Я снова решил написать текст, который направлен против течения...
Многие в мире, особенно особенно на Западе, считают, что академическая мобильность (смена места учебы или работы) после завершения каждого этапа образования необходима. Естественно, такой путь возможен, а иногда без него и не обойтись – если необходимо работать, например, на коллайдере, то его вряд ли чем-то заменишь.
Однако, у такого подхода есть альтернатива. Известно, что в 60-х – начале 70-х годов прошлого века центр мировой математики находился на 12-16 этажах главного здания МГУ, где размещается мехмат. И это было достигнуто в условиях, когда никуда и практически никто, кроме некоторых академиков, не ездил.
Такая же ситуация была, например, в Новосибирске в Институте ядерной физики, который возглавлял Г.И. Будкер, ученики которого стали всемирно известными учеными, всю жизнь оставаясь в своем «родном доме».
Эти достижения во многом достигалось за счет формирования и сохранения «научных школ», не существующих «из-за постоянной езды» на Западе. Ими гордилась не только Российская империя, но и СССР, а теперь воспоминаниями о них гордится Россия, так как они обеспечивали связь времен. Можно сказать, что в целом мобильность и научные школы ортогональны.
Более образованный, чем я, Александр Тулупьев предположил, что в данном случае вместо термина «ортогональность» следует применять термин «дискорданность», который здесь понимается так: «Разнонаправленны: стабильное развитие и даже стабильное существование научной школы менее вероятны, если ее участники мобильны и обычно покидают школу на длительные сроки».
В нашей стране сначала поднялся «занавес», потом появилась мобильность, и в результате этих прекрасных действий научные школы уровня «Лузитании» Николая Николаевича Лузина в стране исчезли. У Людвига Дмитриевича Фадеева тоже была классная научная школа, но за несколько лет она, говоря интеллигентно, стала сильно децентрализованной.
А теперь «плохой» пример из последних. На чемпионате мира по программированию ICPC 2019 (https://icpc.baylor.edu/scoreboard/) команда KimChaek University of Technology из Северной Кореи заняла восьмое место (серебряная медаль), а команда Sharif University of Technology из Ирана – девятое (бронзовая болезнь), в то время как многие из других 126 команд, расположившихся ниже их в итоговой таблице, имели значительно большую свободу при проведении тренировок, включая участие в зарубежных сборах. Например, одна команда из Южной Кореи – Korea Advanced Institute of Science and Technology заняла только 24 место. Да и лучшая команда университета из Южной Кореи (Seoul National University) не далеко ушла от северокорейской команды, получив серебряную медаль и заняв седьмое место.
Не могу сказать, что мне нравятся Северная Корея и Иран, и я хотел бы там жить, но классные результаты могут достигаться разными путями, а не только «магистральным»... Если Вы думаете, что указанные успехи Северной Кореи и Ирана случайность, то это не так – школьники этих стран, в частности, завоевывают золотые медали на международных олимпиадах по математике: Иран – чаще, а Северная Корея – реже, но завоевывают...
13.04.2019