А.А. Шалыто
Знают ли это все?





В своем прощальном с олимпиадами по программированию письме чемпион
мира 2017 г. года, в частности, написал: «Ситуация, когда задача не
заходит, и ее нужно пихать в ТЛ или писать стресс-тест, чтобы найти
ошибку, бывают всегда, но в этот раз их было слишком много».

В этой фразе я все понял за исключением загадочных двух букв: ТЛ. И
это несмотря на то, что я просмотрел всю трансляцию с финала
чемпионата мира. Поэтому, перепостив письмо в сети, я попросил помощи
в расшифровке этой аббревиатуры, и вскоре получил ответ: «Anatoly,
Time Limit».

Тогда я понял почему просмотр трансляции не помог мне: так там писали
TL, а вовсе не ТЛ. Следовательно, Иван использовал в своем тексте не
аббревиатуру, а ее перевод на русский язык. Многим это было понятно, а
для меня было загадочно.

Старайтесь не использовать сокращения и аббревиатуры (кроме
общепринятых – таких как, например, СССР, ВМФ, ПВО, ПО, ГОСТ), ни в
тексте, ни в речи. Их обычно применяют военные, так, как, видимо,
думают, что, говоря «ТАКР» (тяжелый авианесущий крейсер ракетный) или
просто набор согласных – «КРБД» (крылатая ракета большой дальности),
они охраняют секреты страны. А какую цель преследуете Вы, говоря,
например, что учитесь на ФИТиП, который на самом деле является
факультетом информационных технологий и программирования?

Знайте, что самую высокую безопасность можно обеспечить, если
выпускать документы с грифом: «До прочтения сжечь» , и помнить что
«если хочешь сохранить секрет, надо скрывать его и от себя» (Д.
Оруэлл).

Теперь расскажу историю про аббревиатуру. Молодой человек показал мне
текст на русском языке, в котором ВВС рекомендовало 200 книг для
прочтения. Я подумал, что руководству военно-воздушных сил совсем
нечем заняться, и оно принялось за образование народа. Я высказал это
предположение молодому человеку. На этот раз удивился он и спросил: «А
причем здесь военно-воздушные силы?». Через некоторое время он все
понял и пояснил мне, что этот список составила вещательная корпорация
из Англии, название которой имеет ту же аббревиатуру, но на английском
языке. И еще. Какие сокращения допустимы в текстах на русском языке?
Только «т. д.» и «т. п.».

Еще одна история. Аспирант принес диссертацию по ледокольной тематике,
в которой без расшифровки неоднократно использовалась пара букв – ЛЯ.
На вопрос что они означают, он с удивлением ответил, что это знают все
– ледовый ящик. Действительно, моряки, возможно, и знают, но я-то не
моряк. И шел бы к ним сразу, а я-то здесь причем? Не хочу из-за
неумения кого-то писать по-человечески, чувствовать себя идиотом.

Одно из самых знаменитых писем И. Маска имело тему: «Запрещаю
аббревиатуры, достали». Он пишет: «В компании распространяется
тенденция придумывать сокращения. Причем бывают случаи, когда
дебильная аббревиатура произносится дольше полного названия! Когда
сокращения сочиняет тысяча человек, нам скоро придется издать толстый
словарь для новых сотрудников. Никто не помнит всех сокращений, а люди
не хотят на совещаниях выглядеть дураками, и поэтому просто сидят,
ничего не понимая. Необходимо немедленно прекратить эту практику. Если
сокращение не будет одобрено мною лично, оно не должно использоваться
в компании». Понятно?».

А еще наш выпускник Михаил Медвинский как-то написал мне: «Я хорошо
помню, как во время предзащиты бакалаврских диссертаций (году в 2005,
наверное) Вы спросили «КПК – это Коммунистическая Партия Китая»?
Оказалось нет...

Не используйте внутрикорпоративный жаргон. «В первые дни пребывания в
IBM на совещаниях я часто совершенно не понимал, о чем говорит
выступающий. Я не притворялся: останавливал говорящего и просил
сказать то же самое простыми словами. Это раздражало, но люди быстро
объясняли, что и как. Потом я издал меморандум, в котором отменил
внутренний жаргон» (Л. Герстнер).

От многих из промышленности все чаще слышится: «Говорить не умеют, и
писать не могут» (А. Ходырев). Поясню, почему, например, надо уметь
писать по-человечески. «Выбирая между несколькими претендентами на
одну и ту же позицию, отдавайте предпочтение тому, кто лучше других
умеет писать. Уметь писать – это иметь логичный и ясный ум,
позволяющий соответствующим образом излагать свои мысли, делать вещи
понятными, знать, чем можно пренебречь» (Д. Фрайд, Д. Хенссон).

Не позволяйте людям, которые плохо пишут, выпускать документы, которые
должны прочесть многие. Помните, что их никто не учил писать внятно.
Они даже не понимают, что их писанину нормальный человек прочесть
сможет, а понять – нет. Есть еще немногочисленная категория
«писателей», которая теоретически способна создать внятный документ,
но понимает, что для этого надо много трудиться, а им лень. Поэтому
они просто отбывают номер.

Всегда помните, что читатели ничем перед Вами не провинились, и если
Вы не имеете явных садистских наклонностей, то старайтесь не мучить их
своим «творчеством». Знайте, что если суммарная трудоемкость процесса
«писать и читать» равна 100%, то 90% трудоемкости должен взять на себя
писатель.

Если же он не способен или не хочет сделать это, то должен уволиться
или застрелиться. Я думаю, что если такое предложение выполнить, то
российское делопроизводство остановится, но знаю, что этого не
произойдет, и все останется без изменений.

«Русский язык и литература учат мыслить, а уметь мыслить важнее, чем
знать что-либо. Выбрасывать русский и литературу из курса обучения,
все равно, что, предположим, летчику наплевать на физподготовку и
вообще здоровый образ жизни. Я с таким летчиком не полечу» (А.
Иванов). Звучит красиво, но если написавший это не имеет, например,
своего самолета, то как, интересно, ему удастся выбрать себе
правильного летчика?

Помните, что «тот, кто плохо пишет, на самом деле плохо мыслит» (А.
Аграновский), а «кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (А. Шопенгауэр).
«Как человек пишет, так он и думает, а с ошибками думать не надо».
Пишите просто. «Блаженны пишущие простым языком, ибо прочитаны будут»
(М. Сеймур).

У меня по этому вопросу пока все.