УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Кафедра «Технологии программирования»



Главная

Новости
 Новости науки
 Важное
 Почетные доктора
 Инновации
 Культура
 Люди
 Разное
 Скартел-Yota
 Стрим
 Смольный
Учебный процесс
 Образование
 Дипломы
 Курсовые проекты
 Лабораторные работы
 Учебные курсы
 Визуализаторы
 Unimod-проекты
 Семинары
 Стипендии
Наука
 События и факты
 Госконтракты
 Статьи
 Диссертации
 Книги
 Презентации
 Свидетельства
 Сотрудничество
Исследования
 Автоматы
 Верификация
 Биоинформатика
 Искусственный интеллект
 Генетические алгоритмы
 Движение
 UniMod
 Роботы и агенты
 Нейронные сети
 ФЦП ИТМО-Аалто
 Разное

О нас
 Премии
 Сертификаты и дипломы
 Соревнования по программированию
 Прорыв
 Автографы
 Рецензии

Беллетристика
 Мотивация
 Мысли
Медиа
 Видео
 Фотографии
 Аудио
 Интервью

English
 Home

 Articles
 Posters
 Automata-Based Programming
 Initiatives
 Projects
 Presentations
 UniMod
 UniMod Projects
 Visualizers


Поиск по сайту

Яndex



   Главная / О нас / Высказывания (версия для печати)


Высказывания



  1. Очень интересный сайт, от его посещения я получил массу положительных эмоций. Сайт мне понравился в целом, все его разделы - и "Windows API", и "Проектирование", "Автоматы", и "Техника кодирования", и "Парадигмы", и другие... Но наиболее сильное впечатление на меня произвел раздел "Автоматы" и особенно тема "Автоматное проектирование и программирование. SWITCH-технология". Работы петербургских представителей Гавриловской Школы Анатолия Абрамовича Шалыто и Никиты Иосифовича Туккеля меня задели до глубины души, в положительном смысле (своими впечатлениями от знакомства с работами А. А. Шалыто и Н. И. Туккеля я поделюсь в форуме "Автоматное проектирование и программирование. SWITCH-технология"). Также с большим удовольствием я прочитал на сайте статью А. А. Шалыто "У нас была Великая эпоха!" и воспоминания Л. Я. Розенблюма об участниках Гавриловских школ по теории автоматов... Как приятно было узнать, что и у нас, в России, в области теории программирования были (да и есть!) серьезные достижения и большие ученые, ничем не уступающие по уровню таким всемирно известным корифеям в области программирования, как Д. Кнут, Ф. Брукс, Д. Ритчи и многие др. ... Очень жаль, что мы, молодое поколение, хорошо знанакомое с западными учеными и их работами в области "Computer Science" (что, конечно же, хорошо!), к сожалению, подчас ничего не знаем о той Великой эпохе, которая была и у нас в стране...
    А. Сергушев (ags@inser.loniis.spb.su). Из гостевой книги на сайте www.softcrat.ru
  2. Классный сайт. Автоматы - это совершенно другой подход к программированию, неизбитый. Вообще, сайт потряс богатством новых мыслей.
    Дамир (salimov@chemk.chel.com.ru). Из гостевой книги на сайте www.softcrat.ru
  3. Толя, милый!
    Я в восторге!! Какой ты молодец!! Браво!!
    Спасибо тебе, Легалову и Леке!
    Какие же вы наши родные люди!!
    Какой же пласт нашей жизни вы осветили и как!!
    Обнимаю и целую вас!!
    Асмик Григорян, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН (grigoran@ipu.rssi.ru)
  4. С чем связан твой интерес к Switch-технологии?

    Надоело по-убогому ваять программы для железяк. Каждый раз все держится на тонкой грани - достаточно изменить или добавить несколько правил функционирования - и все приходиться переписывать.

    Кажется, что и в моей астрономической программе, я начинаю терять контроль над ней.
    Из переписки с Головешиным А.(goloveshin@newmail.ru), конвертор которого для преобразования графов переходов в текст на языке Си приведен в разделе "Последователи" на настоящем сайте.
  5. Я прочитал твои, Ник, с Анатолием Абрамовичем статьи, познакомился с документацией... Я крайне внимательно познакомился со SWITCH-технологией в целом... И вот, что я теперь могу сказать...

    Во-первых, я получил удовольствие. Во-вторых, я пришел к выводу, что первое мое мнение, о том, что все давно известно и всем понятно (так обычно думают многие при поверхностном знакомстве со SWITCH-технологией - А.Ш.) было ошибочным.

    Просто, в отрасли, в которой я работаю (телекоммуникации), идеи автоматов и графов используются очень широко (и развиваются!), в том числе и при проектировании софта, да и в телефонии они испокон веков применялись. В нашей фирме народ сильно продвинут в этом деле...

    Но это все не значит, что, во-первых, это известно всем, а, во-вторых, что тут нет никаких проблем в этом направлении (есть и еще какие! проблем хватает...)

    Еще раз скажу, что первое впечатление было ошибочным! Конечно, такое мнение может иметь место, что все это известно и понятно, и никаких проблем тут нет, но это некорректное мнение... Я был неправ...

    Удачи и творческих успехов тебе, Ник, и твоему научному руководителю на пути, который не усеян розами.

    Передай большое спасибо Анатолию Абрамовичу за интересные и глубокие работы от благодарного читателя!

    Успеха и удачи!
    Alex Sergushev (ags@inser.loniis.spb.su)
  6. Бывают программисты, которые сразу бросаются "гнуть трубы", а бывают инженеры-программисты, в которых живет верность инженерным принципам и которые стараются проектировать и использовать при этом инженерные методы. До понимания этого надо дорасти, как я когда-то.

    Мне повезло - я встретил Шалыто. Правда, я всю сознательную программистскую жизнь ощущал мучительный недостаток в реально работающих формальных методах. Поэтому идеи Шалыто попали на очень удачную для них почву. Главное - программирование сложного поведения без автоматов я теперь просто не мыслю.
    Из переписки Н.И. Туккеля (cynical@mail.ru) с С.А. Вагановым.
  7. В пределе во "Флоре" (раздел "Проекты" настоящего сайта) хорошо бы вообще обойтись без писания программного текста, вся надежда на SWITCH-технологию. Объекты "Автомат" и "Состояние" должны быть во "Флоре".

    Нам просто необходим аппарат типа SWITCH-технологии, иначе для сложных приложений придется писать сложные программы диспетчеры. Для SWITCH-технологии необходима красивая, в хорошем смысле, обертка. Это относится и к кросс-версии (раздел "Последователи" - А.Ш.) и для встраиваемого во "Флору" объекта "Автомат" (который сделал Ваганов С.А. в новой "Флоре" - А.Ш.).
    Из переписки С.А. Ваганова (lb@compassplus.ru) с Н.И. Туккелем.
  8. Поздравляю издательство с выпуском сильной (в профессиональном смысле) книги Шалыто А.А. SWITCH-технология. Алгоритмизация и программирование задач логического управления. СПб.: Наука, 1998. Желаю вам побольше таких авторов!

    Вторую книгу А.А. Шалыто я купил, потому что рассматриваю ее как обстоятельный справочник, который должен иметь каждый инженер-схемотехник.
    А.Филин, ведущий научный сотрудник Института проблем информатики РАН (fil@ipi.ac.ru).
  9. Да, у нас с литературой все плохо (2000 г. - А.Ш.). Можно перечислить достойные упоминания книги по пальцам. Из особо идейных можно пока отметить Буча, Страуструпа, Брукса (их, видимо, по ошибке перевели и издали!), с некоторой натяжкой - Рихтера. Ну, еще про UML книжка тощая вышла и книжка Йордона... Книжка Шалыто, про автоматы, единственная в своем роде, за последние лет 15. В общем - все запущено.

    Иногда создается впечатление, что у нас в стране только две категории компьютерщиков: чайники и начинающие администраторы сетей, с жутким трудом осваивающие Perl и HTML. Ах, да, есть еще мода на Linux...
    Аркадий Ключев, доцент СПбГИТМО (ТУ) (kluchev@d1.ifmo.ru).
    Из ФИДО.
  10. Толчком к применению конечных автоматов для программирования контроллеров собственного производства послужила брошюра Шалыто (Шалыто А.А., Антипов В.В. Алгоритмизация и программирование задач логического управления техническими средствами. СПб.: Моринтех, 1996. 90 с. - А.Ш.), вышедшая непосредственно перед изданием книги (Шалыто А.А. SWITCH-технология. Алгоритмизация и программирование задач логического управления. СПб.: Наука, 1998. 628 с. - А.Ш.). В классических (советских) книгах по конечным автоматам слабо рассмотрена прикладная область (если это не счетчик в аппаратуре или лексический анализатор в программном обеспечении - А.Ш.), в основном только теория. Несмотря на наличие у нас курса "Прикладная теория цифровых автоматов", мне раньше был не очень понятен способ применения автоматов в программировании. Никто вокруг не практиковал, да и я сам до этого не додумался.

    В настоящее время "SWITCH-технология" практически единственная, доступная книга по автоматам (в программировании - А.Ш.), которую можно рекомендовать студентам...
    Из переписки А. Ключева с Н. Туккелем.
  11. В отпуске был в Новочеркасске и прорекламировал Вашу технологию. Там мои хорошие друзья занимаются разработками на базе микропроцессоров. Чтобы внедрить мое - ресурсов маловато, а потому посоветовал сделать так, как у Вас.
    Из переписки В.С. Любченко с А.А. Шалыто.
  12. Книга Шалыто А.А. "SWITCH-технология" является сейчас моей настольной книгой, хотя купил ее года три назад совершенно случайно. По-моему, тогда мне понравилась обложка и увидел знакомые слова, а может быть буквы :)
    Из переписки Максима Кривова (max@anti.irmail.ru) с Борисом Павловичем Кузнецовым (boris@actor.ru).
  13. Ни с чем не сравнимое чувство возникает, когда ты точно и сразу знаешь (на основе протоколов, автоматически строящихся в терминах автоматов - А.Ш.) место и условия возникновения логической ошибки.
    Из статьи Вавилова К. Программирование за... 1 (одну) минуту //Компьютер Price. 2002. N31. C.288-293. Она приведена в разделе "Последователи" настоящего сайта.
    PS. Как выяснилось, К. Вавилову 32 года, и поэтому, видимо, ему есть с чем сравнивать.
    А.А. Шалыто
  14. "Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. СПб.: Невский диалект, 2001.
    Кнут Д. Искусство программирования. М.: Вильямс, 2000 (в трех томах).
    Шалыто А.А. Логическое управление. Методы аппаратной и программной реализации алгоритмов. СПб.: Наука, 2000".
    Реклама магазина "Техническая книга" (www.techkniga.spb.ru) в журнале "Мир ПК". 2001. N11. С.157.
    PS. Хочется, чтобы это приятное соседство сохранилось подольше.
  15. Приятно читать и учиться при этом правильному русскому языку. к сожалению, на многих сайтах русский плохой. Ваш - исключение (как и книги, и статьи). Его стоит читать хотя бы за это. Спасибо за "мысли" и за то, что можно узнать, кто эти мысли сказал.
  16. Вы были у нас в ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТЕ и прочитали лекцию. Так, что к автоматам я пришел только через Вас.
    К.Вавилов (wawi@narod.ru)
  17. В жизни слабым
    Сейчас не место.
    Только сильным
    Везет в судьбе.
    Из крутого Ты
    Сделан теста,
    Так удачи во
    Всем тебе!
    Кира Ивановна Корабейник.
    Поздравление на день рождение А.А. Шалыто.
  18. Если человек говорит, что числа Фибоначчи придумал Фибоначчи, то это нормальный человек. Если человек говорит, что числа Фибоначчи придумал он, то это сумасшедший. Если человек жалеет, что числа Фибоначчи придумал не он,то это Шалыто.
    Из ФИДО
  19. Круто! Студенты, как всегда, вначале были настроены скептически, но после неудачных попыток загнать стан в коматозное состояние, изменили свое мнение. Документация по примеру объемом в 12 страниц всех привела в шоковое состояние.
    С.А. Ваганов о программе управления станом в цехе холодной прокатки и документации на нее, которые приведены в разделе "Проекты".
  20. Вчера один из студентов-пятикурсников с удивлением передал мне визитную карточку, на одной стороны которой было написано:
    Хотин Аркадий Григорьевич
    Генеральный директор
    ARCADIA
    The best software from Russia,
    а на другой от руки:
    Анатолий Абрамович!
    Спасибо за школу!
    Ваш ученик - Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности, 1978 г.

    PS. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.
  21. Студент третьего курса СПбГИТМО (ТУ) Андрей Пестов на одной из своих (!) книг, подаренных мне, написал: "В бесплодное дерево камней не бросают", а на второй - "С уважением Шалыто Анатолию Абрамовичу - человеку, идущему до конца". Интересно, что последняя фраза по смыслу частично совпадает с приведенной в п.39 в раздела "О науке".
  22. Спасибо за отличный пример использования SWITCH-технологии в таком нетривиальном контексте как компьютерная игрушка-симулятор Я не мог не упомянуть ваш труд в рамках своей статьи, так как считаю ваш подход очень толковым и оригинальным. Тем более мне симпатизируют другие Выши работы (источник http://is.ifmo.ru).
    к.ф.м.н. Озеров А.А. aozerov@mail.ru
  23. Пишет Вам один из сонма програмистов, "которые воспитываются иначе" (цитата из заключения к статье "Программирование с явным выделением состояний" ;-). Я с большим интересом прочел Вашу статью "Реализация автоматов при программировании событийных систем", а затем ознакомился с книгой "SWITCH-технология ..." и внимательно прочел некоторые ее главы. Я нашел Ваш подход крайне для себя полезным и решил (более или менее твердо :) попытаться применить его в своей практике.

    Алексей В. Белобородов (b.a.v@ngs.ru) Конструкторско-технологический институт научного приборостроения (Новосибирск), лаборатория технического зрения, программист.
  24. С тех пор как разобрался с конечными автоматами я уверен, что любой сложности задачу (в известных рамках) смогу реализовать быстро, правильно, а главное - с первого раза, а не проводить бессонные ночи за отладчиком, тщетно пытаясь увеличить объем мозга, для того, чтобы запомнить ВСЕ.

    Алексей Перро, fun-ctional@mail.ru
  25. "Судя по всему, на программирование надвигается новый переворот... ", - писал известный компьютерный публицист Рубен Герр (PC MAGAZINE/RUSSIAN EDITION, 10/98) в рецензии на книгу А.А.Шалыто "SWITCH-технология. Алгоритмизация и программирование задач логического управления". Пока это пророчество не сбылось, но парадигма автоматного программирования по-прежнему подает надежды и продолжает привлекать все новых сторонников.
    М.В.Беляев, www.softcraft.ru
  26. В хронологии событий 2000-2002 гг. кафедры компьютерных систем и программирования (кафедра 12) Московского инженерно-физического института (МИФИ) (http://dozen.mephi.ru:8101/history) отмечается:

    "В разделе "История развития программного обеспечения" Российского виртуального компьютерного музея опубликована статья докт. техн. наук, профессора А.А.Шалыто "У нас была Великая эпоха!", в которой в числе ученых, занимавшихся исследованиями в области теории автоматов, теоретического и практического программирования названы Ю.А.Попов (выпускник кафедры 1957 г.), В.Е.Котов (выпускник кафедры 1963 г.), А.С.Нариньяни (выпускник кафедры 1963 г.), П.Е.Бочков (выпускник кафедры 1965 г.)."
  27. Появилась статья Фишмана Г., Раера М. "Игры разума": кодинг билетов для электричек //Хакер. 2002. N12, с.58-60.

    Первая фраза этой статьи: "Данная публикация является результатом наших исследований. Авторы не использовали никакие источники закрытой информации. При желании любой бы мог проделать ту же работу и придти к аналогичным результатам. Авторы не несут никакой ответственности за использование данного материала в противозаконных целях и за материальные убытки, понесенные в результате этого использования".

    Средняя фраза этой статьи: "Все началось в марте 2001-го. На большинстве лекций было скучно, дома печально, а в аквариуме (в нашем компьютерном классе) грустно. И вдруг, как гром среди ясного неба, Миша предложил новый увлекательный проект... И мы, почти всей группой, стали ходить на вокзал, собирать билетики и анализировать их. Наш аквариум был сразу же перепрофилирован в центр обработки билетов. Треть людей вносила их в базу данных, треть рядом писала различные программки для их анализа, а другая треть сидела на лекциях, вглядываясь в бесконечные потоки цифр и аббревиатур. Постепенно начала выявляться некая логическая структура. И вдруг, на одной из лекций наш чемпион (чемпион России по программированию 2002 года) уловил определенную закономерность (вспомните фильм "Игры разума" со сценой в Пентагоне). Это был поворотный момент, после которого наши исследования перешли на качественно новый уровень".

    И последняя фраза статьи: "Особую благодарность выражаем Анатолию Абрамовичу Шалыто, который вдохновил нас на написание статей своими зажигательными лекциями о Switch-технологии".

    PS. Остается только повторить: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".
  28. Этот сайт (www.softcraft.ru) стал для меня настоящим открытием. Я искал что-нибудь по проектированию автоматов Мили и думал, что вряд ли смогу найти что-то ценное в нашем Инете на эту тему. Спасибо.

  29. ... абсолютно неоднозначно то, что общепринятая на сегодня парадигма развития технологий программирования является наиболее эффективной. Альтернативные варианты предлагаются и в настоящее время, например, в работах А.А. Шалыто.

    Шалыто Анатолий Абрамович - доктор технических профессор, автор автоматной технологии программирования.

    Окулов С.М. Конгнитивная информатика. Киров: ВятГГУ, 2003.
  30. С интересом проел вашу работу "У нас была Великая Эпоха". Меня не устраивает только слово "была". Аналогичные вопросы остаются актуальными и сегодня, но я понимаю: "Ходить бывает скользко по камушкам иным: давайте о сегодня ы лучше помолчим".

    Вадим Львович Стефанюк. Вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта
  31. Движение за открытую проектную документацию - это действительно то, чего разработчикам не хватает.

    К сожалению, практически вся документация в коммерческих проектах является собственностью заказчика, который не торопится ее обнародовать. Поэтому в Интернете так мало примеров реальных проектов. Сайтов с исходными текстами - море, а сайтов с примерами проектных решений единицы. Я тут же залез в документацию в разделе "Проекты", которые мне ближе всего и сравнил свои решения в аналогичных проектах и решения, предложенные авторами. Жаль, что у меня не было доступа к этим текстам раньше. Я бы потратил на разработку меньше времени!

    Сергей Трофимов http://www.caseclub.ru/
  32. Работы профессора А.А.Шалыто, Н.И.Туккеля и компании мне лично симпатичны. Они дают пищу для размышлений и у них, по крайней мере, концы сходятся с концами, что крайне приятно. Да и в учебно-методическом плане все хорошо, что тоже не может не радовать! Подход А.А.Шалыто имеет большой плюс. Он не зря показывает на реальных проектах (причем большом их числе), как работает SWITCH-технология. Пусть эти работы и студенческие,но это не важно, это даже хорошо, ибо при этом "дурь каждого видна". Творческих успехов!!!
    Alex, aqs@inser.lonis.spb.su
  33. Я использовал Switch-технологию для автоматизации процесса безразборной мойки (CIP). Установка успешно работает по 100% мной написанной программе. Как Вы думаете, стоит ли по этому поводу написать статью. И не могли бы Вы в этом мне помочь.

    Хотелось бы содействовать развитию SWITCH-технологии. Пока не изучил ее, не знал, даже как подойти к написанию этой весьма сложной программы. Она написана под PLC Sattcon OP45 на языке DOX 5. Основываясь на положениях Вашей технологии, я разработал схему преобразования автоматов в программу и все пошло на ура.

    Программа построена по 22 графам переходов автоматов, связанных по вложенности и обмену номерами состояний, которые изображены в MS Visio с помощью шаблона, взятого на Вашем сайте http://is.ifmo.ru/progeny/visio2switch/. Автоматы имеют следующее количество состояний — 3,3,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,6,6,7,8,8,8,10,14,15. Общее число состоянии — 147.

    Я консультировался во многих фирмах, но все утверждали, что такого этапа как проектирование для PLC нет, мол «надо программы на них уметь писать», но меня это не устраивало.

    О сроках выполнения проекта:
    пол-месяца изучал технологический процесс и выбирал технологию построения программы;
    пол-месяца изучал Switch-технологию (материалы вашего сайта);
    пол-месяца создавал первый проект автоматной программы;
    пол-месяца изучал возможности DOX5 для реализации и придумывал правила кодирования;
    один месяц экспериментальных пусков на установке, доработка самой установки, автоматов и программы;
    два месяца опытной эксплуатации, проводимой под моим контролем.

    С уважением, инженер-электроник Группа предприятий «Parmalat» Россия ОАО «Белгородский молочный комбинат», Магомедов Анатолий Анатольевич, tolick-list@inbox.ru
  34. Я занимаюсь программированием логических контроллеров фирмы SIEMENS на языке «Step 5». Очень заинтересовали ваши работы. Перечитал почти весь материал на вашем сайте. Хочу применить автоматы для управления стационарной сварочной машиной. Но дело встало в реализации на языке «Step 5». Подскажите, пожалуйста, каким образам это лучше всего сделать или дайте ссылку на материал, где описывается реализация автоматов на «Step 5».
    C уважением Иванов Андрей. г.Тольятти, ivanov@netman.ru
  35. Очень интересный сайт и автоматное проектирование в особенности. У меня вопрос по поводу работы И.М. Аничкина «Использование автоматного программирования при построении редактора графа переходов». Дело в том, что выложенная на сайте версия программы редактора переходов не представляет собой, как было сказано, работающий экспериментальный образец. В этом редакторе невозможно создать свой граф переходов. Когда можно ожидать обновление версии редактора? И будет ли это вообще? С проектом Аничкина я разобрался. Код хороший, хотя есть и проблемы. Сейчас планирую его переделать под свою задачу.
    Олег Курченко, dep@msx.ru
  36. Тренинги по программированию
    http://com.pip.ru/cgi-bin/index.pl?include=teach&part=txt2
  37. Информационно-технический журнал «infoCOM.uz» В каждый бот, который программируется для игры «Robocode», может быть заложена такая технология, которую даже фантасту сложно представить. За примерами далеко ходить не будем, а просто выдадим ссылку на сайт http://www.softcraft.ru/download/auto/switch/tanks.zip, где можно посмотреть программную документацию и конечный программный продукт, разработанный по теме: «Система управления танком для игры „Robocode“. Объектно-ориентированное программирование с явным выделением состояний», авторами которых являются Н.И. Туккель и А.А. Шалыто из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий механики и оптики. Этой информации уже вполне достаточно, чтобы убедиться, что хотя речь идет об игре, но играть в нее могут лишь те, кто знаком с современными высокими технологиями.
    http://ru.infocom.uz/more.php?id=P378_0_1_0_C&which=weblog
  38. Окулов С.М. Когнитивная информатика, Вятский государственный гуманитарный университет. Киров. 2003

    стр. 131
    …абсолютно неоднозначно то, что общепринятая на сегодня парадигма развития технологий является наиболее эффективной. Альтернативные варианты предлагаются например в работах А.А. Шалыто.

    стр. 205
    Краткий биографический справочник.

    Шалыто А.А. — доктор технических наук, профессор, автор автоматной технологии программирования.
  39. «Немного о кибернетике». Альманах «Восток». Сайт «Ситуация в России».
    http://www.situation.ru/app/j_artp_315.htm

    Можно ли считать спор о кибернетике и путях ее развития чисто историческим?

    Особую важность имеют достоверные знания реальных обстоятельств и событий, происходивших в нашей стране в 40-50-ые годы. Талант и героический труд выдающихся ученых, управленцев и организаторов науки заслуживает того, чтобы русские (в расширенном смысле этого слова) люди нынешней и будущей России знали, что происходило в эти тяжелейшие годы на самом деле …

    В статье «У нас была великая эпоха» доктор технических наук, профессор кафедры Информационных систем Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики А.А. Шалыто написал:

    «Недавно я был на совещании в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского и в одном из выступлений тридцатипятилетнего докладчика из Новосибирского Академгородка услышал словосочетание „комбинаторные схемы“, которое резануло слух. Моя реплика о том, что в советской литературе по теории автоматов такие схемы всегда назывались не „комбинаторными“, а „комбинационными“, не заставила себя долго ждать, как впрочем, и ответ докладчика: „Советскую литературу по этой тематике не читал, а применяю англоязычные руководства для пользователей“. Такой ответ меня, естественно, возмутил, так как у нас в стране в этой области была Великая эпоха, а даже уже не очень молодые люди не знают об этом, и, самое главное, похоже и знать не хотят, так как это их никуда не приближает».

    Пока ситуация такова — а она именно такова — вопрос восстановления исторической правды остается актуальным.
  40. Сomputer science МФТИ. Курс «Техники программирования».

    «Документирование программного обеспечения»

    В этом модуле рассматривается один из наиболее важных аспектов написания ПО: сопровождение программы адекватной документацией. Этот аспект зачастую умалчивается или молчаливо подразумевается, как в коммерческих, так и в академических проектах. Здесь мы постараемся затронуть как общечеловеческие аспекты составления документации, так и технические средства, которые могут помочь в оформлении убедительных доводов в пользу применимости решения.

    Ссылки:
    Движение за открытую проектную документацию (А.Шалыто)
    Примеры проектов, сопровождаемые документацией (http://is.ifmo.ru/)
  41. Я доцент кафедры ракетных двигателей Воронежского государственного технического университета Александр Валентинович Кретинин. Со мной работает аспирант нашей кафедры Д.В. Солдатов, который увлечен Вашими трудами по автоматному программированию. Мы сейчас пытаемся применить Ваш метод в сочетании с нейросетевыми моделями функционирования для разработки автоматов агрегатов ЖРД РД-0124 третей ступени ракето-носителей «Союз-2» и «Аврора» и второй ступени ракето-носителей «Ангара» разработки Воронежского КБ химавтоматики. Не согласитесь ли Вы дать отзыв о некоторых результатах, которые присоединены к этому письму? Если наша работа покажется Вам интересной, может быть мы вместе доведем ее до совместной публикации?

    В настоящее время автоматное программирование выходит на первый план нашей работы по разработке имитационных моделей ЖРД с целью использования в системах автоматического анализа испытаний, технической диагностики и аварийной защиты.
    С уважением А.В. Кретинин, avk-vrn@mail.ru
  42. Я поразмышлял на досуге, может быть впервые :-), о Switch-технологии и ПЛК — в действительности, для задач управления «Switch + PLC» — это живой организм!

    Применение здесь ООП может помочь немного в программировании, но база все-таки автоматное программирование, круче которого просто не может быть!

    С Уважением,
    инженер-электроник Parmalat Россия ОАО «Белгородский молочный комбинат»,
    Магомедов Анатолий Анатольевич, laby@mail.ru
  43. Анатолий Абрамович!
    Восхищен. Статья "А ларчик просто открывался" блестящая и по сути и по стилю.
    Мне бы ее электронный вариант. Перешлю ее ряду руководителей фирм оптического профиля. Им это будет ОЧЕНЬ полезно.
    С.А.Козлов kozlov@mail.ifmo.ru
  44. Спасибо Вам за публикацию «А ларчик просто открывался…». Я и многие мои коллеги, тоже работаем преподавателями по совместительству. Тоже продолжаем надеяться на лучшее, хотя и не можем ответить студентам на вопрос, зачем мы в университете «теряем» столько времени.
  45. Мне 38 лет. С большим удовольствием и разочарованием прочитал Вашу статью в PC WEEK/RE. 2004. № 35.

    Почему с удовлетворением: первый раз прочитал то, о чем как бы неприлично говорить. Согласен абсолютно со всем, о чем Вы пишите.

    Живу в областном центре, как говорится, в провинции. До недавнего времени имел непосредственное отношение к системе высшего образования. Поэтому все описанное мне очень хорошо знакомо. Сейчас занимаюсь далекими от этого вопросами, но иногда пишу программы для фирмы, где сейчас обитаю, вызывая тем самым недоумение у окружающих. Мне даже не нужны деньги за это: просто нравится это делать. Им не понять, что делаю это, чтобы не терять квалификацию.

    Да, я не занимал призовых мест на олимпиадах программистов, у меня нет ученой степени, но не в этом дело. Просто мне не понятно, как можно преподавать дисциплины, близкие к информационным технологиям, и тем более программирование, не написав ни строчки кода за всю жизнь или сделав это лет 30 назад. В нашем городе это стало традицией. Преподавателей-практиков просто нет, а если они и есть, то обычно без степени и работают на полставки ради записи в трудовой книжке, а не ради смешной зарплаты.

    Кто же учит информационным технологиям: кандидаты психологических, педагогических и прочих наук, а если технических, то они защищались лет двадцать-тридцать назад, по непрофильным направлениям, зато они умеют включать компьютер и работать в Word.

    Теперь о грустном. Честно говоря, я питал иллюзии, что в ведущих вузах страны ситуация немного другая. Пару дней назад показывали забастовку бюджетников, среди которых был профессор МАИ стоимостью 4500 рублей. Теперь Ваша статья мне попалась в руки.

    Мне, как и Вам, непонятно, кто будет учить следующие поколения, например детей депутатов, или они думают, что их дети уедут за пределы Родины? Вижу, что путь, по которому мы сейчас уверенно идем, не тот.

    Долго думал, почему все это происходит. Причин конечно много, но, я думаю, что одна из них в том, что у руля обычно стоят бывшие троечники, которые в свое время ненавидели тех, кто умнее их. И своим ограниченным умом они не могут понять, что нельзя пилить сук, на котором сидишь.
  46. Виктор Лещиков
    mailto:leader@crealab.org
    Творческая Лаборатория
    www.CreaLab.org
    shalyto@mail.ifmo.ru

    Здравствуйте, Анатолий Абрамович!

    Это беспокойный студент «ВТ» Виктор Лещиков, что с Творческой Лабораторией…

    Я только что прочёл Вашу статью о проблемах в ИТ-образовании.

    И Вы, и Владимир Глебович Парфёнов забавные люди (только не сочтите за фамильярность!), которые прекрасно всё раскладывают по полочкам, формулируют проблемы, но выдают нечто стереотипное и маловероятное в последних абзацах, когда речь заходит о решении. Заключительные слова Владимира Глебовича о том, что надо «собрать волю в кулак, придумать КАКУЮ-ТО программу и работать», из статьи с Вашего сайта я теперь цитирую исключительно в качестве забавного афоризма! Действительно, программа исцеления ИТ-образования именно «какая-то»! Хотя кулаки Ваши сжаты, воля собрана и работа кипит! Но программа процессору неизвестна и, надо полагать, уже не первый год! Ваша статья «А ларчик просто открывался» столь громких афоризмов не содержит, но всё-таки приводит к идее, что надо ещё раз и ещё раз хорошенько попросить всех тех, кто не платил и не платит, заплатить-таки наконец. А то ИТ-образование в стране умрёт. Похоже на нашёптывания нищего-пророка, который каждый день выходит на рыночную площадь и предупреждает людей о Конце Света.

    Сразу же после прочтения статьи Владимира Глебовича и Ваших рассказов (я читал их вместе за компанию, а про образование прочёл несколько позже) мне в голову пришла, видимо, наиболее полезная формулировка основной проблемы, которая снижает не только качество, но и юзабилити даже более-менее подготовленных выпускников. Основная проблема в несоответствии требований к студентам (при наборе и учёбе) и требований к выпускникам! Т.е. мы (Вы) набираем, а потом готовим ровно то самое, что выпускаем! Ведь что Шалыто, что Парфёнов вдруг начинают сетовать на недостаток мотивации у студентов-выпускников, на то, что у них масса других интересов, что они «забивают» на науку, что их не привлекает самоотверженная работа ради великих достижений и т.д., и т.д., и т.д. … НО ПО ЭТИМ ЛИ КАЧЕСТВАМ ВЫ ОТБИРАЛИ ЛЮДЕЙ? ЭТИ ЛИ КАЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ВЕДУЩИМИ ПО ХОДУ ОБУЧЕНИЯ?

    «Образование = обучение + воспитание». Только тут, Анатолий Абрамович, не +, а логическое «И»: отсутствие одного из компонентов приводит к общей неудаче, к общему «нулю» на выходе! Вот теперь, когда я внёс это замечание, данной формулой можно смело пользоваться в работе — в составлении Программы, которую я в честь В.Г. Парфёнова назову «КАКАЯ-ТО».

    Вы уже ощутили на своём опыте, что только одно обучение студентов, по сути, сводит к неудовлетворительному результат той воли и работы, что Вы вкладываете. И стоит ли тогда Вам так рубиться? Вот тут, мне кажется, у меня есть перед Вами некоторое преимущество: я начинаю работать от заката до рассвета лишь после того, как на 150% запрограммирую результат этих действий. Вот когда будет план хороший, вот тогда можно будет тратить силы. А пока можно валяться на диване, гулять, читать всё подряд — мозг-то размышляет!

    И я, например, дочитался в мировом бестселлере по менеджменту «Бизнес в стиле фанк» до простой идеи, которая исчерпывает нашу проблему: натаскать много воспитанных идиотов будет результативнее, чем нарваться на невоспитанного гения! Что помешало разочарованному и грустному Владимиру Глебовичу дойти до этой светлой мысли, не знаю! Ведь он констатирует тот факт, что с каждым годом эффективность его методов работы падает. Я, даже не зная его методов работы, опасаюсь иметь дело с человеком, который сегодня тенденциозно и обреченно скатывается к провалу (и сам об этом сообщает), но не предпринимает решительных действий. «Нужно больше финансирования» — это «Вечный Зов Госдумы», в которой сидят люди, для которых написать ресурсосберегающую стратегию, предложить прорывную инновацию также реально, как загробная жизнь. А ведь, если Вы поинтересуетесь экономикой, то обнаружите, что сегодня деньги стремительно теряют свою власть, а настоящие продвинутые профессионалы теряют к деньгам главный интерес.

    Прелесть нашего положения в том, что Запад мы уже никогда не догоним. Наш выбор: или совершить гениальный скачок («срезать» путь), или умереть. Мне нравится такая постановка вопроса, потому что я — за риск и срезание пути. (Как мы умрём, Вы сами прекрасно описываете.)

    Итак, посмотрим на уязвимые части системы, на ресурсы: что есть, чего не хватает.

    Как Вы сами отмечали, в России есть научная база по ИТ, созданная ещё в СССР, есть некоторое количество преподавателей и неуехавших выпускников высокого уровня. Назовём это «литература» и «компетенты» (носители компетенции). Литературу молодёжь не читает, компетенты разбегаются либо из-за занятости, либо из-за нищеты. Обзор ресурсов завершу замечанием, что компьютеры (а также клавиатуры, мониторы и мыши) у нас всё-таки такие же, как на Западе, и в Индии, и в Китае… И языки программирования для всех тоже едины.

    Уязвимостью является отношение студентов к обучению и к своему будущему — воспитание. Иными словами, компетенция компетентов либо проходит мимо студентов, либо, даже угодив в их головы, достойно не применяется.

    Таким образом, работать по-старому просто не имеет никакого логического смысла! Какой смысл работать с теми, кто не берёт? Что легче: научить или перевоспитать? Мне кажется, что жизнь научила (но не перевоспитала!) нас, что перевоспитывать чрезвычайно трудно — невозможно. Этот путь тупиковый! (- доказано Шалыто) Значит, нас ждёт другой путь: коренное изменение методик преподавания на такие, которые сделают ИТ-специалиста из страстно желающего, но неспособного, неподготовленного студента.

    Кстати, живой пример Вам сейчас пишет это письмо. Я ж закончил гуманитарный класс школы, а потом пошёл на «ВТ» не по принципу: «что лучше получается», а по принципу: «чего ещё важного мне не достаёт». (Правда, поступил без блата, потому что никогда не отставал в школе по физике и математике и самостоятельно готовился) На сегодня я нулевой программист, сносно разбираюсь в теории устройства ЭВМ, а к железу в жизни почти не прикасался. И это третий-то курс! :))))))) Зато, я неплохо пишу по-русски, вообще не отдыхаю последние 5 лет, учусь от заката до рассвета (или наоборот), интересуюсь менеджментом, рекламой, современным ведением бизнеса, девушками (правда, опять-таки в теории пока — нету времени), психологией (например, всё того же обучения), физикой, математикой, фракталами и хаосом и т.д., и т.п. По всему выходит, что на Факультет Парфёнова мне дорога заказана! :))))))) Не будет со мной Владимир Глебович работать, не перспективен я для него! Физ-матов не кончал, языков программирования не знаю толком (Паскаль и чуть-чуть С++ не в счёт), задачи по физике не люблю за то, что там есть заранее известные преподавателю ответы… И тем не менее, я так прикалываюсь над Парфёновым в этом письме, потому что у меня есть сегодня твёрдое убеждение, что из меня в итоге выйдет куда более успешный ИТ-специалист, чем из его питомцев, хотя ни к каким Олимпиадам я не подойду и близко. А убеждение родом, во-первых, из того, что сегодня я поставил себе это целью № 1, а, во-вторых, из того, что мне для её выполнения просто вынужденно придётся совершить квантовый скачок, развенчав миф о том, что абитуриент должен отбираться талантливый и подготовленный.

    Мне придётся сжать в оставшиеся 3 года лет 7 подготовки иных талантов. И сегодня я так заинтересовался Вашей статьёй и пишу Вам такое обстоятельное письмо, потому что я не имею права на самопедагогические ошибки на этом пути — у меня лимит по времени, мне надо догонять. Я не имею права что-то три раза повторять и долго зубрить — у меня лимит по времени! Я должен так организовать учебный процесс, чтобы всё, что не требует понимания, оптимально записывалось в память, а сам процесс понимания подключал все возможные когнитивные ресурсы организма. Я не имею права отбывать номер даже по вине преподавателя. Посему я пока не работаю от заката до рассвета, а брожу, лежу на полу, пишу письма профессорам — думаю, размышляю… И кстати, в ущерб университетским занятиям… Но они мне скачка уж точно не дадут!

    У меня, безусловно, есть идеи. У меня, безусловно, есть просто знания и опыт, как улучшать память, как упрощать усвоение и т.д. У меня есть литература о «Суперобучении» — революционных педагогических методиках, которые применяются новаторами вот уже 30 лет. Причём, методики эти не шарлатанство, а научно получены, проверены или исследованы. Самый впечатляющий результат их применения — когда американский учитель на Аляске сделал из дубовых учеников сельской школы («чукчей») двух победителей североамериканских школьных олимпиад по физике и биологии. После такого у меня создаётся впечатление, что Парфёнов пытается, прежде всего, упростить жизнь себе, отбирая талантов. И самое смешное, что его путь ведёт его в тупик. :)))))))


    Посему мой рецепт вовсе не увеличение финансирования (Я не злой или жадный — я реалист! Мы в России!), а коренное изменение методик отбора студентов и преподавания. Но это будет означать резкое повышение требований к компетентам! Я на 100% знаю, что половина точно не сможет им соответствовать (по мировым стандартам работы с неталантливыми и неподготовленными они проф-непригодны). Какое уж тут повышение зарплаты! — Тут бы место за собой сохранить!

    Но тогда мы потеряем ещё больше компетенции в головах тех людей, которые не сумеют освоить нового формата. К тому же за бортом может оказаться значительная часть важнейшей литературы. Поэтому нужен плавный переход и гигантская подготовительная работа по переводу образовательных ресурсов на новые рельсы. Надо сделать ИТ-образование в его рутинной части независимым от преподавателя. Преподаватель на то и компетент, что должен заниматься беседами, семинарами, ответами на вопросы, научной работой, а не ведением лекций и проверкой заданий! Потенциал нашего ИТ-образования ещё и в нерациональном обращении с имеющимися кадрами!

    Как прекрасно сказал один немец об энергетическом кризисе, которого все так боятся: «Энергетический кризис — в головах». С таким отношением к проблеме Германия, видимо, преодолела его, раз начала из заботы о внуках и правнуках убирать по всей стране атомные электростанции! (Заслуживает поклона, восхищения и аплодисментов!) Так вот вечный экономический кризис России — тоже в головах! (См. рассказ А. Шалыто «Крыжовник»; можно добавить, что когда экспертов по ВТ используют для ведения регулярных лекций и маёвки с пересдачами отстающих студентов, то образованию тоже кризису не миновать; во всяком случае, такому преподавателю кризис обеспечен!)

    Вот так и нам, раз у нас всё ржавеет, сыпется, люди бегут и т.д., не вывески в институте обновлять, а пока не поздно, перегонять компетенцию ещё живых людей в специальным (грамотным) образом отформатированную электронную и прочую физическую форму. Да, Макаренко больше не почитаешь — нам надо искать мировые аналоги, но в то же время, скорее всего, придумывать свой собственный эффективный формат подачи знаний, не требующий практически никакого финансирования и человеческой поддержки. Вот Биржа Идей для одного рабочего языка (исключая английский), которую я спроектировал, рассчитана всего минимум на двух(!) операторов процесса. Но она может обрастать сервисами — сферой услуг. Так и кафедра в институте должна быть автоматизирована до состояния, в котором её могут сопровождать несколько технических операторов и множество «экспертов», удовлетворяющих потребность студентов в учебном эксклюзиве. Вот тогда это будет круто!

    Я могу вам при личной встрече разругать в пух и прах подачу информации во всех без исключения учебниках. По ИТ — так особенно. Вот почему я, условно, ничего по ИТ не знаю? — Да, потому что меня оторопь берёт копаться в тоннах пёстро структурированной макулатуры! Я ищу таких ёмких слов, которые бы дали самую суть за минимальное время! Это возможно. Почему сегодня стали писать короче и почти не читают? Нет, не потому что все деградировали (хотя и этого предостаточно), а потому что одним предыдущий опыт человеческой культуры позволяет лучше излагать свою мысль, а другим ритм жизни не позволяет копаться в чужих километровых разглагольствованиях.

    Да, вы меня правильно поняли, я говорю о мощной, серьёзной, отточенной с точки зрения психологии, здравого смысла и эффективности усвоения системе индивидуального обучения для студентов. Но что заставит их вгрызаться в эти материалы???

    Продолжу эксплуатировать свой пример: Как я дошёл до жизни такой?

    Летом я ворвался к Вам со своим «PR в науке». Это было только начало длинного, прежде всего, внутреннего пути в понимании того, что происходит сейчас в науке, в экономике, в обществе, в бизнесе. Творческая Лаборатория CreaLab.org до сих пор остаётся не столько эффективным ресурсом, сколько моделью-игрушкой для моих концептуальных экспериментов.

    Специализация навязывает человеку некую производственную функцию, исполняя которую, он вливается в производящий коллектив, живущий за счёт сбыта произведённой продукции. Далее естественный отбор убирает с рынка тех, у кого «человеческий фактор» побеждает предписанную технологию производства. Остаются те, кто автоматизируются — сохраняют функции, убирая людей. Люди перемещаются в сферу услуг: от официантки и поп-звезды до юристов и клерков. Это работники псевдоинтеллектуального труда — они обрабатывают информацию, разноформатные данные. Скорость жизни — обменных процессов в экономике — возрастает из-за налаженности производственных механизмов, и тут начинают трещать и ломаться те, у кого хромают процессы информационные — инфраструктурные. Теперь Информационные Технологии приходят за рабочими местами тех, кто вчера был изгнан с заводов… Всегда же востребованы не те, кто подстраивается к этим бизнес-процессам, а те, кто эти бизнес-процессы налаживает! А ведь сегодня на «харде» производства пышно цветёт «софт» ИТ! А значит, мы подходим к эпохе, в которой уже реальностью стали человеко-корпорации, когда мировые бизнес-гиганты могут содержать считанное число постоянных служащих! Владея ИТ, ты можешь создавать бизнесы партиями! Например, вокруг каких-то незамеченных идей. Мне кажется, что образование по ИТ должно начинаться именно с этого простого экономического расклада: «Ребята, вы учитесь не на психов-программистов! Вы же учитесь НА ХОЗЯЕВ СОВРЕМЕННОГО МИРА!» Причём, заметьте, единоличных хозяев! Всё решает ВАШ ИНТЕЛЛЕКТ. Это уже схватка даже не с конкурентами, а с самим собой. Сегодня почти нереально бороться с гигантами, всех, кто был слаб, поразваливали. Сегодня надо искать принципиально новые рыночные ниши. Но чтобы быстро в них встроиться — вот тут идеально, когда ты сам — супер-спец по ИТ!

    Вот так я дошёл до глубокого понимания, что свободное владение основными ветвями развития информационных технологий в области работы с сетями, обработки гигантских массивов данных — это та пропасть, без прыжка через которую я могу забыть о спокойной жизне в 21ом веке, о своих амбициях, мечтах и обо всём остальном. Я со всеми моими идеями, проектами, замыслами останусь просто подносчиком снарядов для ИТ-специалистов, для команд менеджеров, в которых настройка информационной инфраструктуры определяет перспективы фирмы на рынке…

    Кстати, российский бизнес всё ещё живёт довольно далеко от понимания этого. Но это приговор российскому бизнесу, когда плотина, разделяющая нас и ВТО, будет прорвана. У меня в голове сидит только один допустимый уровень — мировой. Другого не существует для жизнеспособных людей и дел.

    Мне кажется, что обучение на моей кафедре «Вычислительной Техники» по своей сути может осмысленно проходить только под вот этим лозунгом. Что толку готовить каких-то специалистов (винтиков-шурупчиков) для столь неблагодарного внутреннего рынка труда (См. Вашу статью, на которую я отвечаю)???

    Где ореол романтики, который будет дурманить головы безусым юнцам при словосочетании «Информационные Технологии» или «Вычислительная Техника»? Как его вернуть? — Для меня это очевидно. Фактически то, чему учат в авангардной компьютерной части ИТМО должно быть развёрнуто именно в сторону человеко-корпораций. Ситуация такова: я человек; у меня есть идея услуги или товара для людей или других компаний; чем бы эта услуга ни была, каких бы связей и логистики я не наладил, всё это должно быть прошито лучшей информационной инфраструктурой в отрасли! И эта инфраструктура должна быть расширяемой и адекватно отражать особенности предметной области. Я убеждён, что не будет равных компании, где владелец, директор и ведущий ИТ-специалист — одно лицо! Ведь такой видит проблему в целом! Я уже придумал ряд проектов (в том числе в рамках моих идей поднятия науки), которые нуждаются именно в таком «цифровом менеджменте». Но я тут же понял, что не найду таких программистов, которые бы смогли без моего стояния над ними оптимально реализовать то, что надо, потому что в остальных предметах они — нули. Уж легче мне стать супер-программистом и делать по корпорации в год! Предметных идей и идей найденных за это время учёных — завались. А собирать доисторические фирмы с секретаршами, замами, офисами, отдельными ИТ-директорами — это неэффективный, расточительный бред. Это всё равно, что сейчас надеть белый парик, кучу кружевных костюмов и поехать куда-нибудь в позолоченной карете…

    Вот вам и девиз ИТМО:

    «Всё, что может быть компьютеризировано — будет компьютеризировано.
    Всё, что будет компьютеризировано — будет индивидуализировано».

    По «странному» стечению обстоятельств — это ещё и закон развития современного бизнеса во всём мире. ИТ — это не престиж страны, это вопрос выживания её конкретных, прежде всего, молодых граждан и их семей в страшном будущем, которое нас ждёт. Т.е. кого-то оно ждёт страшное с непонятными, непреодолимыми проблемами. А кого-то оно ждёт великое и радостное.

    Я бы провёл такую аналогию. Давно в одном племени требовался, допустим, один человек, умеющий обтачивать камнем палки. И всё было хорошо. Но если обтачивать палки умеет каждый в племени, то каждый охотник способен, скажем, пополнять запас копий прямо по ходу охоты. Естественно, преимущество такого племени и на охоте, и на войне огромно. Также и с ИТ. Раньше кому-то могло показать, что достаточно специалистов на фирму. Сегодня я и всемирно признанные «гуру менеджмента» видят и говорят, что фирма, состоящая ТОЛЬКО из, скажем, 5-10 специалистов по ИТ порвёт в ближайшем будущем, кого угодно. Это будущее уже стучится. И это выживание, а не какой-то там престиж или уважение к достижениям предков! И нужны только те студенты, которые будут понимать вот эту страшную, на самом деле, альтернативу: победи или умри.

    Соответственно, это был мой ответ на Вашу статью и рассказы. Ещё я написал на эту и родственные темы письмо ректору (благо он сам предложил), и 11ого числа собираюсь на встрече с ним «устраивать по данному вопросу шоу». Для меня моё образование теперь настолько принципиально, что я неэффективно учить себя не позволю. :))))))))


    Продолжение переписки

    AS> Виктор, ты молодец. Письмо прочел с удовольствием.
    А, похоже, многие такие вещи и Ваши рассказы, наверное, в том числе скорее для доставления удовольствия единомышленникам и существуют… Хотя не ровен час — зацепят ещё кого-то! Меня в принципе зацепили ещё до знакомства с Вами ровно такие же истории от другого человека. А вот других, с кем вместе я их слушал, не зацепили…

    AS> Можно ли мне его выложить.
    Конечно!

    AS> Естественно образование, как ты его хочешь, никто не
    AS> сделает. Выход один — закончи институт и делай то образовательное
    AS> учреждение, какое ты хочешь.
    Безусловно!

    AS> Кроме «крыжовника», я опубликовал «капусту», тебе может быть
    AS> интересно.
    Уже прочел. Слушал как-то подобную историю про военные сборы точно с такой же моралью про «воспитательные цели». И кстати, воспитательность эта очень важна! На принципе «капусты» работает у нас школьное образование, а затем и институтское. И это точь-в-точь советсткая традиция. Так что «капуста» продолжается! Все студенты видят эти недостатки и бредовость, бурчат себе, мучаются — и всё. Поэтому в принципе я и взорвался. Я просто уже вижу эту замерзающкю кучу в центре поля, хотя моё обучение туда ещё только на первом тракторе едет. Поэтому сейчас буду пытаться своими силами улучшать своё положение.

    Теперь по поводу лидерства. Я бы его так не привозносил и не идеализировал. Весной мне очень повезло, и я выиграл право бесплатно посещать «Институт Риторики» Натальи Грейс, где как раз проводили занятия по психологии лидерства, уверенному поведению, целеполаганию и т.п. Я с большинством тамошних идей был знаком заранее, но тут я поучаствовал в их практическом преподавании…

    Так вот я курса до конца не дошёл, потому что понял для себя важнейшую вещь: активное, агрессивное, энергичное, разумное лидерство имеет важнейшую слабость. Эта слабость заключается в единой целенаправленности. Лидер для меня — это такой человек, который всех и себя поведёт, куда ему вздумается, даже если будет очень тяжело и даже если вздумалось неправильно.

    Если научить людей уверенно проталкивать в жизнь свои идеи, то может получиться только хуже, ибо формальные, психологические методы воспитания Сильной Личности затмевают для человека разумность и продуманность того, что он делает. Их там учат: «Я хочу» — это закон, и осталось только поставить цель, написать план, отбросить сомнения — и с 10000ого раза добиться! (И все приводят в пример Эдисона.)

    И я уже понасталкивался в жизни с подобными людьми. Их очень много в бизнесе. И эти люди хоть и меняют как-то жизнь и окружающий мир, по сути, эдакие обезьяны с гранатой! И им нельзя ничего объяснить, потому что они не способны видеть смысл возражений, но воспринимают их, как попытку их переубедить. А этого же им нельзя допускать! Это же для них поражение, отказ от выполнения своей прихоти и т.д.

    И нет ничего восхитительного, если человек одержим абсолютно идиотской мечтой и готов всех поубивать или повести за собой на идиотском пути к ней.

    Вот это воспитание лидерства — попытка возместить нехватку ума у большинства людей. И людям обычно жутко нравятся такие тренинги, где их заставляют поверить в свои возможности. Но всё равно образования как не было, так и не будет, ума для понимания сложных вещей как не было, так и не будет!

    Я предпочитаю окрыляться не тем, что у меня есть идея, а тем, что актуальность этой идеи находит подтверждение в окружающем мире. Я стараюсь двигаться по пути наибольшего благоприятствования, заниматься тем, что вот-вот может наступить. Ибо всё равно наступает то, что может наступить, а не то, чего хотят отдельно взятые лидеры. И отождествлять удачно выбранное направление для удара с могуществом этого удара неправильно. Так что всё равно сначала надо подумать и пусть строгое доказательство нужности и необходимости твоего дела и будет основой для уверенности.

    Я называю себя эволюционным менеджером. В отличие от лидеров (хоть у меня ящик так называется) эволюционные менеджеры всегда идут сразу к нескольким целям, чтоб обстоятельства не могли их полностью подкосить, готовы бросить любое дело на полдороги, если появилось такое же по масштабам, но более вероятное дело, стараются стремиться к целям, само частичное выполнение которых уже будет давать большие достижения и т.д, и т.д., и т.д.

    Наука позволила людям рационально смотреть на мир, т.е. видеть в нём предсказуемые закономерности. Её суть в том, чтобы с помощью анализа и построения модели исключить риск. Поэтому эволюционный менеджер не рискует и не берётся за дело, если не довёл план до минимального риска. А лидер рискует, потому что руководствуется желаниями или личными целями. И поэтому судьба его может быть трагична.

    Надо слушать не только себя, но и окружающий мир и делать то, что нужно как можно большему числу участников процесса. Тогда будет больше помощи, меньше сопротивления. Я предпочитаю не метко стрелять, а тщательно выбирать или расставлять зайцев, чтоб хватило одного выстрела на всех. :)))) Пока получается.


    Виктор Лещиков
    mailto:leader@crealab.org
    ICQ: 278295022
    Творческая Лаборатория
    www.CreaLab.org
  47. Shatalov пишет:
    > Кто-нибудь работал с системой IAR visualSTATE(R) или аналогичными
    > средами? В первую очередь интересуют методы проектирования с
    > использованием SDL и UML. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями!

    Могу только высказать свои мысли.
    UML был придуман для того, чтобы уменьшить бардак в объектно-ориентированном программировании. По крайней мере, это хоть какая-то попытка свести воедино проектную документацию и код программы. Насколько я знаю в программировании встраиваемых систем он очень слабо применяется. И UML не может быть панацеей, потому как серебряную пулю еще не изобрели. Для проектирования — да, это должно быть удобной штукой, но нужно помнить, что ориентирована она на объектно-ориентированное применение.

    В области построения управляющих встраиваемых систем аналогичной по наглядности, но гораздо более практичной может оказаться использование методики автоматного программирования. Есть даже специальные программы и языки для графического описания модели с выделением состояний автоматов и с графами переходов их одного состояния в другое. Если интересно - посмотрите сайты: http://is.ifmo.ru и www.softcraft.ru

    Хотя, как я смотрю сейчас на сайте IAR — они тоже говорят о конечных автоматах. Но для понимании теории — вышеуказанные ресурсы — это то, что надо. На русском языке и очень грамотно.

    http://OnEmbedding.com — сайт «Про встраиваемые системы»
    Форум «Про встраиваемые системы» (tech.onembedding.forum)
    Alexander Belchenko
    Subject: [OnEmbedding] Re: IAR visualSTATE(R)
  48. На сайте SoftCraft.ru опубликована статья одного из наших любимых авторов — Анатолия Шалыто про ИТ-образование в России, которая по большому счёту относится и ко всему пост советскому пространству. Очень советую прочитать, и осознать реальность ИТ-подготовки в настоящее время!

    В статье затронуты такие вопросы, как:

    • Сколько получает преподаватель?
    • Образование на бегу со стороны преподавателя
    • Почему ухудшается фундаментальная подготовка?
    • Кто готов помочь? ИТ-фирмы, Государство, или…
    • Возможно ли настоящее обучение без научных исследований?
    • Куда писать? Или нужны ли научные журналы, при наличие Интернета.
    • Финансирование. Или Не будем о грустном; Кто виноват и что делать?
    Источник: Server.MD http://www.server.md/news.php?nid=10079

  49. Здравствуйте, Анатолий Абрамович!

    Огромное Вам спасибо за оказанное внимание к моей диссертационной работе.

    Ваша монография «Логическое управление. Методы аппаратной и программной реализации алгоритмов» и более раннее издание книги «Настраиваемые модули для управляющих логических устройств» являются моими настольными учебниками.

    Последнюю я даже полностью оцифровал (книга выложена в разделе «Книги»).

    Конечно, я еще учусь и мне многое надо постичь. Если моя персона вызвала у Вас интерес, я с величайшим признанием хотел бы продолжить информационное общение.

    С глубоким уважением,
    Шидловский Станислав Викторович stas@iit.tusur.ru
  50. From: "Владимир Филиппович Козаченко" <kozachenko@aep.mpei.ac.ru>
    To: "Anatoly Shalyto" <shalyto@mail.ifmo.ru>
    Date: Monday, January 24, 2005, 7:48:23 PM
    Subject: Шалыто
    
    ===8<==============Original message text===============
    Уважаемый Анатолий Абрамович!
    
    Большое спасибо за ваше теплое письмо.
    Мы с 1990 г. занимаемся разработкой микроконтроллерных систем управления для
    отечественных комплектных электроприводов с различными типами исполнительных
    двигателей, а также для преобразователей частоты и различных источников
    питания.
    При этом методы управления как режимами работы собственно ПЧ, так и
    многонасосными рабочими станциями на их основе, реализованы на принципах,
    близких к вашим.
    Интересно, как мы впервые познакомились с вашими работами в этой области. Я
    вел курсы повышения квалификации специалистов в области встраиваемых
    микроконтроллерных систем управления и читал лекцию о современных методах
    реализации логических контроллеров и дискретных управляющих автоматов на
    сигнальных процессорах. Один из слушателей сказал, так это же очень похоже
    на то, как делает Шалыто А.А., и показал статью. Мы были поражены схожестью
    подходов. Конечно, у Вас все более научно, а у нас приближено к нашим
    практическим задачам с сотней прерываний и прямым процессорным управлением
    силовыми элементами и прямым сопряжением с датчиками. Для нас управляющие
    автоматы - это очень важная часть общего ПО, которая должна работать
    предельно эффективно, организуя как бы верхний уровень программного
    обеспечения.
    Еще раз спасибо за предложение по сотрудничеству. Я принимаю его. Надеюсь,
    что кроме публикаций у нас могут быть и другие области для взаимодействия.
    Наши скромные возможности по технике (пока еще частично) отражены на сайте
    www.motorcontrol.ru
    
    Директор Учебно-научно-консультационного центра "Texas Instruments-МЭИ"
    Ген. директор "Научно-производственной фирмы ВЕКТОР"
    Козаченко В.Ф.
    
    
    
    ----- Original Message -----
    From: "Anatoly Shalyto" <shalyto@mail.ifmo.ru>
    To: <kozachenko@aep.mpei.ac.ru>
    Sent: Wednesday, January 19, 2005 5:29 PM
    Subject: Шалыто
    
    
    >
    >   Уважаемый Владимир Филиппович!
    >
    >   С большой радостью прочитал о том, что Вы развили автоматный подход
    >   применительно к быстродействующим микроконтроллерам. Мы пробовали
    >   его применять к микроконтроллерам Сименс. Все получилось прекрасно,
    >   но статью не написали соавтор пошел за деньгами.
    >
    >   Мой сайт http://is.ifmo.ru
    >
    >   Мне Вашего подхода не хватало, так как я рассматривал четыре других
    >   области:
    >   автоматный подход на программируемых логических контроллерах
    >   процедурное программирование с явным выделением состояний
    >   ООП с явным выделением состояний
    >   Автоматы  при реализации алгоритмов дискретной математики.
    >   http://is.ifmo.ru/works/tech_aut_prog/
    >
    >   Давайте сотрудничать. В СПб есть журнал "Информационно-управляющие
    >   системы", где я член редколлегии. Хотелось бы написать совместную
    >   статью.
    >
    > С уважением, Шалыто
    >
    
    ===8<===========End of original message text===========
    
  51. Мне всегда казалось, что настоящий ученый ИТ-мира должен иметь свой сайт в интернете, где бы он мог делиться своими переживаниями, мыслями, инновационными идеями и т.д. Все-таки ученый, а тем более ИТ-ученый, должен оказывать влияние на ИТ-сообщество, которое сосредоточено в интернете (а не в ИТ-областях — для этого всегда служили бумажные журналы). Однако в российском сегменте я знаю всего несколько таких ИТ-ученых. Видимо, истинных ИТ-ученых совсем у нас не осталось. Мы уже рассказывали о сайте одного из тех немногих — профессора А.А. Шалыто (http://is.ifmo.ru). А данный сайт — творение еще одного профессора кафедры нейроЭВМ Красноярского государственного технического университета Легалова Александра Ивановича. Узнай, чем живет, чем дышит (на ладан?) отечественная наука и выскажи свое мнение там же на форуме.
    http://softoroom.net/topic898s20.html

  52. Шоу, поражавшее зрителей работой X под root, периодическими затыками с usb-flash и слабой подготовленностью некоторых выступающих. Без ярких персонажей здесь также не обошлось. Чего стоило только более чем эмоциональное ;) выступление Анатолия Абрамовича Шалыто с красочным описанием процесса подготовки программной документации. Ключевая фраза выступления: «Он парень вменяемый. Дай код посмотреть.» Прав конечно. Опять же, «чукча не читатель, чукча — писатель» относится ко многим программерам, которые просто ненавидят писать легко читаемый код и, уж тем более, документацию к нему. Такая особенность делает их «незаменимыми» на некоторое время, а их нежелание дальнейшей работы над проектом фактически означает его (проекта) смерть.
    http://fssg.st-oskol.ru/~dms/osfr2005.html

  53. Уважаемый Анатолий Абрамович!
    Я хорошо знаю Вашу книгу. Мне удалось ее приобрести по случаю в Питере. Думаю, что это уже КЛАССИКА логического управления. Очень мощный труд. Наверное, такое удается создавать только раз в жизни. Конечно Ваша книга оказалась очень полезной.

    В своей монографии я много раз ссылался на Ваш труд (надеюсь везде корректно). В свое время с Вашей книгой я ознакомил академика Амербаева  В.М. Он высоко оценил ее и был как-то по детски раздосадован, когда мне пришлось ее забирать у него обратно.

    Разумеется, я вышлю свою монографию Вам в ближайшее время. И дополнительно пару экземпляров для библиотеки Вашего университета.

    Буду весьма и весьма благодарен за Ваши замечания по монографии. В России сейчас так мало специалистов в этой области. Частично материалы книги опубликованы в журнале «Автоматика и телемеханика», 2004, № 6 и 2005 № 7. Если необходимо я вышлю свои оригиналы этих статей.

    С наступающим Вас Новым годом!

    Доктор технических наук Финько Олег Анатольевич. Краснодар.
  54. Здравствуйте, уважаемый Анатолий Абрамович!
    Пишет Вам аспирант кафедры кибернетики Ярославского государственного технического университета.
    С большим интересом уже больше года читаю и перечитываю материалы Вашего сайта (http://is.ifmo.ru).

    Когда практически все сверстники имеют потребительское мировоззрение, считая теоретические дисциплины ненужной глупостью, а профессоров типичными неудачниками как Вы метко заметили вне зависимости от их талантов.

    Ваши статьи и мысли просто как глоток воды в пустыне.
  55. Здравствуйте уважаемый Анатолий Абрамович!

    Обращаются к ВАМ родители 13-летней девочки Маши, которые крайне озабочены будущим образованием своего ребенка.

    Внимательно ознакомились со всеми публикациями сайта. Крайне импонирует ВАША манера подачи информации.

    С уважением к ВАМ лично.
  56. Из письма заместителя главного редактора еженедельника «Компьютерра» Леонида Левковича-Маслюка к Анатолию Шалыто

    Я очень рад, что в этом сезоне началось наше с Вами сотрудничество. Оно мне очень нравится, и я считаю, что читателям Ваши материалы крайне полезны и очень интересны (это подтверждается и их обсуждением на сайте, и цитированием в других изданиях).

    У Вас прекрасный, оригинальный, выразительный стиль, огромная искренность, заинтересованность в теме, о которой пишете, огромный потенциал научный и преподавательский, и очень хорошо, что все это теперь попадает к довольно массовому читателю.

    Всего наилучшего. Леонид.

  57. Добрый день Анатолий Абрамович!

    Был приятно удивлен, когда наткнулся в Интернете (http://is.ifmo.ru) на работы Ваших студентов. Вот уже несколько вечеров взахлеб читаю статьи, размещенные сайте. Потрясен Вашей творческой энергией, искренне желаю новых успехов в этом нелегком деле.

    Юрченко Владимир
  58. Здравствуйте, Анатолий Абрамович!

    Я недавно прочитал на сайте вашу статью «О понимании жизни» и, надо признаться, был весьма удивлен ее содержанием.

    Я решил написать прямо Вам о впечатлениях, поскольку я знаю, что Вы-то прочитаете.

    Так вот, Вы, рассуждая о талантливых и гениальных молодых людях, акцентируете внимание читателя на том факте, что они часто не любят извиняться, хотя иногда это весьма уместно. На мой взгляд, это не самая большая проблема — я, например, тоже этим страдаю, но, несмотря на это, понимание того, что надо в какой-либо ситуации извиниться, приходит-таки ко мне, правда с запозданием бывает в несколько дней. Как мне кажется, такая проблема диктуется скорее не особенностями характера каждого отдельного человека, а в принципе неопытностью молодежи в общении, в неспособности вести «онлайн»-диалог так, как это получается у взрослых. Поэтому, на мой взгляд, это всего лишь вопрос времени.

    А вот другой факт, упомянутый Вами, куда сильнее меня задел. Судя по вашим словам, Вы не протяжении всего времени чаепития находились в одной комнате с молодыми людьми, и они за это время не предложили Вам чая. Вы пишите, что им не хватила <такта>. Если я все правильно понимаю, то я бы сказал, что им просто не хватило мозгов, и не тех, которыми решаются олимпиадные задачи, пишутся курсовые и бакалаврские, а тех, которые просто отличают человека от обезьяны, которая слезла с дерева и научилась ходить на двух ногах.

    В такой ситуации я чем-то даже рад, что я — не гений.

    Спасибо.
  59. Анатолий Абрамович

    Большое Вам спасибо за поздравление. Впечатляющие победы наших программистов (http://pcweek.ru/?ID=622189) во многом основаны на труде преподавателей-сподвижников в Университетах и были бы невозможны без этого самоотверженного труда. Начиная с прошлого года, я пришел к убеждению, что системного изменения в системе подготовки кадров не сделать без того, чтобы выровнять зарплаты преподавателей до уровня выше среднего по индустрии (так было при царе и при коммунистах, когда и была создана существующая система образования).

    (Я пришел к тому же выводу http://is.ifmo.ru/belletristic/ostprob/. Прим. А.А. Шалыто )

    Только повышение общего уровня зарплаты сможет внести конкуренцию за места преподавателей и вернуть (привлечь) в ВУЗы критическую массу нормальных людей (я не говорю о сподвижниках, таких как Вы, которые делают свое дело на энтузиазме — их не может быть очень много, они уникальны).

    Очень Вас уважаю за то, что вы сделали уже, и за то, что Вы еще сделаете для российкой школы программирования.

    Удачного Вам Нового Года! Здоровья и успехов!

    С уважением, Валентин Макаров,
    президент некоммерческого партнерства «Руссофт».
    9.01.2007
  60. Мне нужны постдоки для того, чтобы они были буфером между мною и аспирантами, я ведь не такой герой как Шалыто.
    Из разговора Бертрана Мейера в СПбГУ ИТМО
  61. С величайшим удовольствием прочитал вашу статью «Писать по-русски»!!! Полностью поддерживаю!

    Я аналогичную работу, только не так глубоко «копаю» — нет времени оттачивать стилистику, провожу много лет в Мурманском техническом университете для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика».

    Благодаря Вашей статье в «PC Week» узнал адрес сайта Вашей кафедры и прочитал ряд Ваших очень интересных публикаций.

    С уважением,
    профессор Мурманского государственного
    технического университета
    Вадим Васильевич Качала
  62. Хорошая книга: http://is.ifmo.ru/books/switch/6
    Респект АНТОХЕ за ссылку.
    Думаю, очень пригодится нам вот этот пример: http://is.ifmo.ru/books/switch_djvu2/Pr12.djvu
    Распечатаю на работе, почитаю внимательно.

    P.S. КРАСОТИЩА!!! Почитайте диалог автора и разработчика на стр.484-485: http://is.ifmo.ru/books/switch_djvu2/Ch19.djvu
    Я уже заинтересован идеей автоматного программирования, причём очень!
  63. Основная суть SWITCH-технологии изложена в статье «Алгоритмизация и программирование для систем логического управления». Но для получения общего представления о данном подходе стоит прочитать статью, опубликованную в 8-м номере журнала Мир ПК за 2001 год. Она называется «Программирование с явным выделением состояний». Для меня вначале тоже многое было непонятно, потому что я никак не мог себе представить как же все это хозяйство реализуется на практике. На самом деле SWITCH-технология отражает совершенно новый подход к программированию.

    Теперь в разработке ПО появился новый этап — проектирование, о котором раньше как-то не было принято говорить. Все просто садились и писали. Причем какой-то целостного представления о выполняемой работе не было. Особенно это касается софта для ПЛК. Для начала пишется заглушка, отлаживается, потом постепенно наращивается функциональность. Обычно в виде набора модулей с некоторым множеством фунций в каждом. Взаимосвязи модулей через пару лет будут уже никому не понятны. Основное время разработчика будет занимать поиск глюков в процедурах, которые писались неизвестно кем неизвестно когда без какого-либо документирования. Думаю, для многих это до боли знакомая ситуация. В SWITCH-технологии используется совершенно иной подход, основным преимуществом которого является ясность (естественно для тех кто в ней разбирается). Большая заслуга г-на Шалыто в том, что он постепенно продвигает свое детище в массы, но преодолеть заскорузлость наших программистов не так уж и просто. Хорошо, что он работает преподавателем и несет эту идею с чистого листа в молодые умы, которые еще не привыкли к безответственности.

    2005, апрель
    http://forum.cta.ru/forum_posts.asp?TID=1023&PN=1
  64. Уважаемый Анатолий Абрамович!

    С интересом прочитал Ваш материал "У нас была Великая эпоха". Очень хорошо, что Вы занимаетесь важным и нужным делом - сохранением научной памяти и передачей наработанного молодым. Историей теории автоматов и прикладной логики занимаются классические логики и историки науки, но они не чувствуют предмета.
    Поэтому это дело должны забрать мы - те, кто сами разрабатывали эту область науки. Мое конкретное предложение: надо собраться на небольшой (20-25 человек) конференции в Москве или Питере, при соответствующем персональном отборе участников, выяснить, кто занимается историей этой области науки или имеет к этому интерес, заслушать несколько заказных пленарных обзорных докладов и, если будут желающие, обычные доклады. После этого составить план коллективной монографии или хотя бы тематического сборника (с титульными редакторами), оговорить главы (статьи), авторов, сроки и осуществить издание. Это и будет нашим коллективным вкладом в дело передачи достигнутого молодым. Времени на это очень мало - максимально 2-3 года (через 5-6 лет будет уже некому писать!).

    Левин Виталий Ильич, д-р техн. наук, проф., заслуж. деят. науки РФ
  65. Уважаемый Анатолий Абрамович,

    Не могу не выразить Вам благодарность и своё единодушие в вопросе грамотности использования русского языка (http://pcweek.ru/?ID=627296).
    На мой взгляд проблема эта уже должна рассматриваться на государственном уровне.
    Неграмотность пустила корни не только в разговорной речи малолеток-недоучек, но проявляется и в средствах массовой информации, например, в таком сетевом издании, как gazeta.ru или в периодике бумажных изданий. Причём, на замечания об ошибках там даже не реагируют. А ведь их читают массы и на них потом будут ссылаться. Ещё моя школьная учительница говорила, что для грамотности важнее не столько знать правила, сколько больше читать - прочитанное отложится в голове и по мере надобности вспомнится.
    Полностью согласен и с приведённой Вами цитатой А. Аграновского, неоднократно имел возможность убедиться в её правильности. Мне кажется, упорядоченность мыслей проявляет степень развития сознания и самосознания человека, как личности.
  66. Анатолий Абрамович!

    Прочитал Вашу статью в PCWEEK online от 04.04.2007 г. http://pcweek.ru/?ID=627296 и не могу не выразить полное согласие в Вашими тревогами.

    Являюсь руководителем разработок с области СУБД для крупных заказчиков (Газпром, РЖД, КУГИ). И программируют неплохо, голова работает.

    Прошу: изложите ... на бумаге, на одну страницу. Читаю и, только вздыхать остается. С трудом улавливаю, а что же, собственно, хотел этот автор сказать?

    А обороты! К концу фразы забывашь с чего начал. Речь даже не идет о новоязе, гламуре и т.д.

    Идею, суть не могут выразить. Все растекается в лишних словах... Тогда прошу: напишите по одной фразе в табличной форме: 1., 2., и т.д. Ворчат. Приходится заставлять. Приходится воевать.

    Прошу извинить, что отвлек, но наболело.
  67. Здравствуйте, Анатолий Абрамович.
    Пишет Вам Бирюков Павел Валерианович.
    Мне 38 лет, я работаю программистом в банке в Москве.
    Скажите пожалуйста, есть ли у вас программа заочного обучения программированию с применением конечных автоматов. Потому что очно обучаться у меня нет времени, а очень хочется научиться программировать правильно.
    Если существуют курсы для таких людей как я сообщите контактную информацию.
    С уважением, Бирюков Павел.



© 2002—2017 По техническим вопросам сайта: vl.ulyantsev@gmail.com