УНИВЕРСИТЕТ ИТМО | ||||
Главная / Премии / Заявка А.А. Шалыто
(версия для печати)
Заявка А.А. ШалытоОписание текущей ситуации и актуальность практики В настоящее время на разных уровнях, в том числе на уровне Президента РФ высказывается озабоченность резким дефицитом ИТ-специалистов, сильно сдерживающим как развитие ИТ-отрасли, так и переход страны в целом от сырьевого пути развития к цифровой экономике. Данная проблема обусловлена тем, что у молодых талантливых специалистов по информационным технологиям (в особенности программистов) не возникают проблемы с трудоустройством на высокооплачиваемую работу как в России, так и за рубежом. При этом, если ИТ-специалисты остаются работать в нашей стране, то отнюдь не в университетах, поскольку зарплаты в высших образовательных учреждениях невысокие в сравнении с университетами, находящимися в Европейском, Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах, более того бюрократическая система, вынуждающая тратить время на рутинную работу с бумагами, препятствует полной отдаче научной деятельности. Существует другая проблема – отсутствие в университетах профессоров-наставников, которые обеспечивают психологически комфортные условия и способствуют повышению мотивации талантливых молодых людей к передаче своих знаний следующим поколениям и научной деятельности, оставаясь на кафедре. Главной целью практики наставничества Анатолия Абрамовича Шалыто, базирующийся на кафедре «Компьютерные технологии», является сохранение талантливой молодых ИТ-специалистов в университете на постоянной основе. Это позволяет повысить уровень конкурентоспособности не только университета, но и экономики страны за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ высокого уровня, передачи знаний и навыков от «сохраненных лучших» к молодому поколению, тем самым подготавливая будущих высококвалифицированных специалистов, а также мотивирует команды Университета ИТМО на победы на чемпионатах мира по программированию.
Предмет наставничества Предмет наставничества заключается в выявлении и развитии талантов в индивидуальном порядке каждого конкретного студента/молодого ученого.
Задачи и функции наставников Основные задачи: помощь в подготовке индивидуальной траектории развития студента/молодого ученого. Функции: выявление и развитие потенциала обучающихся, мотивирование и стимулирование, формирование отношения к делу, создание психологически комфортных условий, повышение приверженности и лояльности к университету, установление доверительных отношений, поощрение достижений.
Требования к наставникам Главное требование, предъявляемое к наставнику: готовность отдавать все силы и знания для выполнения задач. Общий профессиональный стаж в области информационных технологий – не менее 10 лет. Общий стаж наставничества – не менее 4 лет. Личные качества: харизматичность, воля, порядочность, честность, профессионализм, авторитетность, развитые навыки прогнозирования и психолога.
Требования к наставляемым Практика предназначена для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры студентов и молодых ученых, обладающих талантом в области информационных технологий и желающих развиваться и упорно трудиться.
Механизмы отбора наставников/наставляемых и формирования наставнических пар Формирование наставнических пар базируется на взаимной заинтересованности в учебном процессе: наставник хочет найти талантливого студента, который сможет в будущем повлиять на развитие университета и науки, в то время как «подопечный» ищет в наставнике харизматичную авторитетную личность, которая способна привнести свой жизненный опыт и видение в личностное и профессиональное развитие. Между наставником и наставляемым устанавливаются доверительные отношения, которые способствуют обеспечению заинтересованного индивидуального подхода к таланту, создавая комфортную обстановку для его развития. Такая модель наставничества не только позволяет более полно раскрыть способности будущих лидеров в своей области, но и содействует удержанию их в университете.
Механизмы и инструменты наставничества Механизмы наставничества: индивидуальная интеракция, анализ личных потребностей и обстоятельств, мотивация, помощь в составлении индивидуальных планов развития. Главный инструмент наставничества - уникальность личности и характер наставника, чьи самосознание, индивидуальность, мудрость, целостность, опыт и интуиция питают талантливых студентов. Другими инструментами наставничества являются SWOT-анализ деятельности и личных качеств человека, обратная связь, отчет о результативности достижения поставленных планов. В рамках практики «Сохраним в университетах лучших!» кафедра «Компьютерные технологии» Университета ИТМО установила партнерские отношения с несколькими компаниями/индустриальными партнерами, которые оказывают финансовую поддержку в форме стипендий, а также вовлекают в реализацию совместных проектов. Так уже сохраненные А.А. Шалыто таланты, задействованы в следующих партнерских проектах: компания «JetBrains» - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и написание научных статей для российских и зарубежных журналов, компания «Mail.ru Group» - менторство стажеров. В свою очередь компании «Яндекс», «Тинькофф», «Транзас» и предприниматель Д.Занин выделяют стипендии для поддержки талантливых студентов/аспирантов в рамках наставнической практики «Сохраним в университетах лучших!».
Мотивация наставников Мотивация наставников следующая: - внесение личного вклада в сохранение и развитие талантливых людей, которые помогут университету и стране; - удовольствие от общения с молодыми поколениями, которые вносят свежий взгляд на сложившуюся ситуацию.
Обучение наставников В рамках данной практики опыт кафедры «Компьютерные технологии» показывает, что для вовлечения в практику наставничества специальное дополнительное обучения наставников не требуется.
Нормативная база Инициатива реализации практики наставничества реализуется в университете ИТМО при активной заинтересованной поддержке ректора.
Показатели оценки эффективности
1. Количество подопечных в год. С 2015 по 2017 год в рамках практики «Сохраним в университетах лучших!» – 28 студентов и молодых ученых. 2. Доля подопечных, оставшихся в университете после его окончания. С 2015 по 2017 год - 41,8%. 3. Количество и качество достижений. С 2015 по 2017 год в Университете ИТМО на кафедре «Компьютерные технологии» остались после окончания обучения 16 талантливых молодых ученых, всем из которых присвоили кандидатскую степень, а 7 стали лауреатами премий Президента и Правительства РФ в области образования. Наставляемые, которые еще обучаются по программам бакалавриата и магистратуры, участвуют в различных российских и международных конкурса/олимпиадах, так на чемпионате мира по программированию ACM ICPC они стали победителями семь раз, в том числе в 2015 и 2017 годах, а в 2016 получили серебряную медаль (при этом каждый человек в команде может участвовать в олимпиаде не больше двух раз). 4. Уровень востребованности образовательных программ университета среди абитуриентов. В 2017 году на 120 мест, выделенных кафедре «Компьютерные технологии», было принято 176 заявлений от олимпиадников. 5. Позиции в международных рейтингах, таких как Times Higher Education (THE). В 2016 году Университет ИТМО занял 56 место в предметном рейтинге THE: Computer Science, а в 2016 - 76 место. Тем самым досрочно дважды выполнил указ Президента РФ В.В. Путина о попадании в 100 лучших университетов мира, при этом А.А.Шалыто внес существенный вклад в эти достижения.
Ключевые показатели практики 1. Количество наставников в рамках «Сохраним в университетах лучших!» в 2017 году – 4 человека. 2. Количество подопечных в рамках «Сохраним в университетах лучших!» в 2017 году – 9 человек. 3. За время реализации практики, с 1998 по 2017 год, - около 128 наставляемых.
Ключевые факторы успеха
1. Харизматичная авторитетная личность наставника; 2. вдохновляющее видение наставника; 3. замотивированность как наставника, так и подопечного
Возможность тиражирования Тиражирование практики возможно для высших образовательных учреждений. Ключевыми факторами являются наличие уникальной личности наставника, передающего свое видение и вызывающего авторитет, и сформированной среды, ориентированной на выявление талантов.
Возможность масштабирования Наставник может работать с группой, численность которой не должна превышать 5 человек. Главный ключевой фактор – число наставников, способных, заинтересованных и вовлеченных наставлять студентов и молодых ученых.
Опыт в наставнической деятельности Анатолий Абрамович Шалыто, доктор технических наук, профессор, начал работать в Университете ИТМО в 1998г. и с 2004 г. по настоящее время является заведующим кафедрой «Технологии программирования» и профессором кафедры «Компьютерные технологии». За это время А.А. Шалыто проявил себя не только как высококвалифицированный преподаватель, но и как выдающийся наставник молодежи. Начиная с 2002 г., Анатолий Абрамович предложил и реализовал новый подход к обучению, позволивший выполнять курсовые проекты под руководством большому числу студентов (иногда превосходящему 50 человек), тратя на одного-двух человек по 10-15 часов. Каждый проект доводился до такого состояния, что мог выкладываться в Интернет на сайте http://is.ifmo.ru. На этом сайте присутствуют более 200 таких проектов, каждый из которых содержит программную документацию. За эту деятельность А.А. Шалыто в составе авторского коллектива в 2008 г. была присуждена Премия Правительства РФ в области образования. Наставничество Анатолия Абрамовича обеспечило Университету ИТМО беспрецедентное мировое достижение в области олимпиадного программирования – студенты кафедры «Компьютерные технологии» семь раз становились чемпионами мира (2004, 2008, 2009, 2012, 2013, 2015, 2017), пять раз получали золотую медаль, третье место (1999, 2001, 2003, 2005, 2007), два раза – серебряные (2000, 2016) и один раз бронзовые медали (2014). Эти успехи трижды отмечал Президент РФ В.В. Путин и трижды принимал победителей (Президент РФ Д.А. Медведев принимал победителей один раз). А.А. Шалыто был также наставником команды выпускников кафедры, получившей в 2009 г. Гран-при года молодежи "Прорыв", который вручил Президент РФ Д.А. Медведев за создание первого в мире 4G-коммуникатора "Yota". В 2015 г. награжден Почетным знаком святой Татияны в категории «Наставник молодежи». В рамках практики наставничества А.А. Шалыто «сохранил» для работы на постоянной основе на кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО четырех чемпионов мира по программированию, причем одного двукратного: Павел Маврин, чемпион мира 2004, член научного комитета Международной олимпиады школьников по информатике; Максим Буздалов, 2009, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства России в области образования 2016; Нияз Нигматуллин, 2012, 2013 – (более, чем двукратным чемпионом мира в программировании быть нельзя, таких людей в мире всего лишь шестеро - все из Санкт-Петербурга: четверо с кафедры КТ, двое из СПбГУ); Артем Васильев, 2015 - и двух призеров этих чемпионатов - Андрей Станкевич, 2000, 2001, кандидат технических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования 2003, тренер всех команд по программированию Университета ИТМО начиная с 2001 года, председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по информатике и программированию; Георгий Корнеев, 2000, 2001, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства России в области образования 2008, председатель жюри и директор четвертьфинала чемпионата мира по программированию. Кроме них на кафедре на постоянной основе работает более 13 выпускников кафедры «Компьютерные технологии», которых хоть сегодня возьмет на работу любая ИТ-компания мира. Упомянутые достижения позволили обеспечить высококачественный процесс обучения студентов и школьников. При этом в международной лаборатории «Компьютерные технологии», созданной при кафедре, наставником которой является А.А. Шалыто, проводятся исследования в таких областях как системная биология, эволюционные алгоритмы, машинное обучение, включая глубокие нейронные сети, дискретная оптимизация и технологии программирования. Высокий уровень исследований (публикации в таких журналах как, например, "Science", "Cell", "Immunity") позволил Университету ИТМО занять 56 место среди университетов мира по Computer Science (CS) в рейтинге THE за 2016 и 76 место по CS в этом же рейтинге - в 2017.
Характеристика личных качеств Анатолий Абрамович Шалыто несомненно является уникальным человеком. Он постоянно ведет активную и плодотворную научную и наставническую работу с молодежью. Его личность, содержащая такие качества как харизма, воля и профессионализм, стала вдохновением для многих студентов. А его отношение к своим «подопечным» приятно удивляет – в тот момент, когда А.А. Шалыто становится наставником нового таланта, он почти сразу же устанавливает доверительные отношения за счет своей харизмы и начинает пествовать его как своего ребенка. В первую очередь он деликатно узнает, о жизненной ситуации «подопечного», затем помогает решить некоторые проблемы, так как проблемы личной жизни сильно отвлекают от профессиональной деятельности, после этого он, проанализировав личные и профессиональные качества студента/молодого ученого, помогает ему построить свою траекторию развития. Во время становления «подопечного» Анатолий Абрамович также сильно ругает за проступки и еще сильнее хвалит за любые достижения. Являясь авторитетным человеком, его слушают даже самые гениальные студенты в области информационных технологий. Всегда полный энергии и энтузиазма, не отступающий перед трудностями, готовый в любой ситуации найти решение проблемы, А.А. Шалыто стал для студентов символом движения к поставленной цели.
| ||||
|