Александр Семенович Кронрод (1921-1986) со студенческой скамьи
ушел добровольцем на фронт. Через три года, после тяжелого
ранения, вернулся и снова стал студентом. А еще через пять лет -
доктор наук, математик, лауреат Сталинской премии.
И вдруг полностью переключился на программирование.
Кстати, через двадцать лет он точно так же покончит с
программированием и займется лечением рака.
Стоит ли удивляться, что опять - с успехом.
В.Л. Арлазаров
Кронрод А.С. Беседы о программировании. М.: УРСС, 2001.
Хорош тираж - 500 экз.!
Теперь все компьютеры иностранные, все "говорят" по-английски.
И даже алгоритм Адельсона-Вельского и Ландиса, который у нас
кратко называют АВЛ, теперь часто читают как АБЛ.
PS. Из предисловия к книге.
Выберите такую задачу, какую захотите. А после забудьте о том,
почему выбрана именно эта задача. И что рядом есть другие
ничуть не хуже. Решайте ее так, как будто в ней сосредоточен
весь смысл вашей жизни. И тогда (м о ж е т б ы т ь) услышите
шелест синекрылых птиц. А иначе (н а в е р н я к а) не будет
ничего.
PS. Мне кажется, что в этой цитате слово "задача" можно
заменить на слово "женщина" или "мужчина".
А ищи всех паче
Разума в задаче.
Магницкий
PS. Эпиграф почти ко всем беседам в книге.
Для настоящего математика понятия много
оборудования и мало оборудования - звук пустой.
Различаются лишь конечное и бесконечное.
... решить вопрос хотя бы с точки зрения чистого математика,
то есть за любое конечное время (черт с ними, со
звездами, пусть гаснут).
Спросите его, как он нашел решение. Только пусть он не
приводит доказательства правильности своего решения, а
расскажет, как он к этому решению пришел.
Вряд ли ответ будет вразумительным. .... А если вспомнить,
что во время решения было в голове, получится еще удивительней.
Отрывки неясных и простых образов и .... пустота. Какой
напрашивается вывод? Мне кажется возможным только одно:
человек считает и думает над трудным не одним и тем же
органом, а разными.
Когда он считает - это медленное думание, будем называть
сознанием. А теперь - про быстрое думание (над
трудным, например над распознаванием образов). Назовем
его условно подсознанием.
Не позволяя сознанию задать подсознанию новые задачи, мы
не отвлекаем его. Это, наверное, и значит - сосредоточиться.
Человек вовсе не медленно обучается. По крайней мере тому,
что идет через подсознание.
То, что не берется подсознанием, а потому воспринимается
с помощью сознания происходит медленно и трудно. Такие вещи
пришлось человечеству выделить как предмет
обучения.
Преимущество живого учителя перед книжкой, что он находит
какую-то узенькую щелочку, ведущую не в сознание, а
непосредственно в подсознание обучаемого. ... Хотя, нужно
сказать, что талантливо написанный учебник, по-видимому,
тоже как-то упрощает дорожку к подсознанию.
В общем здесь, по-моему, и лежит тайна педагогического
мастерства.
Я думаю, что человек думает по схеме полного перебора.
Конечно, со всеми отсечениями и улучшениями.
Е.М. Ландис думает по-другому. Он считает, что главное в
мышлении - ассоциации. Что они обрезают лишние ветви в дереве
возможностей.
Наибольшие приложения дает просто Наука. Прикладная наука
дает для практики меньше. А иногда даже и не быстрей, чем
Наука просто. Может быть, оттого, что, поставив перед собой
задачу своей работой во что бы то ни стало помочь практике,
исследователь связывает себя лишними обременительными для
исследования условиями. Если повесить себе
на спину рюкзак, то в олимпийском
беге не победишь. В научном исследовании - тоже.
Это если цель - исследование. А вот если цель - донести
рюкзак, то тогда все выглядит как раз наоборот.
Прикладную науку отличить легко - по ее жухлым плодам.