УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Беллетристика / Откуда надо поднимать культуру...
(версия для печати)
Откуда надо поднимать культуру...«Культуру следует насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждет крах» (С. Капица) Однажды я долго объяснял одному талантливому в программировании пятикурснику, что профиль его деятельности в компании, в которой он собрался работать, по моему мнению, ниже его квалификации. Практически все время, пока я занимался «воспитанием» в присутствии нескольких его знакомых, он молчал. «Воспитуемый» сказал только две фразы, которых хватило для того, чтобы понять, что говорить нам не о чем. Сначала он не понял, что такое сохранить свое имя. Ребята быстро пояснили ему, что я имею в виду, и мой монолог продолжился. Уже не помню, в каком контексте я произнес два «имени»: Микеланджело и Пикассо. Молодой человек «отозвался» на них, но сказал, что не сможет отличить их работы, если они не будут подписаны! (все не так плохо – он хотя бы читать умеет). Я очень удивился сказанному: еще бы понял, если бы этими «именами» были Мане и Моне, но тут… Кстати, никто не знает сохранился ли портрет Мане кисти Моне. Почти рекурсия получилась. Видели бы в этот момент глаза окружающих нас ребят. После этого мы все поняли, что этот бессмысленный разговор надо заканчивать. В дальнейшем оказалось, что на указанный вопрос не могут ответить большое число опрошенных мной студентов. Например, в одной группе из 17 человек только один прошел этот тест, который может быть назван моим именем :-). И еще. «Исследования S. Watanabe показали, что голубей можно обучить отличать картины Ван Гога от картин Шагала. Результаты, полученные голубями, были сравнимы с результатами опроса студентов»! Грустная история... После публикации этой заметки наш выпускник Антон Ахи написал: «Студентов тоже можно научить различать картины разных художников, только этого никто не делает», и он, естественно, прав. Хотя наблюдая за тем, как студенты ходят на культурологию, можно сделать вывод о том, что это вряд ли им нужно. К сожалению, нынешние студенты также ходят и на занятия по иностранному языку, чего никогда не было раньше. Недавно я, наконец-то, понял, почему молодые люди впадают в ступор от моего вопроса. Оказывается, малообразованными являются не они, а я, и их, видимо, сильно удивляет то, что я не знаю очевидного: в последние годы Микеланджело обычно упоминается совместно с Леонардо, Рафаэлем и Донателло, и в этой компании нет никакого Пикассо. Не знаете, что это за компания? Значит, Вы не тренде... Это персонажи мультиков про мутантов (!) – черепашек-ниндзя, которые живут в канализации (!) Манхеттена в Нью-Йорке. Так что можно утверждать, что классическое искусство постепенно уходит в канализацию… Пикассо и мне в этом смысле не повезло – мы никогда не жили там, где живут эти черепашки, а тем, кто захочет повышать культуру студентов, должны будут начинать с весьма «низкого» старта... Кстати, имена черепашек, а не одноименных :-) художников, прозвучили на телеканале «Россия» в рекламе 3D-фильма в перерыве футбольного матча нашей сборной на чемпионате мира, что стоит весьма недешево. Однако стоит ли экономить на прославлении мутантов? Когда я однажды рассказал эту историю девушке-журналисту, то она сказала, что не знала имен черепашек. На это я пошутил, что у нее не хватает культуры. При этом другая девушка сказала, что это недостаток эрудиции, а не культуры. «Нет, к сожалению, сегодня это недостаток культуры, правда, массовой, рассчитанной ... на мутантов», – заметил я. P.S. А тут еще народный учитель России Сергей Евгеньевич Рукшин «сегодня обнаружил, что ни один студент не знает, что такое «Кола Брюньон»... Удивил – у меня студенты, как описано выше, и попроще «задачку» решить не сумели! После этого Наталья Михальченко написала: «В эколого-биологическом центре на Крестовском есть педагог, который 25 лет подряд дает студентам один и тот же тест и, с каждым годом результаты все хуже». 06.04.2019 | ||||
|