Многие считают, что вуз должен давать знания. Однако сегодня этого мало. Например, один очень талантливый и квалифицированный программист прошел четыре собеседования в известной и классной компании, но на пятой встрече его отвергли по Soft Skills. Они посчитали, что у молодого человека будут проблемы по нахождению общего языка с партнерами по команде.
Я обычно снижаю планку: Бог с этими Soft Skills, пусть человек хотя бы адекватным будет. При этом отмечу, что, если молодым людям не привести примеры неадекватного поведения, то они даже не поймут, о чем речь. Расскажу безобидную историю про неадекватность. Она, конечно, несравнима с ударом стулом по голове или прыжком из октагона в публику для того, чтобы еще раз подраться, но все-таки.
Акт первый. В десять вечера показываю аспиранту толстую бело-голубую книгу в твердом переплете «Глубокое обучение», первый автор которой – Гудфеллоу. При этом аспирант говорит, что знаком с этим человеком – они разговаривали на конференции. Занавес закрывается.
Акт второй. В одиннадцать утра следующего дня заходит тот же аспирант и практически требует, чтобы я показал ему книгу Николенко. Я знаю, что эта книга в синей мягкой обложке – половинной толщины от описанной выше – где-то у меня есть. Начинаю искать. Через пару минут аспирант раздраженно (видимо, считая меня полным идиотом) говорит: «Вы же мне ее вчера вечером показывали!» Конец. Занавес закрывается.
В такие моменты мне обычно ничего не приходит в голову, кроме как предложить молодому человеку сходить к психиатру и взять справку, что он болен, а больных можно и пожалеть – известно же, что «каша в голове – пища для ума».