УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Педагоги и наставники бывают разными (версия для печати)


Педагоги и наставники бывают разными



А.А. Шалыто

Один мой бывший ученик пытается меня учить, как надо вести себя, хотя, как оказалось, самому важному мне его научить не удалось. Я и сам знаю, что хорошо всегда быть «белым и пушистым», но в жизни, чтобы достичь чего-то серьезного так получается не у всех и далеко не всегда.

О некоторых аспектах преподавательской, наставнической и тренерской деятельности я уже писал, например, в таких текстах, как «Вы их бьете?» (http://is.ifmo.ru/belletristic/kick/) и «Об общении с молодежью» (http://is.ifmo.ru/belletristic/2017/Ob_objsenii.docx). Еще несколько историй и мнений на эту тему.

Константин Хабенский рассказал, что из всего сказанного ему Олегом Табаковым, ему душу особенно запали следующие слова: «Пора мотор из жопы-то вытаскивать». Так мэтр посоветовал ему от активности действий переходить к чему-то более осознанному.

В апреле 2018 г. звание «Герой Труда Российской Федерации» получил выдающийся тренер – Николай Карполь. Этому не помешало его отнюдь не джентельменские отношения с девушками-волейболистсками. «Его спросили: «Разве можно настолько эмоционально общаться с командой? И как можно кричать на женщин?» Он ответил: «На них надо орать, поскольку только так я могу воздействовать на команду, помочь выправить положение, добиться результата. Но я никогда не стремлюсь унизить или оскорбить игрока. Никогда не забываю, что имею дело с женщинами».

Его слова подтверждает двукратная олимпийская чемпионка Свыетлана Мастеркова, которая считает, что для спортсмена неважно какие звучат слова, важна только интонация. «Для того чтобы управлять женской командой, надо обладать женской интуицией или быть гениальным, как Николай Карполь. Иначе, они не пойдут выигрывать, не будут сражаться, а если надо и умирать на спортивной площадке».

«В Австралии никто не позволит тебе жестко разговаривать с детьми, как это позволяют себе тренеры в России. Подобное обращение воспринимается как оскорбление, а вовсе не как переживание за общее дело. Правда, и результаты при этом далеки от олимпийских побед. В Германии высокий уровень жизни. Люди обеспечены, они живут и наслаждаются жизнью, а не пытаются кому-то что-то доказать и всеми возможными способами выбиться в люди».

С каждым годом число молодых людей, которые много о себе мнят, становится все больше. В этой ситуации корректность соблюдать очень легко, если не соприкасаться с ними. В противном же случае дело обстоит не так просто – все зависит от обстоятельств. Как Вы думаете, поведение на занятиях аэробикой и при восхождении на Эверест подчиняется одним и тем же этическим нормам?

Для меня ответ прост. Я сразу вспоминаю анекдот про то, как один из электриков сверху капнул раскаленным оловом на голову другого, а тот, вместо того чтобы выругаться, сделал замечание своему коллеге в необычайно интеллигентной форме. Это потому и анекдот, что в жизни такого не бывает.

Вернемся к аэробике и Эвересту. В первом случае все стараются сделать друг другу «приятно», в то время как при восхождении на высочайшую гору отношения между людьми могут быть совсем иными. Мне кажется, что сегодня молодых людей воспитывают так, как будто они всю жизнь будут заниматься «аэробикой», но часто такая модель не работает.

Выдающиеся тренеры мотивирует своих учеников на победы по-разному. Андрей Станкевич всегда корректен. Я думаю, что частично это связано с тем, что он не может воздействовать на своих ребят в ходе соревнований.

А слышали ли Вы как во время прямых телевизионных трансляций на весь мир на волейболисток орет их тренер Николай Карполь, а на гандболисток – Евгений Трефилов? Вы думаете, что они поступают так потому, что плохо воспитаны или у них не все в порядке с психикой? Возможно, это частично и так, но основная причина – в другом: эти выдающиеся тренеры таким образом мотивируют девушек на великие свершения, так как перепробовали за свою долгую жизнь множество разных подходов и в каждый момент применяют тот, который наиболее эффективен. При этом они обладают всем арсеналом воздействий на подопечных – от задушевного разговора до крика. На последней летней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро наши гандболистки победили, как они считают, в том числе и благодаря невероятному давлению на них Евгения Васильевича.

1.Виртуозно мотивировал свои команды и Анатолий Тарасов. Он мог в перерыве между таймами сбросить с себя шапку и шубу и запеть гимн Советского Союза. Тарасов заступался за своих ребят, когда судьи, по его мнению, их обижали. При этом однажды, например, увел с площадки своих хоккеистов несмотря на то, что знал – матч смотрит Генеральный секретарь ЦК КПСС. Он принуждал бегать хоккеистов на дикой жаре с отягощениями, и при этом, в отличие от указанных выше электриков, часто не был в своих высказываниях столь корректен, как они :-). Так мотивируя своих игроков, Анатолий Владимирович девять лет подряд приводил сборные СССР к победам на чемпионатах мира и три раза подряд на Олимпийских играх!

Посмотрел бы я на реакцию наших молодых людей, если бы с ними пообщались в стиле Карполя–Трефилова – сразу бы обиделись и пожаловались, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, не так давно в одном российском университете известный профессор был понижен в должности за значительно меньшее этическое прегрешение. Видимо, по мнению ребят и начальства, это произошло на «аэробике», а там так себя не ведут.

Как объяснил мне один молодой человек, изложенное связано с тем, что за победу на Олимпиаде молодые люди готовы терпеть многое, а талантливые программисты, в том числе чемпионы мира, которых уговариваешь за приличные деньги заниматься наукой на кафедре, известной во всем мире, и/или преподавать на ней новым талантам, совмещая это с проведением и участием в олимпиадах, не хотят терпеть ничего, что уменьшает их комфорт, так как, во-первых, не очень верят в себя на этих ролях, а, во-вторых, за ними как за программистами стоит очередь из различных компаний мира.

Некоторых молодых людей уговаривать остаться работать на кафедре не приходится, другие возвращаются сами, с третьими можно нормально поговорить, но есть и такие ребята, которые к разговорам на эти темы «по душам» совершенно не готовы, особенно учитывая, то, что я им гожусь в дедушки. В последнем случае такая беседа, даже если при этом сильно хвалить собеседника и пытаться рассказать ему об имеющихся моральных и материальных возможностях при работе на кафедре, воспринимается молодым человеком как давление него, что он считает совершенно неприемлемым.

В таких случаях я оказываюсь в роли Печорина, который безуспешно вторгался «в жизнь честных контрабандистов», многие из которых просто хотят в хороших условиях и за хорошие деньги «кодить», мало интересуясь результатом их деятельность.

Знайте, что такие разговоры, как и со спортсменами, могут проходить в разных формах. Старайтесь вынести из них что-либо важное, а не только то, что вам, якобы, наступили на «любимую мозоль».

Не обижайтесь, если в ответ на Вашу реакцию на «вторжение в душу», которая может быть интеллигентна по форме, но оскорбительна для собеседника по существу, Вы получите асимметричный ответ – оскорбительный по форме, но правильный по существу.

А еще перестаньте бояться мата, особенно если он используется собеседником не для оскорбления, а для усиления той или иной мысли. Если это непривычно для Вас, быстро выходите из состояния «грогги» и срочно отделяйте «зерна от плевел». Мне кажется, что боязнь подобной лексики скорее указывает на ханжество, а не на хорошее воспитание.

И последнее. Странно оставаться «кисейной барышней», которая боится обсценной лексики, если не так давно с такими выдающимися людьми, как, например, академик Николай Вавилов и режиссер Всеволод Мейерхольд, поступали так, как Вы даже не можете себе представить. И не думайте, что их, как, например, философа Николая Бердяева, просто выслали из страны.

P.S. Интересную мысль после прочтения этого текста высказал мой старинный знакомый Дмитрий Лужин: «Дело не в том, что Карполь орал – он при этом смотрел на девочек взглядом убийцы. Неудивительно, что после этого они переставали бояться противника».




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com