, от которой уходит муж, смирилась с этим и говорит мужчине, к жене которого хочет уйти ее муж: Отпустите их, с ребенком! Мужчина, который не смирился и, похоже, не смирится никогда, отвечает: А с чьим ребенком с моим или Вашим? Немая сцена, а затем: С Вашим я своего не отдам, да и его никто и не просит! На этом разговор закончился раз и навсегда. Про то, что чужого не жалко, можно рассказать много историй, но я обещал рассказать только две и поэтому перехожу к последней истории. Мужчина, у которого уехали бывшая жена и сын, полюбил, но чувства к сыну, а возможно и к новой Родине, оказались сильнее и он решил, отказавшись от новой любви, уехать к сыну. Через несколько лет эти люди встретились, и большой любитель своего сына предложил наконец-то им объединиться, несмотря на то, что к этому времени ситуация несколько изменилась женщина была замужем и в этом браке был ребенок. Но разве это важно для немолодого Ромео, предлагавшего руку и сердце, ведь основные проблемы были бы не у него и без отца оставался не его ребенок, а на других людей ему (при всем внешнем лоске), по большому счету, было наплевать. Так, что одно из вечных правил: «поступай с другими, так как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой», в очередной раз не сработало. Самое ужасное в этих историях не то, как люди относятся к другим людям, а то, что это подтачивает и так не очень прочные моральные устои общества и самые порядочные люди начинают думать, что если с ними можно так поступать, то почему и им не поступать так же, и эта эпидемия безнравственности передается от семьи к семье, редко встречая преграды на своем пути, основной из которых являются все-таки дети. Изложенное, как и всеобщая история, естественно, ничему не учит, но, возможно, заставит хотя бы на некоторое время задуматься. | ||||
|