ШАЛЫТО А.А. Нас не мало – нас не трое



Поэт Борис Пастернак в 1921 г. написал стихи, которые начинаются словами: «Нас мало, нас трое … ». При этом искусствоведы полагают, что там речь шла об авторе этих стихов, Осипе Мандельштаме и Марине Цветаеве.

Почти через сорок лет, в 1960 г. другая выдающаяся поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение «Нас четверо», добавив себя в этот список.

Через год после Ахматовой, молодой Андрей Вознесенский так написал о выдающихся представителях своего поколения: «Нас много – нас четверо», имея в виду себя, Беллу Ахмадулину, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского (некоторые считают, что Булата Окуджаву).

А теперь о кафедре «Компьютерные технологии» СПбГУ ИТМО, которую в 1991 г. создали Владимир Васильев (ныне ректор нашего университета и заведующий этой кафедрой) и Владимир Парфенов (ныне декан факультета «Информационные технологии и программирование»).

Они, работая в техническом вузе, известном подготовкой инженеров для оборонного комплекса страны, неожиданно для всех стали отбирать по всей стране и приглашать на учебу в университет ИТМО школьников, одаренных в области точных наук и программирования, для подготовки высококвалифицированных программистов и научных работников. С целью дальнейшего привлечения одаренных школьников для обучения на кафедре, В. Васильев и В. Парфенов также организовали студенческие командные чемпионаты страны по программированию. Это позволило командам российских университетов очень быстро выйти на мировой уровень в указанной области. Уже в 1999 г. впервые в истории проведения чемпионатов мира по программированию две команды одного города попали в десятку сильнейших (СПбГУ ИТМО – третье место, СПбГУ – девятое), да и уже в 1998 г. дела российских команд обстояли неплохо – СПбГУ заняло второе место, СПбГУ ИТМО – одиннадцатое. За успехи по олимпиадному программированию В. Васильеву и В. Парфенову в составе авторского коллектива была присуждена премия Президента РФ 2003 г. в области образования.

Об этом времени поэт мог бы сказать: «их было мало – их было двое».

Конечно, в учебном процессе в то время принимало участие значительно большее число преподавателей. Кроме того, были достигнуты серьезные успехи в области научных исследований студентов. Однако практически все преподаватели работали по совместительству и проводили занятия «на бегу», а научные исследования выполнялись не по компьютерным технологиям, а по нелинейной оптике.

Образование «на бегу» так охарактеризовал академик РАН, генеральный конструктор атомных подводных ракетоносцев С. Н. Ковалев: «В этой ситуации еще как-то можно обучать, но нельзя воспитывать».

Все это время никто из выпускников не оставался работать на кафедре. Это затрудняло проведение учебного процесса по современным информационным технологиям и делало практически невозможными научные исследования в этой области, так как опора только на студентов весьма не надежна. Да и олимпиады по программированию было проводить трудно, так как без привлечения выпускников (ветеранов олимпиадного движения) это было не осуществить. «Исход» молодых людей из университета, как в прочем и из всех других университетов страны, связан с экономической ситуацией в стране. При этом, в отличие от СССР и многих других стран, работа в университетах стала малопрестижной.

В 1998 г. «нас стало трое». С первых дней моего появления в университете, я стал уговаривать студентов заниматься наукой в области технологий программирования, но эти уговоры ни к чему не приводили. Это во многом было связано с тем, что «нас было мало» – не было ни одного молодого человека (преподавателя, аспиранта или студента), постоянного работающего на кафедре.

В 2003 г. я начал использовать на третьем курсе при выполнении курсового проекта по автоматному программированию «конвейер», на котором практически каждый день «находились» один или два студента. Это позволило достаточно продолжительное время общаться с каждым из них, мотивируя их разными способами к занятию наукой, так как «в науке можно добиться многого, если «бить» студентами в одну точку» J.

Наконец, в 2004 г. «звезды на небе» сложились так, что нам удалось оставить для работы на кафедре сразу двух «звезд»: призеров чемпионатов мира по программированию 2000 и 2001 гг. Андрея Станкевича (1981 г. рождения), который к тому времени был уже лауреатом Премии Президента РФ в области образования (!), и Георгия Корнеева (1981), защитившего кандидатскую диссертацию в 2006 г.

Стало легче: «нас стало пятеро»!

При этом нам активно помогали еще два наших выпускника, которые, правда, не работали в университете на постоянной основе: лауреат премии Президента РФ 2003 года в области образования Роман Елизаров (1977) и Матвей Казаков (1979).

Со временем курсовые работы по автоматному программированию стали перерастать сначала в бакалаврские работы, а затем и в магистерские и кандидатские диссертации, и мы смогли выиграть и успешно выполнить в 2005–2008 гг. три государственных контракта по автоматному программированию. Отмечу, что эти работы проводились в рамках Федеральных целевых научно-технических программ по Приоритетным направлениям развития науки и техники в РФ.

Параллельно с этим командами, сформированными из студентов кафедры, были достигнуты выдающиеся успехи на студенческих командных чемпионатах мира по программированию: они два раза стали чемпионами мира (2004, 2008 гг.), пять раз заняли третьи места (1999, 2001, 2003, 2005, 2007 гг.) и один раз – четвертое (2000 г.)

В 2008 г. наша работа получила высокую оценку – В. Н. Васильеву, В. Г. Парфенову, А. А. Шалыто, Г. А. Корнееву и М. А. Казакову была присуждена премия Правительства РФ в области образования. При этом отметим, что в момент получения премий А. Станкевичу было 22 года, Р. Елизарову – 26 лет, Г. Корнееву – 27 лет, а М. Казакову – 29 лет! Ни на одной кафедре, ни в одном университета страны нет такого числа лауреатов этих престижных премий, полученных в столь молодом возрасте!

В этом же году я организовал движение «Сохраним в университетах лучших!», смысл которого состоит в том, что лучшие должны работать ни где-нибудь, а в университетах, а ИТ-компании должны их там содержать. Это в нынешних экономических условиях позволит обеспечить качественную подготовку студентов, которая будет проводиться не «на бегу», а на постоянной основе, как это было на лучших кафедрах советских вузов!

В 2009 г. команда, сформированная из студентов нашей кафедры, третий раз стала чемпионом мира по программированию! Победителей принял Президент РФ Д. А. Медведев, который проводил аналогичную встречу в 2007 г., а Президент РФ В. В. Путин – в 2004 г.

На встрече, которая проходила 6 мая, Президент РФ Д. А. Медведев одобрил движение за сохранение в университете лучших.

За счет поддержки группы компаний Транзас (президент – Николай Лебедев), ООО Скартел (генеральный директор – Денис Свердлов), компании JetBrains (генеральный директор – Сергей Дмитриев) и компании ДевиноСМС (генеральный директор – Павел Ушанов), нам удалось сохранить на кафедре Павла Маврина (1984) – лауреата премии Президента РФ, отмеченного этой высокой наградой в 2002 г. за успехи на международной школьной олимпиаде по информатике, который стал чемпионом мира по программированию в 2004 г., Федора Царева (1986) – стипендиата Президента и Правительства РФ, чемпиона мира по программированию 2008 г., а также Максима Буздалова (1987) – чемпиона мира по программированию 2009 г. И это еще не все талантливые молодые люди, постоянно работающие на кафедре. Кроме того, у нас по совместительству работает несколько наших воспитанников – молодых кандидатов наук.

Сегодня мы с гордостью можем сказать: «нас не мало – нас не трое» !

Это позволяет уверенно смотреть в будущее, так как на кафедре, наконец-то, работают молодые преподаватели, которые ведут учебный процесс по основным курсам информатики и программирования, занимаются научными исследованиями, проводят олимпиады по информатике и программированию всех уровней для студентов и школьников, а также готовят команды для участия в этих соревнованиях.

Наличие авторитетных в России и в мире молодых преподавателей, широко известных в области олимпиадного программирования, позволяет также надеяться на то, что к ним «потянутся» и другие талантливые молодые люди, что обеспечит нормальную жизнь кафедры на долгие годы и вернет престиж работе в университете!