УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / А.А. Шалыто
Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе
(версия для печати)


А.А. Шалыто
Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе




В марте 2017 г. Максим Буздалов повторно запустил два дистанционных курса:
на английском и русском языках. В феврале 2018 г. ему пришло письмо 
из университетского центра дистанционного образования об его англоязычном курсе, 
на который первоначально записалось 45 000 слушателей 
(с учетом второго запуска – 65 000): 
«Мы получили письмо от edX о том, что они провели обширное исследование курсов, 
размещенных на этой платформе, опросили слушателей и составили перечень 
самых качественных курсов с точки зрения актуальности, популярности 
и уровня полученных слушателями результатов. 
Ваш курс «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» вошел в этот список, 
и нам предложили продолжить обучение слушателей на курсе, 
а также поднять стоимость сертификата до 99$, так как 
они экспериментально вводят новую ценовую политику в зависимости от качества курса.

Мы считаем, что это хорошая новость – курс высоко оценен слушателями. 
Сейчас мы сделали перезапуск курса на 20 марта. Ниша олимпиадного программирования 
на edX на сегодняшний день уверенно занята нами, конкуренции на платформе 
по этой тематике нет, и до тех пор, пока мы не разработали 
новую концепцию курса для чемпионов, мы хотели бы оставить слушателям 
возможность обучаться у Вас. Более того, спустя сутки после открытия записи 
без какой-либо рекламы уже был оплачено несколько сертификатов. 
Поэтому мы можем сделать вывод, что этот перезапуск слушатели ждут».


Приведенное выше название дали не мы, а маркетинговые службы платформы edX, 
что привело к тому, что люди, не умеющие писать программы, бросились изучать 
этот курс в надежде, что для них откроется секрет, как стать чемпионом мира по программированию. 
Кое-какие секреты, правда, на русском языке описаны здесь и здесь.  

Вот, что рассказал Максим о том, как ему жилось в то время: 
«Первые дни после старта курса я «жил» на этом форуме. 
Мне поступало множество сообщений с edX, чуть ли не в сто раз больше, 
чем от слушателей подобного нашего русского курса. При этом 
приходилось читать и править программы на разных языках, 
и много раз объяснять одно и то же». Максиму руководители 
факультета выделили двух помощников. Однако один из них так и не появился, 
а другой не справился с нагрузкой, и Максим в одиночку 
достаточно долго продолжал «жить» на форуме, 
отвечая в среднем на 50 (!) вопросов в день. И такая загрузка была при условии, 
что доля выполнявших домашние задания от всех слушающих курс была незначительной.
А вот два мнения об этом курсе, приведенные на указанном выше сайте:

–    «It is one of the best courses I have taken online. 
This courses teaches the fundamentals of competitive coding and
has some awesome problems as tests» (Student, rates this course 5 / 5 stars); 

–    «This is the best course that I have ever taken. 
Maxim Buzdalov is a role model for a world class teacher» (А. Atanasov, rates this course 5 / 5 stars). 

Число слушателей курса Максима составляет значительную 
часть зарубежных слушателей российских Интернет-курсов. 
Это подтверждается, например, тем, что на встрече ректора 
Высшей школы экономики Я. Кузьминова с Президентом РФ В. Путиным, 
посвященной 25 летию Высшей школы экономики, Ярослав Иванович, 
в частности, сказал: «Мы смогли вовремя организовать 
Национальную ассоциацию открытого образования. Если мы посмотрим 
на результаты «Вышки», Физтеха и ИТМО, то у нас почти 150 тысяч слушателей в США 
и около 100 тысяч слушателей в Европейском союзе. Это такая новая «мягкая сила», 
которая кровно связана с новыми возможностями, с тем, 
что мы вовремя вскочили в этот поезд и не только организовали свои платформы, 
но и в Coursera, и в edX активно участвуем». 

При первом запуске англоязычного курса Максиму пришлось запускать 
также и онлайн-курс на русском языке на «Национальной платформе открытого образования», 
который называется «Алгоритмы программирования и структуры данных». 
Его в первый раз прослушало около 3000 человек. Запуск второго курса 
в те же сроки, что и на английском языке, еще больше 
усложнил жизнь Максима, но он справился, о чем свидетельствуют отзывы слушателей:

– «Отличный курс. Желаю творческих успехов команде курса 
и хочу выразить отдельную благодарность Максиму Буздалову 
за обучение и общение на форуме»;

– «Курс отличный! Считаю, что подход к изучению алгоритмов 
через решение задач очень удачный, так как интересные задачи 
сами по себе провоцируют небольшие самостоятельные исследования. 
Работа Максима Викторовича на форуме вызывает восхищение, 
оперативность и содержание ответов на очень высоком уровне – 
иной раз только из одного поста узнаешь нового не меньше, чем из лекции»; 

– «Хочется вторую часть! Тем еще много – динамическое программирование, например. 
Максим провел огромную работу, помогая оптимизировать решения на форуме, 
что не делает никто (я занимался и на Степике и Курсере). 
За такую помощь я готов платить. Вообще цена в тысячу рублей 
за сертификат для курса такого качества мала»; 

– «Курс то, что надо! Администрация вовремя помогает и идет на уступки. 
Максим Викторович дал очень много советов и подсказок. 
Он помог разобраться в моем же коде. Отдельная благодарность 
ему за потраченное время. Хотелось бы продолжения курса с другими алгоритмами»; 

– «Отличный курс, большое спасибо Максиму Буздалову за поддержку 
на форуме и за отличные задания по темам лекций»;

– «Курс отлично подходит для расширения кругозора (что и было целью моего участия). 
Лекции в целом составлены грамотно и подробно, а задания подобраны интересные 
и требуют порой пошевелить мозгами. На мой взгляд, сложность курса высоковата: 
несмотря на то, что мне удалось выполнить большую часть заданий курса, 
приходилось тратить на них в среднем больше времени, чем указано было 
в описании к курсу (иногда даже в два раза больше). В остальном же, 
хочу поблагодарить команду составителей курса за отличное качество, 
а Максима Буздалова за помощь и ценные советы на форуме!»;

– «Понравилась работа организаторов курса, и то, что они всегда были 
на связи и разрешали возникающие затруднения быстро. Конкретно мне очень 
помогло то, что они помогали найти конкретные ошибки в решениях. 
Чего не хватало? Хотелось бы чуть больше общей информации насчет того, 
где какой алгоритм применяется на практике, хотя это можно и погуглить, 
но все равно было бы интересно».

Отмечу, что русскоязычный курс закрыть нельзя, по крайней мере, 
потому, что он включен в одну из программ бакалавриата нашего Университета.

В заключение отмечу, что многие думают, что дистанционное образование 
может стать альтернативой «реальному» образованию, однако из изложенного следует, 
что обеспечить хорошее дистанционное образование далеко не так просто, 
как кажется: разработать хороший курс сложно и дорого, а поддерживать его 
при большом числе активно обучающихся может оказаться вообще невозможным: 
что бы делал Максим и все мы, если бы пришлось проверять задания 
от 45 тысяч слушателей? Если же подходить к обучению «попроще», 
то обучать можно сколько угодно слушателей.

Опыт моих знакомых достаточно молодых талантливых людей, 
один из которых по-настоящему обучался машинному обучению, 
а второй – финансовой математике, свидетельствует о том, 
что каждый из таких курсов стоит очень дорого и проходит практически индивидуально.


© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com