Потенциал страны – в одаренных подростках



Школьные олимпиады, как и спортивные, формируют имидж страны. Внимание им, конечно, уделяется не столь много, как олимпийским играм, поскольку зрелищность не та, но интеллектуальный потенциал страны можно оценить именно по числу одаренных подростков.

За последние пять лет на международных олимпиадах наши школьники получили 30 медалей по математике, 28 – по астрономии, 22 – по физике, 20 – по химии и информатике, 16 – по биологии (всего 136 человек). И это еще не полный перечень их достижений.

Чтобы дойти до международного уровня надо пройти четыре тура – школьный, муниципальный (районный или городской), региональный (областной) и всероссийский. Всероссийские олимпиады проводятся по 20 предметам. До Всероссийского уровня доходят четыре – пять тысяч человек, из них 2,5 тыс. становятся победителями и призерами, которые могут быть зачислены в вуз вне конкурса. Это на всю Россию, все ее вузы.

Специалистов заботит уровень участников. Талант остается талантом в любых обстоятельствах, но нужна еще и соответствующая подготовка. С этим дела обстоят хуже. Особенно это касается точных наук., так как школах большинство сдает ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. А еще и демография – в этом году выпускников школ будет на 400 тыс. человек меньше, чем в прошлом, а значит и число одаренных детей сократится.

Нужно больше привлекать внимания к школьным олимпиадам, сделать участие в них престижным, так речь идет о будущем России.

По математике первая международная олимпиада прошла в 1959 г. (в ней принял участие и СССР). На олимпиаду по физике наши школьники выезжают с 1968 г., по химии – с 1971 г. В 1989 г. была организована олимпиада по информатике, в 1990 г. – биологии. С 1996 г. наши школьники успешно выступают на олимпиаде по астрономии, а с 2000 г. – по географии, с 2003 г. _– российские юниоры выступаю на естественнонаучной олимпиаде, которая сразу требует знаний по физике, химии и биологии.

В СССР и России международные олимпиады проходили семь раз: четыре – по математике (последняя в 1992 г.), две по физике (последняя в 1979г.) и одна по химии в 2007 г.

Филин К. Интеллектуальный резерв. Известия. 22.04.2010

P.S. Кудрявцев Н. – ректор МФТИ, председатель оргкомитета Всероссийских олимпиад. Для успеха на олимпиадах должны быть природное дарование и увлеченность предметом. Если школьник прошел все олимпиады и попал сборную страны, мы этих ребят начинаем тренировать. Два раза в год, зимой и летом, проводятся сборы, каждый длится месяц. Тренируем около 30 человек по каждому предмету и из них для участия в международных соревнованиях отбираем пять–шесть человек. Китайцы тренируют свои сборнык по полгода. А мы – суммарно полтора-два месяца в год с интервалом. Наши методисты считают, нужно увеличит тренировки еще недели на две.

Восточные команды стремятся к победе как в профессиональном спорте. У нас подход несколько мягче. Я сторонник нашей системы, она более гуманна по отношению к школьникам.

Если наша система преподавания склонна к негативной мотивации (не сделал – получи двойку), то олимпиады дают позитивную мотивацию – пробуждает соревновательный дух.

В 2009 г. по всем восьми национальным сборным было 37 участников, из которых 33 получили медали.