Луч света в темном царстве



Из статьи Ю. Бортнякова, опубликованной в издании «Техноподиум» № 23(426), с. 19-20

21-23 апреля Microsoft Research и Представительство Microsoft в России и СНГ провели вторую ежегодную конференцию «Технологии Microsoft в научных исследованиях и образовании» для исследователей, преподавателей высших учебных заведений и аспирантов, специализирующихся в области информационных технологий (ИТ).

Кроме пленарных заседаний были стендовые доклады российских ученых, где интересные темы можно было обсудить в узком кругу специалистов. К слову, у них было достаточно времени и места для встреч, так как конференция проходила в Зеленогорске.

Знакомясь со стендовыми докладами, я искал петербургских авторов. Нашел только двоих и оба от Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (знаменитого «ЛИТМО»). Поэтому я попросил автора одного из докладов, доктора технических наук, профессора Анатолия Абрамовича Шалыто рассказать, как сегодня живется и работается преподавателям и студентам. К тому же мы оба окончили ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), кафедру «Автоматика и телемеханика». Но я учился раньше и еще слушал лекции корифеев. Сегодня гранты и благотворительность немногочисленных спонсоров, участие в конференциях (их редко, как эту, полностью оплачивают организаторы) для большинства ВУЗов буквально «луч света в темном царстве». Наша беседа получилась долгая, с отклонениями, как это обычно бывает, когда разговариваешь с увлеченным, болеющим за дело, человеком. Поэтому ее пересказ пришлось сокращать, оставив лишь несколько эпизодов.

Я не думаю, что смысл высшего образования в пересказе известных фактов и теорий. Пересказывать следует в техникуме. Смысл настоящего высшего образования в воспитании, когда крупные ученые делятся своим опытом, пробуждая у студентов интерес к науке, исследованиям и желание идти дальше. На памятной доске Царскосельского лицея написано: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин». Не учился, а воспитывался! А у нас никто не занимается воспитанием. Сложилась очень плохая практика: прочел лекцию, провел семинар и побежал за деньгами. А преподаватель после лекции или семинара должен сесть и начать работать со студентам и получать за это достойные деньги!

Я патриот, поэтому на первой лекции спрашиваю: «Вы хотите в этой жизни что-то для своей страны сделать, придумать?» Студенты опускают глаза — люди перестали за последние годы верить в себя, окружающих, государство. Они готовы только честно работать, чтобы получать нормальную зарплату и хорошо жить. Ну, а операционные системы сделают за них в Microsoft, микропроцессоры — в Intel, телевизоры — в Sony, автомобили — в Toyota и т.д.

Говорят, что нет денег. Это не так! Денег много, но не всем хватает. Крейг Барретт, главный исполнительный директор Intel, говорит: «Вложения денег в инновации и исследования не должны зависеть от финансового положения фирмы. В противном случае фирма обречена!»

Я не понимаю, о чем думают наши Руководители. Без финансирования медицины, образования и науки не будет страны! Уже сейчас по уровню образования, числу публикаций на душу населения мы начинаем отставать даже от развивающихся стран.

А ведь талантливую молодежь все труднее привлекать в науку и исследования. Есть много других, менее тяжелых и более выгодных занятий. Вот и Билл Гейтс говорит, что ему все труднее находить талантливых людей, хотя он ищет их по всему миру.

Я недавно пытался добиться, чтобы двум молодым людям, призерам чемпионатов мира по программированию, которые готовили нашу команду к победе на очередном чемпионате мира дали государственные стипендии. Спонсоры приходят и уходят, а надо, чтобы талантливые молодые люди продолжали готовить новых незаурядных людей и не ушли в коммерческие структуры. Обещают, но «воз и ныне там».

Мне в жизни повезло, что я попал в «ЛИТМО», и не просто в «ЛИТМО», а на кафедру «Компьютерные технологии», где идет эксперимент по обучению талантливых студентов. Вначале я уговаривал их принять участие в научной работе. Бесполезно! У них есть свои проблемы.

Сейчас я перестал их уговаривать, и поступаю в соответствии с анекдотом. Один мужик спрашивает у другого:
— Как тебе удается от такой плохонькой коровы получать столько молока?
— Это очень просто: я ее каждое утро спрашиваю: «Что будешь давать — мясо или молоко?»

Конечно, так можно поступать только с очень талантливыми людьми. У них есть много «молока». Для этого необходимо сесть, себя не жалея, никуда не бежать и выжимать «молоко» из себя и из них. Сначала многие сопротивляются, а потом говорят «спасибо».

Студенты все куда-то бегут. Про бывшего Президента академии наук СССР А.П. Александрова говорили, что он никогда не торопился и поэтому никуда не опаздывал. Ребята все время торопятся и поэтому могут по большому счету никуда не успеть.

Я не смог справиться с двумя аспирантами, так как они очень хотели «жить» и им было практически не до меня. Поэтому я взял 60 студентов и аспирантов, и каждый из них один раз в два месяца может посвятить мне три часа. Я попросил их сделать курсовики по моей технологии Автоматного программирования. Теперь они ходят ко мне как по конвейеру шесть дней в неделю до тех пор, пока работа не приобретет такой вид, что ее не будет стыдно выложить в интернет. Сейчас рога и копыта, пух и перья я не принимаю, а советую отдать их кому-нибудь другому. Еще я председатель Государственной аттестационной комиссии, так что деваться им некуда.

Законченные работы выкладываются на сайт http://is.ifmo.ru. Сейчас выложено 50 проектов, и меня спрашивают: «Кто за студентов писал эти работы?» Сами писали, но работать с ними пришлось очень много. За зарплату в 6000 руб. грязными профессору так работать, можно только имея очень большой энтузиазм, но энтузиастов становится все меньше и меньше, и не только среди студентов, но и среди преподавателей.

Как должно быть организовано образование у нас, в чем здесь социальная справедливость? В том, чтобы дети могли получить образование независимо от состоятельности родителей. Дети должны брать кредит, учиться, а потом достаточно зарабатывать, чтобы отдать его. Особо одаренные могли бы учиться, как и во всем мире, бесплатно — за счет университета или государства.

Образование должно быть платным. Это единственный путь спасения, но платить должны люди сами после окончания университета в течение многих лет или фирмы, которые их взяли на работу. Как решить эту задачу, я не знаю, но это и не задача профессора по программированию.

Зачем я все это говорю? Такой вопрос задали когда-то одному миссионеру: «Ведь тебя никто не слушает, тебе не изменить мир?» Он ответил: «Я это делаю для себя, чтобы мир не изменил меня».

Как я уже сказал, изложение моей беседы с профессором Шалыто я сильно сократил. Однако, надеюсь, вы поняли, Анатолий Абрамович — большой оптимист. Как и все люди, увлеченные своей работой, особенно учителя и преподаватели, которые наряду с врачами и офицерами в России получают меньше всех.