Шалыто А. А. Будут ли в России ИТ-ученые в XXI веке?



Вариант статьи опубликован в еженедельнике PC Week/RE, 2005, № 44, с. 44,47.

25.04.2003 г. в газете «Поиск» было написано: «Эксперты по информатике вынуждены были отказаться от выделения нескольких „президентских“ грантов для государственной поддержки молодых докторов и кандидатов наук из-за недостаточного количества достойных проектов. Можно рассуждать о том, что специалисты этого профиля особенно востребованы вне научной сферы, и утечка здесь наиболее интенсивна. Но факт налицо, и факт печальный».

Если так пойдет дело, то в теоретической информатике не только будет некому работать, но даже будет и некому руководить. По данным той же газеты, Президент РФ выделил гранты на поддержку 182 научных школ по физике и астрономии, и, по отмеченной выше причине, только 17 — по информатике.

Стало ли лучше?

В начале ноября 2005 г. в указанной газете были опубликованы фамилии победителей очередного конкурса «президентских» грантов.

Среди докторов наук их получили: по общественным и гуманитарным наукам 24 человека; по медицине — 19; по математике и механике — 15; по биологии, сельскохозяйственным науками технологиям — 14; по физике и астрономии — 9; по техническим и инженерным наукам — 7; по химии, новым материалам и химическим технологиям — 4; по наукам о земле — 4 и, наконец, по информационно-телекоммуникационным системам и технологиям — 4.

Дело обстоит не лучше и среди кандидатов наук: по общественным и гуманитарным наукам 83 человека; по техническим и инженерным наукам — 80; по физике и астрономии — 75; по химии, новым материалам и химическим технологиям — 70; по биологии, сельскохозяйственным науками технологиям — 62; по наукам о земле — 47; по математике и механике — 41; по медицине — 20 и, наконец, по информационно-телекоммуникационным системам и технологиям — 16.

Итак, прошло два года, а с научными исследованиями по информатике в стране лучше не стало. Одна из причин этого отмечена выше. Говоря об утечке специалистов отметим интересную особенность, что в последнее время она в основном происходит не за границу, а внутри страны.

Это весьма новое явление, так как еще несколько лет назад Президент РФ В.В. Путин в МГУ на встрече с молодежью просил их не уезжать из страны, обещая, что через несколько лет ситуация в российской науке нормализуется. Этого пока не произошло, но отъезд из страны ИТ-специалистов резко сократился. Это, видимо, объясняется не тем, что молодежь поверила своему Президенту, а тем, что они теперь эмигрируют не из страны, а из образования и науки.

Причины миграции из образования и науки

Поясним, почему это происходит. Если для сохранения профессии ученые других специальностей должны выбирать между тем, чтобы остаться в стране и за очень небольшие деньги заниматься наукой, и тем, чтобы, уехав за границу, иметь возможность жить, занимаясь наукой, то специалисты по информатике имеют третью возможность — продолжая находиться в нашей стране и, оставаясь или став программистами, получать нормальную зарплату.

Это хорошо для страны — налоги остаются в России, и хорошо для людей — можно заниматься интересной работой за хорошие деньги, живя на Родине. Только российскому образованию от этого плохо, так как за «копейки» мало кто из хорошо оплачиваемых специалистов хочет вечерами или в выходные кого-либо учить, а про научные достижения российской информатики приведенные выше цифры говорят весьма убедительно.

Программирование сегодня само по себе не очень приспособлено для научных исследований. Если пятьдесят лет назад при его рождении, программистом считали математика, умеющего программировать [1], то теперь в большинстве случаев это человек, который знает современные технологии и инструментальные средства. В этих условиях наукой может заниматься относительно небольшое число людей, создающих эти технологии и средства, а все остальные превращаются в пользователей, которые максимум, что могут сделать для создателей указанных технологий и средств, так это сообщать о «глюках» и время от времени высказывать пожелания о расширении функциональности.

Последнее могу пояснить на примере из собственной практики. В ходе педагогического эксперимента в области ИT-образования, проводимого мною в последние годы [2], я со специально отобранными студентами при выполнении курсовых проектов (http://is.ifmo.ru, раздел «Проекты») проводил исследования по совместному использованию объектно-ориентированного и автоматного подходов. При выполнении проектов не только ставились задачи, в которых для описания поведения целесообразно применять автоматы, но и предлагались разные подходы к проектированию и реализации программ.

При этом в течение трех лет не было хорошего программного продукта для построения объектно-ориентированных программ с явным выделением состояний, но было достаточно много идей и исследований [3] по созданию этого класса программ, которые выполнялись в рамках «Движения эа открытую проектную документацию» [4].

Указанные исследования целесообразно было бы проводить и теперь, но компания eVelopers Corp. совместно с нами создала инструментальное средство UniMod [5], в котором реализован один из подходов к созданию программ рассматриваемого класса. После этого практически все студенты были «брошены» нами на тестирование этого средства, которое проводится при выполнении на нем курсовых проектов. При этом вместо разработки новых подходов к созданию программ указанного класса, студенты могут только обнаруживать «глюки» и предлагать авторам инструмента некоторые расширения функциональности.

Указанное тестирование несомненно очень важно для создателей UniMod, но в отличие от студентов, обучавшихся в предыдущие годы, это мало приближает сегодняшних студентов к плавному переходу от курсовых к бакалаврским работам и магистерским диссертациям.

Таким образом, имеет место явное противоречие между проведением научных исследований и отработкой технологических средств в области программирования. Когда же технологии и средства отработаны пользователь оказывается перед выбором изучать их или пытаться создать что-то новое. Мало кто может отважится или имеет возможность выбрать для себя второй путь.

Как может быть обеспечен быстрый карьерный рост в программировании?

Сделать карьеру в программировании — это все меньше и меньше писать код самому, а все больше и больше заниматься другими делами в этой области.

Поэтому, если понимать карьеру так, то самый быстрый карьерный рост — занятие программистской наукой, так как написание кода сразу же не будет являться для вас единственной работой.

Если под карьерой понимать повышение зарплаты, то занятие наукой везде в мире не самое доходное занятие.

При этом необходимо отметить, что заниматься наукой не так надежно, как работать в крупной фирме, так как получение грантов, через которые обычно финансируется наука, в основном ваша личная забота, в то время как заказы в бизнесе — головная боль начальства.

Однако личная ответственность за свою судьбу — типичная ситуация для любой по настоящему творческой профессии. Как вы думаете кто заботится о благосостоянии художника? В первую очередь, он сам. Несмотря на все трудности на земле не перевелись художники, для которых живопись — профессия, а не хобби, в то же время ученые от программирования, по крайней мере, в нашей стране — почти исчезнувший «вид».

Однако, как вы думаете, кто вызывает у нормальных людей больший интерес: руководитель (чиновник) любого уровня или создатель чего-либо стоящего, например, языка Java? Чиновники приходят и уходят, а авторы классных «вещей» остаются в истории.

Существуют, конечно, руководители, которых язык не поворачивается назвать чиновниками, например, Билл Гейтс или Стив Джобс, но это именно те исключения, которые подтверждают указанное правило.

В общем, если вы молоды и вас есть крыша над головой, а также кусок хлеба, то наукой заниматься можно и нужно, несмотря на то, что это сейчас не престижно. Но «престижи», как и чиновники, приходят и уходят, а наука остается. Как сказано в газете «Московский университет», 2005, № 33: «Квинтэссенция — это пять сущностей: земля, вода, воздух, огонь и наука». Лучше о науке не скажешь!

Винни Пух и другие о занятиях наукой

Наука весьма опасное занятие, так как можно потратить уйму времени, а то и всю жизнь, и ничего нового не получить. Что такое наука, по-моему, лучше всех объяснил Винни Пух: «Если мы будем искать Яму, то мы ее обязательно не найдем, потому что тогда мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем». Найти финансирование для такого рода деятельности весьма проблематично, не правда ли?

При этом занятие наукой должно быть профессией на всю жизнь, а не эпизодом, в лучшем случае, завершающимся с защитой диссертации. Хотелось бы услышать от молодых людей, которые занимаются наукой, такие слова: «Я выбрал для себя путь, двигаясь по которому безостановочно и без устали, я буду идти и идти» (М. Монтень).

При этом надо отчетливо понимать, что, как писал А.И. Герцен «наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания».

Так как «cамая реальная и широкая польза для людей является лишь в результате великих и бескорыстных усилий» (И. Гете), то «научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам (Марти Ларни).

Никлаус Вирт об образовании и науке

Описанная ситуация имеет место не только у нас в стране. Вот как об этом говорил в ходе визита в Россию [6] Никлаус Вирт, создатель языка Паскаль: «Насильственное превращение университетов в ремесленные училища — печальные реалии современного мира. Такой стиль университетской жизни нередко противоречит внутренним убеждениям индивидуума, но он навязывается давлением извне в стремлении превратить храмы учености в хорошо разрекламированные источники доходов. Посмотрим правде в глаза: разве учреждения образования в большинстве своем не оказались заложниками горстки компаний, чья профессиональная цель состоит в повышении доходов — идет ли речь о производителях оборудования, программного обеспечения или об издательствах» [7]. Все это заставляет задуматься о том, что происходит в области формирования ИТ-элиты XXI века [8]. Говоря о том, что университеты должны быть источником знаний, Н. Вирт, в первую очередь, имел в виду не распространение известных знаний как на курсах повышения квалификации, а их генерацию.

Однако еще не все потеряно, и в известной группе БРИК наиболее перспективных для мировой ИТ-индустрии стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай) Н. Вирт выделяет Россию, которая имеет глубокие корни блестящих достижений научных школ и успехов на чемпионатах мира по программированию [9, 10]. Вирт думает, что именно в России удастся разорвать тот порочный круг, в котором очутились сфера образования и ИТ-индустрия [7].

Заключение

Занятие наукой требует больших усилий, однако, как говорил Госпар Монж «очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума».

На этом жизнеутверждающем высказывании я срочно заканчиваю, так как иначе могут появиться еще какие-либо доводы почему программистам не следует заниматься наукой, и многие в это поверят.

Однако при этом они будут неправы, так как необходимость проведения научных исследований в области программирования стали, наконец, понимать и в мировой компьютерной индустрии. Например, в компании Microsoft уже несколько лет существует подразделение Microsoft Research, которое, в частности, проводит в России конференции Microsoft Research Academic Days. Однако и этого в настоящее время оказывается недостаточно, и поэтому Билл Гейтс [11] объявил о том, что указанное подразделение открыло совместно с шестью японскими вузами институт, который будет проводить исследования, направленные, в частности, на применение искусственного интеллекта в программировании.

В России также делаются шаги в указанном направлении. Так, например, корпорация Borland создала совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) научно-исследовательскую лабораторию по технологиям программирования [12], на первой конференции по программной инженерии SEC (R) 2005, которая проходила 27-28 октября 2005 г. в Москве, были «отечественные проекты, которые по глубине как минимум не отстают от западных» [13], а, самое главное, — государство стало финансировать инновации, в том числе, и в области технологий производства программного обеспечения [14].

Литература

  1. Кронрод  А.С. Беседы о программировании. М.: УРСС, 2001.
  2. Шалыто  А.А. Триединая задача одного педагогического эксперимента в области IT-образования //IT news. 2005. № 15, с.14, http://is.ifmo.ru/belletristic/triedin/
  3. Шалыто  А.А., Наумов  Л.А. Методы объектно-ориентированной реализации реактивных агентов на основе конечных автоматов //Искусственный интеллект. 2004. № 4, с.756-762, http://is.ifmo.ru/works/
  4. Шалыто  А.А. Новая инициатива в программировании. Движение за открытую проектную документацию //PC WEEK/RE. 2003. № 40, c.38,39,42, http://is.ifmo.ru/works/open_doc/
  5. Гуров  В.С., Нарвский  А.С., Шалыто  А.А. Исполняемый UML из России //PC WEEK/RE. 2005. № 26, c. 18,19, http://is.ifmo.ru/belletristic/
  6. Шалыто  А.А. Никлаус Вирт — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики //Информационно-управляющие системы. 2005. № 5, с.56-58, http://is.ifmo.ru/misc/wirth_visit/
  7. Богатырев  Р. Никлаус Вирт. Большое турне по России //Мир ПК. 2005. № 11, с.100,101.
  8. Шалыто  А.А. Кому нужны IT-таланты? //PC Week/RE. 2005. № 16, с.42, 45, http://is.ifmo.ru/belletristic/
  9. Богатырев  Р. К истории чемпионатов мира по программированию //Мир ПК. 2004. № 7, с.48-51, http://is.ifmo.ru/belletristic/
  10. Богатырев  Р. Нас не догонят? Триумф России и провал США. К итогам чемпионата мира 2005 г. по программированию //Мир ПК. 2005. № 5, с.60-67, http://is.ifmo.ru/belletristic/
  11. Калландер  П. Курс на восток //Computerworld/Россия. 2005. № 26, c. 8.
  12. Шалыто  А.А. Корпорация Borland в Санкт-Петербурге: образование, наука, бизнес //IT manager. 2005. № 3, с.88-91, http://is.ifmo.ru/belletristic/borl/
  13. Бобровский  С. Программная инженерия: демонстрация зрелости ////PC Week/RE. 2005. № 41, c.1,10, http://www.pcweek.ru/?ID=502301
  14. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» на 2002-2006 годы. http://www.fasi.gov.ru/fcp/technika/

Об авторе: Шалыто Анатолий Абрамович, докт. техн наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии программирования» СПбГУ ИТМО, shalyto@mail.ifmo.ru