О дистанционном образовании сегодня



А.А. Шалыто

В трудные дни борьбы с короновирусом всё чаще слышится осуждение многих школьных учителей, которые, якобы, как-то не так дистанционно учат или используют не те электронные инструменты. При это интересно узнать, кто знает, как надо дистанционно учить и какие средства те?

Вот что я думаю по этому вопросу. Каждого педагога пять лет учили иначе, а потом они много много лет учили, как их учили. Итак продолжалось десятилетиями, если не сказать веками. А теперь эти люди за несколько дней должны перестроиться! По моему мнению, когда начнут учить по-новому и/или проведут настоящие курсы повышения квалификации в сертифицированных учреждениях по сертифицированным программам на сертифицированных инструментальных средствах, тогда и можно будет спрашивать с педагогов. А в этой ситуации они молодцы, что делают хоть так, как умеют и могут!

Всё что происходило до сих пор и сейчас – это самодеятельность, которая бывает разной, в том числе и очень хорошей. Если бы мы готовились к подобной ситуации по-настоящему, то учителей не заставляли бы заниматься бюрократией и отчётами, а проводили бы принудительное повышение квалификации в сертифицированных учреждениях по сертифицированным программам на сертифицированных технических средствах. Тогда хоть с кого-то что-то можно было бы спросить, но и то по охвату это была бы «капля в море». При этом, правда, открытым остается вопрос, аналогичный известному из теории надежности: «Кто будет сторожить сторожа?» – кто будет учить учить по-новому? Лучшие из самодеятельности?

Кто должен проводить сертификацию: профессиональное сообщество, Российская академия образования, Министерство просвещения или все вместе?

И в заключение повторю: учителя, работающие в новых условиях, молодцы! Использую этот термин, так как слово «герои» сегодня занято для врачей.

P.S. С университетскими преподавателями ситуация несколько иная, так как их вообще никто не учит преподавать, но и они должны проходить повышение квалификации, однако никто не сказал, что повышение квалификации должно проводиться в области цифровой педагогики. И здесь тоже возникают вопросы о сертификации тех, кто проводит повышение квалификации и используемых технических средств. При этом надо учесть, что в отличие от школ, в которых даже с учетом кружков, число предметов сравнительно невелико, и об их преподавании поэтому так или иначе можно договориться, в вузах число предметов, каждый из них имеет специфику, баснословное. При этом, конечно, известно, что по каждой группе специальностей существуют утвержденные Министерством науки и высшего образования учебно-методические объединения (УМО), которые, однако, весьма трудно будет «поставить под ружье», так как они, во-первых, территориально разъединены, а, во-вторых, в подавляющем большинстве являются «традиционалистами».

А еще я отмечу, что записанные лекции или даже читаемые онлайн не исчерпывают того, что понимается под обучением, а тем более образованием, которое по определению включает в себя еще и воспитание. При этом, по моему мнению, воспитание должно осуществляться в профессиональных курсах, а не только в дополнительных, если они имеются, так как задача преподавателя не только дать знания, но и увлечь обучающего, а также, по крайне мере, сделать шаг в направлении формирования из него Человека. Правда, если преподавать так, то сразу появятся «оценщики», которые скажут, что в таком обучении много воды. На это могу ответить – не больше, чем в мнениях таких «оценщиков» :-).

04.04.2020