УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / Беллетристика / Мой первый опыт дистанционного образования (версия для печати)


Мой первый опыт дистанционного образования



А.А. Шалыто

Я много раз участвовал в организации разных конференций, руководил секциями и выступал на них. Также «бесчисленное» число раз принимал участие в предзащитах кандидатских (и не только) диссертаций. Но все это проходило офлайн. В апреле 2020 г. нам все это пришлось делать онлайн, и я расскажу о своих первых впечатлениях.

С 15 по 18 апреля у нас в Университете ИТМО впервые дистанционно проходили заседания Конгресса молодых ученых (https://kmu.itmo.ru/). Мы проводили секцию «Технологии программирования, искуственный интеллект, биоинформатика», которой все предыдущие годы руководил я (на этот раз в программе инновация – не указаны руководители секций). У нас было пять подсекций: «Конечные автоматы и верификация» (руководитель – Владимир Ульянцев), «Эволюционные алгоритмы и технологии программирования» (Максим Буздалов), «Машинное обучение и анализ данных»(Андрей Фильченков), «Информатика и программирование» (Михаил Лукин) и «Биоинформатика» (Алексей Сергушичев).

Володя Ульянцев (по аналогии с передачей «Что? Где? Когда?») назвал меня «Хранителем традиций», что мне понравилось – пусть будет такое название, если руководителей секций на этот раз не было.

У нас все было организовано классно, и мне онлайн-конференция понравилось больше, чем когда конференции проводились офлайн! Итак, как же это было?

1. Все заседания проводились в среде ZOOM. На каждое заседание («комнату») организаторы конференции в целом выдавали адрес, по которому с разрешения руководителя секции, можно было принять онлайн-участие в заседании.

2. Тем же, чем дистанционное образование отличается от заочного, тем же отличалось формы представления докладов у нас. Их было две: онлайн-доклад и предварительно записанный онлайн-доклад.

3. И тот, и другой варианты в целом успешно прошли испытания, но что бы хотелось отметить: ни в том, ни в другом случае доклад нельзя читать, так как в этом случае слушателям очень трудно «угнаться за мыслью» докладчика, если он не мастер художественного слова :-). Если же человек не читает, а рассказывает своими словами, то обычно становится понятным, как и о чем он думает. При этом и слушатель начинает думать ни о чем-то своем, отвлеченным, а о рассказываемом, и начинает его лучше понимать. Особенно это хорошо получается при онлайн-докладе.

4. Кроме того, в случае онлайн-доклада, как в режиме офлайн, по ходу доклада можно задавать вопросы и получать ответы. Это нужно для того, чтобы непонимание не копилось. В свое время я был на научных школах, в которых некоторые неопытные докладчики не могли перейти ко «второй» фразе, так уже по «первой» была «куча» вопросов. Для того, чтобы такого не происходило необходимо хорошо готовиться и иметь опыт выступлений. Если опыта нет, то при вопросах, возникающих в любой момент, он появляется: ведь, именно так и закаляется сталь.Вопросы после доклада можно задавать как при онлайн-докладе, так и при докладе, записанном на видео, так как и том, и другом случае докладчик должен участвовать в онлайн-заседании. Итак, мне больше понравились доклады, которые не были предварительно записаны.

5. Для того, чтобы промотивировать участников заседания к отказу от чтения докладов, я обратил их внимание, что даже Президент РФ В.В. Путин никогда не читает текст на своих выступлениях (видимо, по тем же причинам, что отметил и я выше). Он либо использует телесуфлер, помогающий произносить текст, либо изредка подсматривает в текст, либо говорит своими словами. Президент, по крайней мере в явном виде, не читает, а студент или аспирант не может без этого обойтись, объясняя нам, что у него регламент, как будто за лишнюю минуту доклада, тем более записанного на видео, его кто-то «убьет».

6. У каждого из тех, кто записывал доклад на видео, Ульянцев спрашивал с какой попытки ему это удалось. Ввиду того, что все делали в это в первый раз, многие сделали много попыток, но один студент сказал, что после того, как научился монтировать записи, он думает, что в следующий раз ему удастся получить качественное видео достаточно быстро.

7. В ходе одного выступления у меня родилась методологическая идея по представлению докладов участниками, которые выступают уже не в первый раз. Действительно, если выступающий ни с того, ни с сего начинает нечто рассказывать, а ты знаешь, что по этой тематике он уже неоднократно выступал, то пока ты не определишь в какой точке пространства состояний исследований автора ты сейчас находишься, слушать его не хочется. В этот момент мне пришла в голову мысль, что модель правильного выступления в этом случае можно назвать «Водопад» – по аналогии с одной, правда, уже отвергнутой моделью разработки программного обеспечения. Суть этой модели выступления состоит в том, что в нем одно должно «вытекать» из другого: сначала надо сформулировать исследуемую автором проблему в целом и обосновать актуальность ее решения, потом указать на какие задачи она разбивается, а затем последовательно и быстро ставить каждую задачу, рассказывать о том, как она решалась и, наконец, обосновывать необходимость перехода к следующей задаче, и так до тех пор, пока автор не дойдет до задачи, сформулированной в названии доклада. После этого все тоже самое должно повториться, но уже значительно более подробно, не забывая рассказать об эффективности предложенного решения, а для инженерных работ необходимо еще что-то сказать о внедрении или возможных его направлениях, а также сформулировать выводы по доложенному.

Если же тема доклада практически не связана с предыдущими выступлениями автора, то об этом тоже необходимо сказать, чтобы не возникали лишние вопросы.

8. Большое достоинство проведения онлайн-конференций – простота участия в них представителей других организаций, городов и стран. Как это часто бывает, это же для многих является и существенным недостатком, так как становится невозможным туризм за государственный счет. Также уменьшается возможность общения участников в кулуарах и на банкетах. Второе происходит точно, про первое же не так очевидно, ввиду того, что дистанционные формы общения никто не отменял.

9. Своей основной задачей на конференциях и конгрессах молодых ученых я всегда считал необходимость мотивации ребят на продолжение занятий наукой в условиях, когда они, как программисты, нужны всем и везде. Миша Лукин, как отмечено выше, возглавлявший подсекцию «Информатика и программирование», записал мое мотивирующее выступление после классного доклада нашей магистрантки Анны Кустаревой (https://drive.google.com/open?id=1XEd9rCpu3n2vFyt-aTbiJ-Ifc-Bp-8KA). Это выступление было самым коротким по этому вопросу в моей жизни, но я успел сказать все, что хотел! После этого на другой подсекции я прослушал доклад Дарьи Гречишкиной, которая на вопрос на каком курсе она учится, ответила: «На втором». Я, естественно, подумал, что магистратуры, а оказалось ... бакалавриата! После услышанного, естественно, я стал активно мотивировать девушку на продолжение этого вида деятельности! Жалко, что никто не записал, как это происходило, но думаю, что она «этот танец с бубнами» запомнит.

10. Теперь о том, как в новых условиях мы проводили первую стадию предзащит кандидатских диссертаций. Каждый соискатель высылал тем, кто должен был его слушать, три документа: автореферат, слайды и доклад с использованием этих слайдов, записанный на видео. Я и на этот раз остался я доволен, как все было сделано: можно было спокойно в удобное время посмотреть представленные материалы и письменно высказать замечания. После того, как соискатель и его научный руководитель рассмотрят их, и какие-то из них учтут, можно провести вторую стадию предзащиты: либо офлайн (после окончания самоизоляции), либо вновь онлайн с выступлением соискателя и ответами на вопросы присутствующих, например, снова используя ZOOM. По моему мнению, первую стадию предзащит диссертаций проводить онлайн будет целесообразно и в дальнейшем.

11. Вот и весь мой опыт педагогической деятельности в новых условиях. Он у меня расширится после проведения предзащит и защит бакалаврских работ и магистерских диссертаций.

12. Опытом проведения собственно учебного процесса (чтения лекций, проведения контрольных работ и т.д.) в новых условиях может поделиться Андрей Станкевич, что он уже и сделал в устной форме на онлайн-ректорате.

13. Кроме изложенного, я в эпоху короновируса практически каждый день продолжаю публиковать в сети Интернет на разных ресурсах тексты, так или иначе, связанные с воспитанием молодежи. Кроме того, постоянно продолжаю пополнять информацией на ту же тему два своих Интернет-ресурса: «Сайт по автоматному программированию и мотивации к творчеству» (http://is.ifmo.ru/) и свой YouTube-канал (https://www.youtube.com/c/AnatolyShalytoITMO).

14. Поэтому, когда Андрей Станкевич сказал, что ему предложили выступить на ректорате с сообщением о том, как у нас на «кафедре» осуществляется дистанционное обучение, я предложил расширить тему и рассказать (хотя бы в шутку) также о том, что мы законопослушные граждане и выполняем «Закон об образовании», в соответствии с которым «Образование – это обучение плюс воспитание», модернизировав формулу: «Дистанционное образование – это дистанционное обучение плюс дистанционное воспитание». Парфенову это предложение, якобы, понравилось.

15. В эти дни я подолгу разговаривал с Андреем, Пашей Мавриным и Лешей Сергушичевым. На вопрос Станкевича, «а не замучен ли мною Паша», я ответил, что нет, и пояснил, что делал это для того, чтобы на ректорате он мог более обоснованно и уверенно рассказать о том, что дистанционное воспитание, наряду с дистанционном обучением, у нас активно проводится :-).

16. Андрей на ректорате, естественно, ничего об этом не сказал, да я, честно говоря, и не ожидал, что он это сделает – давно его знаю. Замечу, что я от этого страдаю не сильно, так как писать еще не разучился.

20.04.2020




© 2002—2024 По техническим вопросам сайта: alexvatyan@gmail.com