Эйфман Б.Я. Что балет, что наука, или как молодежь стремится что-нибудь толковое сделать



Очень болезненная тема: кому оставить авторский театр. Лет пять назад меня пригласили преподавать в Академию имени Вагановой, и я взял на курс четырех своих артистов, смышленых ребят. Дал им задания и сказал: «Вы все занятые люди. Я тоже. Дайте знать, когда будете готовы».

Прошло полгода, год – ничего. Я их собрал: «Ребята, я не понял, что происходит». – «Ну, мы очень заняты…» Так закончился мой эксперимент по созданию группы единомышленников.

Некоторые из способных к сочинению уходят в балетную оппозицию. Обидно все это… Ты делаешь из них народных артистов, лауреатов. Даешь материальные блага, возможность творчески реализовываться…

Мне лично ничего не нужно от них, но хотя бы какое-то трепетное отношение к театру, в котором они стали звездами…

Может быть, это проблема отцов и детей. У меня сыну пятнадцать лет, и мы не слышим друг друга. Кто-то из нас инопланетянин. Может быть, у них накипело – постоянно находиться под давлением моих идей. Не знаю. Но мне одному уже тяжело тащить театр. А с годами проблемы будут только прибавляться: академия, Дворец танца. Масса параллельных проблем, которые одному не вытянуть просто физически. Конечно, я бы с удовольствием разделил со своими. Это лучше, чем приглашать варягов со стороны. Это серьезная проблема. Так же, как и с артистами. В Ванкувере мы провалились и сразу заговорили о том, что былая спортивная держава теряет приоритеты.

Но нужен ли России, которая и «в области балета впереди планеты всей», балетный Ванкувер? Может быть, уже сейчас стоит обратить внимание на кадровый голод в театрах страны?

Что, на Руси уже пропали одаренные дети? Никогда не поверю. Их тысячи. Но надо их найти, осуществить селекцию, работать…

Бог любит людей, дает им шанс. Но воспользоваться им – большой труд. Колоссальный. Жертвенный. По себе знаю. Далеко не каждый на это способен.

Из газеты «Известия». 02.04.2010