УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / ШАЛЫТО А.А. ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ВЗРОСЛЫХ? (версия для печати)


ШАЛЫТО А.А. ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ВЗРОСЛЫХ?



Однажды один молодой человек, услышав, как я кого-то воспитываю, спросил: "Зачем Вы воспитываете взрослых?". Я ответил ему. Теперь, если вам интересно, об этом можете узнать и вы. При этом отмечу, что события, иллюстрирующие мой ответ, произошли со мной менее чем за неделю.

Круг людей, с которыми я каждый день общаюсь, состоит из следующих категорий взрослых:

  • "продвинутые" студенты;
  • аспиранты, защитившиеся под моим руководством;
  • наши выпускники;
  • все остальные, с кем сталкивает судьба.

С первыми двумя категориями взрослых все обстоит просто. В Законе РФ "Об образовании" 1996 года сказано, что "образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения". При этом, несмотря на то, что после этого было принято более 25 поправок в этот закон, порядок выделенных слов не изменился. Являясь законопослушным гражданином, я выполняю требование закона! Приведу пример, к чему иногда приводит "промывание мозгов" толковым молодым людям.

В субботу пришли два студента, которые принесли выполненную работу. Я стал советовать, как ее улучшить, но каждое мое предложение вызывало изменение выражения лица одного из них, которое явно его не украшало. Я посоветовал ему не реагировать так остро на мои просьбы, так как частые гримасы могут отразиться на его лице так, что ему придется делать пластическую операцию. После этого, я их воспитывал еще примерно час, сам не до конца понимая, зачем это делаю. При этом, правда, меня не оставляла мысль, что так как ребята продвинутые, они в конце концов что-нибудь толковое скажут. Однако они вместо этого, посматривали на часы, и было видно, что хотели только одного - оставить меня один на один с моими нравоучениями. Вдруг произошло то, ради чего я их мучил: один из них сказал, что у него (кстати, в отличие от меня) приняли доклад на крупную международную конференцию. Я попросил с этого момента начать рассказывать по подробнее и узнал, что он мне не рассказал об этом раньше, так как ему другой очень толковый студент сказал, что в кризис никто не даст столько валюты, сколько требуется на оргвзнос. Откуда этот толковый студент знал, что мы не дадим денег, одному богу известно: просто они, поэтому и считаются толковыми, что все про все знают, и вместо того, чтобы спросить у старших, создают модель окружающего мира сами, которая, естественно, не всегда оказывается правильной.

На этом воспитание этих "бойцов" окончилось, и мы быстро решили вопрос об участии в конференции, а под "раздачу" должен был попасть молодой человек, который ошибся при моделировании рассмотренной ситуации. Однако его, к счастью, в этот момент в городе не оказалось, так как он, не посоветовавшись со мной, обратился непосредственно к декану и уехал в командировку. Ясно, что свою порцию "воспитания" он еще получит, а сейчас перейдем к другой категории граждан, с которыми я часто общаюсь. К ним не применим закон "Об образовании", и их, казалось бы, можно было оставить в покое, но у меня это не получается, по той причине, что мне не нравится подставлять вторую щеку, когда я получаю по первой. Более того, мне не нравится получать по "морде" даже и в первый раз.

Итак, один молодой человек, успешно защитивший (во многом благодаря моим усилиям) кандидатскую диссертацию 22 октября, с Новым годом меня уже не поздравил. Я написал рассказ, в котором, в частности, было описано это, и послал ему. Вскоре я получил ответ, что он был неправ. Нельзя сказать, что я был уверен, что это в нем что-то изменит, но был почти уверен, что он сам в тот момент верил в это. Прошло не так много времени, и он "прокололся" вновь: забыл позвонить мне о том, что его утвердили, и я узнал об этом от других людей. Когда я позвонил, чтобы поздравить молодого человека, то, естественно, не забыл и про воспитание. При этом молодой человек не сказал, что он не мог до меня дозвониться и еще что-либо в этом духе, а вновь промямлил, что он "козел", о чем я и сам уже стал догадываться.

Приведя примеры моего общения с "ближним кругом", перейду к рассказу об общении с людьми, двум из которых в свое время помог стать магистрами, а третий гордо закончил университет лишь бакалавром. С двумя из них я общался очно, а с третьим - через посредника.

Первый хотел бросить университет, защитив бакалаврскую работу, но я, после долгого "воспитания", убедил его стать магистром и согласился быть его научным руководителем. Защитив магистерскую диссертацию, он даже не сообщил мне, какую оценку получил. Прошло три года, и я вдруг получил письмо, в котором он сообщил, что был тем самым животным с рогами, о которое упомянуто выше, и хочет прийти ко мне пообщаться. После нескольких звонков, мы договорились на субботу, так как этот день был удобен обоим. Я, как обычно, был на работе, так как там всегда найдется что делать. Поэтому не был особенно расстроен, когда молодой человек позвонил и сказал, что ему сегодня не удастся приехать, не указав при этом ни одной уважительной причины, которой, я думаю, и не было. Я поблагодарил "мальчика" за то, что он хотя бы позвонил, и немного повоспитывал его, сообщив, что я три года не видел его и как-то выжил, и надеюсь прожить еще некоторое время без него, как, впрочем, и он без меня. Только не понятно, зачем следовало затевать весь этот сыр-бор.

А теперь о втором "бойце". То, что он обещает и почти никогда не выполняет обещания, я знал уже много лет, но когда он сказал, что пришлет письмо минут через десять, а не прислал и через несколько дней, чаща моего терпения переполнилась. Мы все-таки встретились, и я спросил молодого человека, не болен ли он? Название этой болезни я не знал, но ее симптомы были хорошо известны - обещать и даже не думать выполнять обещанное. Я пояснил, что это похоже на клептоманию - человек просто не может не воровать. После этого я попросил молодого человека признаться, что он болен, и пообещал в этом случае больше никогда не воспитывать, а только жалеть его. Когда я произнес эти слова, молодой человек посмотрел на меня из подлобья и сказал: "Не надо меня жалеть!".

Еще один "герой", который у нас учился, завел с другим моим знакомым разговор том, что автоматное программирование, которое я предложил, напоминает лобзик с помощью, которого что-то скромное можно сделать, но не более того. Когда этот знакомый, ничего не понимающийся в программировании, спросил у меня, что так ли это, я сначала ответил по существу, а потом сказал, чтобы было бы неплохо, если бы разгильдяй про "лобзик" рассказал непосредственно мне, и попросил напомнить ему, что на работу в университет меня устроил не он, а его на шикарную работу устроил именно я, но за это ни от него, ни от его друзей - других наших выпускников, работающих с моей подачи там же, я никогда не слышал ни слова благодарности.

А теперь случай с человеком из дальнего круга. В пятницу этот человек позвонил и попросил об одном одолжении. Мы договорились, что он позвонит в понедельник или во вторник для того, чтобы окончательно договориться о встрече на субботу, на которую я должен был пригласить несколько наших выпускников. Раньше я, конечно, встречал взрослых людей, которые, не сдержав своего слова, спрашивали меня: "А ты, что действительно придашь значение словам?", но эти люди, в отличие от звонившего, не были бизнесменами. Я надеюсь, что вы уже поняли, что я не без греха, и действительно придаю значение словам. Поэтому, когда мой новый знакомый позвонил мне вечером в четверг, мне ничего не оставалось как немного повоспитывать его, объяснив разницу между вторником и четвергом в жизни людей, у которых могут быть свои планы на субботу!

Все. За эту неделю больше никого мне воспитывать не приходилось, и в воскресение я мог набраться сил, чтобы быть готовым к новым встречам с людьми, которым на тебя наплевать, но с которыми по тем или иным причинам приходится общаться!

Закончу притчей. Посреди площади стоит человек и призывает прохожих к высокому и вечному. Однако им явно не до него, причем настолько, на сколько было не до учительницы биологии одноклассникам моей дочери, которая на родительском собрании рассказывала, что на уроках она чувствует себя как на вокзале, на котором окружена людьми, бегущими в разные стороны. К проповеднику подошел мальчик и спросил: "Дяденька, ты напрасно стараешься - тебе не удастся изменить мир!" Мужчина немного подумал и ответил: "Мальчик, я не собираюсь изменить мир, я просто не хочу, чтобы мир изменил меня!"




© 2002—2017 По техническим вопросам сайта: vl.ulyantsev@gmail.com