УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Заерзал, или Белое и Черное (версия для печати)


Заерзал, или Белое и Черное



А.А. Шалыто

Скульптор Эрнст Неизвестный, которого в свое время в московском «Манеже» за формализм по подсказке «правильных художников» Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев раздолбал, по просьбе семьи создал Хрущеву надгробный памятник из белого и черного мрамора на Новодевичьем кладбище. Это было связано с тем, что Никита Сергеевич, как и многие другие люди, бывал и «черным», и «белым». Снижу пафос и от Первого секретаря перейду к студенту.

Жил-был студент, которого хвалили, в том числе и за то, что он занимался наукой. Однажды я пригласил его прочесть в рамках моего курса три лекции, что он сделал блестяще. Молодой человек не только глубоко знал предмет, но и «горел», рассказывая о нем, что бывает крайне редко. После этого до меня стали доходить слухи, что он все реже появляется на занятиях и в научной лаборатории, о чем при очередной встрече я не преминул ему сказать. На следующий год я снова пригласил молодого человека, и он также блестяще прочел две лекции, после которых я вновь призвал его уменьшить степень разгильдяйства. Естественно, что он пообещал сделать это.

Его борьба с разгильдяйством была трудной, но особенно она усложнилась после женитьбы, что легко было понять по фотографиям на его странице «ВКонтакте». Он как-то защитил бакалаврскую работу и поступил в магистратуру. Как он после этого учился, я не знаю, но в лаборатории молодой человек практически не появлялся, однако по науке что-то делал.

Его невеста, которая стала женой, училась в нашем Университете, и я знал ее по фотографиям «ВКонтакте», поэтому, пару раз случайно встретив ее, просил передать молодому человеку, чтобы он появлялся в лаборатории. Она, естественно, обещала. Несмотря на то, что мои краткие беседы с девушкой были в разных ее статусах – невесты и жены, результат был одинаков – никакой.

Потом для меня разорвавшейся бомбой стало соавторство молодого человека в статье в журнале Nature Biotechnology с такими (!) показателями: 2-year IF: 31.864, 5-year IF: 45.117, SJR 2018: 14.57, которые мне и не снилась.

Через некоторое время мне кто-то сказал, что молодого человека отчислили с ... шестого курса – за полгода до защиты магистерской квалификационной работы. Я и «бровью не повел» на это сообщение, так как уже неоднократно предупреждал это семейство, что его главе пора браться за ум, однако все-таки поинтересовался как это произошло. Оказалось, что у молодого человека было всего три не очень серьезных «хвоста», в том числе один – за пятый курс, но так как у нас на факультетах закрыли деканаты, введя общий студенческий «деканат» на весь университет, то его «вероломно», без «объявления войны», не предупреждая кого-либо, отчислили!

После этого мне позвонил его начальник по лаборатории и попросил помочь. Я послал его, так как в свое время помогал суперталантливым разгильдяям, имевшим и большее число «хвостов», но те хоть как-то боролись за свою судьбу сами и просили о помощи до отчисления. Здесь же человека я не раз и по разным каналам предупреждал о возможных последствиях, но он никак не реагировал – ни тогда, ни сейчас. Во всей этой истории именно это меня и возмутило – абсолютное безразличие к своей собственной судьбе.

После этого молодой человек все-таки «заерзал» и позвонил мне. Я высказал ему все, что о нем думал, и послал его. Через некоторое время он вновь позвонил и сказал, что, если я за него поручусь, то якобы появляется путь к спасению.

Его наглость, видимо, связанная с «наивностью и невинностью», поразила меня, и я спросил, а какие-либо обязательства он собирается на себя взять? Тут удивился уже он и спросил: «А какие надо?». «По погашению долгов, написанию статей и преподаванию при необходимости», – ответил я. Через день бумага с обязательствами появилась. Я отправил его визировать ее, а после получения виз – к декану. На все это молодой человек потратил столько времени, что если бы в свое время потратил его на сдачу «хвостов», то, при его способностях, он бы давно от них освободился.

Однако от перестановки слагаемых только сумма не изменяется, а в жизни часто бывает не так: восстановиться он якобы сможет, но только на ... пятый курс – тот, с которого у него начал расти первый «хвост».

Итак, молодой человек получил не две штрафные минуты, как это было бы за нарушение правил в хоккее, а два дополнительных года «учебы»: будет время поучиться, позаниматься наукой и, возможно, попреподавать. Приставку «по» я очень не люблю, но когда дело имеешь с разгильдяями, то приходится ею пользоваться.

Аналогичные истории в моей жизни уже были. Расскажу одну. Студент занимался с нами наукой, потом пошел работать, забросив науку, а перед защитой магистерской диссертации вспомнил о ней и быстро написал работу на эту тему. Я как научный руководитель и рецензент оценили ее на «удовлетворительно». Хотелось думать, что это всех устроит, но у молодого человека, видимо, была какая-то договоренность с родителями о более высокой оценке за диплом, и он часа два канючил о повышении оценки. Больше всего мне запомнилось такое его предложение: при положительном решении проблемы он обязуется бесплатно проработать у нас год, продолжая исследования на эту тему. Я ответил, что у молодого человека год назад была возможность осуществить это желание, и не бесплатно, а за деньги, но тогда у него были другие приоритеты.

В конце нашей беседы я посоветовал ему перечитать басню Крылова «Стрекоза и муравей» или выучить ее наизусть, чего и другим разгильдяям желаю....

22.12.2019




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com