УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Мы кому-то чем-то обязаны? (версия для печати)


Мы кому-то чем-то обязаны?



А.А. Шалыто

Многие сегодня считают, что никто никому ничем не обязан и каждый может поступать в любой ситуации, как он считает правильным.

По поводу разрушения научных школ я писал еще в 2005 г.: «Одной из важнейших причин, приводящих к разрушению научных школ, стал дикий индивидуализм молодежи, следствием которого является предательство своих учителей», и эта тенденция усиливается с каждым днем, что, как пишет моя старинная знакомая Анна Яковлевна Янковская, «весьма негативно влияет и на учителей, и на учеников». И это так – по себе знаю...

Недавно прочел такое определение: «Предательство – это значит, что ты останешься без тылов, что построил свой замок на зыбучих песках» (Н. Гундарева). Казалось и всего-то... Предательство можно понять, но нельзя простить. Помните, что «самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до Вашего сердца, а затем плюнул Вам в душу» (Эрих Мария Ремарк).

«Я строю на песке, а тот песок / еще недавно мне скалой казался. / Он был скалой, для всех скалой остался, / а для меня распался и потек. / Я мог бы руки долу опустить, / я мог бы отдых пальцам дать корявым. / Я мог бы возмутиться и спросить, / за что меня и по какому праву... / Но верен я строительной программе... / Прижат к стене, вися на волоске, / Я строю на плывущем под ногами, /на уходящем из-под ног песке» (Б. Слуцкий).

«Многие согласятся, что если принять приведенное выше определение, то предательства осуществляются практически повсеместно, и в этих условиях научные школы, особенно по информационным технологиям, по которым специалисты очень востребованы вне образования и науки, очень трудно сохранять» (http://is.ifmo.ru/belletristic/_howitwas.pdf).

Практически о том же самом писал и наш выдающийся теннисист Е. Кафельников: «Хороших ребят для работы сейчас не хватает. Если же они найдутся, то нет никакой гарантии, что со временем они тебя не пошлют подальше. Такая беспардонность по отношению к тренеру встречается сегодня сплошь и рядом».

Например, великая Елена Исинбаева ушла от своего тренера Евгения Трофимова, без слова или взгляда которого еще недавно не делала ни одного прыжка. Узнав об этом, он сказал Лене: «Понимаешь, я восемь лет жизни тебе отдал, я тебе душу отдал». На это она сказала своему бывшему тренеру: «Я Вам ее возвращаю».

При этом он, естественно, не говорил, что являясь тренером члена сборной России, он получает одну зарплату, а после ее отъезда, зарплата значительно уменьшится. Конечно, Леночка, могла компенсировать эту разницу... Но, ведь, никто никому не должен и ничем не обязан. Правда?

«С годами ученики без сожаления меняют себе наставников, мастеров, шефов, меняют любимых художников, писателей, ученых, но тому, кому посчастливится встретить человека чистого, душевно красивого – из тех, к кому прилепляешься сердцем, – ему нечего менять: человек не может перерасти доброту или душевность» (Д. Гранин). Опыт показывает, что может...

Исинбаеву сманили – она ушла к более «современным» специалистам, пригласившим ее жить в Монако, которым она была нужна для подписания контрактов и зарабатывания денег. Оказалось, что на этом «звезда Исинбаевой закатилась, несмотря на то, что успехи еще некоторое время шли по инерции. Она не понимала, что земля уходит у нее из-под ног». Видимо, земля «подумала», что не все же время ей уходить из под ног Трофимова... Со временем Елена потеряла уверенность в себе, так как после пекинской Олимпиады не выигрывала ничего. Особенно трудно было начать тренироваться после лондонских Игр.

В первое время не помогало и возвращение к Трофимову, которое произошло через ... шесть лет после ухода. Но потом он, по словам Лены, воскресил ее и вернул веру в себя, и она, несмотря на все проблемы, победила на чемпионате мира 2013 г., проходившем в Москве!

А вот в разговорном жанре у Исинбаевой не такие успехи. Особенно была удивительна ее бестактность относительно родного города – Волгограда. Не все, что человек считает правильным можно и нужно говорить. Например, художник Ярошенко, в отличие от Елены, считает, что «Всюду жизнь», а не только в Монако. Так, что история с предательством продолжается, хотя и приобрела другие оттенки.

Помните слова Плутарха, что «предатели предают, прежде всего, себя самих», и знайте, что «ранить сильнее всего может то, что сильнее всего любишь» (М. Йовович).

«Ничто не наносит столь жесткого удара по чувству собственного достоинства и самооценки как ложь и предательство близкого человека». Вот реакция человека, который узнал об измене: «Почувствовал, словно в душе разорвалась ядерная бомба». Кстати, я не знаю что хуже: подлость или предательство? «Ошибки я делал, но подлости – никогда» (Н. Цискаридзе). Я тоже подлостей за собой не числю.

Теперь на глазах у всего мира фигуристка Евгения Медведева уходит от «создавшей ее» Этери Тутберидзе и уезжает в Канаду. Не знаю, кто из них прав, но с успехами у Жени пока не очень, а главное – есть проблемы с деньгами, которых она не знала здесь... Кстати, когда они встретились в Японии на чемпионате мира 2019 г., то не перекинулись и парой слов.

А вот, наконец, нормальная реакция нормального человека по этому вопросу: «Алексей Николаевич Мишин столько для меня сделал, что мне никогда, даже после поражений, не приходила в голову мысль, поменять тренера» (Евгений Плющенко).

Он не один такой. Вот, что пишет, например, Алина Кабаева: «Ирина Александровна Винер – это моя семья. И я ей благодарна за все: за то, что она воспитала меня и, не побоюсь этого слова, сделала из меня великую спортсменку». Когда Винер спросили, чего она больше всего боится, ответ был такой: «Предательства и вранья!» Все боятся предательства...

А вот рассуждение на эту тему с другой стороны. Татьяна Анатольевна Тарасова говорит: «В наставничестве расставание – тяжелое испытание. Переживать его тяжело. Есть такое чувство, что ты раскрылся, как голубка, которая в воздухе висит, а тебе вот в эту точку, самую нежную, и плюнули. Честных и верных учеников встретить редкая удача. Это когда ты можешь без страха повернуться спиной. Редкость». Запомните эти слова: «Возможность без страха повернуться спиной – редкость».

Сказанное напомнило мне обращение Христоса к Петру: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». Он так и поступил, но услышав, что пропел петух, вспомнил слова Учителя и горько раскаялся, но это, как говорится, к делу не пришьешь.

Валерий Павлович Федоров пишет: «На 100% согласен с приведенным выше определением Гундаревой, но, по моему мнению, «предательство» живет исключительно в голове того, кого «предали» (думаю, что это не так – оно «живет» и в глазах окружающих, которые к этому могут относиться по-разному, да и сам «предатель» может понимать, что совершил подлость, но, все-таки, по каким-то причинам ее сделал, А.Ш.). Меня воспитывали в осознании чувства долга и мои воспитатели сделали это весьма успешно. Победив на трех городских и одной международной (считайте, чемпионате мира, А.Ш.) математических олимпиадах школьников, я ощутил себя должником до такой степени, что уже шестой десяток лет продолжаю возвращать этот долг, занимаясь организацией математических олимпиад и кружков для одаренных школьников (бесплатно или практически бесплатно, А.Ш.). Но я научился понимать, что если не сумел передать ученикам какие-то свои жизненные ценности, то это мой провал, но никак не их вина. Даже если речь идет о самых любимых и близких учениках. Нет, они не «предали». Просто у них совершенно иное восприятие мира, шкалы ценностей, чувства долга и т.д. И если мое или Ваше понимание не совпадает с их пониманием жизни, то вина в этом только наша». Вины их действительно может и не быть, но, к несчастью, бывает беда и не только виртуальная.

Часто, когда до этого пытаешься протянуть этим ребятам «руку помощи», они часто ее не принимают, так как многие из них, обращая внимание на форму разговора, практически никак не реагируют на его суть – они сами умные, и чужие советы, особенно, от людей других поколений, им не нужны. В таких случаях я чувствую себя Печориным, который «вторгается в жизнь честных контрабандистов», но некоторые родители меня за это благодарят, как явно, так и «за глаза».

При этом интересно отметить, что у человека в любом возрасте могут быть фанаты – люди, которые его уважают и прислушиваются к его мнению. Если недавно такой возрастной разрыв достигал у меня пятидесяти лет, то теперь эта величина увеличилась еще на три года!

Теперь совет: перестаньте при возникновении проблем по этим вопросам с продвинутыми молодыми людьми корить только себя. Когда толковый студент третьего курса, знакомый с тобой, никогда не здоровается, то я едва сдерживаюсь. Однако, если это продолжится, то пусть не обессудит – получит свое, а, возможно, и что-то чужое... Я, конечно, не злопамятен, но память у меня хорошая.

Все это время я ничего не говорил студенту лично, чтобы не портить настроение перед ответственными соревнованиями, но сказал его наставнику, который, в свою очередь, передал это молодому человеку, чем сильно озадачил его. После соревнований конфликт неожиданно разрешился мирно, так как наставник поведал мне о том, что первые два года пребывания в университете молодой человек, как и положено, здоровался, но ему практически никто не отвечал. Ему это надоело, и на третьем курсе он здороваться перестал, и тут «напоролся» на меня, кому это оказалось небезразлично. Этого объяснения мне хватило, и мы стали здороваться.

Еще один совет: не только ругайте тех, кто «заслужил», но и отчаянно хвалите тех, кто прогрессирует или добился успеха! Последнее, к сожалению, для многих нехарактерно... Как будто им что-то или кто-то мешает. Видимо, они себе сами...

Возвращаюсь к основной теме. Сергей Евгеньевич Рукшин заметил: «Предают только свои, а стать «своим» это уже принятие обязательств». Особенно противно, когда признание, что человек «свой» неоднократно вербализуется – ведь, никто никого за язык не тянет и не призывает принять присягу на верность!

Инна Воклер написала, что благодарна своим учителям за то, что ни один из них, ни разу не намекнул, что ждет признательности. И это нормально, как и признательность учеников, если учителя достойны ее. Однако, все ученики разные...

В подтверждения того, что все изложенное не шутки, опишу, что почувствовала Алена Долецкая, когда услышала от своей начальницы, которая не так давно была ее подчиненной, о том, что ей надо уйти из русского журнала Vogue, которым руководила более десяти лет. Тоже самое можно пережить после предательства ученика...

«Я смогла только произвести: «О как!». Это всосало все – шок, удар поддых, удивление, адскую боль, облегчение, скрежет зубов, отчаяние. Слова у меня закончились. Я вышла. Иду по коридору. Шагов пятнадцать, не больше. Каждый шаг – как харканье сердечной аорты густой темной кровью. Как же можно спустить в унитаз мои десять лет преданной и успешной работы этим «мы решили»? Как можно было хотя бы не сказать мне «спасибо» за все? Как же ты, сука можешь втыкать нож в спину? Что это, месть за благодеяния? За наставничество? Блять, за что уволили-то? Я, значит, свободна? А что мне делать с этой свободой? Как держать лицо? Как держать спину? Что могло грызть живого человека, какая сводящая скулы зависть, чтобы сожрать дающего? Хотелось звездности? Но звездность же либо есть, либо ее нет».

Долецкая продолжает. «Если спокойно взглянуть на все это из нашего прекрасного сегодня, то ничего особенного не произошло, обычное предательство». Позже ее начальница проследит, чтобы Алену не пригласили на пятнадцатилетний юбилей журнала, который она делала десять с лишним лет. «Но все это – муравьиная чушь. Стрекозе нельзя расстраиваться – от этого портится цвет крыльев, а она должна лететь дальше», если до этого сердце не разорвалось.

Среди дочитавших до этого места, естественно, найдутся люди, которые посчитают, что ситуация описана односторонне и поэтому никаких выводов из изложенного делать нельзя, и пусть умирает, если ей нравится...

Формализовать отношения между учителем и учеником, можно заключив договор. При этом невыполнение его условий учеником не является предательством, а просто нарушением договора со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Хотя такое развитие событий учителю может и не понравиться, но, он о таком исходе хотя бы предупрежден, а значит – вооружен.

В жизни договор по любому вопросу не заключишь. Я, например, никогда не слышал, чтобы кто-то заключал договор на необходимость здороваться знакомым между собой людям. Поэтому некоторые, и я в том числе, пользуются такими неформальными терминами для описания поведения как, например, «предательство», «совесть» и «порядочность», которые, естественно, каждым человеком трактуется по-своему.

Предательство со стороны ученика может возникнуть только в том случае, если отношения между сторонами неформальные, и учитель вкладывает в ученика все: знания, душу, энергию, время, а через некоторое время слышит примерно то, что услышал тренер от Исинбаевой: «Душу я Вам возвращаю!». Остальное она вернуть не предложила... А еще часто можно услышать, что ученик об этом не просил учителя и т.д. и т.п.

И очень прошу тех, кто имеет опыт репетиторства или преподавания кому-то, не экстраполировать его на «спорт высших достижений», так как человек, построивший шалаш, вряд ли может что-то важное посоветовать создателям небосребов.

Многие не любят произносить слово «предательство», а, тем более, так оценивать поступки людей, особенно знакомых, даже когда они того заслужили. К счастью, есть люди, который все называют своими словам, что, правда, ограничивает круг их общения. Вот, что, например, сказала Алла Демидова: «Я многое не понимаю в Любимове. Особенно его любовь к людям, которые потом предавали. Его первый артист Николай Губенко – предал первым, первая актриса Зинаида Славина тоже предала его».

Кроме того, обращаю внимание, что этот текст про Тарасову, Мишина, Винер, Трофимова, Тутберидзе и их учеников, а также про Долецкую и ряда других людей, а не про меня и моих знакомых, за исключением одного «мальчика», который обнаглел окончательно, но даже он в тексте остался безфамильным «героем». Поэтому, «если на ком-то горит шапка», то «потушите» ее сами, не поучая меня.

Хочу закончить этот текст словами моей давней знакомой Ирины Лившиц: «УЧИТЕЛЬ – должен быть готов ко всему, в том числе и к предательству... Это было всегда, вспомним, хотя бы, Христа».

А, может быть, Христа тоже никто не предавал? Или его, все-таки, предали, но так быть преданным надо заслужить, а персонажей попроще и предают проще... Помните, что «удары в спину могут наносить и те, кого защищаешь грудью».

16.03.2019


© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com