Шалыто А.А.
В точке кипения



Седьмого ноября в «Точке кипения» в Санкт-Петербурге в рамках «Университета 20.35» прошло совещание «Национальная технологическая революция». Я принял участие в панельной дискуссии «Экспорт российского образования и формирование нового рынкаEduNet». В ходе обсуждения в основном звучали два термина: онлайн образование и продукты. Мне удалось выступить несколько раз по несколько минут, внеся когнитивный диссонанс в обсуждение.

Сначала я поставил вопрос о том, что понимать под образованием, и в качестве ответа рассказал про нашу статью о функциональном анализе «Зачем нужен функциональный анализ будущим специалистам по прикладной математике и информатике» (http://is.ifmo.ru/education/funkan/), которую только в сети «ВКонтакте» просмотрело более 2600 человек, намекая при этом на то, что мы понимаем под нормальным образованием для указанных специалистов, которые должны побеждать на рынке интеллектуального труда толпы кодеров из Индии и Китая.

Потом я сказал, что в последнее время от сильных мира сего поступило три сигнала, которые вряд ли укрепят наше образование. Во-первых, есть мнение, что не нужны физмат школы, а также математики и программисты (https://www.youtube.com/watch?time_continue=147&v=q97gwsHlk2M). Правда, не только я, но и министр просвещения Ольга Васильева (https://www.nakanune.ru/news/2018/11/07/22524017/), и вице-президент РАН Алексей Хохлов (https://www.nakanune.ru/news/2018/10/26/22523059/) не согласились с этим мнением.

Во-вторых, в одном из ведущих вузов страны решили полностью оказаться от чтения лекций (https://www.kommersant.ru/doc/3758336). И это не для школьников, чтобы больше привлечь их, а в университете, в который поступают одни из лучших детей страны.

В-третьих, недавно было предложено три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и ведущий. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть предметов онлайн-курсами, которые разработают ведущие вузы. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. Обладателями аккредитации ведущего университета будут только те вузы, которые обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории (https://www.kommersant.ru/doc/3760230).

В Дальневосточном федеральном университете уже попробовали использовать предложенный подход: высшую математику первокурсникам Инженерной школы дистанционно преподает лектор из МГУ, и не потому, что своих преподавателей мало, а потому что «высокий статус федерального университета позволяет использовать те или иные образовательные технологии». Все было бы хорошо, но уровень подготовки студентов не позволил им нормально воспринимать эти лекции (https://www.nakanune.ru/articles/114512/).

После этого я высказал мнение, что хорошее онлайн-образование бывает обеспечить труднее, чем офлайн-образование. В нашем университете под руководством чемпиона мира по программированию Максима Буздалова на платформе edX был разработан курс: «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» (https://www.edx.org/course/how-win-coding-competitions-secrets-itmox-i2cpx-0
), у которого было более 45000 (!) иностранных слушателей (с учетом второго запуска – 65000). Курс, кроме лекций, содержал еще домашние задания. 

Первые дни после старта курса Максим «жил» на форуме, отвечая в среднем на 50 (!) вопросов в день. При этом ему приходилось читать и править программы на разных языках, и много раз объяснять одно и то же. И такая загрузка была при условии, что доля выполнявших домашние задания от всех слушающих курс была незначительной. Если бы их было больше, с этим уже было бы не справиться.

Работа Максима вызвала у слушателей восхищение, а администраторы платформы edX сообщили о том, что они провели обширное исследование курсов, размещенных на платформе, опросили слушателей и составили перечень самых качественных курсов с точки зрения актуальности, популярности и уровня полученных слушателями результатов. Курс Максима вошел в этот список, и они предложили продолжить обучение слушателей на курсе, а также резко поднять стоимость сертификата. Но все это неважно, так как такое обучение поддерживать постоянно практически невозможно.

Один из моих учеников рассказывал мне, что он и его начальник проходили онлайн-обучение по машинному обучению, так как практические занятия с ними проводились индивидуально, и этот курс стоил очень дорого.

После этого я сказал, что продукты в обучении помогают далеко не всегда. Так я даже не слышал, чтобы с баскетболистами или с футболистами высокого класса проводили онлайн-образование, а для их обучения привлекают тренеров, работающих офлайн. Я также не слышал, чтобы с помощью продуктов учили мастеров фигурного катания, художественной гимнастики или синхронного плавания. Более того, советские тренеры по этим видам спорта уехали на постоянное место жительства в разные страны мира и готовят спортсменов других стран.

У нас же в рамках предложенной мною инициативы «Сохраним в университете лучших!» на кафедре постоянно работают пять чемпионов мира по программированию (включая двух двукратных), два призера чемпионатов мира по программированию и еще ряд других талантливых молодых людей, что позволяет нам проводить экспорт образования в области олимпиадного программирования в рамках «Всемирной школы программирования чемпионов мира из Университета ИТМО». При этом либо ребята ездят преподавать на неделю-две в другие страны, либо иностранцы приезжают на тот же срок к нам. Мы много лет тренировали студентов и школьников Швейцарии, а также студентов Бразилии, США, Китая, Франции, Испании и т.д.

Кроме того, под руководством нашего выдающегося преподавателя Андрея Станкевича уже много лет проходят две смены (примерно по 200 школьников) в Летней компьютерной школе и одна смена в Зимней компьютерной школе, и никому – ни родителям, ни детям – не приходила в голову мысль заменить эти офлайн-занятия каким-либо онлайн-продуктом.

А еще наши молодые люди поддерживают две магистерские программы на английском языке: одна – по машинному обучению, а вторая – по системной биологии и биоинформатике.

Я не против онлайн образования, но всему надо знать меру и сильно думать, где его применять! Например, мы несколько раз проводили дистанционное обучение олимпиадному программированию команд ряда российских вузов, однако дистанционно поддерживать мотивацию не очень сильных команд весьма трудно.

Кроме того, если некоторые провинциальные вузы и готовы к таким тренировкам, то только бесплатным, так как у них нет ни денег, ни спонсоров. При этом оплата в 30 тысяч рублей в месяц за два пятичасовых занятия в неделю приводит их в оторопь, так как это соответствует месячной зарплате программиста в 120 тысяч рублей. И это действительно так: либо молодой талантливый человек будет заниматься преподавательской деятельностью за достойную оплату, либо пойдет работать в промышленность, в то время как многие в вузах привыкли к нищенским зарплатам.

После окончания дискуссии ко мне подошел молодой предприниматель в области образования, закончивший не так давно МГУ, и сказал: «ИТМО – это круто. Продолжайте свою работу, пожалуйста». Мы и не собираемся заканчивать.

Моя 3D-фотография, снятая в «Точке кипения», приведена здесь: https://www.youtube.com/watch?v=BdVoMa00EmU&feature=youtu.be