Шалыто А. А. Корпорация Borland в Санкт-Петербурге: образование, наука, бизнес



Вариант этой статьи опубликован в журнале «IT manager». 2005. № 3, с.88-91.

Долгое время в Санкт-Петербурге зарубежные IT-фирмы имели представительства, работа которых в основном сводилась к локализации и торговле, созданными ими изделиями и продуктами. При этом разработка ПО, если и производилась, то была направлена на «привязку» продуктов к нуждам заказчиков.

Нельзя сказать, что эти фирмы не помогали высшим учебным заведениям. Однако помощь была специфической и преследовала своей целью либо рекламу и обучение работе с продуктами указанных фирм, либо работу на эти фирмы в области оффшорного программирования. Несомненно, это являлось большим подспорьем для сотрудников вузов, получающих от государства мизерные зарплаты. Российские IT-фирмы в процессе помощи погибающему российскому образованию почти совсем не принимали участия, считая, что если они платят налоги, то у них все вопросы с кадрами решатся сами собой.

Однако в последнее время IT-ситуация в городе резко изменилась. Успехи команд ведущих в области информационных технологий университетов нашего города (СПбГУ и СПбГУ ИТМО) на чемпионатах мира по программированию и красота и величие Санкт-Петербурга (включая усилия Президента РФ Путина В.В. по популяризации Северной столицы в мире) привели к синергетическому эффекту, и в городе были созданы центры исследований и разработок ПО ведущих фирм мира.

Однако в первое время наличие даже таких центров мало влияло на образование в городе, так как они в основном решали кадровые проблемы … путем «переманивания» лучших программистов из местных фирм. При этом иногда создавались учебные лаборатории, наличие которых, к сожалению, не позволяло привлекать молодые таланты в вузы для полноценной преподавательской и научной работы.

Наука, если и интересовала указанные центры, то только у себя «под крышей» и только в режиме неразглашения коммерческой тайны. При этом мало кто серьезно относился к словам академика П.Л. Капицы о том, что «засекреченные научные достижения равносильны их отсутствию», и думал о том, что без научных исследований вузы приближаются к гибели, так как только здесь и происходит водораздел между университетами, с одной стороны, и техникумами, курсами и институтами повышения квалификации, с другой. «Отделить учебное от научного нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного — только блестит», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

И вдруг случилось чудо: на берегах Невы появилась корпорация, руководство которой имеет ту же точку зрения на образование и науку, что и наши великие предшественники, и эта корпорация называется Borland. Корпорация Borland стала широко известна в компьютерном мире в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда созданные ею продукты стали своеобразным эталоном в области программирования.

Мировой экономический кризис серьезно затронул область IT. Крупнейшие компьютерные фирмы стали искать новые технологии и пути сокращения затрат.

В этой ситуации корпорация Borland сделала ставку на российских (а не на индийских или китайских) разработчиков, одними из лучших среди которых являются петербургские программисты.

Первым шагом корпорации Borland в этом направлении стало приобретение знаменитого программного продукта Together, который предназначен для поддержки полного цикла разработки приложений, а также коллектива петербургских программистов, создавших его. Это стало основой для организации в Санкт-Петербурге одного из основных центров исследований и разработок корпорации, который возглавил Андрей Иванов — один из «отцов» продукта Together. Сегодня в петербургском центре ведутся работы не только по совершенствованию указанного продукта, но и над новыми версиями других продуктов корпорации.

Представители мировой компьютерной индустрии, и корпорации Borland в частности, высоко ценят профессионализм российских программистов и уровень их подготовки, пока еще обеспечиваемый российской системой высшего образования. И если раньше это выражалось в оттоке специалистов за рубеж, то сейчас, как отмечалось выше, ситуация меняется, и ехать за границу для того, чтобы работать в ведущих фирмах мира, нет необходимости.

Однако в настоящее время уровень нашего компьютерного образования все-таки сильно отстает от требований индустрии. Поэтому руководство корпорации

Borland приняло решение активно участвовать в процессах, которые позволили бы повысить качество программистского образования в Санкт-Петербурге, и встал вопрос о выборе стратегического партнера для этого.

В результате были установлены тесные связи со знаменитым центром подготовки одаренных молодых программистов Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Мировую известность этому центру принесли победы студентов университета на чемпионатах мира по программированию. В рейтинге, составленном по результатам выступлений на чемпионатах мира за последние пять лет, университет ИТМО занимает первое место в мире, а за десять — второе (Богатырев Р. Нас не догонят? Триумф России и провал США. К итогам чемпионата мира 2005 г. по программированию //Мир ПК. 2005. № 5, с. 60 — 67. Полный текст статьи опубликован на диске к указанному номеру журнала).

В этой ситуации, как сказал Президент и исполнительный директор корпорации Borland Дейл Фуллер «корпорация, разрабатывающая лучшее в мире программное обеспечение, решила заключить союз с университетом, воспитывающим лучших в мире молодых программистов». При этом сотрудничество с университетом будет происходить в трех направлениях, что было подтверждено Д, Фуллером в рамках его визита Санкт-Петербуг, который проходил 23 — 24 мая 2005 г.

Во-первых, корпорация и университет заинтересованы в развитии в Санкт-Петербурге школьного образования в области информатики как основы профессиональной ориентации. В отличие от других точных и естественнонаучных дисциплин, информатика сегодня не преподается как профилирующий предмет в российских средних школах. Поэтому будущим программистам, получившим углубленные знания математики и физики, не хватает базовых знаний для того, чтобы продолжить изучение технологий программирования более высокого уровня. Для школьников должны быть созданы условия, чтобы сделать осознанный выбор в пользу профессии программиста и получить необходимые первичные знания.

Андрей Иванов и Владимир Парфенов (декан факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО), выпускники 239-го физико-математического лицея, который Дж. Сорос назвал лучшей школой этого профиля в мире, нашли по вопросу преподавания информатики в школе, как, в прочем, и многим другим вопросам, полное взаимопонимание. В результате работа, проводимая университетом в этом направлении, получила дополнительную поддержку.

Ясно, что эта инициатива впрямую не приносит прибыли корпорации, но так как она пришла в Россию надолго и первой поняла, что без совершенствования IT-образования в школах, подготовка высококлассных программистов невозможна в принципе. При этом руководство компании, в отличие от руководителей других фирм, не надеется на авось, а хочет совместно с университетом улучшить ситуацию в элитных в области информатики школах города.

Во-вторых, запускается учебно-практический проект Академия Borland, в рамках которого предусмотрена разработка уникальной программы обучения, направленной на более качественную подготовку профессиональных программистов, которые после окончания академии не обязаны (!) работать в корпорации Borland.

При этом подготовка «академиков» будет базироваться не на изучении продуктов корпорации (как требуют другие фирмы в аналогичных ситуациях), а на международном образовательном стандарте в области программирования (Software Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering (IEEE/ACM)). Это объясняется тем, что, как отмечалось выше, в области промышленной разработки ПО, современный уровень преподавания IT-дисциплин в российских вузах не обеспечивает выпускников достаточными знаниями и навыками, необходимыми для успешного начала работы в IT-индустрии.

Однако в высшей школе в настоящее время не хватает преподавателей, способных разрабатывать и читать учебные курсы, определяемые потребностями рынка. Корпорация Borland готова помочь и в этом вопросе, оплачивая не только аудиторную деятельность преподавателей, как это делается обычно, но и отдельно спонсируя подготовку новых курсов.

Академия Borland приглашает способных студентов третьих и четвертых курсов технических вузов Санкт-Петербурга в группу, которая будет обучаться вечерами по специальному плану, разработанному на основе указанного стандарта. Корпорация вводит также интернатуру, в которую приглашаются одаренные петебургские студенты на обучение, в ходе которого они смогут проявить себя для того, чтобы стать профессиональными программистами в одной из сильнейших программистских фирм мира, будучи подготовленными педагогами, которые являлись призерами чемпионатов мира по программированию или готовили таковых.

В-третьих, на заседании Ученого совета СПбГУ ИТМО, который избрал Д. Фуллера почетным доктором университета, он сообщил об открытии совместной с университетом научно-исследовательской (а не учебной, как это делается в аналогичных ситуациях) лаборатории по технологиям программирования (в первую очередь, автоматного (http://is.ifmo.ru)) и выделении для этого гранта. В ней ведущие ученые, являющиеся преподавателями петебургских университетов, совместно с аспирантами и студентами, как в далекие времена СССР, будут проводить исследования в указанной области. При этом основные усилия лаборатории должны быть направлены на получение научных результатов и их публикацию в ведущих изданиях страны и мира.

Корпорация Borland, естественно, все это делает для улучшения своего бизнеса, но хочет делать это так, что даже не верится, что это будет происходить в нашей стране и с нами!

И может быть, то, о чем я писал в статье «А ларчик просто открывался» (PC WEEK/RE, № 35, 28.09.2004), наконец, произойдет в одном отдельно взятом коллективе, который много трудился и добился успехов в образовании и науке (как говорится, «везет тому, кто везет»), и мы получим ответ на вопрос, кому нужны IT-таланты, которые останутся жить, учиться и работать (в том числе, и в науке) в России (PC WEEK/RE, № 16, 10.05.2005).

А.А. Шалыто — докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой
«Технологии программирования» СПбГУ ИТМО. mailto:shalyto@mail.ifmo.ru